рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа по истории для 6 класса реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
- Примерная программа среднего общего образования по истории на базовом уровне, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
- Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений. История / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011.
Настоящая программа составлена на 70 часов в соответствии с учебным планом гимназии и рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня образования.
Программа курса охватывает период с V по XV века, от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Задача курса – показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс, включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы.
Главным критерием отбора фактов и явлений в программе являлась их значимость в историческом процессе, в развитии российской цивилизации. Основными позициями, заложенными в программу, являются: -------многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты её истории;
- направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
- внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
- акцент на сравнение процессов, происходивших в истории России, с аналогичными явлениями в зарубежных странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в истории нашей страны;
- ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории России, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основной целью курса является формирование у учащихся исторического мышления, целостного представления об историческом пути России и населяющих её народов, об основных этапах, событиях и деятелях российской истории с древнейших времен до конца XVI века.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам изучаемой эпохи, и особенностям развития страны, а также проследить динамику исторического развития и выделить основные этапы. Там, где это возможно, делается акцент на связи истории России с историей зарубежных. Также в рамках данного курса есть возможность краткого изучения истории родного края в рамках реализации национально-регионального компонента.
В основные цели курса входит:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина ( монархия, республика, законы, нормы морали) ; уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения связано пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- Умения работать с исторической картой;
- Умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений
В результате изучения истории Средних веков ученик должен
знать/понимать
- основные этапы культурно - исторического развития стран Европы, Азии и Америки;
- сложность и многомерность исторического процесса;
- исторические даты и события относящиеся к ним;
- исторических деятелей и их роль в средневековой истории
уметь:
- описывать исторические события, опираясь на факты;
- сравнивать процессы, происходившие в эпоху средневековья в странах Европы, с аналогичными явлениями, происходившими в России;
- оценивать ключевые исторические проблемы с выражением собственной аргументированной позиции;
- решать познавательные исторические задачи в рамках изученного материала;
- осуществлять поиск исторической информации по заданной теме из различных ее носителей ( СМИ, учебный текст, энциклопедии и т.п.);
- работать с атласом и контурной картой (история карты, условные обозначения, правильность заполнения).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю и предусматривает изучение следующих тем:
№ п\п | Тема | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Введение | Не менее 30 часов | 1 |
2 | Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. | 6 | |
3 | Византия и арабский мир | 5 | |
4 | Средневековое европейское общество | 5 | |
5 | Государства Европы в XIV-XV вв. | 9 | |
6 | Культурное наследие Средневековья | 3 | |
7 | Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) | 5 | |
8 | Итоговое обобщение | 1 | |
Всеобщая история | Не менее 30 | 35 | |
9 | Введение | 1 | 1 |
10 | Восточные славяне | 2 | 2 |
11 | Русь в IX-первой половине XII в. | 6 | 7 |
12 | Русь во второй половине XII-XIII в. | 8 | 9 |
13 | Кузбасс в Древности | 1 | 1 |
14 | Образование единого русского государства | 8 | 8 |
15 | Московское государство в XVI в. | 5 | 5 |
16 | Кузбасс в XIV- XVI веках | 1 | 1 |
17 | Итоговое обобщение | 2 | 1 |
История России | 34 | 35 | |
Резерв | 6 | ||
Итого | 70 | 70 |
Резерв реализован следующим образом:
- Введены уроки-повторения по темам 1. «Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.», 2. «Средневековое европейское общество», 3. «Государства Европы в XII-XV веках», с целью обобщить знания по пройденным темам и оценить их;
- Расширена тема «Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)» уроком 4.«Османская империя», с целью познакомить учащихся со всеми 10-ю великими султанами Османской империи;
- Введён урок 5. «Итоговое повторение», с целью обобщить и закрепить весь изученный материал по Истории Средних веков (Всеобщая история)
- Введен урок-повторение по теме 6. «Русь во второй половине XII-XIII в.», с целью обобщить знания по пройденной теме и оценить их;
Урок «Церковь и духовенство. Крестовые походы» перенесён в раздел «Средневековое европейское общество», чтобы сначала понять и прочувствовать эпоху, а затем глубже разобраться в значении Крестовых походов для средневековых людей.
