Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс.
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Рабочая программа составлена к учебнику А.А. Вигасина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya-5.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089, базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования  РФ № 1312 от 09.03.2004г.,  Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004.

        В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

         Цели:

  1. воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека,

демократическим принципам общественной жизни;

  1. освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории Древнего мира в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  2. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

        Задачи: 

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Структура документа

Программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения и приложение (календарно-тематический план).

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 2  часа для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в V классе:  68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса: рассказ, беседа, урок-игра, урок-путешествие.

        Технологии обучения: проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, технология игрового обучения, информационно-коммуникационные технологии.

        Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

        Виды и формы контроля: вопросы после параграфа, промежуточное и итоговое  тестирование, работа по карточкам, составление таблиц.

        Информация об используемом учебнике:

Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2008 г.

содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

        Что изучает история.

Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство. 

Основные виды деятельности обучающихся.

        - ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте; анализировать значение географических названий; объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий;

- определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории Древнего мира;

- объяснять особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет лет);

- составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение;

- определять век и вести подсчет исторического времени;

- объяснять значение исторических источников, определять различия и сходства между разными видами письменности.

Первобытное общество 

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Основные виды деятельности обучающихся:

- описывать условия существования древнейших людей; излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека; анализировать причины появления неравенства; сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени; высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства; называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей; определять значение первобытной эпохи в истории человечества; описывать условия перехода от первобытности к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда.

- давать определение понятий: год, век, столетие, тысячелетие, первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община, присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя, религия, искусство, колдовской обряд, душа.

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. 

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Основные виды деятельности обучающихся:

- показывать на исторической карте месторасположение стран Востока; сравнивать географическую среду данных стран; высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств; характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; анализировать фрагменты исторических документов и мифов; показывать на исторической карте пути и направления военных походов; характеризовать особенности военного искусства стран; высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей; определять значение культурного наследия народов Древнего Востока; описывать исторические объекты и культурные памятники; выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока.

- давать определение понятий: вельможи, писцы, налоги, фараон, миф, религия, иероглиф, папирус, миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. 

Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры. 

Основные виды деятельности обучающихся.

Уметь:

- характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян; сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта; характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документов;

- рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки; высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности;

- показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы; называть имена мифических богов; объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались;

- называть характерные черты политического правления полисом, положения основных групп населения полиса; раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

- показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний; раскрывать основные причины основания древними греками колоний;

- сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства; описывать образ жизни спартанцев и илотов; высказывать свое суждение о воспитании спартанцев;

- раскрывать причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

 -раскрывать роль Афин в истории Древней Греции; описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов;

- раскрывать причины подчинения Эллады Македонии; показывать на исторической карте направление  восточного похода Александра Македонского; высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого;

- раскрывать причины возникновения Олимпийских игр; описывать ход проведения Олимпийских игр; излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных;

- раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков;

- определять значение культурного наследия Древней Греции, описывать исторические объекты и культурные памятники; характеризовать исторические личности Древней Греции;

- объяснять значение понятий: ахейцы, дорийцы, эллины, миф, демос, демократия, полис, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты, колонии, скифы,  стратег, фаланга, марафон, триера, атлет, пятиборье, ипподром.

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство. 

Основные виды деятельности обучающихся.

- показывать на карте местоположение Древней Италии; объяснять влияние природных условий и занятия жителей; описывать условия жизни древних латинян; называть дату основания Рима; излагать легенду об основании Рима, соотносить содержание легенды с реальными научными знаниями об основании Рима;

- объяснять причины войн Рима с народами Италии, характеризовать войско римлян и галльских племен;

- сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

- характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия; давать характеристику  полководцам: Ганнибалу, Сципиону;

- раскрывать основные последствия, итоги завоеваний Римом Восточной части Средиземноморья;

- описывать положение рабов в Древнем Риме; рассказывать о гладиаторских боях;

- раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

Раскрывать причины, ход и результат восстания Спартака;

- раскрывать причины возвышения Цезаря, суть его диктатуры и причины его падения; рассказывать о борьбе Антония и Октавиана;

- описывать жизнь соседей Римской империи;

- показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

- объяснять суть христианского учения, сравнивать учение христианства с другими религиями, рассказывать о переменах в жизни христиан в правление Константина;

- рассказывать о борьбе римлян с варварами; объяснять причины распада Римской империи;

- характеризовать деятельность императоров Юстиниана, Трояна;

- раскрывать значение римского права;

- составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры, строительного искусства;  

- сравнивать цивилизации Греции и Рима;

- объяснять значение понятий: латины, ликторы, сенат, патриции, плебеи, народное собрание, консулы, галлы, республика, народные трибуны, форум, легионы, пунические войны, триумф, император, раб, рабство, амфитеатр, гладиаторы, восстание, единовластие, ветераны, преторианцы, империя, император, Иисус, апостолы, христианство, «Евангелие», Колизей, Пантеон, цирк, термы, варвары, епископ, священник, Новый завет, готы, вандалы, кодификация, право, вердикт, колоны, бетон, оратор.

- определять значение государственной символики; знать составляющие элементы государственных символов.

Учебно-тематическое планирование:


№п/п

Название темы

Количество часов по планированию

1.

Что изучает история

10 часов

2.

Жизнь первобытных людей

6 часов

3.

Древний Восток.

15 часов

4.

Древняя Греция

18 часов

5.

Древний Рим

19 часов

6.

Итоговое обобщение 

1 час

 

Всего:

68 часов

        Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года:

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события истории Древнего мира;
  2. выдающихся личностей  истории Древнего мира;
  3. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  4. изученные виды исторических источников;

уметь

  1. в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
  2. сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
  3. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  4. спорить и отстаивать свои взгляды;
  5. анализировать исторический источник;
  6. оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
  7. читать историческую карту, определять место положение историко-географических объектов.

        

Литература и средства обучения

Список литературы:

Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2006.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2002.

Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.-М 2005.

Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998

Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994

Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.

Средства обучения:

Мультимедийное учебное пособие «История 5 класс». Электронная библиотека Просвещение

Карты и атласы по истории Древнего мира

Учебные картины по истории Древнего мира

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе

Календарно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Основные

понятия

Требования к подготовке обучающихся


Дата

проведе-

ния

Домашнее

задание

Измеритель

ные формы контроля

Знать

Уметь

I четверть

Что изучает история – 10 часов

1

Что изучает история

1

История Древнего мира – первый период в истории человечества

Археология, этнография, нумизматика, геральдика

Первичные представления об истории как науке

Объяснять значение понятий; составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение

Стр.6

Развернутый ответ на вопрос «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»

2

Периодизация мировой истории

1

Историческое время. Хронологическая цепочка всеобщей истории

Лента времени, летоисчисление

Периодизация мировой истории

Объяснять значение понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории; определять век и вести подсчет исторического времени

Записи в тетради

Задания с коротким ответом

3

Что такое исторические источники

1

Свидетельства Древней истории на территории нашей страны

Исторические источники, факты, историческая память

Значение исторических источников

Объяснять значение понятий: раскопки, Древний мир; определять значение исторических источников

Записи в тетради

Ответы на вопросы

4

Письменные исторические источники

1

История письменности, рождение алфавита

Письменные источники, разнообразие письменности

Разные виды письменности

Объяснять значение понятий: иероглифы, клинопись, папирус, палеография, пергамент, берестяные грамоты; определять различия и сходства между разными видами письменности

Записи в тетради

Ответы на вопросы

5

Вещественные исторические источники

1

История вещей и одежды в разные времена

Трапеза, керамика¸ сундук, гардероб, туника, кафтан

Виды вещественных источников

Объяснять значение основных понятий; описывать и объяснять назначение вещественных источников

Записи в тетради

Ответы на вопросы

6-7

История на карте

1

Историческая карта и ее значение при изучении истории, географические значения – свидетели прошлого

Историческая карта, стороны света, условные знаки

Значение исторической карты при изучении истории

Объяснять значение основных понятий; ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте; объяснять карту, используя условные знаки; анализировать значение географических названий; находить сходства и различия исторической и географической карт

Записи в тетради

Ответы на вопросы, работа по карте

8

Происхождение имен и фамилий

1

Родословная – история семьи

Родословная, генеалогическое древо, род, поколения, семья, предки, прозвище, отчество

Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.

