"Реформы Солона"
методическая разработка (история, 5 класс) на тему
Урок истории в 5 классе, с использованием игровых технологий. В ходе урока школьники знакомятся с таким понятием, как демократия. Для простоты усвоения материала на уроке применяется метод проектов. Для того чтобы показать действие демократических основ пятиклассникам на практике- конкурс рисунков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reformy_solona.docxuchitel_goda.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Реформы Солона. Зарождение демократии.
Урок-игра. 5 класс.
Учитель Половникова Анна Юрьевна, г Пермь.
Цель урока: подвести уч-ся к пониманию причин реформ Солона
показать положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения
подвести к пониманию исторического значения реформ Солона
обеспечить понимание основных понятий –демократия, реформы, народное собрание.
Задачи:
Обучающие
- показать положение демоса и аристократии до реформ Солона, подвести учащихся к пониманию необходимости реформ, познакомить с реформами Солона и их историческим значением, с зарождением демократии
- формирование навыков и умений работы с различными типами исторических источников.
Развивающие
- Формирование умения анализировать историческую информацию, разрешать конфликты на основе исторического опыта.
- Формирование познавательной активности, через переживание успешности в учении.
- Формирование навыков проектной деятельности.
- Формирование умений и навыков поиска и систематизации исторической информации.
Воспитательные
- Развитие личности школьника (его творческих способностей, самостоятельности, развитие критического мышления).
- Формирование гражданской ответственности.
- Воспитание нравственных и эстетических чувств
- Формирование и развитие коммуникативной и социальной компетентности, через деятельный характер обучения и социализацию личности
Основные понятия:
- реформа
- демократия
- граждане
- народное собрание
Вступительное слово:
Для лучшего понимания материала урока, я предлагаю Вам поиграть:
«Предлагаю Вам перенестись на 27 веков назад, в Грецию, в Афины. В Афинах Вы уже не будете учениками 5а класса, а Вам предстоит играть роли- крестьян, ремесленников, купцов, знати. Иными словами некоторые из Вас будут сегодня представителями демоса . другие- аристократии.
- Кто из Вас какую роль будет играть, решит жребий.
- Перед вами конверты прошу выбрать любой из них.
-И так роли распределены.
Вернемся к теме нашего урока: «Реформы Солона. Зарождение демократии».
В процессе урока нам предстоит ответить на вопрос:
- Как изменилось положение афинян после реформ?
-Мы с Вами, уже знаем, каким было положение демоса и аристократии в Афинах.
- Каково же положение демоса?
- Что ТАКОЕ - долговой камень?
- Каково положение аристократии?
( Владели землей, богатством, управляли, судили)
Большая часть жителей Афин потеряв землю находилась в долговом рабстве, они не имели представителей в органах власти, а меньшинство - аристократы владели всем и землей, и властью. Между знатью и демосом стали возникать конфликты. Раздоры продолжались несколько лет и чуть не привели Афинский полис к гибели. Обстановка в Аттике накалялась, и аристократы понимают, что им не справиться с восставшим демосом и решили пойти на уступки.
- Как вы считаете, знать и демос могли примириться?
составьте в течение 10 минут проект « Условия примирения знати и демоса
В этой части учащиеся занимаются проектной деятельностью. Составляется проект «Примирения аристократов и демоса». Проекты для наглядности вывешиваются на доску.
Проект Демоса Проект знати
- 1.
- 2.
- 3.
- 4.
- Наши проекты готовы, давайте прочитаем их.
Проекты вывешиваются на стену.
Вернемся к теме урока «Реформы Солона. Зарождение демократии»
- Какие преобразования провёл Солон. Что бы вновь восстановился мир и порядок?
Самостоятельная работа учащихся с
использованием учебной литературы, справочной, энциклопедии.
Ответы учащихся.
1.отмена долгового рабства
2.все важные вопросы решает народное собрание
3.запрещена продажа хлеба за границу.
И так, как же изменилась жизнь афинян после реформ Солона?
1.
2.
3.
- Кто входил в народное собрание?
- граждане Афин, свободные жители богатые. Бедные, знатные, незнатные иными словами –народ ,по гречески - «демос»
-Власть находилась в руках – народа.
ДЕМОС- народ. ВЛАСТЬ – «Кратос», демократия-народовластие.
-Установился новый государственный порядок-демократия.
- Что характерно для нее:
Ответы учащихся.
Солон своими реформами только заложил основы демократии, и они сохранились до наших дней.
-В чем проявились они в наше время- выборы президента, депутатов. избирательное право.
-Что же такое демократия – государственный строй, при котором,……..- продолжите фразу.
-Чтобы более точно понять, что такое демократия, давайте представим его в виде рисунка.
-Чтобы узнать какой рисунок, стал лучшим мы с вами проголосуем опираясь на критерии - понятность , аккуратность.
- Мы с Вами выбрали лучший рисунок с помощью голосования, т.е. решение принимало большинство.
- Скажите, опираясь на свой личный опыт, когда применяется такой способ принятия решений?
(выборы депутатов, президента, старосты класса, когда не могут прийти к какому-то решению).
- Сколько же лет Демократии, посчитайте!
Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться по прибытии в Пермь вас ждет пресс-конференция.
Рефлексия ответы учащихся на вопросы – что Вы знали о демократии? Что узнали на уроке? Что хотели узнать о демократии в будущем?
Спасибо, до скорого свидания!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы"
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражд...
Разработка урока истории в 9 классе. Тема: "Столыпинская аграрная реформа".
Материал поможет при подготовке и в проведении урока по указанной теме. Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. история России. М, "Просвещение".2011г....
Презентация "Реформы Петра Великого"
Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...
Крестьянская реформа 1861 г.
•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...
Тест к уроку "Область Аттики и реформы Солона"
Тест по теме: "Реформы Солона" в 2-х вариантах...
Реформы Солона
Урок-игра в 5 классе, раскрывающий значение реформ Солона, понятие демократии....
Открытый урок по истории древнего мира "Зарождение демократии при Солоне"
Благодаря реформам Солона в Древней Греции сделаны первые шаги к демократии . Демократия с греческого переводится как «власть народа». Власть, котор...
Комментарии
Хорошая разработка, спасибо
Хорошая разработка, спасибо большое!!! Обязательно применю на уроке!