Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Рабочая программа по истории 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории 5 класс | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А.А.Вигасина «История Древнего мира», 2008.
Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира ориентирован на использование:
– учебника «История древнего мира» А. А. Вигасина, Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2009;
- дополнительных пособий для учителя:
– Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. – М., 1999;
– Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. – М., 1998;
- Арасланов О.В., Соловьев К.А., Поурочные разработки по истории Древнего мира М., 2009;
- Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история. Книга для учителя. М., 2000.
- Атлас История Древнего мира - М., Росреестр, 2010 г.
- для учащихся:
– учебник «История древнего мира», А. А. Вигасин, Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006;
– Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 частях Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006.
Тематическое планирование рассчитано на 70 часов в год.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История Древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «История. Просвещение», Мультимедийное учебное пособие, CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества», «Уроки всемирной истории. Древний мир. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;
Данная программа должна быть реализована в 2012 – 2013 учебном году.
Виды деятельности учащихся: познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа (1 час).
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Что изучает история. 7 ч.
Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества – часть всемирной истории.
История Древнего мира
Первобытное общество. 6 ч.
Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). 17 ч.
Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.
Древняя Греция. 21 ч.
Легенды о людях и богах. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.
Древний Рим. 19 ч.
Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г. Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.
Тематическое планирование 5 класс
№ урока | Тема урока | Содержание темы | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Информационное обеспечение | Вид контроля | Домаш. задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
I. Что изучает история (7 ч.) | |||||||||
1 | Что изучает история | Основные понятия: Исторические периоды, дописьменная история, письменная история. Основные факты: История Древнего мира первый период в истории человечества | Вводный урок с элементами беседы | Уметь: -объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика; - составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение | Презентация | Устный ответ по карточке | |||
2 | Периодиза ция мировой истории. Счет лет в истории. | Основные понятия: лента времени, год, век, столетие, тысячелетие летоисчисление. Основные факты: историческое время | Изучение нового материала | Уметь: – объяснять значения понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории; – определять век и вести подсчет исторического времени | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие | Задания в раб. тетради | С. 28-29 | ||
3 | Что такое историчес кие источники. Письменные и веществен ные историчес кие источники | Основные понятия: исторические источники, факты, историческая память, письменные источники, разнообразие письменности, трапеза, керамика, сундук, гардероб, туника, кафтан. Основные факты: история письменности, рождение алфавита, история вещей и одежды в разные времена, свидетельства Древней истории на территории нашей страны | Изучение и первичное закрепление новых | Уметь: – объяснять значение понятий: раскопки, Древний мир; – определять значение – объяснять значение понятий: иероглифы, клинопись, папирус, палеография, пергамент, берестяные грамоты; – определять различия | Репродукции, | ||||
4 | История | Основные понятия: историческая карта, стороны света, условные знаки. Исторические факты: историческая карта и ее значение при изучении истории, географические значения – свидетели прошлого | Комбинированный урок | Уметь: – объяснять значение – ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте; – объяснять карту, используя условные знаки; – анализировать значение географических названий; | Историческая карта, | Задания в раб. тетради | |||
5 | Происхождение имен и фамилий | Основные понятия: родословная, генеалогическое древо, род, Исторические факты: родословная – история семьи | Комбинированный урок | Уметь: – объяснять значение – составлять родословную семьи; – объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий | Составление своей родословной | ||||
6 | Гербы, флаги, | Основные понятия: герб, флаг, гимн, штандарт. Исторические факты: Российская государственная символика | Комбинированный урок | Уметь: – объяснять значение – определять значение Знать составляющие элементы государственных символов | Устный опрос | Повторение изученного материала | |||