Объяснять значение основных понятий; составлять родословную семьи; объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий

Записи в тетради

Составление своей родословной

9

Гербы, флаги, гимны государств

1

Российская государственная символика

Герб, флаг, гимн, штандарт

Составляющие элементы государственных символов

Объяснять значение основных понятий; определять значение государственной символики;

Записи в тетради

Ответы на вопросы

10

Что изучает история (повторение и обобщение изученного материала)

1

Изученные по теме понятия и факты

Определять значение исторического прошлого для современности; называть и описывать основные виды исторических источников; определять ход времени истории и способы его измерения

Ответы на вопросы

Жизнь первобытных людей – 6 часов

Первобытные собиратели и охотники

11

Древнейшие люди

1

Наши далекие предки. Орудия труда. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой. Овладение огнем.

Первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо, собирательст

во

Расселение древнейшего человека, отличия древнейших людей от современного человека и от животных, главные занятия древнейших людей.

Уметь описывать условия существования древнейших людей, излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека.

§ 1

Задания в конце § 1

12

Родовые общины охотников и собирателей

1

Расселение первобытных людей по холодным странам Европы и Азии. Родовые общины. Лук и стрелы.

Остроконеч

ник, гарпун, родовая община

Почему наши предки сумели выжить морозными зимами, признаки родовой общины.

Самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

§ 2

Вопросы после § 2. Развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?»

13

Возникновение искусства и религиозных верований

1

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу человека.

Религия, искусство, оборотень, «страна мертвых», тотем.

Представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства

Давать определение основных понятий; высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства; называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

§ 3

Решение логических задач. Промежуточ

ное тестирование

Первобытные земледельцы и скотоводы

14

Возникновение земледе

лия и скотоводства

1

Мотыжное земледелие. Приручение животных. Глиняная посуда и одежда из ткани. Родовые общины и племя. Духи, идолы и жертвы.

Старейшина, племя, производящее хозяйство, присваиваю

щее хозяйство

Из каких более древних занятий возникли земледелие и скотоводство, что такое племя, совет старейшин.

Характеризовать перемены, произошедшие в жизни людей с возникновением земледелия и скотоводства, объяснять, почему сородичи слушались старейшин

§ 4

Составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотовод

ство?»  Уметь объяснять понятия.

15

Появление неравенства и знати

1

Развитие ремесел. Изобретение плуга. У каждой семьи – свое хозяйство. Выделение знати.

Ремесленник, соседская община, вождь, неравенство, город, знать, святилище, царь, государство

Знать причины появления неравенства между людьми

Объяснять, почему стало возможным и выгодно вести хозяйство силами одной семьи, почему знатные люди были заинтересованы в военных походах, сравнивать и описывать орудия труда.

§ 5

Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку

16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

1

Систематизация и контроль качества знаний обучающихся по теме «Жизнь первобытных людей»

Определять значение первобытной эпохи в истории человечества; описывать условия перехода от первобытности к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда.

Урок-путешествие

Древний Восток – 15 часов

Древний Египет – 6 часов

17

Государство на берегах Нила

1

Страна Египет. Разливы Нила. Объединение Египта.

Государство, папирус, пороги, дельта, оазис, фараон.

Местоположение и природные условия Древнего Египта, объединение Египта

Объяснять причины возникновения древнеегипетского государства; показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта; характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат).

§ 6

Вопросы и задания после § 6

Развернутый ответ на вопрос «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?»

18

Как жили земледельцы и ремеслен.  в Древнем Египте. Жизнь египетского вельможи

1

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Ремесла и обменВ усадьбе вельможи. Служба вельмож.

Вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы, налог, шадуф.

Как жили и чем занимались земледельцы и вельможи, писцы.

Давать определение основных понятий; характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп

§ 7-8

Вопросы и задания после  § 7-8. Составить рассказ от имени земледельца и вельможи.

19

Военные походы фараонов

1

Отряды пеших воинов. Боевые колесницы. Войско возвращается с добычей. Пленных обращают в рабство. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни.

Бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско.

Цели, причины, направления, итоги военных походов фараонов

Объяснять причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, показывать на карте пути и направления военных походов использовать документы как источник знаний.

