Рабочая программа по истории, 7 класс
рабочая программа (история, 7 класс) по теме
Рабочая программа составлена к учебникам История России (А. Данилов, Л. Косулина), Всеобщая история Нового времени (А.Я. Юдовская).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya-7.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089, базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г., Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004.
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания, получаемые на уроках истории важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
- воспитание патриотизма, уважения к традициям Родины, к правам и свободам человека, демократии;
- приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций;
- формирование толерантного отношения к представителям других стран и народов.
Структура документа
Программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения и приложение (календарно-тематический план).
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 68 часов. В 7 классе изучаются два курса истории:
- История России (конец XVI – XVIII в) – в I полугодии – 40 часов.
- Всеобщая история. История Нового времени (1500-1800гг.) – во II полугодии – 28 часов.
Механизмы формирования ключевых компетенций. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять,
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Формы организации образовательного процесса:
Помимо занятий в аудитории предусмотрена самостоятельная работа учащихся по подготовке докладов, написанию сочинений, творческие задания.
При проведении занятий используются традиционные формы урока (лекция, семинарское занятие, работа в группах, фронтальный и индивидуальный опрос), а также элементы технологии критического мышления (дискуссионный метод, составление кластеров).
Технологии обучения: проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, проектная методика, обучение в сотрудничестве, технология игрового обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Виды и формы контроля: вопросы после параграфа, промежуточное и итоговое тестирование, работа по карточкам, составление таблиц.
Информация об используемых учебниках:
- -История России: Конец 16- 18 век.: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина .-М.: Просвещение, 2008.
- -Новая история, 1500-1800 : Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. - М.: Просвещение,2008.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ИСТОРИЯ РОССИИ – 40 часов
Россия на рубеже XVI-XVII вв.
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Основные виды деятельности обучающихся:
- называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком; показывать на исторической карте рост территории России в XVI – XVIIIвв.;
- описывать положение основных социальных слоев общества; выявлять основные причины Смутного времени; характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова;
- называть даты основных этапов Смутного времени; называть существенные черты политического устройства страны;
- раскрывать роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса;
- объяснять значение понятий: «заповедные лета», дети боярские , крепостное право, урочные лета, Смута, народное ополчение, интервенция, самозванец, гражданская война, национальное самосознание, Семибоярщина.
Россия в первой половине XVII в.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Основные виды деятельности обучающихся:
- характеризовать новые черты в развитии экономики России; сравнивать экономическое развитие стран Западной Европы и России; показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства;
- описывать положение основных сословий России в XVII в.;
- раскрывать изменения, происшедшие в положении различных сословий; сравнивать положение разных слоев одного сословия;
- характеризовать систему управления и самоуправления в России; раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской Думы; соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма;
- объяснять значение понятий: барщина, оброк, мелкое товарное производство, мануфактура, всероссийский рынок, ярмарка, «белые» слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, приказные люди, служилые люди, наемные работники, самодержавие, система приказов, Боярская Дума, Соборное уложение 1649г., полки «иноземного строя».
Россия во второй половине XVII в.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Основные виды деятельности обучающихся:
- называть существенные черты политического строя России;
- характеризовать сущность и результаты церковной реформы; выявлять основные причины разногласий между церковью и властью;
- высказывать суждение о последствиях церковной реформы и деятельности патриарха Никона;
- называть даты, место, обстоятельство, участников народного движения;
- соотносить факты и общие явления: закрепощение крестьян и народные движения в XVII в.; анализировать основные положения Соборного уложения 1649г.; сравнивать изменения в положении разных слоев;
- называть основные направления внешней политики; характеризовать цели, средства внешней политики России; сравнивать внешнюю политику царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича;
- объяснять значение понятий: приказы, старообрядчество, раскол, протопоп, крепостное право, Соборное Уложение, секты, скиты, крестьянская война, Запорожская Сечь, острог, ясак, реестровые казаки.
