Ипатьевский монастырь и Романовы.
статья по истории (10 класс) по теме
Материал для презентации "Ипатьевский монастырь - "колыбель" Дома Романовых". Рассказывается об истории создания монастыря и царствующих особах, посещавших монастырь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ipatevskiy_monastyr.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Свято-Троицкий мужской Ипатьевский монастырь. Колыбель династии Романовых
В 2013 г. в нашей стране отмечают знаменательную дату — 400-летие дома Романовых и возрождения российской государственности. В Костроме торжества пройдут с особенным размахом — ведь именно Ипатьевский монастырь стал когда-то «колыбелью» династии Романовых.
Считается, что обитель была заложена в 1330 г. татарским вельможей Четом, родоначальником знаменитого рода Годуновых. Согласно монастырской легенде, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите, Чет серьезно заболел. Остановившись на отдых в месте впадения реки Костромы в Волгу, он увидел явление Пресвятой Богородицы, апостола Филиппа и священномученика Ипатия, после чего исцелился. Обрадованный Чет принял православие, а на месте своего ночного видения основал иноческую обитель.
С тех пор Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых, которые не жалели для него средств и подарков. Обитель постоянно перестраивалась и украшалась. В середине XVI в. на деньги Годуновых было развернуто обширное каменное строительство. Взамен деревянной церкви Живоначальной Троицы был возведен каменный Троицкий собор с приделом, посвященным апостолу Филиппу и священномученику Ипатию. А вскоре построен и второй храм — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно в это время окруженный стенами и башнями монастырь превращается в настоящую крепость.
После смерти царя Бориса Годунова обитель была пожалована боярам Романовым. Ее мощные стены стали надежным укрытием для 16-летнего Михаила Федоровича и его матери — инокини Марфы. А опасаться им было чего... Узнав о том, что Земский собор избрал царем юного Михаила, поляки попытались помешать ему занять престол. Ведь их собственный царевич Владислав хотел стать правителем России. Небольшой отряд поляков направился в Ипатьевский монастырь, чтобы убить Михаила Романова, но по дороге заблудился. Им встретился крестьянин Иван Сусанин, который обещал показать дорогу, а сам тайком отправил родственника предупредить инокиню Марфу и ее сына. Как известно, Сусанин завел поляков в дремучий болотистый лес, погиб от пыток, но дороги к монастырю так и не выдал, спасши царя и страну от иностранных захватчиков.
Тем временем посольство Земского собора во главе с архиепископом Рязанским и Муромским Феодоритом прибыло в Кострому. 14 марта 1613 г. к монастырю вышла торжественная процессия, а вместе с ней — и крестный ход с главной святыней города — чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Но не хотел Михаил становиться царем — несколько раз отказывал он послам, ведь был еще совсем юн, к тому же государство было разорено после Смуты. С плачем отказывалась благословлять сына инокиня Марфа. Знала она, как недолго правили предшественники Михаила и какая лютая смерть их постигла. Тогда пристыдил их Феодорит, сказав, что последуют новые беды для земли русской и отвечать за них перед Богом будут Михаил и его мать. Тогда, обливаясь слезами, согласился Романов взойти на престол. И перед образом Богоматери Феодоровской принял соборное избрание.
19 марта царь, сопровождаемый множеством людей с иконами и крестами, которые несли перед процессией, отправился в Москву. Так началось возрождение российской государственности. А Ипатьевский монастырь в Костроме с тех пор называют «колыбелью» дома Романовых.
Многими богатствами осыпали Романовы свою вотчину. Троицкий собор был заново отстроен, туда присылалось множество дорогих икон, крестов, различной церковной утвари. Библиотека монастыря пополнялась бесценными рукописными книгами в драгоценных переплетах. До XVIII в. хранилась здесь и уникальная летопись, позже названная Ипатьевской, — один из древнейших списков «Повести временных лет».