§ 9

Подготовить ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Др. Египта?». Работа с конт. картой.

20

Религия древних египтян

1

Боги и жрецы. Что рассказывали египтяне о своих богах. Миф об Осирисе и Исиде. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». Обожествление фараона.

Религия, храм, жрецы, миф, мумия, саркофаг.

Какие боги существовали у древних египтян. Какая связь существовала между государственной властью и религией.

Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян; извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

§ 10

Промежуточное тестирование

21

Искусство Древнего Египта

1

Первое из чудес света. Храмы – жилища богов. Гробница фараона Тутанхамона. Пойдемте в музей.

Пирамиды, сфинкс, колонна, храм, скульптор, рельеф.

Цели сооружений пирамид, правила, которым должны были следовать египетские мастера, изображавшие богов, фараонов, вельмож.

Составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры;

§ 11

Вопросы после § 11

22

Письменность и знания древних египтян

1

Загадочные письмена. Египетские папирусы. Школа готовила писцов и жрецов.

Иероглифы, папирус, свиток.

Почему в Египте было трудно научиться читать и писать, как выглядела древнеегипетская книга. Чем была  привлекательна для египтян должность писца, какие знания нужны были писцам, руководившим постройкой пирамиды или храма.

Характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.

§ 12

Вопросы и задания после § 12

Западная Азия в древности – 6 часов

23

Древнее Двуречье

1

Страна двух рек. Города из глиняных кирпичей. Башни от земли до неба. Письмена на глиняных табличках.

Цивилизация, храм, клинопись.

Природа, климатические условия, местоположение Древнего Двуречья. Религиозные верования жителей Двуречья, особое письмо – клинопись.

Показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья; сравнивать географическую среду и причины образования государств в Египте и Двуречье, анализировать исторический документ

§ 13

Составить таблицу «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?», решение задач.

24

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Город Вавилон становится главным в Двуречье. Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов. Царские законы.

Жезл, законы, раб, ростовщик.

Содержание законов царя Хаммурапи, значение их для жителей Вавилона.

Показывать на карте местоположение Вавилонского царства, анализировать исторический источник «Законы Хаммурапи», высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

§ 14

Подготовить ответ на вопрос «О чем рассказывают законы Хаммурапи?»

25

Финикийские мореплаватели

1

Города финикийцев. Торговцы и морские разбойники. Финикийские колонии. Древнейший алфавит.

«Живой товар», колония.

Природные условия Финикии, занятия жителей, ремесла и торговля. Открытия, сделанные финикийцами.

Показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей; сравнивать географическое положение и природные условия с другими странами; характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

§ 15

Подготовить развернутый ответ на вопрос «Какие открытия были сделаны финикийца

ми?», промежуточ

ное тестирование.

II четверть

26

Библейские сказания. Древнееврейское царство.

1

Ветхий завет. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта. Бог дает законы. Правление Соломона. Храм в Иерусалиме.

Миф, предание, единобожие, монотеистическая религия, Ветхий завет, новый завет.

Библейские сказания, особый вклад древних евреев в мировую культуру – создание первой монотеистической религии.

Высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

§ 16-17

Тестирование

27

Ассирийская держава

1

Преимущества освоения железа. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей. Причины гибели ассирийской державы.

Держава

Причины возникновения и гибели Ассирии, грабительский характер ассирийских завоеваний.

Определять причины возникновения и гибели Ассирии; характеризовать особенности военного искусства ассирийцев; сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы

§ 18

Подготовить разверн. ответ на вопрос «Почему ассирийцы смогли создать сильную державу?», тестирование

28

Персидская держава «царя царей»

1

Три великих царства в Западной Азии. Персидская держава.

Политическая история создания Персидской державы и ее государственно-административное устройство

Показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства; сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

§ 19

Вопросы и задания после § 19, тестирование

Индия и Китай в древности – 2 часа

29

Природа и люди Древней Индии

Индийские касты

1

Географическое положение и природные условия Индии. Занятия жителей Индии. Религиозные верования индийцев.

Миф о происхождении каст. Характеристика каст.

Брахман, шудра, каста, бамбук, Будда, отшельник

варны, джунгли, брахман, шудра, буддизм.