Для лучшей адаптации программы и учебника раздел «Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)» поставлена после раздела «Культурное наследие Средневековья», а раздел «Средневековое европейское общество» - после раздела «Византия и арабский мир».
Для лучшего понимания темы «Византия и арабский мир» в неё перенесены уроки «Культура Византии», «Культура арабов и стран халифата» из темы «Культурное наследие Средневековья»; из темы «Культурное наследие Средневековья» перенесён урок «Культура народов Востока» в тему «Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)», так как сложно понимать историю государства или народа вне его культуры и менталитета.
Взят один час из Итогового обобщения для введения обобщающего урока по теме Русь в IX-первой половине XII в., с целью обобщить знания по пройденной теме и оценить их.
Содержание курса
Тема 1 «Введение»
История Средних веков – часть всемирной истории (основные понятия – Средние века, исторический источник).
Тема 2 «Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.»
Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Франкское государство. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианская церковь в раннее средневековье. Повторение по теме «Западная и Центральная Европа в V-XI веках» (основные понятия – великое переселение народов, государство, династия, церковь).
Тема 3 «Византия и арабский мир»
Византийские императоры. Культура Византии. Образование славянских государств. (основные понятия – империя, ромеи, скипетр, культура, славяне, вече).
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура арабов и стран халифата. (основные понятия – ислам, халифат, бедуин, Мекка, паломничество, шариат, Коран, Сунна, медресе).
Тема 4 «Средневековое европейское общество»
Знать и рыцарство. Жизнь, быт, труд крестьян. Средневековый город. Церковь и духовенство. Крестовые походы. Повторение по теме «Средневековое европейское общество» ( основные понятия – город, самоуправление, цех, сырье, шедевр, банк, патриции, бюргер, ратуша, сословия, иерархия, десятина, мощи, индульгенция, фанатизм, инквизиция, еретик, орден, крестовый поход).
Тема 5 «Государства Европы в XIV-XV вв.»
Образование централизованного государства во Франции. Экономическое и социальное развитие Англии. Столетняя война - причины и итоги. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Германские государства в XII-XV веках. Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Гуситское движение в Чехии. Турки-османы и их завоевания на Балканах. Падение Византии. Повторение по теме « Государства Европы в XII-XV веках» ( основные понятия – Генеральные штаты, сословная монархия, хартия, парламент, арбалет, Жакерия, Реконкиста, булла, сейм).
Тема 6 «Культурное наследие Средневековья»
Наука и образование. Средневековая литература и искусство. Развитие науки и техники. (основные понятия – корпорация, магистр, диспут, схоластика, научный метод, фреска, витражи, гуманисты, астролябии, каравелла).
Тема 7 «Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)»
Османская империя. Средневековый Китай. Средневековая Индия. Культура народов Востока. (основные понятия – султан, император, улус, пагода, раджа, касты).
Народы и государства Америки и Африки. (основные понятия – ацтеки, инки, майя, иероглифы, пигмеи, бушмены).
Тема 8 «Итоговое обобщение»
Наследие средних веков в истории человечества.
Тема 9 «Введение»
История России – часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. (основные понятия – история, исторический источник, летопись археология, лингвистика, этнография).
Тема 10 «Восточные славяне» Восточные славяне. Соседи восточных славян.
Тема 11 «Русь в IX-первой половине XII в.»
Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Владимир Святославович. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси. Повторение по теме: Русь Древняя (основные понятия – присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, Русская Правда, усобица, вотчина, закуп, рядович, холоп).
Тема 12 «Русь во второй половине XII-XIII в.» Начало раздробления Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями. Русь и Золотая Орда. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках. Повторение по теме: Политическая раздробленность Руси. (основные понятия – удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык).
Тема 13 «Кузбасс в Древности»
Культуры на территории Кузбасса в Древности и народы.
Тема 14 «Образование единого русского государства» Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века. Церковь и государство в конце XV- начале XVI века.
Тема 15 «Московское государство в XVI в.»