Все царствующие особы Дома Романовых свято чтили обитель. В источниках имеются записи о пребывании их в Костроме. Кострому с визитами посещали: Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Многие из монархов жертвовали Костроме и Ипатиевскому монастырю деньги и всяческие подарки.
ЕКАТЕРИНА 2
Вояж Екатерины II по Волге 1767 г. можно рассматривать как ритуал, то есть, в терминологии Уортмана, воспроизведение базового мифа происхождения власти [23]. Последнее обстоятельство имеет в данном случае особое значение, если учесть, что Екатерина II не имела прав на российский престол ни по наследству, ни по завещанию. Следовательно, путешествие получало также и функцию легитимации, что в полной мере проявилось во время визита императрицы в Кострому в середине мая 1767 г.
Во время встречи Екатерины II в Костроме преемственность ее власти по отношению к Михаилу Федоровичу Романову акцентировалась как минимум трижды. В первый раз об этом зашла речь в приветствии костромского архиепископа Дамаскина на следующий день после прибытия императрицы в Кострому, 15 мая, перед поездкой в Ипатьевский монастырь [24]. В речи архиепископа история воцарения Михаила представлена как центральное событие всей костромской истории - никакие другие события в ней не упоминались. Как нельзя кстати здесь пришелся и рассказ о Сусанине. Выражая радость местных жителей по поводу приезда государыни, архиепископ, обращаясь к Екатерине, говорил:
...Предок Вашего Императорского Величества Михаил Федорович, от Литовских и Польских людей искомый, в пределе того крестьянином Иваном Сусаниным утаен бысть и сей же, про прошению духовных и мирских, нарочно от Царствующего Града Москвы, присланных чинов, принял скипетр Российского Государства, но радость оная ово тогдашнего ради смятения и мучения оными людьми реченного Сусанина ведавшего где, и не сказавшего им про него даже до смерти, ово ради матери его Государыни Великой Старицы Марфы Иоанновны, о младом своем сыне во столь многомятежное Всероссийское время на рамени свои восприемлющем, с плачем растворялась [25].
Принципиальным здесь является именование царя Михаила «предком» императрицы, что, разумеется, не соответствовало действительности и носило чисто символический характер: Екатерина, таким образом, провозглашалась наследницей не столько Петра I и имперской традиции, сколько московских царей и всей московской власти. Кострома, «обитель сия», по словам архиепископа, была освящена «памятию предка» императрицы, и призыв Дамаскина «войти» в нее, прозвучавший в Успенском соборе Костромы, был как нельзя более символичен:
...вниди в град сей, вниди путем, им же прием скипетр Всероссийского Царства, шествовал достохвальный прадед твой Михаил Федорович [26].
В тот же день в самом Ипатьевском монастыре, после литургии, генерал-поручик А.И. Бибиков - что примечательно, будущий маршал Уложенной комиссии - в обращенной к императрице речи произнес:
Преславно и знаменито время здешней стране и граду, в которое Всевышнему судилось возвести на Всероссийский престол вечно прославления достойного Государя Царя Михаила Федоровича, прапрадеда Вашего Императорского Величества, и тем избавить многими мятежами уже изнуренную Россию от всеконечного ее разрушения[27].
Слова архимандрита Дамаскина и генерала Бибикова, очевидно, заранее получили высочайшее одобрение. Эти речи констатировали публичное признание и духовной, и светской элитой государства Екатерины II как законного правителя, как продолжательницы династии Романовых.
О том, что Екатерина II полностью осознавала значение посещения ею Костромы и Ипатьевского монастыря как важного акта легитимации власти, свидетельствуют строки из ее письма к Н.И. Панину от 15 мая 1767 г.:
...я пишу в Ипатском монастыре, который прославлен в истории нашей тем, что из него царь Михаил Федорович на царство веден в Москву, и истинно сие место и видом и богатством украшений в церквах почтенно [28].