Природа, занятия религиозные верования жителей Древней Индии.

Четыре индийские касты и их происхождение.

Характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии; анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

§ 20

§ 21

Вопросы и задания после § 20, тестирование

Вопросы и задания после § 21, тестирование

30

Китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая

1

Географическое положение и природные условия Китая. Конфуций – древнекитайский философ. Учение Конфуция. Объединение Китая. Управление государством Цинь Ши Хуаном.

Гунны, бойница.

Взгляды китайского мудреца Конфуция. Значение образования единого Китая.

Определять особенности географических и природных условий Китая; сравнивать учения Будды и Конфуция; высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

§ 22-23

Подготовка развернутого ответа на вопрос «Чему учил китайский мудрец Конфуций?», работа с карточками.

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток»

1

Повторение основных понятий и фактов по теме

Определять значение культурного наследия народов Древнего Востока; описывать исторические объекты и культурные памятники; выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока

Тестирование

Древняя Греция – 18 часов

Древнейшая Греция – 3 часа

32

Греки и критяне. Микены и Троя

1

Природа и местонахождение Древней Греции и о. Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Откуда мы знаем о древних греках. Троянская война.

Географические и природные условия Древней Греции, древнейший период греческой истории. Причины Троянской войны

Характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян; сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта; характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»

§ 24-25

Работа по карточкам, задания в конце параграфа

33

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1

Сведения о жизни Гомера. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея».

Содержание поэм Гомера.

Рассказывать основное содержание поэм Гомера; характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки; высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

§ 26-27

Задания в конце параграфа, работа по карточкам.

34

Религия древних греков

1

Боги Греции. Миф о Деметре, Дионисе и Прометее.

Религия, миф

Основных древнегреческих богов и героев.

Показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы; называть имена мифических богов; объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались

§ 28

Задания в конце параграфа, тестирование.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием – 7 часов

35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

Древнегреческие полисы. Занятия жителей полиса. Управление полисом.

Полис, демос, ареопаг, архонты.

Причины возникновения греческих полисов.

Называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса; анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

§ 29

Промежу-

точное тестирование

36

Зарождение демократии в Афинах

1

Содержание реформ Солона. Значение реформ.

Граждане, реформы, Народное собрание, демократия.

Причины и значение проведения реформ Солона.

Раскрывать причины и значение проведения реформ Солона

§ 30

Задания в конце параграфа, работа по карточкам.

37

Древняя Спарта

1

Географическое положение Спартанского государства. Спартанцы и илоты. Управление Спартой. Воспитание спартанцев.

Лакония, Мессения, илоты.

Общественное и государственное устройство Спарты.

Сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства; описывать образ жизни спартанцев и илотов; высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

§ 31

Промежуточное тестирование

38

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Причины переселения греков в другие страны. Греческие колонии. Отношения греков со скифами.

Колония, скифы, Эллада.

Основные направления греческой колонизации и ее причины.

Показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний; раскрывать основные причины основания древними греками колоний; извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, о том, что объединяло греков-колонистов с их соотечественниками в метрополии

§ 32

Задания в конце параграфа, работа с карточками

39

Олимпийские игры в древности

1

Первые олимпийские игры. Пять незабываемых дней. Победители Олимпийских игр.

Атлет, ипподром, пятиборье

История Олимпийских игр, первые спортивные традиции.

Раскрывать причины возникновения Олимпийских игр; описывать ход проведения Олимпийских игр; излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

§ 33

Задания после параграфа, работа с карточками.

40

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Угроза порабощения греков. Марафонская битва. Причины победы греков.

Стратег, фаланга, Марафон, Мильтиад

Героическая борьба греков против персов, причины победы греков.

Раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, ее последствия.

§ 34

Промежуточное тестирование

III четверть

41

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Подготовка эллинов к новой войне. Бой в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение.

Триера

Завершение героической борьбы греков с персами.

Рассказывать о наиболее крупных сражениях, раскрывать последствия победы Афин над персами

§ 35

Задания после параграфа, работа с карточками

Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии – 4 часа

42

В гаванях афинского порта Пирей

1

В военных и торговой гаванях. Продажа рабов.

