Гражданская война-боль России
план-конспект урока (история, 11 класс) на тему
План-конспект урока с использованием технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskaya_voyna.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гражданская война – боль России»
Цель урока:
систематизация учащимися материала по теме в результате исследования источников, формирование представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией
Задачи:
- Воспитывающая – создать условия для саморазвития и самореализации учеников в процессе сотрудничества в группах; в ходе урока учащиеся должны осознать весь трагический характер войны;
- Образовательная – учащиеся должны закрепить умения отбирать факты, конкретизирующие содержание заданий; делать выводы о сильных и слабых сторонах происходящих процессов; формулировать выводы;
- Развивающая – в ходе урока учащиеся должны продемонстрировать умение отслеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, анализировать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать графические записи по предложенным вопросам.
План-конспект урока:
I. ВЫЗОВ
Прочитайте отрывок из стихотворения М. Волошина
«Одни идут освобождать Москву
и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других».
- Какие события нашли отражение в стихотворении?
- В чем социальный смысл стихотворения?
- Какие силы принимали участие в этом противостоянии?
- Что предопределило исход гражданской войны?
Формулировка темы урока.
II. ОСМЫСЛЕНИЕ
Работа в группах с текстами документов и материалом параграфа по предложенным темам:
- Внутриполитические процессы в России в годы гражданской войны
- Характерные особенности социальных отношений
- Экономические отношения: причины, особенности, последствия
- Международный аспект гражданской войны
При работе делаются записи в тетради с использованием граф-схемы «карта событий» (дается характеристика события: что?где? когда? Как? Кто? Почему?), при отчете групп заполняется «мозаика проблем» авт. И.Силова) на доске
В ходе фронтальной работы определяются субъективные и объективные факторы, предопределившие исход войны.
III. РЕФЛЕКСИЯ
Все это может показаться смешным и устаревшим нам,
но, право, может только хам над русской жизнью насмехаться.
Она всегда меж двух огней, не каждый может стать героем,
и люди сильные, не скроем, бессильны часто перед ней.(А.Блок)
- Как вы понимаете слова А.Блока?
- Почему вопрос «Чью сторону принять?» стал тяжелейшим нравственным испытанием для граждан России?
Главный урок гражданской войны состоит в том, что она не решает проблемы. А порождает насилие и произвол, приводит к массовой гибели соотечественников:
«… гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…
…братья, столь долго и щедро проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За ее завтрашний день, которая каждая из сторон видела и понимала по своему… Пусть над красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние». Б. Васильев
Домашнее задание:
проанализировать изучаемое событие (любой элемент, по выбору учащегося), используя алгоритм протекания химической реакции (что дано (исходное состояние), что(кто) явилось(лся) катализатором, что(кто) повлияло дополнительно, что получилось)
Документы:
1. Из записок В.В.Шульгина. «Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией, прежде чем революция окончилась в умах народа... Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс... Деятелей революции с широкой популярностью устраняли и преследовали. На ответственные посты назначали людей старого режима... Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу... и тем давали оружие для большевистской агитации местных самостийников».
2. Из статьи П.Милюкова. «Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя... Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы... добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа»
3. Из мемуаров П.Н.Врангеля. «Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией... Вот где внутренняя причина неудачи Белого движения... Против красной диктатуры нужна была белая “концентрация власти”».
4. Из записок участника Белого движения, журналиста А.А. фон Лемке. «Что же именно я считаю непосредственными, истинными причинами неудачи вооружённого выступления белых? Первой и основной причиной я считаю настроение населения тех областей, по которым шло наступление белых. Население должно было поступаться своими правами, своими удобствами. Армия белых не была той снабжённой и организованной армией, которую мы привыкли представлять себе, произнося это слово; немедленно по соприкосновению с населением она вынуждена была брать у него подводы, лошадей, запасы и, наконец, самих людей! Всё это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них. Недостатки, о которых я говорил, принимались за злонамеренность; и в результате население, не только в лице крестьянской массы, но порой и городской интеллигенции, начинало мечтать об избавлении, которое, конечно, должно было идти с красной стороны, ибо иного ничего не было! Когда уходили красные — население с удовлетворением подсчитывало, что у них осталось... Когда уходили белые — население со злобой высчитывало, что у него взяли...»
5. Из книги А.И.Деникина «Очерки русской смуты». «Между тремя основными народными слоями — буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углублённые революцией и обострённые разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха — единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций — правых и левых… были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски “вернейшей” ориентации и форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли».
6. Из книги А.И. Деникина « Очерки русской смуты». Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворённость существующим положением; неизжитая ещё рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть — пролетариату, земля — крестьянам, предприятия — рабочим и немедленный мир... Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта — восприятия им или, вернее, непротивления воцарению большевизма.
7. Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского. «Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила восстановлением старого режима. Напротив, все последствия большевистских государственных переворотов не выступали ещё с достаточной отчётливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давших наёмным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха — всё это казалось лишь следствием гражданской войны, которое исчезнет вместе с нею».
8. Из политического доклада В.И.Ленина на VШ Всероссийской конференции РКII(б). «Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, чтобы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя...
Второй приём Антанты, вторая система её борьбы состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства... Все способы давления, финансового, продовольственного, военного, были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию... Латвию, Литву и Польшу... идти против нас... но... каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться в вопросе о том, есть ли им расчёт бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентом на власть в России…, является только Колчак или Деникин, т.е. представители старой империалистической России...»
9. Из воспоминаний П.Н.Милюкова. «...Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно».
10. Из работы И.В.Сталина. «Внутренняя Россия с её промышленными и культурно-политическими центрами Москва и Петроград, — однородным в национальном отношении населением, по преимуществу русским, — превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточные окраины, без военных промышленных и культурно-политических центров, с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении... — превратились в базу контрреволюции...»
11. Из речи Л.Д.Троцкого. «Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Гражданская война в России"
Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...
Гражданская война в России
Методическая разработка урока...
Гражданская оборона в России
Реферат об истории развития Гражданской обороны в России...
урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"
Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России»....
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...
«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...