7 | Что изучает | Изученные по теме | Контроль, коррекция и оценка знаний | Уметь: – определять значение – называть и описывать – определять ход времени истории и способы его измерения | |||||
II. Первобытный мир (6 ч) | |||||||||
8 | Древнейшие люди | Основные понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило охота, овладение огнем | Изучение | Уметь: - пересказывать текст учебника; - сравнивать древнейших и современных людей. | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; | Устный ответ по карточке. | § 1 Задания в раб. тетради | ||
9 | Первобытные | Основные понятия: Исторические факты: расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»: занятия, орудия труда, общества | Изучение | Уметь: – давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община; – описывать условия – излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке | § 2 Задания в раб. тетради | ||
10 | Культура | Основные понятия: Исторические факты: представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства | Комбинированный урок | Уметь: – давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа; – высказывать суждение – называть характерные | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; Немировский, А. И. | Устный ответ по карточке. Решение задач. | §3 Задания в раб. тетради | ||
11 | Первобытные | Основные понятия: Исторические факты: переход от присваивающего хозяйства к производящему | Изучение | Уметь: – давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя; – анализировать причины появления неравенства; – сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени | Презентация | Устный ответ по карточке. Решение задач. | § 4 Задания в раб. тетради | ||
12 | Появление неравенства и знати | Основные понятия: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство Основные факты: обработка металлов, изобретение плуга, распад родовых общин, появление неравенства. | Комбинированный урок | Уметь: - раскрывать причины появления неравенства между людьми; - пересказывать текст учебника; - сравнивать и описывать орудия труда | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке | § 5 Задания в раб. тетради | ||
13 | Первобытный мир (повторение и обобщение изученного | Понятия и факты | Контроль, коррекция и оценка знаний | Уметь: – определять значение первобытной эпохи в истории человечества; – описывать условия перехода от первобытности к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда | Викторина. Устный ответ по карточкам. Тест. | ||||
III. Древний Восток (17 ч) | |||||||||
14 | Древний Египет. Открытие Древнего Египта | Основные понятия: государство, папирус, дельта, фараон. Исторические факты: местоположение и природные условия, объединение Египта | Изучение | Уметь: – показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта; – характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат); – объяснять причины возникновения древнеегипетского государства | Историческая карта «Древний Египет». Атлас древних цивилизаций. CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; | Устный ответ по карточке. Решение задач. | § 6 Задания в раб. тетради | ||
15 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Основные понятия: шадуф, ремесло, вельможи, писцы. Исторические факты: труд, жилище, | Изучение | Уметь: – давать определение понятий: вельможи, писцы, – характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; – анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Тест. | §7 Задания в раб. тетради | ||
16 | Жизнь египетского вельможи | Основные понятия: вельможи, писцы. Исторические факты: | Изучение | Уметь: – давать определение понятий: вельможи, писцы, – характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; – описывать служебные обязанности вельможи | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Решение задач | § 8 Задания в раб. тетради | ||
17 | Военные походы фараонов | Основные понятия: Исторические факты: цели, причины, направления, итоги военных походов египетских фараонов | Комбинированный урок | Уметь: – раскрывать причины – показывать на исторической карте пути и направления военных походов; – участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письменная работа. | § 9 Задания в раб. тетради | ||
18 | Религия древних египтян. | Основные понятия: Исторические факты: боги и жрецы; мифы, | Изучение | Уметь: – давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»; – называть характерные – извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Тест | § 10 Задания в раб. тетради | ||
19 | Культура Древнего Египта | Основные понятия: Исторические факты: | Комбинированный урок | Уметь: – объяснять значение понятий: иероглиф, папирус; – составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры; – характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для – анализировать исторический источник «Розеттский камень», извлекать необходимый материал по данному вопросу; – определять значение | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Заполнение таблицы. Устный опрос. | § 11, 12 Задания в раб. тетради | ||
