Рабочая программа по истории, 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Рабочая программа соствлена к учебникам История России (А.А. Данилов), История средних веков (Е.В. Агибалова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya-6.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089, базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования  РФ № 1312 от 09.03.2004г.,  Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004.

        В 6 классе изучаются два курса истории:

  1. История средних веков  (V – XV вв) – в I полугодии – 35 часов.
  2. История России  (с древности до конца XVI в) – во II полугодии – 33 часа.

        Программа курса история Средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования

        Цель курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

        Основные задачи курса:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. характеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
  4. показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама.

        Структура документа

Программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения и приложение (календарно-тематический план).

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на 68 часов, история Средних веков изучается в I полугодии – 35 часов. История России – во II полугодии – 33 часа.

        

        Формы организации образовательного процесса: рассказ, беседа, лекция.

        Технологии обучения: проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, технология игрового обучения, информационно-коммуникационные технологии.

        Механизмы формирования ключевых компетенций. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять,

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

        Виды и формы контроля: вопросы после параграфа, промежуточное и итоговое  тестирование, работа по карточкам, составление таблиц.

Информация об используемых учебниках:

Агибалова Е. В., Донской Г. М.  Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.

А. А. Данилов, А. Г. Косулина.  «История России с древнейших времён до конца 15 века», Москва «Просвещение» 2004г

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Всеобщая история. История средних веков.

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Основные виды деятельности обучающихся:

- называть хронологические рамки  периода Средневековья; составлять описание средневековых памятников по историческим источникам.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Основные виды деятельности обучающихся:

- показывать на исторической карте территорию расселения германских племен  на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен;

- называть существенные черты процесса образования государства у германцев;

- излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига;

- называть характерные черты  политического устройства империи Карла Великого;  сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого;

- описывать устройство Христианской церкви; излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья;

- описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества; систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница»;

- показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи; сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе;

- показывать на исторической карте средневековые славянские государства; сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н.э.; определять характерные черты создания Великоморавского, Чешского и Польского государств; высказывать и аргументировать свое отношение  к деятельности и личности Кирилла и Мефодия;

- объяснять значение понятий: Великое переселение народов, государство, франки, империя, церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри, сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность, норманны, викинги, миссионеры, глаголица, кириллица.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. 

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Основные виды деятельности обучающихся:

- описывать занятия и образ жизни крестьян, рыцарского сословия, городских ремесленников и купцов;

-характеризовать основные признаки феодального общества; раскрывать особенности рыцарской культуры;

- называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей; раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу;

- называть характерные черты политического устройства средневекового города;

- характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли;

- сравнивать положение различных слоев общества;

- объяснять значение понятий: барщина, оброк, натуральное хозяйство, рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура, отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление, мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк, индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. 

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. 

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Основные виды деятельности обучающихся:

- называть существенные признаки  политического устройства Византии; сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого; высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана;

- показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата;

- объяснять причины военных успехов арабов и причины распада халифата; характеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру;

- называть имя основателя ислама; характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан;

- показывать на исторической карте направления Крестовых походов, называть участников религиозных движений; выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов;

- объяснять значение понятий: торговый путь из варяг  греки, базилика, иконопись, фреска, монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат, крестоносцы, духовно-рыцарский орден.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).      

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Основные виды деятельности обучающихся:

Государства Европы в XIV-XV вв.  

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Основные виды деятельности обучающихся:

- показывать на исторической карте процесс объединения Франции; называть основные события, связанные с процессом создания государств; выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов;

- показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии; раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета;

- сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции;

- показывать на исторической карте ход Столетней войны; называть имена наиболее известных участников данного события; анализировать причины, ход и итоги войны; высказывать свое суждение о деятельности Жанны д, Арк и Карла VII;

- сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII;

- рассказывать о событиях  и бедствиях в жизни европейцев в XIV-XV вв.; сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера;

- анализировать причины и сущность гуситских войн;

- объяснять значение понятий: Генеральные штаты, сословная монархия, шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент, национальная независимость, централизация, неограниченная власть короля, сейм, гуситы, табориты, умеренные.   

