Урок по теме:Ускоренное строительство социализма
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Шварц Эстэлла Гершевна

Урок по теме "Ускоренное строительство социализма" разработан по технологии деятельностного метода, по типу ОЗН( открытие новых знаний. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий.  В ходе урока учащиеся получают  знания не в готовом виде от учителя, а добывают их сами в процессе учебной деятельности. На уроке  переходя от одного этапа к  другому  ученики осознают: на сколько важна была на тот момент (20-30годы) модернизация экономики в СССР, какими методами она проводилась, как укрепилась мощь советского государства и какова   цена  этих результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tehnologii_deyatelnostnogo_podhoda.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

                         ГБОУСОШ «Школа здоровья» №901ЮАО г.Москва Шварц Э.Г

Технология  деятельностного  подхода

история России для 9класса   разработка Шварц Э.Г.

(декабрь 2011 г)

  Тема урока:  Ускоренное строительство социализма. Модернизация промышленности.

  Тип урока: открытие новых знаний

  Основные цели:

  1. Познакомиться с планами советского правительства по ускорению строительства социализма в СССР.
  2. Разобраться в особенности  модернизации промышленности по-советски
  3. Выяснить, как повлияло ускоренное превращение СССР в великую промышленную державу на жизненный уровень населения
  4. Определить и аргументировать свое отношение к этим особенностям
  5.  Развивать индивидуальные  особенности школьников, их коммуникативность, умение мыслить, обобщать и делать вывод.
  6. Развивать умение грамотно излагать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

Оборудование:  компьютер, медиапроектор,.

Раздаточный материал:  цветные кружочки, карточки с тестом

                                                                         Ход урока    (2 урока)

1.Мотивация к учебной деятельности    (3мин)

Как вы думаете, насколько важно экономическое развитие государства и на что влияет уровень развития экономики в стране?  

Следовательно, важно знать, как развивалась экономика государства?

Попробуем проанализировать   положение в экономике СССР в  конце 20-ых годов.

2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (10мин)

Давайте вспомним о  результатах и причинах свертывания НЭПа.  

Ученикам предлагаются вопросы для повторения:

  1. Каковы результаты НЭПа?
  2. Какие отрасли хозяйства достигли наибольших успехов, а какие отставали?
  3. Можем ли мы назвать СССР индустриальной страной к началу 30-ых годов?

       Учитель предоставляет ученикам следующие данные: (на экране)

          - численность населения  СССР -160млн. чел.

          - сельские жители -81-82%

          - крестьяне и члены их семей -75%

          - рабочие и члены их семей -11-12%

          - в промышленности к 1928году производилось до 25% национального дохода, а в        сельском хозяйстве – до 50%

     Уровень производства советской промышленности в расчете на душу населения был ниже   уровня производства в индустриальных странах в 5-10раз. В промышленности  СССР большинство рабочих занято ручным трудом.

      Какой можно сделать  вывод?:  1.Россия значительно отстаёт в развитии по сравнению с ведущими странами Европы и США.   2. Промышленных предприятий недостаточно,  а  на   существующих преобладает  ручной труд.

      Ребята! Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего  урока.

      (учитель пишет тему на   доске)

      Решение каких проблем ожидает правительство СССР в ходе ускоренной модернизации промышленности?

1. Отставание России - из-за низкой производительности труда, так как преобладает ручной труд на производстве. Не хватало металла, машин, оборудования.

А. Первая цель: ликвидировать техническую   отсталость.

2. Из -  за технического отставания,  Россия вынуждена закупать технику в развитых странах  - это приводило к полной зависимости от развитых государств. (производя всё необходимое внутри страны мы ликвидируем зависимость).

Б.  Вторая цель: стать полностью экономически независимым государством.

3.Советский Союз  находился в кольце врагов развитых  западных стран.

В. Третья цель: укрепить обороноспособность.

4. Чтобы решить все перечисленные задачи необходимо развивать в первую очередь базовые отрасли: металлургию, машиностроение, топливную…

Г. Четвертая цель: развитие всех отраслей хозяйства на новой технической основе.

       Цели записываются в тетрадь.

Учитель: Сталин объявил о великом переломе в жизни страны, о превращении СССР в великую промышленную державу.

Как  руководители государства осуществили эту  великую цель?  

Какие  проблемы пришлось решать власти  в связи с новыми планами?

3. Выявление места и причины затруднения. (2мин)

Можете ли вы ответить на эти вопросы?  (Нет.)