20 | Древние государства Передней Азии Древнее Двуречье. Шумер | Основные понятия: Междуречье, или Двуречье, Шамаш, клинопись, глиняные таблички. Исторические факты: | Изучение | Уметь: – показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья; | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письменная работа. Решение задач. | § 13 Задания в раб. тетради | ||
21 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Основное понятие – Исторические факты: | Комбинированный урок | Уметь: – анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»; – высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Решение задач. | § 14 Задания в раб. тетради | ||
22 | Финикия. Финикийские мореплаватели | Основные понятия: колонии, Карфаген, алфавит. Исторические факты: особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев | Изучение | Уметь: – показывать на карте – характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Решение задач. Задания в раб. тетради. | § 15 | ||
23 | Библейские сказания. Царство Давида и Соломона | Основные понятия: Исторические факты: происхождение древних евреев. Библия. Десять заповедей. Создание израильского государства | Комбинированный урок | Уметь: – объяснять значение – высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Тест. Решение задач. | § 16,17 Задания в раб. тетради. | ||
24 | Ассирия – военная держава | Основные понятия: бронза, конница. Исторические факты: Завоевательные походы. | Комбинированный урок | Уметь: – определять причины – сравнивать культуру | Карта «Вавилонское до н. э.». Виппер, Р. Ю. История Древнего мира / Р. Ю. Виппер. Атлас древних цивилизаций мира | Устный ответ по карточке. Решение задач | § 18 Задания в раб. тетради | ||
25 | Персидская | Основные понятия: | Комбинированный урок | Уметь: – показывать на карте – раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы; – сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства | Карта «Персидское царство. VI в. до н. э.». | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письменная работа. Решение задач. | § 19 Задания в раб. тетради | ||
26 | Древняя Индия. Природные условия и люди Древней Индии. | Основные понятия: Исторические факты: природные условия, | Комбинированный урок | Уметь: – характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии; | Карта «Индия и Китай Немировский, CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письменная работа. Решение задач. | § 20 Задания в раб. тетради | ||
27 | Индийские касты. Культура Древней Индии | Основные понятия: Исторические факты: легенды и сказания, касты | Комбинированный урок | Уметь: – анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Заполнение таблицы. Устный опрос. Устный ответ по карточке. Тест. | § 21 Задания в раб. тетради | ||
28 | Древний Китай. Китайский мудрец единого Китая | Основные понятия: | Комбинированный урок | Уметь: – определять особенности географических и природных условий Китая; – сравнивать учения Будды и Конфуция; – высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая | Карта «Индия и Китай CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие | Устный ответ по карточке. Решение задач | § 22 | ||
29 | Древний Китай. Первый властелин Древнего Китая | Основные понятия: Исторические факты: природные условия, империя Цинь, император и подданные, научные знания и открытия. | Комбинированный урок | Уметь: – анализировать значение образования единого Китая и изобретений китайцев | Карта «Индия и Китай CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие | Задания в раб. тетради | § 23 | ||
30 | Древний Восток (повторение и обобщение изученного | Повторение основных понятий и фактов по теме | Контроль, коррекция и оценка знаний | Уметь: – определять значение культурного наследия народов Древнего Востока; – описывать исторические объекты и культурные памятники; – выявлять сходства и различия в культуре стран | Тест. Работа с историческим источником. | ||||
IV. Древняя Греция (21 ч) | |||||||||
31 | Древнейшая Греция | Основные понятия: Исторические факты: природные условия, население и его занятия, древнейшие государства (Крит, Микены, Троя) | Изучение | Уметь: – характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян; – сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта; | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письменная работа. Решение задач. | §24 Задания в раб. тетради | ||
32 | Микены и Троя | Основные понятия: Исторические факты: древнейшие государства (Крит, Микены, Троя), Троянская война. | Комбинированный | Уметь: – характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны» | Устный ответ по карточке. Тест | § 25 Задания в раб. тетради | |||