Русская культура XVII в.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Основные виды деятельности обучающихся:
- раскрывать многообразие и противоречивость русской культуры; выявлять сочетание старых и новых элементов русской культуры; характеризовать основные направления в развитии живописи, архитектуры, литературы, зодчества;
- объяснять значение понятий: обмирщение, парсуна, изразцы, Славяно-греко-латинская академия, жанр.
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Основные виды деятельности обучающихся:
- называть причины социально-экономического отставания России от европейских стран; описывать политическое и экономическое положение России накануне преобразований; анализировать проекты преобразований передовых людей того времени;
- называть основные этапы жизни и деятельности Петра I «в начале славных лет»;
- соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма;
- называть даты, основные сражения Северной войны; анализировать причины неудач и успехи русской армии в ходе Северной войны; выявлять причинно-следственные связи между проведением военной реформы и ходом Северной войны; высказывать суждение о последствиях внешнеполитической деятельности Петра I;
- называть существенные черты экономического, политического, социального развития России в эпоху преобразований Петра I;
- соотносить факты и процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений;
- анализировать последствия реформ Петра I для России;
- выявлять главные причины народных волнений и сравнивать их;
- характеризовать новые явления в области культуры и быта, введенные Петром I; раскрывать значение преобразований в области культуры для дальнейшего развития России;
- объяснять значение понятий: причины и предпосылки преобразований, регентство, стрельцы, лавра, верфь, гвардия, рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, эскадра, фрегат, «нарвская конфузия», абсолютизм, коллегия, Синод, бюрократия. Ратуши, магистраты, меркантилизм, подушная подать, приписные крестьяне, протекционизм, мануфактура, посессионные рабочие, работные люди, отходники, посессионные крестьяне.
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Основные виды деятельности обучающихся:
- называть причины, основные этапы, даты и действующие лица дворцовых переворотов;
- характеризовать основные направления внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов; выявлять последствия дворцовых переворотов в социальном и политическом развитии страны;
- описывать положение основных социальных групп населения в данную эпоху и выявлять изменения в их положении;
- характеризовать основные изменения в управлении страны;
- называть основные направления внешней политики преемников Петра; анализировать итоги внешней политики и последствия; раскрывать основные черты полководческого искусства; высказывать суждение о значимости и последствиях военных кампаний России в XVIII в.;
- объяснять значение основных понятий: дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник, фаворит, откуп, подряд, Семилетняя война.
Россия во второй половине XVIII в.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Основные виды деятельности обучающихся:
- называть характерные черты политического устройства России во 2 половине XVIII века;
- характеризовать особенности внутренней политики России в данный период; раскрывать сущность политики «просвещенного абсолютизма»; анализировать изменения в системе управления, судопроизводства Екатерины II;
- называть место, имена, обстоятельства, участников крестьянской войны, анализировать ее причины, особенности и значение; соотносить факты и общие процессы: усиление крепостной зависимости и активизация народного движения; сравнивать народные восстания «бунташного века» и восстания XVIII века; высказывать оценочное суждение о деятельности Е. И. Пугачева;
- описывать успехи и трудности развития экономики; называть существенные черты экономического развития России; соотносить факты и общие процессы: крепостнический строй и разложение феодально-крепостнической системы;
- характеризовать основные направления внешней политики России; раскрывать последствия внешнеполитической деятельности Екатерины II; раскрывать основные черты полководческого искусства;
- характеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла I; выявлять особенности проводимой им политики; высказывать оценочное суждение о личности и деятельности Павла I;
- объяснять основные понятия: просвещенный абсолютизм, секуляризация, конституция, уложенная комиссия, экономика, месячина, протекторат, коалиция, нейтралитет, блокада, эскадра.
Русская культура второй половины XVIII в.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Основные виды деятельности обучающихся:
- составлять описание исторических памятников и произведений литературы; называть характерные черты духовной культуры России 2 половины XVIII века;
- характеризовать развитие просвещения и системы образования в России; выявлять особенности развития искусства и роль академических экспедиций в развитии отечественной науки; на основе литературных произведений выявлять ценности изучаемого периода.
- объяснять значение понятий: университет, духовная семинария, барокко, классицизм, религия, идеология, паровая машина.
