Индийские касты
методическая разработка по истории (5 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiyskie_kasty.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Индийские касты»

Класс: 5

Цель урока:  Сформировать представление у учащихся о сословном  делении, существовавшем во всех обществах Древнего мира.

Задачи урока:

1. Обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией;

2.Продолжать формировать умения работы с картой, выделять главное, высказывать свою точку зрения, использовать видеофрагменты-как исторический источник;

3. Сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Форма проведения урока:  коллективная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Орг. момент:

Проверка д.з. - на доске запись:  В ИСТОРИИ ЗНАЙ ТОЧНО ДАТЫ И ГОДА,

                                                        И ПОМНИ: ТЫ БЕЗ КАРТЫ НИКУДА

Работа с картой:

Найдите на карте реки : 1.Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг

                                         2. Покажите на карте Египет, Двуречье, Индию

                                         3. Покажите на карте: Красное море, Персидский залив, Индийский океан

Актуализация знаний в форме фронтального опроса:

 Приём «Блиц – опрос» (за правильные ответы получают жетоны)

А) В какой удивительной стране  мы побывали на прошлом уроке?

Б) Где находится эта страна?  ( Показать на карте).

В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).

Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии?  (Показать на карте).

Д) Почему эта страна называется Индия , а не Гандия?

Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются?  (Показать на карте).

Ж) Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях?

З) Священное животное для древних индийцев?

И) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии?

Л) В каких богов верили древние индийцы?

М) Как называется эта древняя религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.?(Индуизм).

Мотивация к изучению темы урока: приём «яркое пятно»:

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

 Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.

План изучения  нового материала:

1. Миф о происхождении каст;

2. Неравенство каст

3. Зарождение буддизма

Изучение первого вопроса  плана:

 Объяснение учителя.

Возникшее  неравенство среди индийцев было закреплено  религией. Жрецы в Индии составили Сборник  правил бога Брахмы, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец  принадлежал к одной из 4-х каст.

Пояснение учителем определения и запись в тетрадь учащихся:

Касты- большие, замкнутые группы людей в  Индии, различавшиеся по своим  правам и обязанностям  с самого рождения  и до смерти

Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой -либо  части тела бога Брахмы

  Слушают объяснения учителя и записывают в тетрадь

1 каста -брахманы-каста жрецов из уст Брахмы -их символизирует белый цвет

2 каста -воинов- из рук Брахмы- красный цвет

3 каста -земледельцы -из бёдер Брахмы -жёлтый

4 каста — слуги из запылённыз ступней ног Брахмы-чёрный

Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители, которого  были земледедьцами , никогда не сможет стать жрецом  или знатным воином.Ведь у коровы не может родиться поросёнок или жеребёнок.

Работа с классом над вопросами.

1. Подумайте, действительно ли касты были замкнутыми группами людей?

2. Почему деление людей в Индии на касты называют мифом?

Изучение второго вопроса плана.

Каждому ряду дается задание прочитать свой раздел:

1 ряд — о жизни брахманов

2 ряд — о жизни воинов и земледельцев

3 ряд — о жизни слуг

По окончанию задания некоторые представители групп отвечают на вопрос: «Если бы я был ...(брахманом, воином, земледельцем и слугой)»

 Объяснение учителя  о неприкасаемых.

В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня?  / Неприкасаемым/.  В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.

- Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!

И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям

Изучение третьего вопроса планаРазбирая вопрос о зарождении буддизма, опираясь на знания, которые учащиеся получили при чтении «Легенды о Будде»

При изучение данного вопроса осуществляется просмотр  обучающего виедофильма из цикла «Энциклопедия»-114 серия -Будда Гуатама по ссылке на интернет -ресурс http://uchu24.ru/video/114-buda-gautama.html

На партах  детей карточки с вопросом:

Каково было основное содержание проповедей  Будды? ставших основными постулатами буддизма? 

Запись определения буддизм -религия, возникшая в Древней Индии 6-5 вв. до н.э.  

При каком правителе произошло объединение  Индии?

Запись в тетрадь: Ашока -правитель династии Маурья древнеиндийской империи в 268-232 гг. до н.э. Государство Ашоки простиралось почти по всей Индии и части современного Афганистана. Покровительствовал буддизму.

Почему, на Ваш взгляд, Ашока, покровительствовал буддизму?

Закрепление материала :  приём «да-нетка» на отдельных карточках, котрые были розданы в начале урока.

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.    Да.

2. Из ступней бога вышла каста воинов.                 Нет.

3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.   Да.

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.  Нет.

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.     Да.

Сдают учителю.

Рефлексия: Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?

Подведение итогов урока

Инструктаж по домашнему заданию: 21 параграф, вопросы к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Урок: "Индийские касты".

Урок по теме "Индийские касты" для 5 класса общеобразовательных учреждений с использованием технологии проблемно - диалогического обучения....

Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»

Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»...

Конспект урока на тему: "Индийские касты"

Конспект урока по Древнему миру...

Тест по истории по теме "Индийские касты"

Тест по истории по теме "Индийские касты" для 5 класса.ФГОС.  содержит 2 варианта. Он  подходит и как элемент урока и для самостоятельного урока при проверке даной темы если объеденить оба в...