33 | Поэма Гомера | Основные понятия: Исторические факты: Троянская война, поэмы «Илиада», «Одиссея» | Комбинированный | Уметь: – рассказывать основное содержание поэмы Гомера «Илиада» – характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки; – высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности | Троянская война в поэме Гомера | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письменная работа. Решение задач | § 26 Задания в раб. тетради | ||
34 | Поэма Гомера | Основные понятия: Исторические факты: Троянская война, «Одиссея» | Комбинированный | Уметь: – рассказывать основное содержание поэмы Гомера «Одиссея» – характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки; – высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности | Троянская война в поэме Гомера | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письменная работа. Решение задач | § 27 Задания в раб. тетради | ||
35 | Религия древних греков | Основные понятия: религия, мифология. Исторические факты: | Комбинированный | Уметь: – показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы; | Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; | Заполнение таблицы. Устный ответ по карточке. | § 28 Задания в раб. тетради | ||
36 | Древняя Аттика. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Основные понятия: Аттика, полис, демос, ареопаг, архонты, долговое рабство. Исторические факты: возникновение греческих полисов | Комбинированный | Уметь: - объяснять причины возникновение греческих полисов; - характеризовать положение земледельцев; - давать самостоятельную оценку явлениям; - читать историческую карту; | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Устный ответ по карточке. Тест | § 29 Задания в раб. тетради | ||
37 | Зарождение демократии | Основные понятия: Исторические факты: | Комбинированный | Уметь: – объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты; – раскрывать причины – называть характерные черты политического – анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Устный ответ по карточке. Задания в раб. тетради. | § 30 | ||
38 | Древняя Спарта | Основные понятия: Исторические факты: воспитание спартанцев, Спарта – военный лагерь, лаконичная речь | Комбинированный | Уметь: – сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства; – описывать образ жизни спартанцев и илотов; – высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. | § 31 Задания в раб. тетради | ||
39 | Основание греческих колоний | Основные понятия: колонии, скифы, эллины, Эллада. | Комбинированный | Уметь: – показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний; - раскрыть основные причины основания древними греками колоний - извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, о том, что объединяло греков-колонистов с их соотечественниками в метрополии. | Историческая карта «Древняя Греция». | Устный ответ по карточке. Задания в раб. тетради. | § 32 | ||
40 | Олимпийские игры | Основные понятия: Исторические факты: олимпийские игры – общегреческое празднество, Милон, Феаген | Комбинированный | Уметь: – объяснять значение – раскрывать причины – описывать ход проведения Олимпийских игр; – излагать свое мнение | Презентация | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письменная работа. Решение задач | § 33 Задания в раб. тетради | ||
41 | Победа греков над персами в Марафонской битве | Основные понятия: Исторические факты: марафонская битва. | Комбинированный | Уметь: – объяснять значение – раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами; | Исторические карты «Греко-персидские войны», «Древние государства». | Заполнение таблицы. Устный ответ по карточке. Решение задач | § 34 Задания в раб. тетради | ||
42 | Нашествие персидских войск на Элладу | Основные понятия: триера, о. Саламин, Коринфский перешеек. Исторические факты: марафонская битва, битва у Фермопильского ущелья, Саламинское сражение | Комбинированный | – рассказать о наиболее – раскрыть причины победы греков. | Исторические карты «Греко-персидские войны», «Древние государства». | Заполнение таблицы. Тест. | § 35 Задания в раб. тетради | ||
43 | В гаванях афинского порта Пирей | Основные понятия: Исторические факты: продажа рабов, развитие торговли, военные гавани, сбор пошлины и налогов | Изучение | Уметь: – раскрывать роль Афин – описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов; – составлять описание | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Устный ответ по карточке | § 36 Задания в раб. тетради | ||
44 | В городе богини Афины | Основные понятия: Исторические факты: быт афинян | Комбинированный | Уметь: - пересказывать текст учебника; - раскрывать содержание иллюстрации. | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; Репродукции по Древней Греции | Беседа по вопросам | § 37 Задания в раб. тетради | ||
45 | В афинских школах и гимназиях | Основные понятия: рабы-педагоги, палестра, гимнасии. Исторические факты: особенности древнегреческого воспитания и образования | Комбинированный | Уметь: - характеризовать особенности древнегреческого воспитания и образования - рассказывать о развитии греческой науки | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; Репродукции по Древней Греции | Заполнение таблицы. Работа по карточкам. | § 38 Задания в раб. тетради | ||
