рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

рабочая программа по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_istoriya.docx52.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная программа по истории для 6 класса реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
  2. Примерная программа среднего общего образования по истории на базовом уровне, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
  3.   Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений. История /  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011.

   Настоящая программа составлена на 70 часов в соответствии с учебным планом гимназии и рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня образования.

         Программа курса охватывает период с V по XV  века, от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.

Задача курса – показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем,  чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

        Курс построен по проблемно-хронологическому принципу,  что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс,  включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы.

Главным критерием отбора фактов и явлений в программе являлась их значимость в историческом процессе, в развитии российской цивилизации. Основными позициями, заложенными в программу, являются:                                                                                           -------многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России    в переломные моменты её истории;

- направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

- внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;

- акцент на сравнение процессов, происходивших в истории России, с аналогичными явлениями в зарубежных странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в истории нашей страны;

- ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории России, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

        Основной целью курса является формирование у учащихся исторического мышления, целостного представления об историческом пути России и населяющих её народов, об основных этапах, событиях и деятелях российской истории с древнейших времен до конца XVI века.                            

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу,  что позволяет уделить необходимое внимание  наиболее важным сквозным проблемам  изучаемой эпохи, и особенностям развития страны, а также проследить динамику исторического развития и выделить  основные этапы.  Там, где это возможно,  делается акцент на связи истории России   с историей зарубежных.  Также в рамках данного курса есть возможность краткого изучения истории родного края в рамках реализации национально-регионального компонента.

В основные цели курса входит:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде  всемирной истории;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
  4. показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина ( монархия, республика, законы, нормы морали) ; уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.

В ходе изучения  курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

  1. умения связано пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  2. умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  3.  умения  сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  4. умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям;
  5. умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  6.  умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  7. Умения работать с исторической картой;
  8. Умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений

В результате изучения  истории Средних веков  ученик должен

знать/понимать

  1. основные этапы культурно - исторического развития стран Европы, Азии и Америки;
  2. сложность и многомерность исторического процесса;
  3. исторические даты и события относящиеся к ним;
  4. исторических деятелей и их роль в  средневековой истории

уметь:

  1. описывать  исторические события, опираясь на факты;
  2. сравнивать процессы, происходившие в эпоху средневековья в странах Европы, с аналогичными явлениями,  происходившими в России;
  3. оценивать ключевые исторические проблемы с выражением собственной аргументированной позиции;
  4. решать познавательные исторические  задачи в рамках изученного материала;
  5. осуществлять поиск  исторической  информации по заданной теме из различных ее носителей ( СМИ, учебный текст, энциклопедии и т.п.);
  6. работать с атласом и контурной картой (история карты, условные обозначения,  правильность заполнения).

 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70  учебных часов, из расчета 2 часа  в неделю и предусматривает изучение следующих тем:

№ п\п

Тема

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

1

Введение

Не менее 30 часов

1

2

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

6

3

Византия и арабский мир

5

4

Средневековое европейское общество

5

5

Государства Европы в XIV-XV вв.  

9

6

Культурное наследие Средневековья

3

7

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

5

8

Итоговое обобщение  

1

Всеобщая история

Не менее 30

35

9

Введение

1

1

10

Восточные славяне

2

2

11

Русь в IX-первой половине XII в.

6

7

12

Русь во второй половине XII-XIII в.

8

9

13

Кузбасс в  Древности

1

1

14

Образование единого русского государства

8

8

15

Московское государство в XVI в.

5

5

16

Кузбасс в XIV- XVI  веках

1

1

17

Итоговое обобщение

2

1

История России

34

35

Резерв

6

Итого

70

70

Резерв реализован следующим образом:

- Введены уроки-повторения по темам 1. «Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.», 2. «Средневековое европейское общество», 3. «Государства Европы в XII-XV  веках», с целью обобщить знания по пройденным темам и оценить их;

- Расширена тема «Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)» уроком 4.«Османская империя», с целью познакомить учащихся со всеми 10-ю великими султанами Османской империи;

- Введён урок 5. «Итоговое повторение», с целью обобщить и закрепить весь изученный материал по Истории Средних веков (Всеобщая история)

- Введен урок-повторение по теме 6. «Русь во второй половине XII-XIII в.», с целью обобщить знания по пройденной теме и оценить их;

 Урок «Церковь и духовенство. Крестовые походы» перенесён в раздел «Средневековое европейское общество», чтобы сначала понять и прочувствовать эпоху, а затем глубже разобраться в значении Крестовых походов для средневековых людей.