С 1613 года в монастыре свято сохранялась память о том, что в этих кельях пребывал юный боярин, потом царь Михаил Фёдорович. Только особого исторического значения им не придавалось до XIX века. Лишь с перемещением в 1802 году духовной семинарии снова на Запрудню в возобновленные после пожара собственные ее здания настолько уяснилось в сознании монастырского начальства высокое значение тех келлий, в которых жил первый Царь из Дома Романовых, что их стали считать местом священным, почему в них не должны помещаться простые лица, и они должны быть тщательно охраняемы и содержаться в порядке и образцовой чистоте. С этого времени корпус наместнический стал предметом особенного внимания, забот и уважения, так что в нем никому даже из монастырских властей не позволялось помещаться на жительство. Насколько велико стало уважение к кельям или покоям, занимаемым царем Михаилом Фёдоровичем два века тому назад, выразительно показывает то обстоятельство, что костромской епископ Павел (1830—36 г.), не смотря на крайнюю нужду, не позволил себе и на короткое время поместиться в них, хотя бы по производстве потребного ремонта. Епископ Самуил (1817—1830 г.г.) на время перестройки архиерейского дома взял для своего помещения кельи, устроенные подле наместнического корпуса над каменными погребами. Несомненно, тогда уже прочно утвердилось за древними наместническими кельями ранее изредка применяемое название „Палаты” или „Дворец царя Михаила Феодоровича”, также „Царские чертоги”. О них в летописях начала XIX века встречаются такие [c. 103:] замечания: „кельи те самые, где государь Михаил Феодорович имел пребывание со своею родительницею, остаются доныне в своем виде и никем не занимаются”, или (в описании Ипатьева монастыря, еп. Павла, изд. 1832 г.): „кельи царя Михаила Феодоровича остаются неприкосновенными в первобытной своей простоте”.
Особым событием в истории Ипатьевского монастыря был приезд Николая I.
В 1834 г., посетив костромскую обитель, император Николай I приказал начать ремонт и перестройку зданий монастыря для возвращения им «древнего вида». Руководил работами архитектор, создатель храма Христа Спасителя в Москве — Константин Тон.
План и смета были составлены проф. К. Тоном на 2794 р. 49 к. и 13 марта 1835 года удостоились Высочайшего утверждения. По этому плану, между прочим, было предположено к той келье, которую занимал царь Михаил Фёдорович, снова приделать по прежнему крыльцо, а над наружным входом в кельи поставить царский того времени герб, чтобы отличить эти кельи от прочих. Но только в 1841 году, после продолжительной переписки с разными учреждениями, было приступлено к работам по утвержденной смете, а через год они уже окончены были. Тогда кельи покрыты железом, снаружи раскрашены в шахматы и к ним приделано вновь каменное с чугунною лестницею крыльцо по лицевому фасаду с юга на север, при чем вместо двух входов в верхний этаж устроен один, переделаны полы, двери, окна и проч. Но все эти переделки и поправки касались лишь наружной стороны здания и не могли остановить разрушения, к которому постепенно клонилось это здание, воздвигнутое в конце XVI века. Дело в том, что сами стены в чертогах царя Михаила Фёдоровича от давнего времени довольно обветшали, и вскоре, именно в 1855 г., по освидетельствовании их епархиальным архитектором, оказалось, что стены и своды в нижнем этаже корпуса имеют трещины, а наружные стены вершков на 6 отклонились от вертикального положения: арки, на которых в верхнем этаже устроены капитальные стены, пришли в совершенное [c. 105:] разрушение; кирпичи из замков выпали; булыжный фундамент из под стен частью также выпал, так что стены угрожали падением, почему были подперты бревнами. В виду такого состояния здания вновь была составлена смета на капитальное исправление Царского дворца на сумму 3461 р. 54 к. и, по надлежащем утверждении в октябре 1856 г., приведена в исполнение к 1 октября 1858 года.