Иван IV. Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV –XVI веках. Быт XV-XVI веков. Родной край в XIV- XVI веках. Повторение по теме: Русь Московская. (основные понятия – централизованное государство, сословно- представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор).
Тема 16 «Кузбасс в XIV- XVI веках»
Сибирское ханство. Поход Ермака.
Тема 17 «Итоговое обобщение» Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы.
Для оценки достижений учеников используются следующие виды и формы контроля:
фронтальный опрос, дифференцированные карточки, реферат, сообщение, проект, тест, контрольная работа, самостоятельная работа.
Литература для ученика:
Учебник «История Средних веков» 6 класс Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. М.: - изд-во «Просвещение» 2011.
Атлас с контурными картами «История Средних веков» 6 класс
Г.М. Донской «Рабочая тетрадь по истории Средних веков»
Учебник «История Средних веков» 6 класс Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. М.: - изд-во «Просвещение» 2011.
Атлас с контурными картами «История Средних веков» 6 класс
Г.М. Донской «Рабочая тетрадь по истории Средних веков»
История Кузбасса / отв. ред. Н. П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006 г.
Литература для учителя:
Учебник «История Средних веков» 6 класс Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. М.: - изд-во «Просвещение» 2011.
Поурочные разработки к учебнику «История Средних веков» 6 класс Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Методическое пособие / авт.-сотав.
Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века» 6 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина М.: - изд-во «Просвещение» 2011.
Поурочные разработки по к учебнику «История России. С древнейших времен до конца XVI века» 6 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Методическое пособие / авт.-сотав. Е.В. Симонова – М.: изд-во «Экзамен»2011
История Кузбасса / отв. ред. Н. П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006 г.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
на 2012/2013 учебный год
Предмет - история Средних веков
Класс – 6
Количество часов в неделю – 2
Общее количество часов – 70
Учитель – Сазанович Е.Д.
№ урока | Кол- во часов | Тема урока | Форма контроля | Доклады и сообщения | Использование ЭОР и ЦОР | Дата |
1/1 | 1 | Введение. История Средних веков – часть всемирной истории | 03.09. | |||
2 | 6 | Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. | ||||
2/2 | 1 | Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. | Презентация | 07.09. | ||
3/2 | 1 | Франкское государство | 10.09. | |||
4/2 | 1 | Образование государств во Франции, Германии, Италии | 14.09. | |||
5/2 | 1 | Складывание феодальных отношений в странах Европы | 17.09. | |||
6/2 | 1 | Христианская церковь в раннем средневековье | Реферат | Презентация | 21.09. | |
7/2 | 1 | Повторение по теме: Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. | тест | 24.09. | ||
3 | 5 | Византия и арабский мир | ||||
8/3 | 1 | Византийские императоры | 28.09. | |||
9/3 | 1 | Культура Византии | Реферат | Презентация | 01.10. | |
10/3 | 1 | Образование славянских государств | 05.10. | |||
11/4 | 1 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 08.10. | |||
12/4 | 1 | Культура арабов и стран халифата | самостоятельная работа | Реферат | Презентация | 12.10. |
4 | 5 | Средневековое европейское общество | ||||
13/4 | 1 | Знать и рыцарство | Презентация | 15.10. | ||
14/4 | 1 | Жизнь, быт, труд крестьян | 19.10. | |||
15/4 | 1 | Средневековый город | 22.10. | |||
16/4 | 1 | Церковь и духовенство. Крестовые походы. | Презентация | 26.10. | ||
17/4 | 1 | Повторение по теме: Средневековое европейское общество | тест | 29.10. | ||
5 | 9 | Государства Европы в XIV-XV вв. | ||||
18/5 | 1 | Образование централизованного государства во Франции | 02.11. | |||
19/5 | 1 | Экономическое и социальное развитие Англии | 13.11. | |||