История нового времени (28 ч)
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
-усваивают хронологические рамки Нового времени, понимают принципиальное отличие Нового времени от средневековья; узнают о чертах личности человека Нового времени; углубляют знания об основных чертах традиционного общества и знакомятся с чертами зарождающегося индустриального общества.
Великие географические открытия и их последствия
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Основные виды деятельности обучающихся:
- обучающиеся понимают, что Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества. Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию первых колониальных империй.
Эпоха Возрождения
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Основные виды деятельности обучающихся:
- обучающиеся получают и углубляют знания о ментальности людей Нового времени, о новых гуманистических ценностях, об их значимости для личности; убеждаются в том, что гуманисты Возрождения продолжали традиции античных философов;
- знакомясь с искусством Возрождения, обучающиеся понимают грандиозность, сложность и противоречивость эпохи. Искусство Возрождения помогает осмыслить могущество человека. Происходит знакомство с творчеством мастеров Возрождения, развивается художественный вкус.
Реформация. Утверждение абсолютизма
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.
Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Основные виды деятельности обучающихся:
- обучающиеся узнают, что новое время характеризуется созданием прочных абсолютистских государств, имеющих национальные границы, одну господствующую религию, одну «коренную национальность»; причины возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием и признаком рождения хозяйственного уклада, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве;
- обучающиеся знакомятся с причинами Реформации католической церкви, с требованиями различных слоев населения: князей, крестьян, горожан.
- усваивают, что кальвинистское учение – основа для трудовой этики протестантов, что в результате Реформации появились национальные Церкви, укрепилась светская власть, что религиозные противоречия могут порождать войны;
- знакомятся с особенностями Реформации во Франции и религиозных войн Франции.
Первые буржуазные революции
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.
Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Основные виды деятельности обучающихся:
- обучающиеся знакомятся со следующими идеями: различия в традициях, обычаях, религии, экономических интересах Испании и Нидерландов стали причиной борьбы последних за Реформацию и создание независимого национального государства; это движение явилось национально-освободительной революцией;
- обучающиеся усваивают внутренние и международные последствия английских революций – установление парламентской монархии, складывание черт правого государства и гражданского общества;
- обучающиеся осознают, что Славная революция и распространение идей пуританизма разрушили традиционное общество и уничтожили абсолютную монархию, что создало условия для развития капиталистического хозяйства. Англичане первыми среди других европейских народов завоевали ряд личных прав;
- обучающиеся узнают, что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что Вестфальский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распаду Священной Римской империи, к усилению политической власти германских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблением Габсбургов
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.
Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.
Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
Основные виды деятельности обучающихся:
- обучающиеся получают знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; усваивают смысл тезиса «источником власти является народ»;
- умеют анализировать сущность промышленного переворота и понимают, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества;
- умеют объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества;
- понимают, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии;
- понимают и умеют анализировать произведения художественной культуры; воспринимают их ценность и самобытность, их основные идеи, их значение для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах;
- узнают, что колонии в Новом Свете были созданы протестантами, считавшими главной ценностью свободу вероисповедания; углубляют знания об условиях, необходимых для формирования национального самосознания, а также о правах человека;
- обучающиеся узнают о политической системе США и ее Конституции – первом документе своего времени, в основу которого были положены достижения передовой общественной мысли, представления о прирожденных правах человека и разделении властей;
- обучающиеся узнают, что неумение и нежелание правящих кругов вовремя разрешить противоречия, сложившиеся в стране, приводят к революционному взрыву;
- узнают, что Декларация прав человека и гражданина провозгласила основы нового политического устройства Франции и была победой права над традициями старого порядка; в результате завоеваний революции Франция стала республикой, что явилось победой третьего сословия; якобинская диктатура стала отступлением от правовых норм. Ученики убеждаются, что террор аморален по своей сути и не является методом разрешения проблем;
- узнают, Что Великая Французская революция уничтожила старый порядок, разрушила абсолютизм, создала условия для развития капиталистического хозяйства. Она положила начало формированию правового государства и гражданского общества. Революция оказала огромное воздействие на ход мировой истории (идеи, которые она несла, повлияли на другие страны и континенты);
- уметь анализировать документы, выявлять общие черты и различия во взглядах исторических личностей на события, составить рассказ от имени горожанина и др. о происходящих событиях, составлять календарь событий революции.
