Столыпинская аграрная реформа
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
план-конспект урока, посвященного аграрной реформе П.А. Столыпина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agrarnaya_reforma_stolypina.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Реформы П.А. Столыпина и их итоги».
Цели: обеспечить усвоение учащимися целей и содержания реформ П.А. Столыпина, разъяснить причины не поддержки реформ.
Задачи: развить навыки работы с историческими документами, развитие познавательных умений.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: рассказ, беседа.
Оформление доски: дата, тема, план урока, новые термины (хутор, отруб, артель, кооперация)., даты (9.11.1906-указ о выходе крестьян из общины,1907 г. Отмена выкупных платежей).
Ход урока.
1. организационный момент.
2. актуализация опорных знаний: БЕСЕДА, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Какой документ ознаменовал начало российского парламентаризма?
Какие изменения произошли в устройстве государства после принятия Манифеста 17 октября?
Дайте характеристику работы первой Государственной думы, ее председатель, сроки работы, состав, основные вопросы?(вторая и третья Государственные думы)
3. изучение новой темы.
План.
- Аграрная реформа П.А. Столыпина. Цели, реализация реформы.
- Итоги аграрной реформы.
- Другие реформы П.А. Столыпина.
- Россия на кануне первой мировой войны(самостоятельное изучение).
Для того, чтобы приступить к изучению реформ, проводимых П.А.Столыпиным, мы прослушаем небольшое сообщение о жизни председателя Совета министров П.А. Столыпина, познакомимся с его судьбой и судьбой его близких.
1) Чтобы перейти к изучению новой темы, давайте сформулируем цели проведения аграрной реформы в стране. (После корректировки ответов учащихся, они фиксируются в тетради).
Задание: на основе высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
Документ 1:
«дикая полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действующая миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу». (Цель: успокоение страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).
Документ 2:
«не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе. Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий». (цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян).
Документ 3:
«главное богатство и мощь государства не в казне и в казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении». (Цель: продолжение модернизации России).
Под запись в тетрадь: цели:
.
Учитель: далее мы с вами непосредственно перейдем к основным мероприятиям аграрной реформы. Основные положения аграрной реформы:
1.разрушение крестьянской общины и закрепление земли в частной собственности.
2.оказание финансовой помощи крестьянству.
3.создание хуторов и отрубов.
4.переселение безземельных и малоземельных крестьян в Сибирь и Ср. Азию.
2) учитель: после того, как мы с вами рассмотрели основные положения аграрной реформы, нам необходимо подвести ее итоги и дать им оценку. К положительным результатам реформы можно отнести то, что в стране начали появляться фермерские хозяйства, хотя их процент был и невелик, также следует отметить, что в стране начался рост производительности сельскохозяйственной продукции, так валовый сбор зерна вырос в 1, 7 раза, в сельское хозяйство начали внедряться новая агротехника, в результате чего вырос экспорт хлеба. Но несмотря на все эти плюсы, реформа имела также негативный характер. Так. Община не была разрушена, из нее вышло только около 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие (почему беднейшие крестьяне стремились выйти и з общины?). возросло имущественное расслоение крестьянства, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам, в результате чего к противоречию между крестьянами и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.
3) но П.А. Столыпин был озабочен не только аграрным вопросом, он пытался модернизировать Россию и по его инициативе в стране начали проводиться преобразования в таких сферах как:
- Введение свободы вероисповедания
- Установления гражданского равноправия (вспомнить избирательный закон)
- Улучшение быта рабочих
- Реформа местного самоуправления
- Реформа высшей и средней школы
- Введение всеобщего начального обучения
- Улучшение материального обеспечения народного учительства
- Полицейская реформа.
4. домашнее задание. § 5, записи в тетради, написать свое отношение к выражению П.А. Столыпина «Все для народа – вопреки народу».
5. подведение итогов, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 9 классе. Тема: "Столыпинская аграрная реформа".
Материал поможет при подготовке и в проведении урока по указанной теме. Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. история России. М, "Просвещение".2011г....
Аграрная реформа П.А.Столыпина
Урок истории в 11 классе на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...
Аграрная реформа П.А.Столыпина
Урок истории в 11 классе на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...
Столыпинская аграрная реформа глазами её участников: реформаторов и крестьян.
Идея проведения аграрной реформы в стране вынашивалась в общественных и правительственных кругах задолго до появления П.А. Столыпина. Крестьянские выступления 1905-1907 гг. лишь ускорили ход реформ. П...
«Столыпинская аграрная реформа и российские деревни в начале XX столетия»
Реформа Столыпина вызвала острую полемику в обществе - потому что она затронула самый больной вопрос российской жизни - земельного. Любой человек, живущий в России, скажет, что был такой и...
конспект урока истории в 11 классе "Столыпинская модернизация России. Аграрная реформа"
Урок-исследование с использованием различных источников информации, с применением ЭОР....
Урок- презентация по истории России в 9 классе на тему:"Столыпинская аграрная реформа"
Данная презентация знакомит уч-ся с реформатором нач.20 век- П.А. Столыпиным, раскрывает содержание аграрной реформы....