Приемы работы с иллюстративным материалом учебника истории для специальной школы VIII вида
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются такие же наглядные пособия, как и в общеобразовательной школе, но учитель должен установить, что из этих пособий следует взять, а что упростить. Критериями отбора являются, прежде всего, достоверность изображения и доступность для восприятия учащимися. Так, на уроках истории в 7–8 классах преобладает изобразительная наглядность, реже бывает представлен на уроке сам предмет, но на учебных экскурсиях это возможно восполнить. В 9 классе возрастает роль условно-графической наглядности, но все равно она используется не столь широко, как в общеобразовательной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_dlya_spec_sem.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы с иллюстративным материалом учебника истории для специальной школы VIII вида (слайд1)
На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются такие же наглядные пособия, как и в общеобразовательной школе, но учитель должен установить, что из этих пособий следует взять, а что упростить. Критериями отбора являются, прежде всего, достоверность изображения и доступность для восприятия учащимися. Так, на уроках истории в 7–8 классах преобладает изобразительная наглядность, реже бывает представлен на уроке сам предмет, но на учебных экскурсиях это возможно восполнить. В 9 классе возрастает роль условно-графической наглядности, но все равно она используется не столь широко, как в общеобразовательной.
Предъявляемая на уроках истории наглядность должна соответствовать следующим требованиям:
§ доступность сюжета;
§ достоверность содержания;
§ достаточный формат для фронтальной работы;
§ красочность и яркость изображения;
§ соответствие содержанию изучаемого материала;
§ аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;(слайд2)
Приемы работы с учебной картиной на уроках истории.
Среди средств изобразительной наглядности в преподавании истории большое место занимают картины на исторические темы, дающие целостное, конкретное и красочное представление об историческом явлении, событии, герое. К учебным картинам относятся наглядные пособия, специально созданные художниками к определенным темам школьного курса истории. Эти картины соответствуют возрасту учащихся и отражают существенные явления или события прошлого, они просты по композиции. На уроках истории могут использоваться и художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определенного жанра. Исторические картины, используемые в школе, различаются характером сюжета. Выделяют четыре группы исторических картин :
1. Событийные картины отражают важные события, неповторимые факты общественной жизни, военного прошлого, классовой борьбы («Утро на Куликовом поле», «9 января 1905 года»).(слайд3)
2. Типологические картины отражают явления, типичные для определенной исторической эпохи, многократно повторяющиеся («Полюдье», «Партизаны» « Торг» « Славянская семья»).(слайд4)
3. Исторические пейзажи – это изображения древних городов, сооружений, архитектурных памятников и ансамблей (« Софийский собор в Киеве », « Кремль при Дмитрии Донском »). (слайд5)
4. Исторические портреты передают образы типичных представлений общественных групп и классов, выдающихся исторических деятелей («Царь Иван Грозный», «Петр Великий»). (слайд6)
При обучении учащихся специальной (коррекционной) школы наибольший эффект от использования исторических картин достигается при их оптимальном сочетании с живым словом учителя (повествовательным или описательным рассказом, беседой).
При подготовке к уроку учитель, прежде всего, учитывает роль исторической картины в объяснении темы урока. В зависимости от этого выбираются и методы работы с ней.
Событийная картина чаще всего используется учителем как основа для построения яркого сюжетного, повествовательного рассказа, который сможет более глубоко раскрыть драматизм и динамику изображенного события. Замена рассказа беседой по событийной картине снижает эмоциональный тонус урока, его образовательный и воспитательный эффект. Иногда содержание картины вообще невозможно раскрыть методом беседы, т. к. для этого учащиеся должны обладать определенным запасом исторических знаний.
Приведем пример работы с событийной картиной «Иван III топчет ханскую грамоту» (художник А. Кившенко) на уроке по теме «Освобождение от иноземного ига» в 7 классе специальной (коррекционной) школы(слайд 7)
1. Подготовка учащихся к восприятию картины осуществляется в ходе рассказа учителя: «Московское государство росло и крепло, но все еще зависело от Орды. Решив положить этому конец князь Иван III отказался платить дань. Тогда ордынский хан отправил в Москву своих послов. Без приключений добрались они до Москвы, но тут началось для них неожиданное».
2. Демонстрация картины и продолжение рассказа учителя: «Всегда с почтением встречали ханских послов, торжественно принимали их в Грановитой палате Кремля. Но, как гласит легенда, на этот раз вместо того, чтобы опустившись на колени, принять от них ханскую грамоту (басму), московский князь Иван III разорвал ее и, бросив под ноги, растоптал. Этот момент и изобразил художник А. Кившенко на своей картине, которую так и назвал «Иван III топчет ханскую грамоту». Кинулись, было, послы к князю, да только стража не подпустила их. А князь продолжал гордо стоять в окружении бояр, не проявляя ни тени страха перед врагами». (Во время своего рассказа учитель указывает на персонажей картины, их позы, выражения лиц.
Обобщающая работа по картине: «О чем говорит такое смелое и дерзкое поведение московского князя? – Сильным стало Московское государство, можно и вызов бросить врагу, чтобы окончательно сбросить ненавистное иго. Одного из послов Иван III велел отпустить в Орду и передать хану такой ответ: «Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца».
§ Как понимать эти слова князя?
§ Посмотрите на картину и скажите, какие ее детали говорят о том, что нет больше страха и покорности перед Ордой?
Типологические картины дают богатый материал для развернутой беседы с учащимися, помогающей им самостоятельно извлекать знания (возможен рассказ или описание учителя с опорой на картину). Так, например, по картине «Полюдье» учащиеся, руководствуясь вопросами учителя, выясняют: кто собирал дань; в какое время года князь выезжал за данью; чем еще он занимался во время объезда подвластного населения; чем платили дань; куда и на чем ее увозили; зачем при сборе дани князю нужна была дружина.