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
Основные виды деятельности обучающихся:
- обучающиеся углубляют знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в XVI-XVIIвв. И делают выводы об их отличиях от общества европейского; убеждаются в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе;
- обучающиеся узнают об особенностях социально-экономического и политического развития Индии и Китая в изучаемый период; о положительном влиянии политики религиозной терпимости на развитие общества;
- понимают, что политическая раздробленность и техническая отсталость создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран;
- узнают, что правители Японии насильственным путем пытались предотвратить разрушение традиционного общества, однако «закрытие» страны закрепляло и техническое отставание традиционного общества;
- уметь выделять общие черты, характерные для традиционного общества стран Востока, различия (составлять таблицу); используя знания по географии, дополнительную литературу подготовить сообщения об отношениях России со странами Востока, рассказать об одной из восточных религий.
Учебно-тематическое планирование по истории России - конец XVI - XVIII век:
| Название темы | Количество часов по планированию |
1. | Россия на рубеже XVI – XVII веков | 5 часов |
2. | Россия в XVII веке | 9 часов |
3. | Россия при Петре I | 10 часов |
5. | Россия в 1725 – 1762 годах | 5 часов |
6. | Россия в 1762-1801 годах | 9 часов |
7 | Итоговые уроки | 2 часа |
| Всего: | 40 часов |
Учебно-тематическое планирование по Всеобщей истории. История нового времени – 1500-1800гг. – 28 часов:
| Название темы | Количество часов по планированию |
1. | Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 12 часов |
2. | Первые революции Нового времени. Международные отношения | 4 часа |
3. | Эпоха Просвещения. Время преобразований | 7 часов |
4. | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 2 час |
5. | Итоговые уроки | 2 часа |
| Всего: | 28 часов |
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года:
Знать:
даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников.
Уметь:
Сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.
Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
Сравнивать оценки исторических событий деятелями нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями:
- коммуникативной;
- смыслопоисковой;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной;
- учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов Росси и в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Литература и средства обучения
- Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1998;
- Буганов В.И. Страницы боевого прошлого нашей стран: хрестоматия для учащихся 8 класса. – М.: Просвещение, 1972.
- Вотромеев В.П. Всемирная история в лицах. Позднее Средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх. М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999;
- Всемирная история: энциклопедия в 14 т./под ред. Чубарьяна. М.: ОЛМА Медиа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007;
- Данилов А.А. История России: конца XVI-XVIIIвек: рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2008;
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: уч. пособие. М.: МИРОС, 1995.
- Короткова М.В. История России 9-18 в.: дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2002;
- Колесниченко Н.Ю. История России XVI-XVIIIв.