46 | В театре Диониса | Основные понятия: театр, трагедии, комедии. Исторические факты: Зарождение театра в Греции, Аристофан, Софокл, развитие культуры и науки | Комбинированный | Уметь: - раскрывать значение – рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; Репродукции по Древней Греции | Заполнение таблицы. Работа по карточкам. | § 39 Задания в раб. тетради | ||
47 | Афинская | Основные понятия: | Комбинированный | Уметь: – объяснять значение понятий: народное собрание, демократия; – называть характерные черты политического устройства Афин; – анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх). Сравнительное жизнеописание. (Перикл); – составлять характеристику Перикла | Книга для чтения по истории Древнего мира / А. И. Немировский. – М., 1986 | Заполнение таблицы. Устный ответ по карточке. Решение задач | § 40 Задания в раб. тетради | ||
48 | Македонские завоевания в IV веке до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии | Основные понятия: Исторические факты: | Комбинированный | Уметь: – раскрывать причины | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Решение задач | § 41 Задания в раб. тетради | ||
49 | Поход Александра Македонского на Восток | Основные понятия: с. Гавгамелы. Исторические факты: | Комбинированный | Уметь: – показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского; – высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого | Карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н.э.» CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Устный ответ по карточке. Решение задач. Тест. | § 42 Задания в раб. тетради | ||
50 | В древней Александрии Египетской | Основные понятия: Мусей, гимнасии, театр, стадион, ипподром, фара, маяк, порт, царский дворец, усыпальница; Исторические факты: Распад державы Александра Македонского, план застройки города, культурное наследие Древней Греции; | Закрепление | Уметь: - раскрывать причины гибели державы Александра Македонского; - Рассказывать о распространении греческой культуры; - показывать на карте исторические объекты; | Карта «Древняя Греция в IV в. до н.э.» CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Работа по карте. Работа с историческим документом. Беседа по вопросам. | § 43 Задания в раб. тетради | ||
51 | Путешествие по Древней Греции | Повторение основных понятий и фактов по теме | Контроль, коррекция и оценка знаний | Уметь: - определять значение – описывать исторические объекты и культурные памятники; – характеризовать исторические личности Древней Греции | Карта «Древняя Греция в IV в. до н.э.» CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Викторина. Тест. | |||
V. Древний Рим (19 ч) | |||||||||
52 | Древнейший Рим. | Основные понятия: Исторические факты: природа и население Древней Италии, занятие и положение населения | Комбинированный | Уметь: – показывать на карте – объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий; – описывать условия жизни древних латинян; – называть дату освоения Рима; – излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима | Карта «Древний Рим». CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Беседа по вопросам. | § 44 Задания в раб. тетради | ||
53 | Завоевание | Основные понятия: Исторические факты: | Комбинированный | Уметь: – определять даты основных событий; – объяснять значение – характеризовать войско римлян и галльских племен | Карта «Древний Рим» | Устный ответ по карточке. | § 45 Задания в раб. тетради | ||
54 | Устройство | Основные понятия: Исторические факты: | Комбинированный | Уметь: – объяснять основные – сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике; – характеризовать войско римлян | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. | § 46 Задания в раб. тетради | ||
55 | Пунические | Основные понятия: Исторические факты: | Комбинированный | Уметь: – характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия; – объяснять значение – давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону | Атлас «История Древнего мира», Карта «Вторая пуническая война» | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письмен ная работа. Решение задач | § 47 Задания в раб. тетради | ||
56 | Установление | Основные понятия: Исторические факты: установление господства Рима в Восточном Средиземноморье | Комбинированный | Уметь: – рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья; – объяснять значение – раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья | Карта «Римская республика в III–I вв. до н. э.» | Устный ответ по карточке. Решение задач | § 48 Задания в раб. тетради | ||
57 | Рабство в Риме | Основные понятия: Исторические факты: рабство в Древнем Риме, положение рабов в Древнем Риме, гладиаторские бои | Изучение | Уметь: – объяснять основные – описывать положение – рассказывать о гладиаторских боях | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Тест | § 49 Задания в раб. тетради | ||
