Россия в начале 20 века.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35»
Разработка урока по истории по теме «Россия в начале XX века»
Составила:
Суворова Ирина Сергеевна,
преподаватель истории,
первой- квалификационной категории
Барнаул
2010
Цель урока – осмыслить тенденции развития и основные проблемы российской истории в начале века;
- проанализировать основное содержание общественно – политического и экономического развития России в начале XX века;
- формирование собственной позиции обучающихся по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиотехника, экран или интерактивная доска, раздаточный материал.
Возрастная группа: обучающиеся 2 курса.
Ход урока :
I Орг. Момент, постановка целей урока:
Обсуждение изученного материала по периоду с 1900-1910 года.
Этап урока | Действия преподавателя | Действия обучающегося |
1 | Вступительное слово преподавателя, краткая характеристика периода, обучающиеся выделяют этапы, по которым будет идти работа. | Запись темы урока в тетрадь. Ответы на вопросы: внутренняя и внешняя политика, экономическое , политическое и социальное развитие. |
2 | Презентация «Политическое развитие страны в начале века» | Работа с таблицами запись в тетрадь. |
3 | Выступление обучающегося по теме «Русско –японская война» | Запись в тетрадь основных моментов, ответы на вопросы |
4 | Выступление обучающегося по теме «Первая русская революция» | Запись в тетрадь основных моментов, ответы на вопросы |
5 | Дать определение: -революция; -политическая партия; -советы; -гос.дума; и т.д. | Устные ответы обучающихся. |
6 | Презентация «Экономическое развитие страны в начале века» | Запись в тетрадь, обсуждение по теме. |
7 | Дать определение: -экономика; -многоукладность экономики; -капитализм; -монополии; и т.д. | Устные ответы обучающихся. |
8 | Работа с тестом(6-5-«5»; 4-3 «4»; 3- «3».) | Индивидуальная работа в тетради и самостоятельная проверка ответов по шаблону, выставление оценок. |
9 | Подведение итогов урока: - что узнали нового на уроке; - что понравилось; - что интересного; - что понятно, что не понятно… | Ответы на поставленные вопросы |
10 | Д/з заполнить таблицу и ответить на вопросы №3,4 на стр.72 Загладин .Н.В. | Запись в тетрадь. |
11 | Выставление оценок за урок. |
Приложение к уроку.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В начале ХХ века западный мир вступил в новую эпоху индустриального развития, о наступлении которой ярче всего возвестила естественнонаучная революция. Открытие электрона, радиоактивности, начало квантовой механики и теории относительности радикально изменили физическую картину мира. Отрасли тяжелой промышленности, особенно металлургия и машиностроение, были охвачены техническим прогрессом (конверторный способ выплавки стали, изобретение регенеративной печи Сименса).
Технический прогресс открывал большие возможности для развития железнодорожного и морского транспорта, создавал материальную основу для переворота в военном деле и вооружении. Переход от пара и угля к электрической энергии и нефти изменил не только производственные процессы, но и образ жизни людей. Появление автомобилей, трамваев, метро, телефонов и кинематографа существенно ускоряло темп жизни, меняло быт горожан. Однако в развитии капиталистического мира происходили промышленные кризисы. Самым сильным из них стал мировой экономический кризис перепроизводства 1900 –1903 гг.
Россия в начале ХХ века представляла собой одно из крупнейших государств мира по занимаемой территории и численности населения. В экономическом отношении она являлась страной со средним уровнем капиталистического развития, с успешно развивающейся промышленностью, сельским хозяйством, банковским делом. Ей не грозила перспектива превратиться в "полуколонию" развитых капиталистических стран.
К началу века Россия достигла значительных успехов. По абсолютным объемам производства она вошла в пятерку крупнейших держав мира. Удельный вес России в общемировом производстве продукции неуклонно повышался. Однако кризис 1900-1903 гг. не миновал Россию; особенно сильно он ударил по отраслям тяжелой промышленности.
По государственному устройству Россия оставалась абсолютной монархией. В условиях роста политической и социальной напряженности с 90-х годов ХIХ века в России происходит формирование политических партий и организаций. Следующая волна этого процесса наступает в ходе первой российской революции 1905 – 1907 гг., после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года. Революция 1905-1907 гг., несмотря на поражение, имела огромное значение для экономического и политического развития страны.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. Каковы особенности становления и развития рыночной экономики России в конце XIX - начале ХХ вв.?