По его проекту в архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Практически заново воздвигнут Богородице-Рождественский собор, перестроены монастырские корпуса. Изменил свой вид и келарский корпус, в котором в 1613 г. жил будущий царь Михаил Федорович. Сегодня этот корпус называется «палатами бояр Романовых» и является музейной экспозицией. Среди экспонатов — портрет Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за будущего царя и возрождение России.
6 марта 1851 года в Костроме был открыт памятник царю Михаилу Феодоровичу и крестьянину Ивану Сусанину
Указ о сооружении монумента последовал в июне 1835 года после посещения Костромы Николаем I. В высочайшем соизволении император отметил: «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина – спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни – спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». Изначально, памятник предусматривалось возвести не в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре – «колыбели династии Романовых», а на центральной площади города. В связи с этим, Екатеринославская площадь была переименована в Сусанинскую.
Император Александр II, два раза (в 1837 и 1858 г.г.) посетивший Ипатьевский монастырь и покои царя Михаила Фёдоровича, решил произвести на суммы придворного ведомства полную во вкусе XVII века реставрацию знаменитого этого дома, по плану архитектора Московской придворной конторы Рихтера. При возобновлении его повелено взять за образец боярского сооружения древний дом Романовых в Москве, существующий доселе на Варваринской улице. По тщательном изучении здания, отличив в нем остатки древней архитектуры от позднейших добавлений и применительно к указанным ему образцам построек XVI и XVII в.в., Рихтер по составленному им новому плану здания, удостоившемуся в 1860 г. Высочайшего одобрения, окончил реставрацию к началу осени 1863 года.
Последним императором, который посетил Кострому, был Николай Александрович Романов. Он впервые приезжал со своим отцом Александром Александровичем, будучи еще молодым цесаревичем. Второй приезд великого государя совпал с великим празднованием. Несколько лет уже готовилась Кострома к празднованию юбилея 300-царствования славного, державного рода Романовых. Знаменательный для всей России вообще, юбилей этот имел особенное значение для Костромы, как колыбели, как исконной вотчины дорогого для нее Дома бояр, а ныне благополучно царствующих Державных Повелителей великой России.
Ровно в 9 часов утра главный пароход царской эскадры вступил в черту городских вод. В этот момент грянул первый выстрел орудийного салюта, гул выстрела был подхвачен перезвоном колоколов 40 костромских церквей. Затем присоединились и оглушительные крики «Ура» собравшегося народа.
Вместе с первыми выстрелами и колокольным звоном из Костромского Успенского Кафедрального собора вышел крестный ход, который направлялся к Ипатиевскому монастырю. Из Троицкого собора выходит и выстраивается попарно архиерейский хор, духовенство со святыми иконами и реликвиями. У стен монастыря выстраиваются и депутация, должностные лица, представители учреждений и прочие.
В 9 часов 45 минут утра пароход «Межень» плавно подошел к пристани - «Царской Ставке». На пристани Императору представились прибывшие для встречи лица. Император принимает депутацию от крестьян Шунгенской волости, Костромского уезда. А костромские дамы тем временем представились и подарили букеты цветов Императрице и княжнам.
После принятия караула император со своей августейшей семьей отправляется в Ипатиевский монастырь.
По прибытии к монастырю императорская семья последовала через ворота «Зеленой Башни» к Троицкому собору. Государь император с Августейшей семьей совершает поклонение Федоровской иконе Божьей Матери. После трогательного обряда императорская семья отправилась в Троицкий монастырь. Немедленно началась божественная литургия. После литургии духовными лицами был отслужен благодарственный молебен перед Чудотворным образом Федоровской Божьей Матери. Во время совершения богослужения в соборе присутствовали министры, придворные дамы, первые чины двора, особы свиты императорского величества.