58 | Земельные | Основные понятия: Исторические факты: гражданские войны в Риме, земельный закон братьев Гракхов | Изучение | Уметь: – объяснить основные – раскрывать причины – анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов | CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г | Устный ответ по карточке. Решение задач | § 50 Задания в раб. тетради | ||
59 | Восстание Спартака | Основное понятие: Исторические факты: восстание рабов в Древнем Риме, победы Спартака, разгром восставших рабов под руководством Красса | Комбинированный | Уметь: – описывать восстание – раскрывать причины, – давать характеристику Спартака; – высказывать свое мнение о значении восстания Спартака | Карта «Римская республика в III–I вв. до н. э.». Картина «Бой Спартака с римским отрядом». | Устный ответ по карточке. Беседа по вопросам. | § 51 Задания в раб. тетради | ||
60 | Единовластие | Основные понятия: Исторические факты: кризис управления Цезаря | Изучение | Уметь: – объяснять основные – раскрывать причины – анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима; – извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы; – работать с историческим источником | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письмен ная работа. | § 52 Задания в раб. тетради | ||
61 | Гибель | Основные понятия: Исторические факты: борьба Антония | Изучение | Уметь: – раскрывать причины падения диктатуры Цезаря; – рассказывать о борьбе – характеризовать римского императора Октавиана | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Тест | § 53 Задания в раб. тетради | ||
62 | Соседи | Исторические факты: территория Римской империи, управление империей | Комбинированный | Уметь: – показывать на исторической карте территорию Римской империи; – описывать жизнь соседей Римской империи; – анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления | Карта «Римская империя в I–III вв. до н. э.» | Решение задач. Беседа по вопросам. | § 54 Задания в раб. тетради | ||
63 | В Риме при императоре Нероне | Исторические факты: обожествление императоров, Нерон, восстание в армии, | Комплексное | Уметь: – показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти; – раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме | CD «История. Просвещение» Мультимедийное учебное пособие; CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества» | Устный ответ по карточке. Беседа по вопросам. | § 55 Задания в раб. тетради | ||
64 | Первые | Основные понятия: Исторические факты: зарождение и распространение христианства | Изучение | Уметь: – объяснять значение – рассказывать о жизни – объяснять суть христианского учения; – сравнивать учение христианства с другими религиями | Библия для детей | Беседа по вопросам | § 56 Задания в раб. тетради | ||
65 | Расцвет империи во 2-м веке. | Основные понятия: колоны, водопровод, бетон, арка. Исторические факты: возникновение и развитие колоната; правление Траяна; строительство в Риме. | Комбинированный | Уметь: - рассказывать о достижениях древних римлян; - сравнивать исторические явления; делать выводы. | Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.» Картина К. И. Брюллова «Последний день | Беседа по вопросам. Задания в раб. тетради | § 57 | ||
66 | «Вечный город» и его жители | Основные понятия: Колизей, Пантеон, термы, цирк. Исторические факты: повседневная жизнь | Комбинированный | Уметь: – объяснять значение – описывать повседневную жизнь римлян; – составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры; | Карта «Римская империя в I–III вв. до н. э.» Иллюстрации, репродукции по Древнему Риму | Кроссворд | § 58 Задания в раб. тетради | ||
67 | Римская империя при Константине | Основные понятия: Исторические факты: правление Константина, признание христианства, основание Константинополя | Комплексное | Уметь: – объяснять основные – характеризовать деятельность Константина; – рассказывать о переменах в положении христиан; – раскрывать причины | Карта «Римская империя в I–III вв. до н. э.» | Устный ответ по карточке. Индивидуальная письмен ная работа | § 59 Задания в раб. тетради | ||
68 | Взятие Рима готами | Основные понятия: Исторические факты: распад Римской империи, вторжение готов | Комплексное | Уметь: – объяснять значение – рассказывать о борьбе – объяснять причины распада Римской империи | Карта «Римская империя в IV–V вв. до н. э. | Тест | § 60 Задания в раб. тетради | ||
69 | Восточная | Основные понятия: Исторические факты: | Изучение | Уметь: – объяснять значение – характеризовать деятельность императора Юстиниана; – раскрывать значение | Карта «Римская империя в IV–V вв. до н. э.» | Беседа по вопросам. Кросс ворд | § 61 | ||
70 | Семь чудес света. Итоговое повторение | Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь: – сравнивать древние – определять общее и различное | Викторина. Задания в раб. тетради. |
Учебно-методическое обеспечение:
- Стандарт основного общего образования по истории. «Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов» М. «Вентана-Граф». 2008 г.