СD-проект «История Отечества 882-1917»
ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Сроки прове-дения | Основное содержание |
I четверть | ||||
История России - конец XVI - XVIII век – 40 часов | ||||
Раздел I. Россия на рубеже XVI – XVII веков – 5 часов | ||||
1 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | 1 | Внутренняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Внешняя политика Бориса Годунова. Пресечение династии московских правителей. Царь Борис. Экономические трудности. Народные выступления. Самозванец. Форма контроля: фронтальный опрос | |
2 | Смута | 2 | Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Выступление Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Перелом в настроении народа. Вторжение войск Польши и Швеции. Форма контроля: беседа по вопросам, работа по карточкам | |
3 | Окончание Смутного времени | 1 | Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Первое ополчение. Второе ополчение. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года. Форма контроля: Заполнить таблицу | |
4 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XVI - XVII веков» | 1 | К/Р | |
Раздел II. Россия в XVII веке – 9 часов | ||||
5 | Новые явления в экономике | 1 | Последствия Смуты. Сельское хозяйство. Ремесло. Мануфактуры. Торговля. Рост городов. Форма контроля: задания после параграфа, работа по карточкам | |
6 | Основные сословия российского общества | 1 | Первое сословие. Крестьяне. Городское население. Духовенство. Казачество. Форма контроля: задания после параграфа | |
7 | Политическое развитие страны | 1 | Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Земские соборы. Боярская дума. Приказы. Местное управление. Законы. Соборное уложение 1649г. Форма контроля: словарный диктант, составление схемы, фронтальная беседа | |
8 | Власть и церковь. Церковный раскол. | 1 | Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Реформа патриарха Никона. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный Собор 1666-1667 годов. Протопоп Аввакум. Форма контроля: работа по карточкам | |
9 | Народные движения | 1 | Причины и особенности народных выступлений. Соляной бунт. Медный бунт. Восстание Степана Разина. Выступление старообрядцев. Форма контроля: работа с исторической картой | |
10 | Внешняя политика | 1 | Смоленская война. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война (1654-1667). Русско-турецкая война (1676-1681). Крымские походы. Освоение Сибири. Форма контроля: задания после параграфа | |
11 | Образование и культура в XVII веке | 1 | Образование. Выпуск печатных книг. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Архитектура. Живопись. Театр. Форма контроля: индивидуальные творческие работы | |
12 | Сословный быт. Обычаи и нравы | 1 | Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи. Форма контроля: устные сообщения | |
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII веке» | 1 | К/Р | |
Раздел III. Россия при Петре I – 10 часов | ||||
14 | Предпосылки петровских преобразований | 1 | Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич. Форма контроля : работа с текстом учебника | |
15 | Петр I. Россия на рубеже веков | 1 | Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 годов. Форма контроля: задания после парграфа | |
16-17 | Северная война | 2 | Начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Полтавская битва. Прутский поход. Морские сражения. Ништадт. мир. Форма контроля: заполнить таблицу, работа с картой | |
18 | Реформы Петра I | 1 | Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Реформа городского управления. Церковная реформа. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея». Значение петровских преобразований. Форма контроля: тестирование | |
19 | Экономика России в первой четверти XVIII века | 1 | Состояние экономики России на рубеже XVII - XVIII веков. Экономическая политика Петра I. Сельское хозяйство. Мануфактуры. Ремесленное производство. Торговля. Денежная и налоговая реформы. Итоги экономического развития. Форма контроля: беседа по вопросам | |
20 | Народные движения первой четверти XVIII века | 1 | Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Выступления работных людей. Значение народных выступлений. Форма контроля: заполнить таблицу | |
21-22 | Изменения в культуре и быте | 2 | Образование. Наука. Художественная культура. Перемены в быте. Значение культурного наследия петровской эпохи. Форма контроля: устные сообщения | |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Петре I» | 1 | К/Р | |
Раздел IV. Россия в 1725 – 1762 годах – 5 часов | ||||
24 | Дворцовые перевороты | 1 | Причины и сущность дворцовых переворотов. Екатерина I (1725-1727). Петр II (1727-1730). «Верховники» (1730). Анна Иоанновна (1730-1740). Иван Антонович (1740-1741). Елизавета Петровна 91741-1761). Петр III ( 1761-1762). Форма контроля: фронтальный опрос | |
25 | Внутренняя политика в 1725-1762 годах | 1 | Перемены в системе централизованного управления. Укрепление позиций дворянства. Политика в отношении крестьянства. Изменения в системе городского управления. Политика в отношении казачества. Политика в области мануфактурного производства. Форма контроля: тестирование | |
