Факультатив "Награды России"
элективный курс по истории по теме
Элективный курс «Награды России» ориентирован на развитие предпрофильной подготовки в 8-9 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащихся с историей российских наград и с фалеристикой как вспомогательной исторической дисциплиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_nagrady_rossii.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
НАГРАДЫ РОССИИ
Актуальность курса.
Элективный курс «Награды России» ориентирован на развитие предпрофильной подготовки в 8-9 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащихся с историей российских наград и с фалеристикой как вспомогательной исторической дисциплиной. Направленность курса - ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Российская наградная система неразрывно связана с историей государства - эта связь прослеживается на протяжении изучения всего курса. Преемственность наградной системы показывает пример сохранения традиций прошлого, уважения к родной истории, способствует воспитанию в духе патриотизма. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с наградами России периода 1698-1917 гг., наградной системой СССР, а также наградами современной России.
Для удобства представленные материалы разделены на темы, каждая из которых содержит историю создания награды, ее описание, а также интересные исторические сведения, связанные с ее судьбой, характеристики и биографические данные исторических лиц, представленных к награде. В теме «Награды современной Россию» можно познакомиться со статутами (статут – описание ордена, порядок награждения орденом и его ношения) и положениями орденов и медалей. Учащиеся узнают о первых героях и орденоносцах новой России. Также в книгу включен дополнительный материал по отдельным темам, который будет интересен как учителю, так и его ученикам. В иллюстрировании занятий огромную помощь может оказать наглядное пособие «Государственная символика России» (компакт-диск, выпушенный издательством ЦНСО в 2003 г.).
Курс рассчитан на 34 часа. Основные формы работы: лекции, сообщения учащихся. На заключительном занятии возможно представление устного журнала, проведение исторической Игры.
Цель курса: познакомить учащихся с наградной системой Российского государства, которая является ярким отражением его исторического пути, а также со вспомогательной исторической дисциплиной - фалеристикой.
Задачи курса:
. научить учащихся видеть в каждой награде исторический источник, который может многое рассказать об истории Российского государства;
. раскрыть смысл награды как символа государства;
. развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;
. подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально - гуманитар ного профиля;
. продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.
Требования" уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса учащиеся должны:
. знать понятия, используемые в элективном курсе;
. владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;
. уметь самостоятельно проводить поиск и анализ полученной информации (в том числе с помощью Интернет - ресурсов);
. уметь представлять собранную информацию в форме устного доклада.
Тематическое планирование
№ | Тема | Формы работы | Цели занятия | Кол-во часов | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | Фалеристика - наука о медалях и наградах | Лекция | Познакомить с основными понятиями курса, фалеристики. | 2 | |
2 | Первые награды России | Сообщения учащихся | Дать представление о первых российских наградах, причинах их появления. | 2 | |
3 | Наградная система Петра 1 | Сообщения учащихся | Сформировать представление об изменениях в наградной системе во времена правления Петра 1. | 3 | |
4 | История российских орденов | Сообщения учащихся | Познакомить с орденами времен Екатерины 2, получателями этих наград. | 4 | |
5 | Наградные медали Российской империи | Сообщения учащихся | Познакомить с традициями награждения «общими» наградами в России, боевыми победами воинов. | 6 | |
6 | Награды Первой мировой войны | Сообщения учащихся | Дать представление о наградах Первой мировой войны. | 3 | |
7 | Наградная система СССР | Сообщения учащихся | Сформировать представление о наградной системе СССР, главными орденами и медалями страны. | 4 | |
8 | Награды Великой Oтeчественной войны | Сообщения учащихся | Познакомить с героями Великой отечественной войны, их подвигами и наградами. Дать представление о том, в каких ситуациях вручались те или иные награды. | 4 | |
9 | Награды современной России | Сообщения учащихся | Познакомить с наградным законодательством, Высшими наградами государства, с современными героями России. | 2 | |
10 | Историческая игра. Устный журнал | Игра | Закрепить знания о наградах России в игровой форме. | 2 |
Словарь элективного курса
Аверс - лицевая сторона монеты или медали.
Бант - орденская лента, завязанная в виде нескольких перетянутых посередине петель.
Барельеф - изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.
Вензель - эмблема, составленная из букв, означающих инициaлы имени какого-либо лица. Буквы обычно переплетались и составляли узор. В фалеристике используются вензеля монархов и святых (в чью Честь учреждались награды).
Герой - человек, совершивший подвиг, исключительный по своей храбрости, смелости, доблести и самоотверженности.
Звезда - наградной знак в виде пятиконечной звезды.
Знак отличия - ордена, медали, нагрудные знаки, которыми награждаются за особые заслуги.
Кавалер (ордена) - человек, награжденный орденом, орденоносец. Полный кавалер - награжденный всеми степенями ордена.
Капитул (от лат. - главный) - капитул ордена учреждение, ведавшее пожалованием и выдачей орденов в царской России, учрежденное в 1797 г. императором Павлом 1. Во главе капитула стоял Канцлер, совмещавший эту должность с должностью министра двора.
Чеканка (медалей) - отделочная операция, связанная с изготовлением медалей.
Штифт - металлический стержень для неподвижного крепления награды к одежде.
Фалера - нагрудный воинский знак в Древнем Риме.
Фалерист - 1) специалист в области фалеристики; 2) коллекционер наград и нагрудных знаков.
Фалеристика (от лат. - металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия; от греч. - металлические бляхи, побрякушки) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знак6вотличия; коллекционирование знаков, нагрудных знаков и Т.д.
Финифть - то же, что эмаль. .
Эмаль - техника, применяемая в ювелирном искусстве, при которой окрашенная специальными красками масса наносится на обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.
Эмблема (от греч. - рельефное украшение) - условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи.
Эфес - рукоять холодного оружия.
Список рекомендуемой литературы
1. 100 великих наград / Aвт.-сост. НА Ионина. М., 2006.
2. Балязин В.Н, Дуров В.А., Казакевич А.Н Самые знаменитые награды России. М., 2000.
3. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. М., 1990.
4. Можейко И.В., Сивова НА., Соболева НА. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М., 2003.
5. Государственные награды России. Экспозиция в Московском Кремле, посвященная 300-летней истории российских наград. 1698-1998. М., 1998.
6. Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны. М., 1993. 7. Дуров В.А. Ордена Российской империи. М., 2002.
8. Дуров В.А. Русские награды XVIII - начала хх в. М., 1997. 9. Изотова М.А., Царева Т.Б. Все награды России и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки: Полная энциклопедия орденов
и медалей России. Ростов н/Д; М., 2008.
10. Ильинский В.Н Значки и их коллекционирование. М., 1974. 11. Мурашев1.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2001.
12. Никитина В.М Старинные русские ордена. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы России. Россия всё -чем я живу.
Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
воспитательное занятие " Любите Россию- Берегите Россию - Охраняйте Россию"
внеклассное занятие...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...