Для лучшей адаптации программы и учебника раздел «Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)» поставлена после раздела «Культурное наследие Средневековья», а раздел «Средневековое европейское общество» - после раздела «Византия и арабский мир».

Для лучшего понимания темы «Византия и арабский мир» в неё перенесены уроки «Культура Византии», «Культура арабов и стран халифата» из темы «Культурное наследие Средневековья»; из темы «Культурное наследие Средневековья» перенесён урок «Культура народов Востока» в тему «Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)», так как сложно понимать историю государства или народа вне его культуры и менталитета.

 Взят один час из Итогового обобщения для введения обобщающего урока по теме Русь в IX-первой половине XII в., с целью обобщить знания по пройденной теме и оценить их.

Содержание курса

Тема 1 «Введение»

История Средних веков – часть всемирной истории  (основные понятия – Средние века, исторический источник).

Тема 2 «Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.»

Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Франкское государство. Образование государств во Франции, Германии, Италии.  Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианская церковь в раннее средневековье. Повторение по теме  «Западная и Центральная Европа в V-XI веках»                                                  (основные понятия  – великое переселение народов, государство,  династия,  церковь).

Тема 3 «Византия и арабский мир»

Византийские императоры.  Культура Византии. Образование славянских государств.  (основные понятия  – империя, ромеи,  скипетр, культура, славяне, вече).

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.  Культура арабов и стран халифата.   (основные понятия – ислам, халифат, бедуин, Мекка,  паломничество, шариат, Коран,  Сунна, медресе).

Тема 4 «Средневековое европейское общество»

Знать и рыцарство.  Жизнь, быт, труд крестьян. Средневековый город.    Церковь и духовенство. Крестовые походы. Повторение по теме «Средневековое европейское общество»  ( основные понятия  – город,  самоуправление,  цех, сырье, шедевр, банк,  патриции, бюргер, ратуша,  сословия,  иерархия, десятина, мощи, индульгенция,  фанатизм, инквизиция,  еретик, орден,  крестовый поход).

Тема 5 «Государства Европы в XIV-XV вв.»

Образование централизованного государства во Франции. Экономическое и социальное развитие Англии. Столетняя война - причины и итоги. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Германские государства в XII-XV веках. Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Гуситское движение в Чехии. Турки-османы  и их завоевания на Балканах. Падение Византии. Повторение по теме                              « Государства Европы в XII-XV веках»  ( основные понятия  – Генеральные штаты, сословная монархия, хартия,  парламент, арбалет, Жакерия, Реконкиста, булла, сейм).

Тема 6 «Культурное наследие Средневековья»

Наука и образование. Средневековая литература и искусство. Развитие науки и техники. (основные понятия  – корпорация, магистр, диспут, схоластика, научный метод, фреска, витражи, гуманисты, астролябии, каравелла).

Тема 7 «Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)»

Османская империя. Средневековый Китай. Средневековая Индия. Культура народов Востока.  (основные понятия  – султан, император, улус, пагода, раджа, касты).

Народы и государства Америки и Африки. (основные понятия – ацтеки, инки, майя, иероглифы, пигмеи, бушмены).

Тема 8 «Итоговое обобщение»

 Наследие средних веков в истории человечества.

Тема 9 «Введение» 

История России – часть всемирной истории.  Что изучает история Отечества.                                                                                         (основные понятия – история, исторический источник, летопись археология, лингвистика, этнография).

Тема 10 «Восточные славяне»                                                                                                                             Восточные славяне. Соседи восточных славян.  

Тема 11 «Русь в IX-первой половине XII в.»                                                                                            

Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Владимир Святославович. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.  Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси. Повторение по теме: Русь Древняя (основные понятия – присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие,  родоплеменная организация,  союз племен, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, Русская Правда, усобица, вотчина, закуп, рядович, холоп).