20/5 | 1 | Столетняя война – причины и итоги | Реферат | Презентация | 17.11. | |
21/5 | 1 | Обострение социальных противоречий в XIV веке | 20.11. | |||
22/5 | 1 | Германские государства в XII-XV веках | 23.11. | |||
23/5 | 1 | Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 27.11. | |||
24/5 | 1 | Гуситское движение в Чехии | Реферат | Презентация | 01.12. | |
25/5 | 1 | Турки-османы и их завоевания на Балканах | 04.12. | |||
26/5 | 1 | Повторение по теме: Государства Европы в XII-XV веках | тест | 08.12. | ||
6 | 3 | Культурное наследие Средневековья | ||||
27/6 | 1 | Наука и образование | Реферат | 11.12. | ||
28/6 | 1 | Средневековая литература и искусство | Презентация | 15.12. | ||
29/6 | 1 | Развитие науки и техники | 18.12. | |||
7 | 5 | Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) | ||||
30/7 | 1 | Османская империя | 22.12. | |||
31/7 | 1 | Средневековый Китай | 25.12. | |||
32/7 | 1 | Средневековая Индия | 12.01. | |||
33/7 | 1 | Культура народов Востока | Реферат | Презентация | 15.01. | |
34/7 | Народы и государства Америки и Африки | самостоятельная работа | 19.01. | |||
8 | 1 | Итоговое обобщение по Мировой истории | ||||
35/8 | 1 | Наследие средних веков в истории человечества | тест | 22.01. | ||
36/9 | 1 | Введение | 26.01. | |||
10 | 2 | Восточные славяне | ||||
37/10 | 1 | Восточные славяне | Презентация | 29.01. | ||
38/10 | 1 | Соседи восточных славян | 02.02. | |||
11 | 7 | Русь в IX-первой половине XII в. | ||||
39/11 | 1 | Формирование Древнерусского государства | Презентация | 05.02. | ||
40/11 | 1 | Первые русские князья | 09.02. | |||
41/11 | 1 | Князь Владимир . Крещение Руси | Реферат | Презентация | 12.02. | |
42/11 | 1 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 16.02. | |||
43/11 | 1 | Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого | Презентация | 19.02. | ||
44/11 | 1 | Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси | 23.02. | |||
45/11 | 1 | Повторение по теме: Русь Древняя | тест | 26.02. | ||
12 | 9 | Русь во второй половине XII-XIII в. | ||||
46/12 | 1 | Раздробления Древнерусского государства | Презентация | 02.03. | ||
47-48/12 | 2 | Главные политические центры Руси | 05.03. 07.03. | |||
49/12 | 1 | Монгольское нашествие на Русь | 12.03. | |||
50/12 | 1 | Борьба Руси с западными завоевателями | Презентация | 16.03. | ||
51/12 | 1 | Русь и Орда | Реферат | 19.03. | ||
52/12 | 1 | Русь и Литва | 23.03. | |||
53/12 | 1 | Культура русских земель | Презентация | 02.04. | ||
54/12 | 1 | Повторение по теме: Политическая раздробленность Руси | тест | 06.04. | ||
55/13 | 1 | Кузбасс в Древности | 09.04. | |||
14 | 8 | Образование единого русского государства | ||||
56/14 | 1 | Усиление Московского княжества | Презентация | 13.04. | ||
57/14 | 1 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством | Реферат | 16.04. | ||
58/14 | 1 | Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века | 20.04. | |||
59/14 | 1 | Создание единого Русского государства | 23.04. | |||
60/14 | 1 | Церковь и государство в конце XV- начале XVI века | 27.04. | |||
61/14 | 1 | Культура и быт в XIV- XVI в. | Реферат | 30.04. | ||
62/14 | 1 | Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в. | Презентация | 07.05. | ||
63/14 | 1 | Повторение по теме: Образование единого русского государства | 14.05. | |||
15 | Московское государство в XVI в. | |||||
64/15 | 1 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | Презентация | 16.05. | ||
65/15 | 1 | Внешняя политика Ивана IV | 18.05. | |||
66/15 | 1 | Опричнина | 20.05. | |||
67/15 | 1 | Культура и быт в XVI в. | Реферат | Презентация | 21.05. | |
68/15 | 1 | Повторение по теме: Московское государство в XVI в. | тест | 25.05. | ||
69/16 | 1 | Кузбасс в XIV- XVI веках | 28.05. | |||
70/17 | 1 | Итоговое обобщение | тест | 30.05. | ||
Итого: | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...