26 | Внешняя политика России в 1725-1762 годах | 1 | Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 годов. Русско-шведская война 1741-1743 годов. Продвижение России на Восток. Россия в семилетней войне 1756-1762 годов. Форма контроля: фронтальный опрос, работа с картой | |
Раздел V. Россия в 1762-1801 годах – 10 часов | ||||
27 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | Особенности внутренней политики Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия. «Золотой век» российского дворянства. Ужесточение внутренней политики в 70-90-х годах. Форма контроля: тестирование | |
28 | Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева | 1 | Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Значение крестьянской войны. Форма контроля: заполнить таблицу | |
29 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII века | 1 | Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Финансы. Итоги развития экономики. Форма контроля: тестирование | |
30-31 | Внешняя политика Екатерины II | 2 | Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1768-1774 годов. Русско-турецкая война 1787-1791 годов. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Война со Швецией. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба Екатерины II с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II. Форма контроля: заполнить таблицу | |
32 | Россия при Павле I | 1 | «Романтический император». Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Заговор 11 марта 1801 года. Форма контроля: задания после параграфа | |
III четверть | ||||
33-34 | Наука и образование | 1 | Академия наук. М.В. Ломоносов. Естественные науки. Гуманитарные науки. Академические экспедиции. Выдающиеся техники и изобретатели. Система образования. Форма контроля: задания после параграфа | |
35-36 | Художественная культура | 2 | Особенности развития художественной культуры. Литература. Театр. Живопись и скульптура. Архитектура. Форма контроля: устные сообщения | |
37 | Быт и обычаи | 1 | Жилище. Одежда. Питание. Досуг. Форма контроля: устные сообщения | |
38 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1762 – 1801 годах». | 1 | Вопросы | |
39 | Итоговый урок. История России конца XVI-XVIII вв. | Повторение и обобщение знаний, вопросы | ||
40 | Итоговая контрольная работа по Истории России конца XVI – XVIII века. | 1 | К/Р | |
Всеобщая история. История нового времени – 1500-1800гг. – 28 часов | ||||
41 | Вводный урок. От средневековья к новому времени | 1 | Понятие о новом времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем. Форма контроля: задания после параграфа | |
Раздел I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация – 12 часов | ||||
42 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 | Новые изобретения и усовершенствования. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Почему манили новые земли. Лидер – Португалия. Генрих Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Форма контроля: заполнить таблицу | |
43 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 1 | «Нашли материк, доселе еще не открытый никем». «Эти страны следует назвать Новым Светом». Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Владения португальцев в Азии. Значение великих географических открытий. Форма контроля: фронтальный опрос | |
44 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | 1 | «Рожденный подданным должен повиноваться». Один король – одна страна. «Как мои предки могли допустить такое учреждение…» Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Монарх – помазанник Божий. Армия на службе монарха. Налоговая система. Единая экономическая политика. Создание национальных государств. Форма контроля: тестирование | |
45 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | Новое в торговле. Развитие мировой торговли. Биржи и банки. Мануфактура – предприятие нового типа. Форма контроля: фронтальный опрос | |
46 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь | 1 | Буржуазия Нового времени. Крестьянская Европа. Новое дворянство. «Люди с дорожной обочины». «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». «Столетия редкого человека». «Грим и пудра вытесняют мыло». «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..» Форма контроля: фронтальный опрос | |
47 | Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения | 1 | «Я ставлю тебя в центре мира». Гуманист из Роттердама. Первые утопии. «Какое чудо природы человек!» Эпоха титанов. Северное Возрождение «Мужицкий живописец». Леонардо да Винчи из германии. На пути к бессмертию. Форма контроля: устные сообщения | |
48 | Рождение новой европейской науки | 1 | Рождение науки, основанной на опытном знании. «Он подрывал фундамент веры». «Враг всякого закона, всякой веры». «Человек незаурядной воли, ума и мужества!..» Он завершил создание новой картины мира. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт…» Форма контроля: устные сообщения | |
49 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | Причины религиозной революции. «Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием». Мартин Лютер. Борьба за Реформацию началась. «Чья страна, того и вера…» Форма контроля: работа по карточкам | |
