Олимпиадные задания по истории 7 класс
олимпиадные задания по истории (9 класс) по теме
Ежегодно в декаде предметных недель необходимо проводить олимпиады по предметам, что позволяет получить результат о полученных знаниях из курса истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
II (муниципальный) этап
Задания по истории для ученика
История
7 класс
Задание 1. Народное собрание, решавшее важнейшие вопросы, называлось:
1) полюдье
2) вервь
3) вече
4) ополчение
_______________________________________________________________
Максимальный балл - 2.
Задание 2. К внутренней политике Ярослава Мудрого относится:
1) крещение Руси
2) начало создания письменного свода законов
3) разгром печенегов
4) заключение династических браков
________________________________________________________________
Максимальный балл – 2.
Задание 3. Назовите, кто из исторических личностей:
- Предупреждал врагов: «Мертвые сраму не имут!» _____________________________________________________________
- Осуществил крещение Руси.
_____________________________________________________________
- По преданию носил шапку, ставшую в последствии символом царской власти на Руси.
_____________________________________________________________
2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 6.
Задание 4. Расположите события в хронологическом порядке:
А) Взятие Батыем Рязани В) взятие монголами Киева
Б) Ледовое побоище Г) поход Тохтамыша на Москву
1_____ 2_____3 _____ 4_____
2 балла за верную последовательность, 1 – за одну ошибку.
Задание 5. Что из перечисленного впервые появилось в правление Ивана IV?
1) Земский собор
2) кормления
3) Судебник
4) помещики
_______________________________________________________________
2 балла за верный ответ
Задание 6. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
- 1147, 1255, 1703 гг.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Тевтонцы, госпитальеры, меченосцы, тамплиеры.
____________________________________________________________
- Алексей Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский, Иван Висковатый.
_____________________________________________________________
- тулуп, кушак, душегрея, порты.
____________________________________________________________
3 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 12.
Задание 7. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.
- Новгородское вече: объявляло войну и мир, провозглашало или изгоняло князя из Новгорода, выбирало глав Новгородской республики, определяло размер земельного владения князя.
____________________________________________________________
- Значение победы русских войск в Куликовской битве: подъем национального самосознания русского народа, Москва становится лидером в процессе объединения и освобождения Руси, походы ордынцев на Русь прекратились.
_____________________________________________________________
- Кенигсбергский университет («Альбертина») в XVI в. состоял из следующих факультетов: теологического, юридического, экономического, медицинского и философского.
____________________________________________________________
2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 6.
Задание 8. Ранее других произошло событие:
I.
- Княжение В. Мономаха в Киеве
- Крещение Руси
- Княжение Ярослава Мудрого
- Битва на реке Калке
______________________________________________________________
II.
1) Введение «урочных лет»
2) Введение Юрьева дня
3) Установление «заповедных лет»
4) Провозглашение бессрочного сыска беглых крестьян
______________________________________________________________
III.
1) Начало Ливонской войны
2) Созыв Стоглавого собора
3) Введение опричнины
4) Венчание Ивана IV на царство
___________________________________________________________
2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 6.
Задание 9. Выберите один неправильный ответ.
I. Для изобразительного искусства Древней Руси были характерны следующие виды:
- Мозаика
- Фреска
- Скульптура
- Иконопись
________________________________________________________________
II. Последствия установления монголо-татарского ига на Руси:
- Отрыв и изоляция русских земель от Европы
- Восстановления единства русских земель
- Власть князей приобрела авторитарные, "восточные" черты
- Искусные мастера-ремесленники угонялись в Орду
_____________________________________________________________
III. Для складывания государства у восточных славян характерно:
- Наличие угрозы со стороны воинственных соседей
- Прохождение через земли славян транзитных торговых путей
- Сложные природные и климатические условия для занятия земледелием
- Занятие кочевым скотоводством
______________________________________________________________
- балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 6.
Задание 10. Дайте развернутый ответ.