Что вам для этого нужно? (информация) Где вы можете найти нужную вам информацию?

4. Построение проекта  выхода из  затруднения  (2мин)

Какие вопросы вы будете выяснять:

1. Где взять средства на модернизацию?

2. Как ее  осуществляли?

3. Как отразилась модернизация на уровень жизни населения?

Результатом проекта должен стать  вывод: Политика государства должна быть направлена в первую очередь на повышение жизненного уровня населения, которое совершила исторический подвиг: вывела отсталую страну в число передовых держав мира. Но экономическая мощь государства была направлена не на удовлетворение насущных потребностей людей, а на создание военно-экономических ресурсов и на укрепление государственной власти во всех сферах общества (экономической, идеологической, культурной и политической).

5. Реализация построенного проекта  (15мин)

Учащиеся разбиваются на 5 групп для   работы  с учебником. В ходе  изучения материала заполняется таблица

Название  групп

Средства проведения индустриализации

Достижения

в экономике

Результаты

в социальной сфере

Первая пятилетка

Социальные аспекты  первой пятилетки

Вторая пятилетка

Положение рабочих в период индустриализации

Итоги

1группа работает над абзацем «Первая пятилетка» и отвечает на вопросы, поставленные учителем:

  1. Какие шаги были предприняты для достижения цели?
  2. Какие отрасли народного хозяйства развивались в первую очередь?
  3. Каковы эти достижения?
  4. Какой ценой они достались людям?

      2 группа  получает задание: выяснить социальные аспекты первой пятилетки, отвечая на вопросы:

  1. Как повлияла модернизация на развитие общественных сил?
  2. Назовите  положительные и отрицательные  моменты ускоренной индустриализации?
  3. Как вы оцениваете социальные последствия, и стоила ли модернизация таких жертв?

3 группа: «Вторая пятилетка»

  1. В чем принципиальное отличие второй пятилетки от первой?
  1. Каковы достижения?

      4группа: «Положение рабочих в период индустриализации»

  1. Как результаты «большого скачка отразились на положении населения?
  2. Что такое стахановское движение, как оно повлияло на положение рабочих?
  3. Как сами рабочие относились к новым достижениям народного хозяйства?

      5 группа: Итоги первых пятилеток» Проанализируйте итоги индустриализации:

  1. В чем вы видите «плюсы» и «минусы»?
  1. Достигнуты ли цели, поставленные партией?
  2. Какая установилась  система экономических отношений?

      6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  (10мин)

      Представление результатов работы:  Один или несколько членов группы рассказывают и заполняют таблицу на доске.

      7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  (8мин)

         Возможно несколько вариантов развития ситуации:

1-ый вариант

Ученики сами составляют вопросы и задают их другой группе.   Идет перекрестный опрос.

         2 -ой вариант

Каждый ученик  работают с тестом, подготовленный учителем.

После сдачи карточек, тест проверяется  всем классом, выявляются ошибки, если они  допущены.

                                            Тест

 1вариант:

             1. Какова цель ускорения строительства социализма в СССР?

  1. Догнать и перегнать США
  2. Построить социализм раньше, чем страны Европы
  3. Ликвидировать технико-экономическую отсталость страны
  4. Покончить с хлебными кризисами НЭПа

             2. Великий перелом-это:

  1. Переход от капитализма к социализму
  2. Переход от однопартийной системы к многопартийной
  3. Переход   советской страны от НЭПа  к  ускоренному строительству социализма
  4. Переход от гражданской войны к мирному строительству

            3. Разработка первого пятилетнего плана началась:

  1. в1918году
  2. в1932году
  3. в1927году
  4. в1929году

            4. Лозунг «Пятилетку в четыре года» выдвинул:

  1. А.Г.Стаханов
  2. Рабочие Московского автомобильного завода
  3. И.В.Сталин
  4. Секретарь Краснопресненского райкома партии М. Н. Рютин

           5. В чем заключались особенности «модернизации по - советски»? (возможно несколько ответов)

  1. В  три раза была увеличена заработная плата, стимулирующая ударный труд
  2. Были улучшены бытовые условия для рабочих и специалистов-инженеров
  3. Большинство важных объектов первых пятилеток было построено бесплатно, руками заключенных
  4. Миллионы людей работали с огромным энтузиазмом, почти бесплатно

            6. К чему привело Стахановское движение?:

