Индийские касты
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме: «Индийские касты»
Класс: 5
Цель урока: Сформировать представление у учащихся о сословном делении, существовавшем во всех обществах Древнего мира.
Задачи урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией;
2.Продолжать формировать умения работы с картой, выделять главное, высказывать свою точку зрения, использовать видеофрагменты-как исторический источник;
3. Сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Форма проведения урока: коллективная, индивидуальная, групповая
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Орг. момент:
Проверка д.з. - на доске запись: В ИСТОРИИ ЗНАЙ ТОЧНО ДАТЫ И ГОДА,
И ПОМНИ: ТЫ БЕЗ КАРТЫ НИКУДА
Работа с картой:
Найдите на карте реки : 1.Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг
2. Покажите на карте Египет, Двуречье, Индию
3. Покажите на карте: Красное море, Персидский залив, Индийский океан
Актуализация знаний в форме фронтального опроса:
Приём «Блиц – опрос» (за правильные ответы получают жетоны)
А) В какой удивительной стране мы побывали на прошлом уроке?
Б) Где находится эта страна? ( Показать на карте).
В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).
Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии? (Показать на карте).
Д) Почему эта страна называется Индия , а не Гандия?
Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются? (Показать на карте).
Ж) Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях?
З) Священное животное для древних индийцев?
И) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии?
Л) В каких богов верили древние индийцы?
М) Как называется эта древняя религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.?(Индуизм).
Мотивация к изучению темы урока: приём «яркое пятно»:
Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?
Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.
План изучения нового материала:
1. Миф о происхождении каст;
2. Неравенство каст
3. Зарождение буддизма
Изучение первого вопроса плана:
Объяснение учителя.
Возникшее неравенство среди индийцев было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Брахмы, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из 4-х каст.
Пояснение учителем определения и запись в тетрадь учащихся:
Касты- большие, замкнутые группы людей в Индии, различавшиеся по своим правам и обязанностям с самого рождения и до смерти
Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой -либо части тела бога Брахмы
Слушают объяснения учителя и записывают в тетрадь
1 каста -брахманы-каста жрецов из уст Брахмы -их символизирует белый цвет
2 каста -воинов- из рук Брахмы- красный цвет
3 каста -земледельцы -из бёдер Брахмы -жёлтый
4 каста — слуги из запылённыз ступней ног Брахмы-чёрный
Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители, которого были земледедьцами , никогда не сможет стать жрецом или знатным воином.Ведь у коровы не может родиться поросёнок или жеребёнок.
Работа с классом над вопросами.
1. Подумайте, действительно ли касты были замкнутыми группами людей?
2. Почему деление людей в Индии на касты называют мифом?
Изучение второго вопроса плана.
Каждому ряду дается задание прочитать свой раздел:
1 ряд — о жизни брахманов
2 ряд — о жизни воинов и земледельцев
3 ряд — о жизни слуг
По окончанию задания некоторые представители групп отвечают на вопрос: «Если бы я был ...(брахманом, воином, земледельцем и слугой)»
Объяснение учителя о неприкасаемых.
В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня? / Неприкасаемым/. В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.
- Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?
- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!
И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям
Изучение третьего вопроса планаРазбирая вопрос о зарождении буддизма, опираясь на знания, которые учащиеся получили при чтении «Легенды о Будде»
При изучение данного вопроса осуществляется просмотр обучающего виедофильма из цикла «Энциклопедия»-114 серия -Будда Гуатама по ссылке на интернет -ресурс http://uchu24.ru/video/114-buda-gautama.html
На партах детей карточки с вопросом:
Каково было основное содержание проповедей Будды? ставших основными постулатами буддизма?
Запись определения буддизм -религия, возникшая в Древней Индии 6-5 вв. до н.э.
При каком правителе произошло объединение Индии?
Запись в тетрадь: Ашока -правитель династии Маурья древнеиндийской империи в 268-232 гг. до н.э. Государство Ашоки простиралось почти по всей Индии и части современного Афганистана. Покровительствовал буддизму.
Почему, на Ваш взгляд, Ашока, покровительствовал буддизму?
Закрепление материала : приём «да-нетка» на отдельных карточках, котрые были розданы в начале урока.
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. Да.
2. Из ступней бога вышла каста воинов. Нет.
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. Да.
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет.
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Да.
Сдают учителю.
Рефлексия: Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
Подведение итогов урока
Инструктаж по домашнему заданию: 21 параграф, вопросы к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Урок: "Индийские касты".
Урок по теме "Индийские касты" для 5 класса общеобразовательных учреждений с использованием технологии проблемно - диалогического обучения....
Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»...
Конспект урока на тему: "Индийские касты"
Конспект урока по Древнему миру...
Тест по истории по теме "Индийские касты"
Тест по истории по теме "Индийские касты" для 5 класса.ФГОС. содержит 2 варианта. Он подходит и как элемент урока и для самостоятельного урока при проверке даной темы если объеденить оба в...