50 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 | Жан Кальвин о предопределении человека. Кальвинистская церковь. Католическая церковь борется с ересью. Орден иезуитов. Попытки реформ и Тридентский собор. Форма контроля: работа по карточкам | |
51 | Королевская власть и реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 1 | «Защитник веры» становится религиозным реформатором. Мария Кровавая. Попытка Контрреформации. «Золотой век Елизаветы». Укрепление англиканской церкви. Укрепление королевской власти. Борьба с Испанией за морское первенство. Итоги царствования. Форма контроля: беседа по вопросам | |
52 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | Один король, но две веры. Первая кровь. Путь беды. «Кровавая свадьба». «Король, спасший Францию». «Добрый король». Форма контроля: фронтальный опрос | |
53 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 1 | К/Р | |
IV четверть | ||||
Раздел II. Первые революции Нового времени. Международные отношения – 4 часа | ||||
54 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций | 1 | «Жемчужина в короне Габсбургов». Противоречия обостряются. Иконоборческое движение. Время террора. Лесные и морские гезы. Испано-нидерландская война. Рождение республики. Форма контроля: тестирование | |
55 | Парламент против короля. Революция в Англии | 1 | Англия накануне революции. Причины революции. Карл I. Начало революции – созыв Долгого парламента. Гражданская война между королем и парламентом. Реформы парламента. Казнь короля. Установление республики. Форма контроля: тестирование | |
56 | Путь к парламентской монархии | 1 | Движение протеста. Протекторат Кромвеля. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация монархии. Конец революции. Права личности и парламентская система в Англии. Ганноверы на троне. Власть у парламента. Тори и виги. «Владычица морей». Форма контроля: фронтальный опрос | |
57 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | 1 | Причины международных конфликтов. Первая общеевропейская война. Вступление в войну Швеции. Окончание войны. Вестфальский мир. Европа в XVIII веке. Восточный вопрос Форма контроля: задания после параграфа | |
Раздел III. Эпоха Просвещения. Время преобразований – 7 часов | ||||
58 | Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения | 1 | Перестроить мир по законам разума! Право на жизнь, свободу и собственность. Против абсолютизма – за разделение властей. Новые экономические теории. Удивительные приключения Робинзона и Гулливера. Живописцы знати. «Певцы третьего сословия». Музыкальные перекрестки Европы. Форма контроля: устные сообщения | |
59 | На пути к индустриальной эре | 1 | Аграрная революция в Англии. Условия промышленного переворота. Промышленный переворот. Положение рабочих. Движение протеста. Разрушители машин. Форма контроля: работа по карточкам | |
60 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | Первые колонии и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Начало формирования североамериканской нации. Идеология американского общества. Конфликт с метрополией. Форма контроля: задания после параграфа | |
61 | Война за независимость. Создание США | 1 | Начало войны за свободу и справедливость. Декларация независимости США. Военные действия в 1776-1777 гг. Успешная дипломатия. Окончание войны. Итоги и значение войны за независимость. Необходимость принятия Конституции. Конституция США. Форма контроля: фронтальный опрос | |
62 | Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции | 1 | Подъем в промышленности. Торговля. Сословия во Франции. Кризис системы абсолютизма. Гроза надвигается. От Генеральных штатов к Учредительному собранию. Падение Бастилии – начало революции. Отречение от прошлого. Форма контроля: тестирование | |
63 | Великая французская революция. От монархии к республике | 1 | «Свобода, равенство, собственность». Поход на Версаль 5-6 октября. 1789 г. Вареннский кризис. Конституция Франции 1791 года. Законодательное собрание. Политический клуб якобинцев. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI. Республика в опасности. Установление якобинской диктатуры. Террор. Форма контроля: тестирвоание | |
64 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | 1 | Раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера – «якобинец без народа». Переворот 9 термидора. Термидорианская реакция. Конституция 1795 г. и Директория. Войны директории. Генерал Бонапарт. Государственный переворот 9-10 ноября 1799 г. Значение Великой французской революции. Форма контроля: беседа по вопросам | |
Раздел IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации – 2 часа | ||||
65 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху Нового времени | 1 | Земля принадлежит государству. Деревенская община. Государство регулирует хозяйственную жизнь. Сословный строй. Религии Востока – путь к самосовершенствованию. Форма контроля: задания после параграфа | |
66 | Государства Востока. Начало европейской колонизации | 1 | Империя Великих Моголов в Индии. «Мир для всех». Кризис и распад империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. «Закрытие» Китая. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. «Закрытие» Японии. Форма контроля: задания после параграфа | |
67-68 | Итоговые уроки | 2 | К/Р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...