"Реформы Солона"
методическая разработка (история, 5 класс) на тему
Урок истории в 5 классе, с использованием игровых технологий. В ходе урока школьники знакомятся с таким понятием, как демократия. Для простоты усвоения материала на уроке применяется метод проектов. Для того чтобы показать действие демократических основ пятиклассникам на практике- конкурс рисунков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Реформы Солона. Зарождение демократии.
Урок-игра. 5 класс.
Учитель Половникова Анна Юрьевна, г Пермь.
Цель урока: подвести уч-ся к пониманию причин реформ Солона
показать положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения
подвести к пониманию исторического значения реформ Солона
обеспечить понимание основных понятий –демократия, реформы, народное собрание.
Задачи:
Обучающие
- показать положение демоса и аристократии до реформ Солона, подвести учащихся к пониманию необходимости реформ, познакомить с реформами Солона и их историческим значением, с зарождением демократии
- формирование навыков и умений работы с различными типами исторических источников.
Развивающие
- Формирование умения анализировать историческую информацию, разрешать конфликты на основе исторического опыта.
- Формирование познавательной активности, через переживание успешности в учении.
- Формирование навыков проектной деятельности.
- Формирование умений и навыков поиска и систематизации исторической информации.
Воспитательные
- Развитие личности школьника (его творческих способностей, самостоятельности, развитие критического мышления).
- Формирование гражданской ответственности.
- Воспитание нравственных и эстетических чувств
- Формирование и развитие коммуникативной и социальной компетентности, через деятельный характер обучения и социализацию личности
Основные понятия:
- реформа
- демократия
- граждане
- народное собрание
Вступительное слово:
Для лучшего понимания материала урока, я предлагаю Вам поиграть:
«Предлагаю Вам перенестись на 27 веков назад, в Грецию, в Афины. В Афинах Вы уже не будете учениками 5а класса, а Вам предстоит играть роли- крестьян, ремесленников, купцов, знати. Иными словами некоторые из Вас будут сегодня представителями демоса . другие- аристократии.
- Кто из Вас какую роль будет играть, решит жребий.
- Перед вами конверты прошу выбрать любой из них.
-И так роли распределены.
Вернемся к теме нашего урока: «Реформы Солона. Зарождение демократии».
В процессе урока нам предстоит ответить на вопрос:
- Как изменилось положение афинян после реформ?
-Мы с Вами, уже знаем, каким было положение демоса и аристократии в Афинах.
- Каково же положение демоса?
- Что ТАКОЕ - долговой камень?
- Каково положение аристократии?
( Владели землей, богатством, управляли, судили)
Большая часть жителей Афин потеряв землю находилась в долговом рабстве, они не имели представителей в органах власти, а меньшинство - аристократы владели всем и землей, и властью. Между знатью и демосом стали возникать конфликты. Раздоры продолжались несколько лет и чуть не привели Афинский полис к гибели. Обстановка в Аттике накалялась, и аристократы понимают, что им не справиться с восставшим демосом и решили пойти на уступки.
- Как вы считаете, знать и демос могли примириться?
составьте в течение 10 минут проект « Условия примирения знати и демоса
В этой части учащиеся занимаются проектной деятельностью. Составляется проект «Примирения аристократов и демоса». Проекты для наглядности вывешиваются на доску.
Проект Демоса Проект знати
- 1.
- 2.
- 3.
- 4.
- Наши проекты готовы, давайте прочитаем их.
Проекты вывешиваются на стену.
Вернемся к теме урока «Реформы Солона. Зарождение демократии»
- Какие преобразования провёл Солон. Что бы вновь восстановился мир и порядок?
Самостоятельная работа учащихся с
использованием учебной литературы, справочной, энциклопедии.
Ответы учащихся.
1.отмена долгового рабства
2.все важные вопросы решает народное собрание
3.запрещена продажа хлеба за границу.
И так, как же изменилась жизнь афинян после реформ Солона?
1.
2.
3.
- Кто входил в народное собрание?
- граждане Афин, свободные жители богатые. Бедные, знатные, незнатные иными словами –народ ,по гречески - «демос»
-Власть находилась в руках – народа.
ДЕМОС- народ. ВЛАСТЬ – «Кратос», демократия-народовластие.
-Установился новый государственный порядок-демократия.
- Что характерно для нее:
Ответы учащихся.
Солон своими реформами только заложил основы демократии, и они сохранились до наших дней.
-В чем проявились они в наше время- выборы президента, депутатов. избирательное право.
-Что же такое демократия – государственный строй, при котором,……..- продолжите фразу.
-Чтобы более точно понять, что такое демократия, давайте представим его в виде рисунка.
-Чтобы узнать какой рисунок, стал лучшим мы с вами проголосуем опираясь на критерии - понятность , аккуратность.
- Мы с Вами выбрали лучший рисунок с помощью голосования, т.е. решение принимало большинство.
- Скажите, опираясь на свой личный опыт, когда применяется такой способ принятия решений?
(выборы депутатов, президента, старосты класса, когда не могут прийти к какому-то решению).
- Сколько же лет Демократии, посчитайте!
Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться по прибытии в Пермь вас ждет пресс-конференция.
Рефлексия ответы учащихся на вопросы – что Вы знали о демократии? Что узнали на уроке? Что хотели узнать о демократии в будущем?
Спасибо, до скорого свидания!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы"
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражд...

Разработка урока истории в 9 классе. Тема: "Столыпинская аграрная реформа".
Материал поможет при подготовке и в проведении урока по указанной теме. Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. история России. М, "Просвещение".2011г....

Презентация "Реформы Петра Великого"
Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...
Крестьянская реформа 1861 г.
•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...

Открытый урок по истории древнего мира "Зарождение демократии при Солоне"
Благодаря реформам Солона в Древней Греции сделаны первые шаги к демократии . Демократия с греческого переводится как «власть народа». Власть, котор...
Комментарии
Хорошая разработка, спасибо
Хорошая разработка, спасибо большое!!! Обязательно применю на уроке!