Затем император Николай II, конечно же, посещает Романовский музей. По всему пути следования их императорских величеств, от городской царской пристани до Романовского музея и далее были расставлены воспитанницы городских детских приютов, а вдоль аллеи Романовского сквера – воспитанницы женских гимназий и школ. За ними волостные старшины, сельские старосты, должностные лица, городское и сельское население. Царский кортеж медленно подвигался по предназначенному пути. Могучее, потрясающее воздух, истинное русское «УРА!» встречало их императорские величества на всем пути их следования к Романовскому музею и не смолкало еще долго после того, как исчезали из виду Царские экипажи. Прибыв к Романовскому музею, император, государыня императрица, наследник цесаревич и княжны осмотрели все здание музея, подробно ознакомились с размещенными в нем различными коллекциями историко-археологического и этнографического характера. После отбытия из Романовского музея Император направился в дом Костромского дворянства. Здесь император встречается с губернатором и дворянами, в честь императора был устроен концерт и чаепитие.
Весь день ликовала Кострома. Вечером состоялась иллюминация по случаю пребывания их величеств Императорской семьи. Все было залито яркими переливающимися огнями разных цветов. Над городом, высоко в воздухе, стояло громадное зарево, как будто от сильного пожара.
После Октябрьской революции Ипатьевский монастырь был закрыт, а монахи изгнаны из обители. Богородице-Рождественский собор в 30-е годы ХХ в. был полностью разрушен. Тем не менее, монастырю повезло: несмотря на то, что он был тесно связан с фамилией русских императоров, его не сравняли с землей. Наоборот, здесь открыли Костромской историко-архитектурный музей-заповедник.
18 февраля 1992 г. в соответствии с решением Священного синода Русской православной церкви Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден. В мае 1993-го состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля костромской епархией и музеем-заповедником. А уже в 1994 г. здесь появились первые монахи.
В настоящее время в обители действуют Троицкий собор с Лазаревским храмом в подклете, а также храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей. Сюда приезжают люди из разных уголков не только России, но и мира поклониться чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери, частице ризы Господней и частице мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
И в наши дни князья Романовы посещают Россию и Кострому. Создаются фонды, которые помогают сиротам и больным, неимущим и обездоленным, один из таких фондов «Романовы для России». Одним из последних визитов в Кострому был 24-26 июля 2002г. В Кострому приезжал князь Дмитрий Романович Романов. Он передал школе – интернату для детей с нарушением слуха 3000 долларов, а воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников 1000 долларов. Посетил Романовскую библиотеку и подписал договор о сотрудничестве между своим фондом «Романовы для России» и фондом 400-летия Дома Романовых, который возглавляет Борис Коробов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОПК "Монастыри и монашество"
Помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу. Осмыслить роль монахов в истории РОссии. Здесь Вы найдете материалы о монастырях, расрположенных на территории...
Ипатьевский монастырь - "колыбель" Дома Романовых.
Презентация подготовлена к 400-летию Дома Романовых. В работе использованы личные фотографии и фотографии из интернета. Сильное впечатление осталось после посещения Ипатьевского монастыря в Кост...
Классный час, посвященный 400-летию Дома Романовых "Романовы и Южный Урал"
Материал к классному часу и урокам регионального компонента по истории России в 9-11 классах."Романовы и Южный Урал"....
Православные монастыри. Ипатьевский монастырь
Православные монастыри. Ипатьевский монастырь...
"Монастыри древнего Мурома.Свято-Воскресенский женский монастырь." Классный час.
Данная разработка содержит материал о менее известном и менее посещаемом женском монастыре города Мурома Свято-Воскресенском. Презентация показывает красоту храмов этого монастыря....
Презентация "Цивильский Тихвинский богородицкий православный монастырь." История монастыря.
Презентация знакомит учащихся историей монастыря, о строительстве храма и о его долгом возрождении. Цивильский монастырь имеет большую историческую значимость и является достоянием Чувашской Рес...
Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.
Урок истории и презентация к уроку "Первые Романовы"...