Пирей, верфи, Совет пятисот, граждане, переселенцы

Население Афин. Значение военной гавани. Положение рабов.

Раскрывать роль Афин в истории Древней Греции; описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов

§ 36

Задания после параграфа

43

В городе богини Афины

1

Район гончарных мастерских – Керамик. Агора – сердце Афин. На вершине Акрополя

Керамик, Фидий, Агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики

Постройки и статуи в Афинах. Гончарное производство в Древней Греции.

Составлять описание и объяснять значение памятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др.

§ 37

Промежуточное тестирование

44

В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса

1

Рабы-педагоги. Посещение палестры. В афинских гимнасиях. Здание театра, актеры и хор. На представлениях трагедии и комедии.

Педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречье, театр.

Особенности древнегреческого воспитания и образования, развитие греческой науки и театра.

Раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков; рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана

§ 38-39

Задания после параграфов

45

Афинская демократия при Перикле.

1

Управление государством при Перикле. Перикл, его друзья и враги.

Оратор, народное собрание

Античная демократия, расцвет демократии в правление Перикла

Называть характерные черты политического устройства Афин; анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл)

§ 40

Промежуточное тестирование

Македонские завоевания в 4 веке до н.э. – 3 часа

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Потеря Грецией независимости. Приход к власти А. Македонского

Фаланга

Причины подчинения городов Эллады Македонии.

Раскрывать причины подчинения Эллады Македонии

§ 41

Задания после параграфа, работа с карточками

47

Поход Александра Македонского на Восток.

1

Победы войска А. Македонского. Гибель Персидского царства.

Междоусобные войны, осадные башни

Причины гибели Персидского царства и образование державы А. Македонского.

Показывать на исторической карте направление восточного похода А. Македонского; высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

§ 42

Промежуточное тестирование

48

В Александрии египетской

1

В александрийском порту. На улицах и площадях города.

Музей, обсерватория, Фаросский маяк, Александрийская библиотека

Культурное наследие Древней Греции

Излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру; раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

§ 43

Вопросы после парграфа

49

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

1

Древний Рим – 19 часов

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией – 3 часа

50

Древнейший Рим

1

Легенда об основании Рима. Занятия жителей Рима. Управление в Риме.

Патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание

Местоположение и природные условия Италии, история возникновения Рима

Показывать на карте местоположение Древней Италии; объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий; описывать условия жизни древних латинян; называть дату освоения Рима; излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержание легенды с реальными научными знаниями об основании Рима

§ 44

Задания после параграфа, работа с карточками.

51

Завоевание Римом Италии

1

Управление республикой. Римское войско. Господство Рима над Италией.

Народные трибуны, консулы, галлы, Юнона, Пирр.

Изменения в управлении Римом после изгнания царя

Определять даты основных событий; объяснять причины войн Рима с народами Италии; характеризовать войско римлян и галльских племен

§ 45

Промежуточное тестирование

52

Устройство римской республики

1

Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его роль в Риме. Римское войско

Сенат, легионеры

Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его роль в Риме. Римское войско

Сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике; характеризовать войско римлян

§ 46

Задания после параграфа

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья – 3 часа

53

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Войска Ганнибала вторгаются в Италию. Битва при Каннах. Окончание войны.

Причины и характер второй Пунической войны.

Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия; давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

§ 47

Промежуточное тестирование

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2 в. до н.э.

1

Покорение Македонии, Сирии и Египта. Разрушение Коринфа и Карфагена. Итоги завоеваний.

Триумф, император

История римских завоеваний в восточной части Средиземноморья, образование Римской державы.

Рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья, раскрывать последствия и итоги этих завоеваний

§ 48

Задания после параграфа, работа с карточками

55

Рабство в Древнем Риме

1

Труд рабов в сельском хозяйстве и в доме рабовладельца. Гладиаторы

Раб, имение, гладиатор, амфитеатр

Главные отличия раба от свободного человека

Описывать положение рабов в Древнем Риме; рассказывать о гладиаторских боях

§ 49

Задания после параграфа, работа с карточками

Гражданские войны в Риме – 4 часа

56

Земельный закон братьев Гракхов

1

Причины гражданской войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Характеристика Тиберия и Гая Гракхов.