Средние века начинаются Великим переселением народов, а заканчиваются Великими географическими открытиями. Эти два грандиозных события имели немало общих последствий. Каких?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл - 8.
Задание 11. Дайте краткие ответы.
- Жители средневековой Европы часто привязывали к подошвам своих башмаков высокие деревянные чурки. Зачем?
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Эта казнь у инквизиторов лицемерно называлась «наказанием без пролития крови».
_______________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему готические соборы назывались «Библией для неграмотных»?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
- В средние века с ними могли общаться немногие. Те, кто их боялся, сжигали их на кострах. Те, кто их любил, приковывали их цепями. Так что же это?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
3 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 12.
Задание 12. Прочитайте отрывок из труда историка Е.Ф. Шмурло, ответьте на вопрос и выполните задания.
«Шведы и немцы явились тогда врагами русской народности и русской веры. Таким образом, заслуга Александра в глазах его современников заключалась в том, что он: а) отстоял политическую независимость Русской земли – не допустил вторжения в нее иноземцев и б) отстоял чистоту русской веры – не допустил «латинскую» ересь исказить истинное православие. И раньше духовная связь России с Западной Европой была слаба – теперь порывались последние нити».
- Укажите прозвище человека, о котором идет речь в данном отрывке.
_________________________________________________________
- Укажите два события, последствия которых описаны в данном отрывке.
____________________________________________________________
- Что такое «латинская» ересь»?
__________________________________________________________
По 3 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл 12 .
Задание 13. Сопоставьте изображения гербов и флагов Ленинградской и Калининградской областей. Что общего в их символике? Объясните это с точки зрения геральдики, истории и географии.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 балла за каждый верно названный элемент. По 4 балла за верные пояснения. Максимальный балл – 24.
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
II (муниципальный) этап
Задания по истории для ученика
8 класс
Задание 1. Соотнесите понятия и определения:
1. Вотчина 3. Местничество
2. Поместье 4. Кормление
а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода
б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения
в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю
г) земельное владение, принадлежащее крестьянам
д) земельное владение, передающееся по наследству
1 ______ 2 _____ 3 _____ 4 ____
Максимальный балл - 4 .
Задание 2. Дайте краткий ответ.
1. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV называлось _________________________________________________________
2. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется ________________________________________________________________
3. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось ____________________________________________________
4. Назовите имя московского князя, победившего Мамая на Куликовом поле ___________________________________________________________
5. Имя иерарха церкви, с которым связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг _________________________________________________________________
Максимальный балл - 10.
Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
- Посадник, тысяцкий, епископ, князь.
__________________________________________________________
- Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни.
____________________________________________________________
3.Гривна, резана, куна, алтын, рубль.
______________________________________________________________
4.А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.Т. Посошков.
______________________________________________________________
5.Барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм.
____________________________________________________________
Максимально 10 баллов.
Задание 4. Перед вами несколько фрагментов из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Назовите имена всех исторических деятелей, о которых говорится в каждом из них.
А. С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил он в действительную жизнь; она встретила его как-то двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это было не только два лица, а даже два особых мира.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром царь, как только услыхал о его появлении, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл - 10 (по 2 за верный ответ).
Задание 5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».
1. Полюдье обычно начиналось в ноябре, после того как устанавливался зимний путь, прекращалась осенняя распутица.
_________________
2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций.
___________________
3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.
_______________________
Максимальный балл 9.
Задание 6. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения и которые употребляют в указанном ниже смысле.
1. Заниматься пустой болтовней, пустословить.
__________________________________________________________________
2. Судить о чем-то или о ком-то только согласно своим собственным представлениям, крайне субъективно.
_________________________________________________________________
3. Не иметь никакой ценности, никакого значения.
______________________________________________________________
Максимальный балл 6.
Задание 7. Текст с историческими ошибками.
В тексте допущено немало исторических ошибок. Постарайтесь обнаружить их, объяснив, в чем эти ошибки заключаются.