Таким образом, используя сюжетную (событийную или типологическую) картину на уроке, учитель не только формирует исторические представления и понятия, но и учит школьников подходить к картине как к источнику исторических знаний. Для этого необходимо в ходе урока подготовить учащихся к восприятию картины, дать им возможность воспринять картину в целом и только после этого организовать ее детальное рассмотрение, «чтение» и, наконец, «толкование»
Рекомендации по использованию картин не только на текущих уроках истории в специальной (коррекционной) школе, но и при повторении всего пройденного материала по теме, даны в работе И.Б. Шулятиковой .Она считает, что демонстрация почти всех картин по каждой теме программы помогает учащимся при повторении и закреплении материала; им нравится узнавать тех исторических лиц, жизнь и деятельность которых они изучали. Картины помогают вспомнить пройденное, и учащиеся испытывают уверенность в своих силах. В таком подходе заключается коррекционная направленность процесса обучения истории в специальной (коррекционной) школе.
Исторический пейзаж лучше всего сочетается с описанием и объяснением учителя. В зависимости от демонстрируемого объекта может быть использовано аналитическое или картинное описание. При рассмотрении памятников культуры целесообразно использовать картинное описание.
Исторический портрет занимает большое место в средствах наглядности. Он необходим при изучении историко-биографических сведений. Портрет конкретизирует образ исторического деятеля, отражает черты его личности, передает особенности эпохи (через костюм, прическу, обстановку и т. п.).
Портреты делятся на:
-сюжетные (портрет включен в сюжетную или бытовую композицию, например, «Переход русских войск через Альпы»);
- групповые (позволяют раскрыть социальные отношения, классовую принадлежность, например, «Военный совет в Филях») ;
-индивидуальные, или героические (изображен один герой, передан не только его внешний облик, но и внутренний мир, например, портрет М.И. Кутузова). Приемами работы с портретами являются характеристика, рассказ о жизни и деятельности исторического лица, обращение к воспоминаниям людей, лично знавших человека, портрет которого демонстрируется на уроке.
Итак, различным видам исторических картин, используемых на уроках, соответствует и многообразие приемов работы с ними. Не только учитель строит свое преподавание с опорой на исторические картины, но, применяя их, он старается активизировать познавательные процессы учащихся.
Приемы работы с иллюстрациями учебника.
Иллюстрации учебника органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Иллюстрации учебника истории многообразны. К ним относятся рисунки отдельных предметов, изображения архитектурных памятников, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, портреты, плакаты, документальные фотоснимки. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока, не должна остаться не разобранной, т. к. сами учащиеся забывают к ним обратиться.
Одни изображения учитель использует в ходе изложенного в качестве наглядных иллюстраций своего рассказа (например, фотография Софийского собора в Новгороде); другие анализирует вместе с учащимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления (сюжетный рисунок «Продажа крепостных»); с помощью третьих формирует четкие представления об историческом факте (изображения оружия и орудий труда). Сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические эпохи, позволяет проследить их в развитии (фотографии завода конца XIX в. и магнитогорского металлургического комбината 30-х гг. XX в.).
Обязательное требование в работе с иллюстрациями – соотнесение их с текстом учебника. Учитель может предложить учащимся задание: определить, что изображено на иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением; найти, что новое можно узнать из иллюстрации. Учащиеся специальной (коррекционной) школы также должны уметь описывать иллюстрацию или рассказать об изображенном на ней событии. Необходимо обратить внимание на названия иллюстраций, текст под ними, дополняющий основной текст параграфа.
Разъясняя домашнее задание, учитель должен дать указания и к работе с иллюстрациями, включить в него вопросы, ответы на которые могут быть получены из иллюстраций (например, описать внешность князя Олега и его характер на основе текста)
Приемы работы с условно-графической наглядностью.
К условно-графическим пособиям относятся графики, диаграммы.
В обучении истории как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школах широко применяется схематический рисунок (схема сражения, политического устройства, экономических связей и т. д.). Наряду со схемами учебника привлекаются и подготовленные заранее на плакатах или воссоздаются мелом на доске непосредственно на уроке. Учащимся специальной (коррекционной) школы более доступен рисунок на доске, возникающий по мере изложения материала учителем, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа, показывающий явление или событие в динамике, облегчающий понимание исторического материала. В конце урока, закрепляя пройденное, ученики сами рисуют в тетради, копируя рисунок учителя или учебника. Таким образом, рисование на классной доске является одним из методов коррекции, т. к. привлекает ученика к активному восприятию и разбору материала, развивает наблюдательность, интерес к истории.
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида.
Доклад на тему:
Приемы работы с иллюстративным материалом учебника истории для специальной школы VIII вида.
Методическая разработка доклада для выступления
на педагогическом семинаре.
Разработала:
Учитель-дефектолог
Мухаметова Нуриса Шамиловна
Нефтекамск 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция и развитие связной речи у учащихся на уроках письма и чтения в специальной школе VIII вида»
Презентация по теме самообразования...
«Математические тесты» составлена для учащихся 9-го класса коррекционной (специальной) школы VIII вида.
Презентация «Математические тесты» составлена для учащихся 9-го класса коррекционной (специальной) школы VIII вида....
Дидактический материал для работы с учебником на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
В архиве находится дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учебником истории в школе 8 вида по некоторым темам. Темы материала соответствуют темам в учебнике....
"Организация работы с родителями в специальной школе VIII вида"
Методические рекомендации для классного руководителя и воспитателя...
Использование практических работ на уроках биологии в специальной школе VIII вида.
методическая разработка...
Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."
В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...