Методические рекомендации
методическая разработка по истории по теме
Полное описание рабочей программы и методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Общие положения
В соответствии с п. 2.7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
- целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
- состояние здоровья учащихся;
- уровень их способностей;
- характер учебной мотивации;
- качество учебных достижений;
- образовательные потребности;
- возможности педагога;
- состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
К учебным программам относятся:
- примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;
- авторская учебная программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной (типовой) учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует ее экспертиза и апробация;
- рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, а также описывает национально-региональный уровень; учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном ОУ. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы элективных курсов;
- программы факультативных курсов;
- дополнительных образовательных курсов.
2. Структура рабочей программы
Являясь составной частью основной образовательной программы ОУ, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. В рабочей программе должны быть отражены:
- требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
- обязательный минимум содержания учебных программ;
- максимальный объем учебного материала для учащихся;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом ОУ для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
- познавательные интересы учащихся;
- цели и задачи образовательной программы школы;
- необходимый комплект учебно-методического обеспечения.
В соответствии с этими компонентами разрабатывается структура рабочей программы, которая, как правило, включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематический план; содержание программы учебного курса; средства контроля; учебно-методические средства обучения.
Титульный лист (Приложение 1)
Титульный лист рабочей программы содержит:
- наименование ОУ;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
- Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
- класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
- год составления программы.
Пояснительная записка
В тексте пояснительной записки указываются:
- название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой (ых) разработана рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
- изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
- учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются: Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ).
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
Требования к уровню подготовки учащихся
Элемент структуры рабочей программы "Требования к уровню подготовки учащихся" представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, требования должны:
- быть описаны через действия учащихся;
- обозначать определенный уровень достижений;
- быть достижимыми и подлежащими оценке;
- быть понятными для учащихся.
Результаты освоения конкретного учебного предмета:
- Включает специальные предметные и метопредметные учебные умения и способы деятельности;
- Результаты освоения учебного предмета должны описываться через действия обучающихся;
- обозначать определённый уровень достижений;
- быть достижимыми и подлежащими оценке;
- описываться понятным для обучающихся языком.
Учебно-тематический план.
В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. Учебно-тематический план составляется на весь срок обучения. По предметам, не вынесенным на экзамены, проводятся зачеты, контрольные работы и т.д. за счет времени, отведенного на изучение предмета.
Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных предметов. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом уровень подготовки учащихся должен соответствовать требованиям к уровню подготовки, определенным государственным образовательным стандартом.
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы (Приложение 2).
№ раздела / темы | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Лабораторные, | Контрольные занятия | ||
1. |
|
|
|
|
|
1.1… |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Содержание программы учебного курса
Содержание программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Он строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом. При его разработке следует опираться на обязательный минимум содержания образовательных программ государственного образовательного стандарта. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
При описании содержания тем учебной программы (содержание тем курса) может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
– название темы;
– необходимое количество часов для ее изучения;
– обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме;
– содержание учебного материала (дидактические единицы);
– темы практических и лабораторных работ.
Средства контроля
Структурный элемент рабочей программы "Средства контроля" включает в себя систему контролирующих материалов (тестов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.
Устные контролирующие материалы представляют собой перечень вопросов и заданий. Письменные контролирующие материалы могут содержать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы.
Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ.
Учебно-методические средства обучения
Учебно-методические средства обучения включают в себя: основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); программы информационно-компьютерной поддержки учебного процесса (мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды); оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы. Используемые учебно-методические средства обучения можно распределить по четырем группам:
- "Литература (основная и дополнительная)";
- "Дидактические материалы";
- "Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса";
- "Оборудование и приборы".
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Составление рабочей программы
Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно.
Шаг 1.
Выбрать программупо учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – учебному курсу) и соответствующий ей учебникиз перечня, рекомендованного Минобрнауки России.
Шаг 2.
Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской учебной программе с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана ОУ.
Шаг 3.
Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с такими же требованиями, прописанными в примерной (типовой) программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе ОУ.
Шаг 4.
Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.
Шаг 5.
Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы.
Шаг 6.
Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием примерной (типовой) программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной (типовой) программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана ОУ.
Шаг 7.
Включить (или исключить) в(из) содержание(я) рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 6).
Шаг 8.
Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.
Шаг 9.
Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы, программы информационно-компьютерной поддержки учебного процесса.
Шаг 10.
Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, которая позволит получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.
Шаг 11.
Составить рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.
Рассмотрение и утверждение рабочих программ.
Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.
В соответствии с локальным актом образовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может быть, например, таковым:
- вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол);
- затем, при условии её соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения;
- после утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Преподаватель имеет право поставить учащемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учащимся оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
^ Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
^ Система оценки индивидуальных достижений обучающихся по истории.
Выставление четвертных, годовых и итоговых отметок.
Четвертные отметки выставляются с учетом текущих устных и письменных отметок, контрольных работ.
Годовая отметка выставляется основе четвертных отметок. Итоговая отметка ставится при учете четвертных и итоговой. В случае, если по предмету сдается экзамен, то итоговая отметка ставится с учетом экзаменационной отметки.
^ Критерии оценивания.
Устный ответ.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; четко знает исторические даты и исторические события; ответ соответствует «требованиям к уровню подготовки выпускников».
- Изложил материал грамотным языком, точно используя историческую и обществоведческую терминологию и символику, в определенной логической последовательности.
- Показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания.
- Продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, Сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.
- Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов преподавателя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые учащийся легко исправил после замечания преподавателя.
^ Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие историческое или обществоведческое содержание ответа.
- Допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания преподавателя.
- Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания преподавателя.
^ Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- Полно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала.
- Имелись затруднения или допущены ошибки в определении исторической терминологии, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
- Учащийся не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
- При достаточном знании теоретического материала была выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- Не раскрыто основное содержание учебного материала.
- Обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.
- Допущены ошибки в определении понятий, при использовании исторической и обществоведческой терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
- Учащийся обнаружил незнание, и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
- Общая классификация ошибок:
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки и недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание дат, исторических событий, фактов.
- неумение выделить в ответе главное.
- неумение применять знания, алгоритмы для решения исторических и обществоведческих задач.
- неумение делать выводы и обобщения
- неумение читать карты
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками
- логические ошибки
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного – двух этих признаков второстепенными;
- неточность конкурной карты, мифа;
- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными).
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
Недочетами являются:
- небрежное ведение записей, чертежей, схем, графиков в работах.
- ^ Письменные работы:
По истории, обществознанию проводятся текущие письменные работы, контрольные, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста, исторические сочинения, рефераты, доклады, проектные и исследовательские работы.
Текущие работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала; их содержание и частотность определяются преподавателем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся. Для проведения текущих контрольных работ преподаватель может отводить весь урок или его часть.
Контрольные работы пишутся после завершения изучения определённой темы или блока. Они могут быть в тестовой или иной форме на усмотрение преподавателя.
Самостоятельные работы и тестирования могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на его часть, в зависимости от цели проведения контроля.
Контрольные работы выполняются на отдельных листах и оцениваются с занесением оценок в классный журнал. Оценки за самостоятельные, тестовые работы, если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение преподавателя.
Классные и домашние письменные работы оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы на усмотрение преподавателя.
При оценке письменных работ обучающихся преподаватель руководствуется соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся.
- ^ Общие критерии и параметры оценки письменного задания.
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
Литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Солянкина, Н.Л. Как составить рабочую программу учебного курса? [Текст]: методические рекомендации для работников образования / Н.Л. Солянкина. – Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.– 27 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373
- Хуторской А.В. Стандарты и примерные программы как основания для разработки рабочих учебных программ по технологии // www.prosvipk.ru/demo.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...