Шустрый Митька (1690 год)
Митька быстро бежал по улице, прижимая к груди буханку, стащенную им только что в кофейне старика шведа. Следовало торопиться: мосты над Невой вот-вот должны были развести, и тогда придется тратить на лодочника последний рубль. Вспомнив о рубле, мальчонка сунул руку за пазуху, убедившись, что драгоценная бумажка на месте.
Митька вдыхал изумительный хлебный запах и счастливо улыбался. Но съест он только половину буханки. Остальное обменяет на старую треуголку стрельца. А, коли хлеба ему покажется мало, можно добавить золоченый орех, припасенный для такого случая и хранимый Митькой с прошлогодней елки.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов – 18. 1 балл за каждую верно найденную ошибку и по 2 балла за верные комментарии.
Задание 8. В какой век (XVI, XVII, или XVIII), в какую страну мира вы хотели бы перенестись, если бы имели такую возможность? Участниками каких событий хотели бы стать? Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимально – 16 баллов.
Задание 9. Сопоставьте изображения гербов и флагов Ленинградской и Калининградской областей. Что общего в их символике? Объясните это с точки зрения геральдики, истории и географии.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл– 17.
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
II (муниципальный) этап
Задания по истории для ученика
9 класс
Задание 1. Как известно, в начале ХХ века в Российской империи сохранялся сословный строй. В нижеприведенных названиях социальных групп российского общества содержатся восемь названий сословий, закрепленных законодательно. Выпишите эти названия.
Разночинцы, интеллигенция, казачество, рабочий класс, буржуазия, мещане, духовенство, дворянство, государственные служащие, купечество, крестьяне, холопы, арендаторы, инородцы, чиновники, мастеровые.
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
6._________________________________________
7._________________________________________
8._________________________________________
Максимальный балл – 16.
Задание 2. Хронология российской и зарубежной истории. В таблице слева приведены события мировой истории, справа – современные им события отечественной истории. Выберите среди событий отечественной истории то, которое ближе всего по времени указанному событию мировой истории (оно может быть как раньше, так и позже). Запишите годы выбранных событий в таблицу.
Падение Византийской империи (захват Константинополя турками-османами) |
|
Казнь английского короля Карла I в ходе Английской буржуазной революции |
|
Провозглашение независимости Соединенными Штатами Америки |
|
Венский конгресс по итогам наполеоновских войн |
|
Провозглашение Германской империи в Новое время |
|
Таблица для ответов
Событие мировой истории | Дата | Событие отечественной истории | Дата |
Падение Византийской империи (захват Константинополя турками-османами | |||
Казнь английского короля Карла I в ходе Английской буржуазной революции | |||
Провозглашение независимости Соединенными Штатами Америки | |||
Венский конгресс по итогам наполеоновских войн | |||
Провозглашение Германской империи в Новое время |
Максимальный балл – 20.
Задание 3. Ученик подготовил письменную работу по истории и попросил старшеклассника проверить ее. Тот указал в работе шесть ошибок (они отмечены и пронумерованы в работе), хотя ученик допустил лишь четыре. Укажите, какие ошибки действительно допущены учеником, а какие – нет. Мотивируйте свое решение в каждом случае.
«Отмена крепостного права в России в 1861 г. позволила крестьянам за деньги обрести личную свободу (1) и выкупить свой земельный надел. Эта же реформа повлекла за собой ряд других важных преобразований в области местного управления, финансов (2), суда и вооруженных сил. Так, в ходе земской реформы 1864 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления, избираться в которое могли представители землевладельцев, крестьян (3) и образованных слоев города (4). Благодаря проведенной в том же году судебной реформе Россия обрела состязательный, гласный суд с участием присяжных заседателей из числа людей, имевших высшее образование (5). В 1874 г. была проведена военная реформа, результатом которой стала всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все сословные категории, кроме потомственного дворянства(6).»
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл – 18.