Тема 12 «Русь во второй половине XII-XIII в.»                                                                                            Начало раздробления Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями. Русь и Золотая Орда.            Русь и Литва.  Культура русских земель в XII-XIII веках.  Повторение по теме: Политическая раздробленность Руси.                                                                                                                            (основные понятия – удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык).

Тема 13 «Кузбасс в  Древности»

Культуры на территории Кузбасса в Древности и народы.

Тема 14 «Образование единого русского государства»                                                                                                                     Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.  Москва – центр борьбы с ордынским  владычеством. Куликовская битва. Московское княжество  и его соседи в конце XIV- середине XV века. Церковь и государство в конце XV-  начале XVI  века.

Тема 15 «Московское государство в XVI в.»                                                                                                                    

Иван IV. Реформы Избранной рады.  Внешняя политика Ивана IV. Опричнина.  Просвещение, устное народное творчество, литература  в XIV –XVI  веках.  Быт XV-XVI  веков.  Родной край в XIV- XVI  веках. Повторение по теме: Русь Московская.                                                                               (основные понятия – централизованное государство, сословно- представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор).

Тема 16 «Кузбасс в XIV- XVI  веках»

Сибирское ханство. Поход Ермака.

Тема 17 «Итоговое обобщение»                                                                                                                  Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы.

Для оценки достижений учеников используются следующие виды и формы контроля:

фронтальный опрос, дифференцированные карточки, реферат, сообщение, проект, тест, контрольная работа, самостоятельная работа.

Литература для ученика:

Учебник  «История Средних веков» 6 класс   Е.В.  Агибалова, Г.М. Донской.                                        М.: - изд-во «Просвещение» 2011.

Атлас  с контурными картами «История  Средних веков» 6 класс

Г.М. Донской  «Рабочая тетрадь по истории Средних веков»

Учебник  «История Средних веков» 6 класс   Е.В.  Агибалова, Г.М. Донской.                                        М.: - изд-во «Просвещение» 2011.

Атлас  с контурными картами «История  Средних веков» 6 класс

Г.М. Донской  «Рабочая тетрадь по истории Средних веков»

История Кузбасса / отв. ред. Н. П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006 г.

Литература для учителя:

Учебник  «История Средних веков» 6 класс   Е.В.  Агибалова, Г.М. Донской.                                        М.: - изд-во «Просвещение» 2011.

Поурочные разработки  к учебнику «История Средних веков» 6 класс   Е.В.  Агибалова, Г.М. Донской.   Методическое пособие / авт.-сотав.  

Учебник  «История России. С древнейших времен до конца XVI века» 6 класс                                      А.А. Данилов, Л.Г. Косулина М.: - изд-во «Просвещение» 2011.

Поурочные разработки по  к учебнику «История России. С древнейших времен до конца XVI века»  6 класс  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина  Методическое пособие / авт.-сотав. Е.В. Симонова – М.: изд-во «Экзамен»2011

История Кузбасса / отв. ред. Н. П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006 г.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

на 2012/2013 учебный год

Предмет  - история Средних веков

Класс 6

Количество часов в неделю – 2

Общее количество часов – 70

Учитель – Сазанович Е.Д. 

№ урока

Кол- во часов

Тема урока

Форма контроля

Доклады и сообщения

Использование ЭОР и ЦОР

Дата

1/1

1

Введение. История Средних веков – часть всемирной истории

03.09.

2

6

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

2/2

1

Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи.

Презентация

07.09.

3/2

1

Франкское государство

10.09.

4/2

1

Образование государств во Франции, Германии, Италии

14.09.

5/2

1

Складывание феодальных отношений в странах Европы

17.09.

6/2

1

Христианская церковь  в раннем средневековье

Реферат

Презентация

21.09.

7/2

1

Повторение по теме: Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

тест

24.09.

3

5

Византия и арабский мир

8/3

1

Византийские императоры

28.09.

9/3

1

Культура Византии

Реферат

Презентация

01.10.

10/3

1

Образование славянских государств

05.10.

11/4

1

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

08.10.

12/4

1

Культура арабов и стран халифата  

самостоятельная работа

Реферат

Презентация

12.10.