Гражданская война

Причины гражданской войны. Основные положения закона Гракха.

Раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов; анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

§ 50

Промежуточное тестиование

57

Восстание Спартака

1

Первая победа над римскими войсками. Армия Спартака становится грозной силой. Походы восставших. Рабы в ловушке

Причины восстания Спартака и причины его поражения. Героическая личность Спартака.

Описывать восстание рабов в Риме; раскрывать причины, ход, результат восстания; давать характеристику Спартака; высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

§ 51

Задания после параграфа

58

Единовластие Цезаря

1

Римская армия стала наемной. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря.

Диктатура, ветераны

Характер власти, установленной Цезарем в Риме.

Объяснять суть диктатуры Цезаря; раскрывать причины возвышения Цезаря; анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима; извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы; работать с историческим источником

§ 52

 Задания после параграфа, работа с карточками.

59

Установление империи

1

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана августа.

Преторианцы, империя

Причины падения республиканского строя в Риме

Раскрывать причины падения диктатуры Цезаря; рассказывать о борьбе Антония и Октавиана; характеризовать римского императора Октавиана.

§ 53

 Задания после параграфа, работа с карточками.

Римская империя в первые века нашей эры – 5 часов

60

Соседи Римской империи

1

Установление мира с Парфией. Разгром римских войск в Германии. Как жили германцы.

Венеды

Завоевания Римской империи. Соседи Римской империи

Показывать на исторической карте территорию Римской империи; описывать жизнь соседей Римской империи; анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

§ 54

 Задания после параграфа, работа с карточками.

IV четверть

61

В Риме при императоре Нероне

1

Деятельность императора Нерона. Оценка деятельности императора

Император, христиане

Личность Нерона и его поступки.

Показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти; раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме

§ 55

Промежуточное тестирование

62

Первые христиане и их учение

1

Появление христианства. Жизнь и учения Иисуса Христа. Христианская церковь

Апостолы, христиане

Возникновение мировой христианской религии и образование христианской церкви.

Рассказывать о жизни и деятельности христиан; объяснять суть христианского учения; сравнивать учение христианства с другими религиями

§ 56

Задания после параграфа

63

Расцвет империи во 2 веке

1

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Правление Траяна. Римляне строили на века.

Колоны, «рабы с хижинами»

Причины отказа использования рабов в сельском хозяйстве. Новые перемены.

Анализировать деятельность императора Траяна; сравнивать положение колона и раба; рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств

§ 57

Задания после параграфа

64

«Вечный город» и его жители

1

Все дороги ведут в Рим. Особняки на городских холмах, жизнь бедняков.

Триумфальная арка, Колизей, пантеон, термы.

Жизнь богатых и бедных в Риме.

Описывать повседневную жизнь римлян; составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры; определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки

§ 58

Задания после параграфа, работа с карточками

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи – 3 часа

65

Римская империя при Константине

1

Деятельность императора Константина. Перемны в положении христиан. Перенесение столицы.

Епископ, Новый завет, римский папа

Изменения характера власти при Константине, признание христианства господствующей религией в Римской империи.

Характеризовать деятельность Константина; рассказывать о переменах в положении христиан; раскрывать причины переноса столицы Рима на Восток

§ 59

Задания после параграфа, работа с карточками

66

Взятие Рима варварами

1

Римляне и варвары. Падение Западной Римской империи.

 Готы, вандалы

Причины падения Западной Римской империи

Рассказывать о борьбе римлян с варварами; объяснять причины распада Римской империи

§ 60

Задания после параграфа, работа с карточками

Восточная Римская империя при Юстиниане

1

Юстиниан и Феодора. Попытка восстановить Римскую империю в прежних границах.

Кодификация, право

Кодификация римского права и его историческое значение

Характеризовать деятельность императора Юстиниана; раскрывать значение римского права

§ 61

67

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»

1

Изученные понятия и факты по теме

Анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима; описывать основные памятники культуры; сравнивать цивилизации Рима и Греции

Контрольное тестирование

68

Итоговое занятие по курсу История древнего мира

1

Изученные понятия и факты

Сравнивать древние мировые цивилизации; определять общее и различное

Итоговое тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...