Факультатив "Награды России"
элективный курс по истории по теме

Подлинова Елена Николаевна

 Элективный курс «Награды России» ориентирован на развитие предпрофильной подготовки в 8-9 клас­сах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащихся с историей российских наград и с фалеристикой как вспомогательной исторической дисциплиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_nagrady_rossii.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

НАГРАДЫ РОССИИ

Актуальность курса.

 Элективный курс «Награды России» ориентирован на развитие предпрофильной подготовки в 8-9 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащихся с историей российских наград и с фалеристикой как вспомогательной исторической дисциплиной. Направленность курса - ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Российская наградная система неразрывно связана с историей государства - эта связь прослеживается на протяжении изучения всего курса. Преемственность наградной системы показывает пример сохранения традиций прошлого, уважения к родной истории, способствует воспитанию в духе патриотизма. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с наградами России периода 1698-1917 гг., наградной системой СССР, а также наградами современной России.

Для удобства представленные материалы разделены на темы, каждая из которых содержит историю создания награды, ее описание, а также интересные исторические сведения, связанные с ее судьбой, характеристики и биографические данные исторических лиц, представленных к награде. В теме «Награды современной Россию» можно познакомиться со статутами (статут – описание ордена, порядок награждения орденом и его ношения) и положениями орденов и медалей. Учащиеся узнают о первых героях и орденоносцах новой России. Также в книгу включен дополнительный материал по отдельным темам, который будет интересен как учителю, так и его ученикам. В иллюстрировании занятий огромную помощь может оказать наглядное пособие «Государственная символика России» (компакт-диск, выпушенный издательством ЦНСО в 2003 г.).

Курс рассчитан на 34 часа. Основные формы работы: лекции, сообщения учащихся. На заключительном занятии возможно представление устного журнала, проведение исторической Игры.

Цель курса: познакомить учащихся с наградной системой Российского государства, которая является ярким отражением его исторического пути, а также со вспомогательной исторической        дисциплиной - фалеристикой.

        Задачи курса:

        . научить учащихся видеть в каждой награде исторический         источник, который может многое рассказать об истории           Российского государства;

        . раскрыть смысл награды как символа государства;

        . развить творческое  мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному  и научному         наследию прошлого, его сохранению и приумножению;

        . подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально - гуманитар        ного профиля;

        . продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения         к родной стране, ее истории.

        Требования" уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса учащиеся должны:

        . знать понятия, используемые в элективном курсе;

        . владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;

        . уметь самостоятельно проводить поиск и анализ полученной        информации (в том числе с помощью Интернет - ресурсов);

        . уметь представлять собранную информацию в форме устного доклада.

Тематическое    планирование

Тема

Формы работы

  Цели занятия

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

Фалеристика - наука о медалях   и наградах

Лекция

Познакомить с основными понятиями курса, фалеристики.

2

2

Первые награды России

Сообщения учащихся

 Дать представление о первых российских наградах, причинах их появления.

2

3

Наградная система Петра 1

Сообщения учащихся

Сформировать представление об изменениях в наградной системе во времена правления Петра 1.

3

4

История российских орденов

Сообщения учащихся

 Познакомить с орденами времен Екатерины 2, получателями этих наград.

4

5

Наградные медали Российской  империи

Сообщения учащихся

 Познакомить с традициями награждения «общими»  наградами в России, боевыми победами воинов.

6

6

Награды Первой мировой войны

Сообщения учащихся

 Дать представление о наградах Первой мировой войны.

3

7

Наградная система СССР

Сообщения учащихся

 Сформировать представление о наградной системе СССР, главными орденами и медалями страны.

4

8

Награды Великой Oтeчественной войны

Сообщения учащихся

Познакомить с героями Великой отечественной войны, их подвигами и наградами. Дать представление о том, в каких ситуациях вручались те или иные награды.

4

9

Награды современной России

Сообщения учащихся

Познакомить с наградным законодательством, Высшими наградами государства, с современными героями России.

2

10

Историческая игра. Устный журнал

 Игра

Закрепить знания о наградах России в игровой форме.

2

Словарь элективного курса

Аверс - лицевая сторона монеты или медали.

Бант - орденская лента, завязанная в виде нескольких перетянутых посередине петель.

        Барельеф - изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

Вензель - эмблема, составленная из букв, означающих инициaлы имени какого-либо лица. Буквы обычно переплетались и составляли узор. В фалеристике используются вензеля монархов и святых (в чью Честь учреждались награды).

        Герой - человек, совершивший подвиг, исключительный        по своей храбрости, смелости, доблести и самоотверженности.

        Звезда - наградной знак в виде пятиконечной звезды.

        Знак отличия - ордена, медали, нагрудные знаки, которыми награждаются за особые заслуги.

Кавалер (ордена) - человек, награжденный орденом, орденоносец. Полный кавалер - награжденный всеми степенями ордена.

Капитул (от лат. - главный) - капитул ордена учреждение, ведавшее пожалованием и выдачей орденов в царской России, учрежденное в 1797 г. императором Павлом 1. Во главе капитула стоял Канцлер, совмещавший эту должность с должностью министра двора.

        Чеканка (медалей) - отделочная операция, связанная с изготовлением медалей.

        Штифт - металлический стержень для неподвижного крепления награды к одежде.

        Фалера - нагрудный воинский знак в Древнем Риме.

        Фалерист - 1) специалист в области фалеристики; 2) коллекционер наград и нагрудных знаков.

Фалеристика (от лат. - металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия; от греч. - металлические бляхи, побрякушки) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знак6вотличия; коллекционирование знаков, нагрудных знаков и Т.д.

        Финифть - то же, что эмаль.        .

        Эмаль - техника, применяемая в ювелирном искусстве, при которой окрашенная специальными красками масса наносится на обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

        Эмблема (от греч. - рельефное украшение) - условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи.

        Эфес - рукоять холодного оружия.

Список рекомендуемой литературы

1. 100 великих наград / Aвт.-сост. НА Ионина. М., 2006.

2. Балязин В.Н, Дуров В.А., Казакевич А.Н Самые знаменитые  награды России. М., 2000.

3. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. М., 1990.

4. Можейко И.В., Сивова НА., Соболева НА. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М., 2003.

5. Государственные награды России. Экспозиция в Московском Кремле, посвященная 300-летней истории российских наград. 1698-1998. М., 1998.

6. Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны. М., 1993. 7. Дуров В.А. Ордена Российской империи. М., 2002.

8. Дуров В.А. Русские награды XVIII - начала хх в. М., 1997. 9. Изотова М.А., Царева Т.Б. Все награды России и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки: Полная энциклопедия орденов

        и медалей России. Ростов н/Д; М., 2008.

10. Ильинский В.Н Значки и их коллекционирование. М., 1974. 11. Мурашев1.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2001.

12. Никитина В.М Старинные русские ордена. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...