4

5

Средневековое европейское общество

13/4

1

Знать и рыцарство

Презентация

15.10.

14/4

1

Жизнь, быт, труд крестьян

19.10.

15/4

1

Средневековый город

22.10.

16/4

1

Церковь и духовенство. Крестовые походы.

Презентация

26.10.

17/4

1

Повторение по теме: Средневековое европейское общество  

тест

29.10.

5

9

Государства Европы в XIV-XV вв.  

18/5

1

Образование  централизованного государства во Франции

02.11.

19/5

1

Экономическое и социальное развитие Англии

13.11.

20/5

1

Столетняя война – причины и итоги

Реферат

Презентация

17.11.

21/5

1

Обострение социальных противоречий в XIV веке

20.11.

22/5

1

Германские государства в XII-XV веках

23.11.

23/5

1

Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

27.11.

24/5

1

Гуситское движение в Чехии

Реферат

Презентация

01.12.

25/5

1

Турки-османы и их завоевания на Балканах

04.12.

26/5

1

Повторение по теме: Государства Европы в XII-XV  веках  

тест

08.12.

6

3

Культурное наследие Средневековья

27/6

1

Наука и образование

Реферат

11.12.

28/6

1

Средневековая литература и искусство

Презентация

15.12.

29/6

1

Развитие науки и техники

18.12.

7

5

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

30/7

1

Османская империя

22.12.

31/7

1

Средневековый Китай

25.12.

32/7

1

Средневековая Индия

12.01.

33/7

1

Культура народов Востока

Реферат

Презентация

15.01.

34/7

Народы и государства Америки и Африки  

самостоятельная работа

19.01.

8

1

Итоговое обобщение по Мировой истории        

35/8

1

Наследие средних веков в истории человечества  

тест

22.01.

36/9

1

Введение

26.01.

10

2

Восточные славяне

37/10

1

Восточные славяне

Презентация

29.01.

38/10

1

Соседи восточных славян

02.02.

11

7

Русь в IX-первой половине XII в.

39/11

1

Формирование Древнерусского государства

Презентация

05.02.

40/11

1

Первые русские князья

09.02.

41/11

1

Князь Владимир . Крещение Руси

Реферат

Презентация

12.02.

42/11

1

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

16.02.

43/11

1

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого

Презентация

19.02.

44/11

1

Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси

23.02.

45/11

1

Повторение по теме: Русь Древняя

тест

26.02.

12

9

Русь во второй половине XII-XIII в.

46/12

1

Раздробления Древнерусского государства

Презентация

02.03.

47-48/12

2

Главные политические центры Руси

05.03.

07.03.

49/12

1

Монгольское нашествие на Русь

12.03.

50/12

1

Борьба Руси с западными завоевателями

Презентация

16.03.

51/12

1

Русь и Орда

Реферат

19.03.

52/12

1

Русь и Литва

23.03.

53/12

1

Культура русских земель

Презентация

02.04.

54/12

1

Повторение по теме:  Политическая раздробленность Руси

тест

06.04.

55/13

1

Кузбасс в  Древности

09.04.

14

8

Образование единого русского государства

56/14

1

Усиление Московского княжества

Презентация

13.04.

57/14

1

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

Реферат

16.04.

58/14

1

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века

20.04.

59/14

1

Создание единого Русского государства

23.04.

60/14

1

Церковь и государство в конце XV- начале XVI  века

27.04.

61/14

1

Культура и быт в XIV- XVI  в.

Реферат

30.04.

62/14

1

Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в.

Презентация

07.05.

63/14

1

Повторение по теме:  Образование единого русского государства

14.05.

15

Московское государство в XVI в.

64/15

1

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

Презентация

16.05.

65/15

1

Внешняя политика Ивана IV

18.05.

66/15

1

Опричнина

20.05.

67/15

1

Культура и быт в XVI в.

Реферат

Презентация

21.05.

68/15

1

Повторение по теме:  Московское государство в XVI в.

тест

25.05.

69/16

1

Кузбасс  в XIV- XVI  веках

28.05.

70/17

1

Итоговое обобщение

тест

30.05.

Итого:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...