2. Как проходил процесс образования первых российских монополий?
3. Какую роль играл иностранный капитал в российской экономике на рубеже XIX-XX вв.?
4. Какие политические партии появились в России в начале XX века?
5. Каковы характер и особенности первой российской революции?
6. Какова сущность Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г.?
7. Как началось становление парламентаризма в России?
8. Что Вы знаете об условиях формирования I и II Государственных дум?
ПРАКТИКУМ
к теме
Россия и мир на рубеже ХIХ-ХХ вв. Экономика России в начале ХХ в.
I. ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТЫ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Из ответа крестьянского старосты судьям на вопрос о влиянии революционной пропаганды на «аграрные беспорядки» 1902 г. в Полтавской губернии
Страшны не книжки, а то, что есть нечего ни тебе, ни скоту. Земли нет и хлеба нет, сенокосов нет и выпаса для скота нет…
2. Из постановления схода села Шняк Казанской губернии, 1907 г.
Хуже нищеты, горче голода угнетает народ полнейшее бесправие…
3. Современный английский историк Т. Шанин о русско-японской войне 1904-1905 гг.
Для русских эта война стала непонятной и странной войной хвастовства, грубых ошибок и ошеломляющих бедствий в России, и повсюду в западном мире считалось, что поражение Японии – это только вопрос времени. Русская армия превосходила японскую по численности в 5 раз, а военно-морской бюджет России был в 4 раза больше японского. И в России и вне ее заключались пари и строились планы о дне захвата русскими Токио, что означало бы окончательное установление европейского господства над всей Азией. Стратегический план, разработанный русским главнокомандующим, заканчивался «захватом Токио и пленением Микадо». Казалось, что единственной проблемой была скорость, с которой русские подкрепления могли быть переброшены на Дальний Восток. И тем не менее, в течение всей войны русская армия не смогла выиграть ни одного сражения.
4. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.)
…На обязанность Правительства возлагаем Мы (Николай П, - сост.) выполнение непреклонной Нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2.. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь уже к участию в Думе … те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.
5. «Основные законы Российской империи» (23 апреля 1906 г.)
…Статья 4. Императору всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.
…Статья 7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой.
…Статья 86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора.
6. Из программы РСДРП, принятой на П съезде партии (1903 г.)
Партия требует: …отмены выкупных и оброчных платежей, а также всяких повинностей, падающих в настоящее время на крестьянство, как на податное сословие; … отмены всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей; …возвращения крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей; …учреждения крестьянских комитетов .. для возвращения сельским обществам тех земель, которые отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служат в руках помещиков орудием для их закабаления; …предоставления судам права понижать непомерно высокие арендные платы и объявлять недействительными сделки, имеющие кабальный характер.
7. Из программы партии социалистов-революционеров (ПСР) (1906 г.)
…В вопросах переустройства земельных отношений П.С.Р. стремится опереться … на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности - на распространенное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование дает лишь труд. … Партия будет стоять за социализацию земли, т.е. за изъятие ее из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведование центральных и местных органов народного самоуправления;… пользование землею должно быть уравнительно трудовым, т.е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; … недра земли остаются за государством; земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.
8. Из программы конституционно-демократической партии (1905 г.)
VI. Аграрное законодательство.
…Увеличение площади землепользования населения обрабатывающего землю личным трудом…государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства, в потребных размерах, частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.
Отчужденные земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение или пользование личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.
Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.
Упорядочение законом арендных отношений… Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.
Отмена действующих правил о найме сельских рабочих и распространение рабочего законодательства на землевладельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия.
9. Из программы партии «Союз 17 октября» (1906 г.)
Помимо забот к поднятию производительности земледелия, мерами к подъему крестьянского благосостояния являются: урегулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности Крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению ближайшему и дальнейшему, признание государственных и удельных земель возможным фондом для удовлетворения земельной нужды крестьян и других разрядов мелких землевладельцев…и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случае государственной важности принудительное отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью.
10. Из платформы партии “Союз русского народа” по выборам в I Государственную думу (1906 г.)