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Основные виды деятельности обучающихся:

- называть существенные черты представлений средневекового человека о мире; составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства, и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья.

История России с древности до конца XVi в. (33 ч)

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Основные виды деятельности обучающихся:

- показывать на исторической карте расселение восточных славян, восточнославянские племена, процесс Великого переселения народов, процесс объединения восточных славян, «путь из варяг в греки»; описывать занятия, образ жизни восточных славян; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян;

- анализировать взаимоотношения славян и их соседей;

-  называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства у восточных славян;

- сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян;

- анализировать фрагменты исторических источников;

- объяснять значение понятий: родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы, колонизация, каганат, дань, государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань.   

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. 

Основные виды деятельности обучающихся:

- показывать на исторической карте 2 политических центра Руси, походы первых русских князей;

- объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей;

- рассказывать о главном событии правления князя Владимира; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством; раскрывать прогрессивное значение принятие христианства на Руси;

- рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн; анализировать фрагменты исторического документа «Русская правда»;

- давать характеристику историческим личностям;

- объяснять значение понятий: полюдье, печенеги, погосты, уроки, Крещение, христианство, Русская православная церковь, усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Основные виды деятельности обучающихся:

- называть причины феодальной раздробленности и междоусобной борьбы русских князей;

- показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;

- излагать суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель;

- раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха;

- описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях;

- сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества;

- объяснять значение понятий: раздробленность, экономика, эксплуатация, удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий.

Культура Руси в домонгольское время

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Основные виды деятельности обучающихся:

- составлять описание памятников древнерусской культуры; выявлять особенности  русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру;

- описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси;

- объяснять значение понятий: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Основные виды деятельности обучающихся:

- показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар, завоевания крестоносцев в Прибалтике; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар;

- выявлять особенности и цели монгольского государства; излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Золотой Орды;

- называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды;

- раскрывать историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей, немецкой и шведской агрессии;

- раскрывать историческое значение Невской битвы и Ледового побоища;

- высказывать суждения о личности и деятельности Александра Невского;

- объяснять значение понятий: монголо- татары, стан, Золотая Орда, крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы, баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)

 Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Основные виды деятельности обучающихся:

- показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси; выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси;

- показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы; выявлять причины победы Москвы над Тверью;

- раскрывать значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре;

- объяснять значение понятий: вотчинное землевладение, централизация, русское государство, национальное самосознание.

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Основные виды деятельности обучающихся:

- показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы;

- раскрывать историческое значение свержения ига золотоордынских ханов;

- характеризовать Ивана III как первого «Великого князя всея Руси»;

- знать содержание Судебника 1497г. и давать ему оценку;

- составлять исторические портреты Ивана III, Василия III;

- объяснять значение понятий: единое русское государство, уния, «государство всея Руси», Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик, Юрьев день.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Основные виды деятельности обучающихся:

- составлять описание памятников культуры данного периода;

- выявлять особенности культуры русских земель и влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Российское государство в XVI в.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Основные виды деятельности обучающихся:

- рассказывать о правлении Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влияющие на формирование личности Ивана  IV;

- сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады;

- показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны, характеризовать причины успехов и неудач внешней политики;

- раскрывать значение присоединения к Московскому государству Казанского и Астраханского ханства;

- называть существенные черты политического устройства при Иване IV;

- раскрывать причины падения избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России;

- объяснять значение понятий: боярское правление, дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство, засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог, опричнина, земщина, неограниченная диктатура, посад, крепостное право.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

Основные виды деятельности обучающихся:

- составлять описание памятников русской культуры;

- выявлять влияние событий 16 в. на характер русской культуры;

- раскрывать историческое значение возникновения книгопечатания;

- на основе разных исторических и литературных источников делать сообщения о быте русского народа в 16 в.;

- объяснять значение понятий: кафтан, полати, шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой».