- Примерная программа основного общего образования по истории. «Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов» М. «Вентана-Граф». 2008 г.
- Авторская программа Вигасин А.А., Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира 5 класс.
М. «Просвещение». 2008 г.
- Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. – М., 1999;
- Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. – М., 1998;
- Арасланов О.В., Соловьев К.А., Поурочные разработки по истории Древнего мира М., 2009;
- Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история. Книга для учителя. М., 2000.
- Атлас История Древнего мира - М., Росреестр, 2010 г
- учебник «История древнего мира», А. А. Вигасин, Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006;
- Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 частях Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006.
- Интернет-ресурсы
Материально-техническое обеспечение:
Технические средства обучения: Компьютер Проектор Экран (на штативе, навесной) Сканер Принтер лазерный
Информационно-коммуникативные средства:
Электронные издания:
CD «История. Просвещение», Мультимедийное учебное пособие
CD «Атлас Древнего мира. 5 миллионов лет истории человечества»
CD «Уроки всемирной истории. Древний мир. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;
CD Учебное электронное издание «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» издательство «Кордис & медиа» 2004 г.
Интернет-ресурсы
Карты:
«Древний Восток (Индия, Китай)»
«Завоевания Александра Македонского»
«Падение Западной Римской империи»
«Рост территории государств в древности»
«Древняя Греция (до середины V века до н.э)»
«Древняя Италия (до середины III в. До н.э.)»
Атласы:
Атлас История Древнего мира - М., Росреестр, 2010 г
Презентации:
«Жизнь первобытных людей»
«Возникновение искусства и религиозных верований»
«Древнейшие люди»
«Возникновение земледелия и скотоводства»
«На берегах Нила»
«Могущество Древнего Египта»
«Ассирийская держава»
«Нововавилонское царство»
«Библейские сказания»
«Древняя Индия»
«Религия древних греков»
«Зарождение демократии в Афинах»
«Рим при Нероне»
«Земледельца Аттики теряют землю и свободу»
«Древнегреческий театр»
«Олимпийские игры в Древней Греции»
«Древнейший Рим»
«Рабство в Древнем Риме»
«Интеллектуальная игра История Древнего Рима»
«Первые христиане и их учения»
«Взятие Рима готами»
Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, словарь иностранных слов). Таблицы по основным разделам курса истории древнего мира (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие)
Иллюстрации по истории Древнего мира
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать/понимать:
- даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
- результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
- представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.
Владеть компетенциями:
- информационно-поисковой;
- учебно-познавательной;
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- смыслопоисковой.
Использовать знания: об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Список литературы.
1. Стандарт основного общего образования по истории. «Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов» М. «Вентана-Граф». 2008 г.
2. Примерная программа основного общего образования по истории. «Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов» М. «Вентана-Граф». 2008 г.
3. Авторская программа Вигасин А.А., Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира 5 класс.
М. «Просвещение». 2008 г.
4. Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. – М., 1999;
5. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. – М., 1998;
6. Арасланов О.В., Соловьев К.А., Поурочные разработки по истории Древнего мира М., 2009;
7. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история. Книга для учителя. М., 2000.
8. Атлас История Древнего мира - М., Росреестр, 2010 г
9. учебник «История древнего мира», А. А. Вигасин, Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006;
10. Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 частях Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006.
11. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...