Задание 4. Краеведческое. В энциклопедическом словаре «пропали» названия битв, связанных с территорией Восточной Пруссии. На основании текстов статей восстановите эти названия с указанием года сражения.
- ______________________________________ - 15 июля _______ года во время «Великой войны» польское войско короля Владислава Ягелло и войско Великого князя Литовского Витовта при участии русских смоленских полков разгромило войско Тевтонского ордена под началом магистра Ульриха фон Юнгингена, что остановило агрессию тевтонских рыцарей против славянских и литовских земель.
- __________________________________ - 2 (14) июня _________ года 85-тысячная армия Наполеона в столкновении с 55-тысячной русской армией под командованием Л.Ф. Бенигсена нанесла последней поражение, вынудив ее отступить вглубь территории Восточной Пруссии. Потери русской армии составили 5 тыс. человек (по французским данным – 15 тысяч).
- __________________________________ - 19 (30) августа __________ года, первое столкновение русской (55 тыс. командующий С.Ф. Апраксин) и прусской (24 тыс., командующий Левальд) армий в ходе Семилетней войны. Победа русской армии была достигнута, несмотря на отсутствие руководства со стороны командующего, благодаря мужеству русских солдат и вступлению в бой бригады генерала П.А. Румянцева. С.Ф. Апраксин не воспользовался плодами победы, отказавшись от похода на Кенигсберг.
- ____________________________ - 26 января (7 февраля) _________ года в ходе сражения между армией Наполеона (70 тыс.) и войсками 4-ой антинаполеоновской коалиции (русская армия 70 тыс., прусская – 8 тыс.) обе стороны понесли тяжелые потери (по 26-36 тыс.) и, каждая объявив о своей победе, оставили поле битвы. Активные боевые действия прекратились до мая того же года.
Максимальный балл – 16.
Задание 5. Творческое. Рассмотрите историческую ситуацию.
В 1718 году в России была введена подушная подать, ставшая основой налогообложения ее населения более чем на полтора столетия. Обязательный ежегодный платеж (74 копейки для крепостных крестьян,
1 руб. 14 коп. для государственных, 1 руб. 20 коп. – для городского непривилегированного населения) взимался со всех мужчин независимо от возраста и физического состояния, за исключением дворян и лиц духовного звания. Подушная подать заменила собой многочисленные сборы на конкретные нужды (рекрутские, корабельные, артиллерийские («пищальные») деньги), налоги с имущества (с печей, бань, винокурен, пасек, птичьих силков) и прочие поборы (например, со свадеб). Община либо помещик самостоятельно осуществляли раскладку платежей среди налогоплательщиков. Холопы, прежде не платившие государству ничего, сравнялись в положении с крепостными крестьянами.
Напишите эссе на тему «Справедливость налогообложения в истории с точек зрения государства и человека» (Вы вправе не ограничиваться рассуждениями лишь о Петровской эпохе), осветив в нем следующие вопросы:
- как осуществлялся сбор налогов до введения подушной подати?
- чем было вызвано столь пристальное внимание царя-реформатора к налоговой сфере?
- оправдано ли было повышение налогов в связи с ситуацией в Северной войне на момент введения подушной подати?
- чем обернулось введение подушной подати для крестьян в Петровскую эпоху и в исторической перспективе?
Максимальный балл – 30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по истории для 9 класса (региональный этап)
Олимпиадные задания по истории для 9 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....
Олимпиадные задания по истории для 10 класса (региональный этап)
Олимпиадные задания по истории для 10 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....
Олимпиадные задания по истории для 11 класса (школьный тур)
Олимпиадные задания по истории для 11 класса школьного тура....
Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа
Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...
Олимпиадные задания для 5 класса по истории Древнего мира.
Олимпиадные задания для 5 класса по истории Древнего мира....
Олимпиадные задания для 7 класса по истории.
Олимпиадные задания для 7 класса по истории....
Олимпиадные задания для 8 класса по истории.
Олимпиадные задания для 8 класса по истории....