  1. К сокращению рабочего времени с 8час до 6час.
  2. К  значительному увеличению заработной платы
  3. К повышению трудовой дисциплины
  4. К увеличению норм выработки

            7. Итоги модернизации промышленности привели к:

  1. Росту показателей в легкой промышленности
  2. К бурному росту рыночных отношений
  3. По абсолютным объёмам промышленного производства СССР вышла на первое место в мире
  4. Полное подчинение производителя государству

                     2-ой вариант

           1. В период индустриализации СССР:

  1. Началось освоение целинных земель в Сибири и Казахстане
  2. Возникли новые отрасли промышленности - нефте- и угледобыча
  3. Введены в строй Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты
  4. Построена Транссибирская железнодорожная магистраль

           2. Годы второй пятилетки:

  1. 1929-1933
  2. 1932-1936
  3. 1930-1935
  4. 1933-1937

          3. Стахановское движение-это:

  1. Движение за права человека в СССР
  2. Движение за отмену привилегий
  3. Движение за ликвидацию социального расслоения рабочего класса
  4. Движение за повышение производительности труда на производстве

         4. Результат проведение  индустриализации в СССР:

  1. Увеличение частной собственности на средства производства
  2. Рост заинтересованности рабочих в результатах труда
  3. Существенный рост жизненного уровня рабочих
  4. Распространение  мер внеэкономического принуждения в работе

         5. Показатель, существенно (т.е. в несколько раз) выросший в первую пятилетку: 

  1. производство предметов потребления;
  2. производительность труда;
  3. добыча сырья;
  4. безработица.

          6. Стройки первой пятилетки   (Возможно несколько ответов)

  1.  Туркестано – Сибирская ж.д.
  2.  Транссиб.
  3.  Днепрогэс.
  4.  Азовсталь

         7. Следствие проведения индустриализации:

  1. Падение промышленного производства в стране.
  2. Превращение России в индустриально-аграрную страну;
  3. создание промышленности, восприимчивой к научно-техническому прогрессу;
  4.  использование только квалифицированного труда

       8. Включение в систему знаний и повторение  (7мин)

          1. Скажите, зачем нам нужны знания  о том, как ускоренными темпами проводилась  модернизация экономики в СССР в начале 30-ых годов?  (Мы узнали как  в стране  выстаивалась административная экономика, полное подчинение производства государству)

          2. Вам нужны эти знания?

          2. Назовите профессии, для которых эти знания необходимы.

          3.  Оправданы ли были в тот момент такие планы и пути их реализации?

          4.  Как,  по вашему мнению, следовало осуществлять индустриализацию страны?

      9. Рефлексия учебной деятельности.  (2мин)

         Подведем итог урока.  Какие знания вы получили на сегодняшнем уроке?

         Понравился ли вам урок?  Оцените свою работу.  На два последних вопроса, учащиеся могут поднять кружочки из  цветной бумаги, подготовленные учителем: зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – удовлетворительно, синий – плохо.

         Домашнее задание: §27 письменно: сравнить итоги первой и второй пятилеток, выписать итоги пятилеток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 5 классе на тему "Ускорение прогресса"

Урок с использованием ЭОР. Тема раскрывается с на примере развития средств связи....

Презентация к уроку по теме:"Ускоренное строительство социализма"

Презентация, к уроку по технологии деятельностного подхода, предоставляет  возможность  учащимся  подумать. взвесить и оценить   модернизацию  промышленности,  проведенну...

Фрагмент урока по составлению планов достижения целей, побуждающих к деятельностям, указанных в цели по развитию учащихся на уроке по теме «Ускорение. Равноускоренное движение».

Надо научить наших детей не только правильно формулировать цель деятельности на уроке, но и составлять план достижения целей, которые бы побуждали их к тому или иному виду деятельности....

Урок по теме "Ускорение свободного падения на Земле и других планетах" 10 класс

Урок по теме " Ускорение свободного падения на Земле и других планетах" 10 класс.Презентация используется для объяснения нового материала по данной теме...

Урок в 9кл "Экономика"развитого социализма"

План урока к учебнику "История России" Данилова , Косулиной по теме "Экономика "развитого социализма" в 9классе с презентацией по данной теме...

урок по теме: "Идеология национал-социализма: уроки истории и вызовы современности"

Обращение к истории борьбы с режимом фашизма позволит уяснить, что является движущей силой возникновения подобного течения в обществе, при каких исторических условиях он может возникнуть, какие силы м...