Хозяйственная политика должна иметь своим руководящим началом взгляд на Россию, как на страну преимущественно крестьянскую и земледельческую, и своею целью благоустройство крестьянства путем улучшения сельскохозяйственной культуры, развития кустарных промыслов и увеличения наделов малоземельных крестьян, и содействуя переселению таких крестьян и переходу земельных имуществ в руки крестьян на основании добровольных сделок.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ
1. Какими обстоятельствами, согласно документам 1 и 2, был вызван революционный взрыв в стране в 1905-1907 гг.? Какие еще причины первой русской революции Вы могли бы назвать?
2. Прокомментируйте документ 3. Каковы были причины русско-японской войны 1904-1905 гг.? Кого из героев и какие сражения этой войны Вы знаете? Охарактеризуйте ее итоги и последствия.
3. Что Вы знаете о подготовке Манифеста 17 октября 1905 г. (документ 4)? Дайте его оценку.
4. Какие изменения в характере власти в России нашли отражение в новой редакции “Основных законов” (документ 5)? Какой политический режим установился в стране? Было ли в полной мере осуществлено разделение властей? Подумайте, почему и в нынешних условиях часто возникают противоречия между законодательной и исполнительной властью? В чем конкретно и как они преодолеваются?
5. Какой вопрос русской жизни был центральным в годы революции 1905-1907 гг.? Объясните, почему. Проанализируйте программные положения различных политических партий по аграрно-крестьянскому вопросу (документы 6-10). Какие(ая) партии(я), на Ваш взгляд, предлагали(а) оптимальный вариант его решения? в наибольшей степени учитывали(а) требования крестьян?
II. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Каковы особенности становления и развития рыночной экономики в России в конце XIX- начале XX вв.? Какую роль играл иностранный капитал в российской экономике в этот период?
2. Какие последствия для экономики России имели итоги русско-японской войны?
3. Как Вы полагаете, была ли альтернатива революции 1905-1907 гг.? Свое мнение обоснуйте.
4. Каков характер первой русской революции? В чем ее отличие от буржуазных европейских революций ХIХ в.?
5. Каким образом изменилась расстановка социально-политических сил в стране после выхода Манифеста 17 октября 1905 г?
6.Избирательный закон от 3 июня 1907 г. и роспуск II Государственной думы в исторической литературе принято характеризовать как государственный переворот, т.е. как изменения в полномочиях власти, не согласующиеся с законом. Правомерно ли это? Свое мнение обоснуйте.
7. Какой международный резонанс имела революция 1905-1907 гг.? Приведите конкретные примеры.
. ТЕСТ
1. Политические партии, образовавшиеся в России, принадлежали к направлению (установить соответствие)
1. Октябристы
2. Эсеры
3. Кадеты
4. Союз русского народа
5. Русская монархическая партия
2. После создания Государственной думы законы утверждались
а) Государственной думой и императором
б) Госдумой, Госсоветом и императором
в) Императором;
3. Партия - преемница народнической идеологии
а) РСДРП
б) ПСР
в) Кадеты;
4. Первый Совет в России был создан в
а) Москве
б) Петербурге
в) Иваново-Вознесенске;
5. Лидеры политических партий в России (установить соответствие)
1. Кадеты
2. Октябристы
3. РСДРП
4. ПСР
5. "Союз русского народа"
6. Политические партии в России (установить соответствие)
1. Кадеты
2. ПСР
3. Октябристы
4. РСДРП
5. "Русский народный союз имени Михаила Архангела"
Домашнее задание.
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦЫ
Таблица 1.
Основные политические партии России
Направление | Партия | Время образования |
|
|
|
Таблица 2.
Программы политических партий
Партия | Лидеры | Основные программные положения |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Россия в начале XX века» 9 класс
Тема урока: «Россия в начале XXвека» Цель: повторить, систематизировать и проверить знания учебного материала об историческом развитии России в начале XX века.Задачи:...
Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс
Демо-тест к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII века" для 7 класса. Перед и...
Проверочная работа по теме: "Россия в начале века (1900-1917 гг.)"
Проверочная работа по истории для 11 класса...
Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).
Презентация содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и развивающих заданий....
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Презентация по истории России 11 класс тема "Искусство и культура России в начале ХХI века"
Данная презентация предназначена для учащихся 11 класса по "Истории Отечества ХХ - начала ХХI века", учебник Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т. – 4-е изд. – М.: «Русское слово», 2006. ...
Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»
В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...