Учебно-тематическое планирование по истории Средних веков:


№п/п

Название темы

Количество часов по планированию

Сроки изучения

1.

Введение. Живое Средневековье

1 час

2.

Раннее Средневековье

9 часов

3.

Расцвет Средневековья

11 часов

4.

Осень Средневековья

12 часов

5.

Итоговое обобщение

2 часа

 

Всего:

35 часов

Учебно-тематическое планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI века:


№п/п

Название темы

Количество часов по планированию

Сроки изучения

1.

Русь Древняя

10 часов

2.

Политическая раздробленность на Руси  

9 часов

3.

Русь Московская

13 часов

5.

Итоговое обобщение

1 час

 

Всего:

33 часа

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года:

I  История средних веков

Называть хронологические рамки средних веков

Называть имена наиболее известных:

правителей

общественных и религиозных деятелей

первооткрывателей, учёных, представителей духовной, художественной культуры

3. Показывать на исторической карте местоположение государств среднего мира

4. Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Запада и Востока.

5. Составлять описание средневековых памятников:

Жилых и общественных зданий, храмов.

Предметов быта.

Произведений искусства.

6. Называть характерные, существенные черты:

Политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке.

Социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных, свободных и зависимых).

Представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в средневековом обществе.

7. Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословия, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.

II . Русь древняя и средневековая.

1. Указывать:

Хронологические рамки существования Древнерусского государства.

Даты крещения Руси, сражения русских воинов против завоевателей, становление Русского государства.

2. Называть:

Место, обстоятельство, участников событий.

Князей, политических, общественных и военных деятелей.

Наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.

3. Называть, показывать на исторической карте:

Территории расселения восточнославянских племен.

Основные древнерусские города.

Крупнейшие русские земли периода политической раздробленности.

Основные центры собирания русских земель.

Территорию Российского государства в XV-XVI веках.

4. Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.

5. Составлять описание памятников древнерусской культуры:

Жилых построек, храмов.

Предметов труда и быта.

Произведений художественной культуры.

6. Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков, становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян.

7. Называть характерные, существенные черты:

Экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси, положения разных групп населения.

Развития русских земель под властью Орды.

Политического устройства древнерусского государства и Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев.

8. Объяснять значение понятий: Древнерусское государство, монголо-татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно-представительная монархия, самодержавие, поместная система, закрепощение крестьян, опричнина.

9. Сравнивать развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности, деятельность избранной рады и опричнину.

10. Излагать суждения о причинах и последствиях: политической раздробленности русских земель, зависимость Руси от Орды, объединение русских земель вокруг Москвы, социальных движений.

11. Приводить оценки: значения Куликовской битвы; деятельности Ивана IV.

        

        В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у обучающихся следующих основных умений:

  1. соотносить век с определенным периодом истории средних веков;
  2. устанавливать синхронность однородных процессов, происходивших в различных странах;
  3. выявлять при чтении исторической карты отдельные факты (расселение народов, торговые пути) и изменения (в территориальном составе государств, в их границах и др.);
  4. элементарно анализировать и обобщать исторические факты на основе их описания в учебнике, документах, наглядного отображения;
  5. выделять существенные признаки отдельных исторических явлений (община, повинности крестьян и др.);
  6. на основе изучения учебника составлять план из двух-трех пунктов и подпунктов, отражающих ход событий;
  7. сравнивать однородные исторические события, явления, имевшие место в различных странах или в разные периоды развития феодального общества;
  8. подтверждать свои выводы фактами из нескольких источников исторических знаний;
  9. последовательно и связно излагать исторический материал, отобранный из 2-3 параграфов учебника, связанных общей темой;
  10. давать характеристику исторического деятеля;
  11. самостоятельно ориентироваться в оглавлении учебника, в его словаре, в вопросах и заданиях к параграфам, главам, разделам.

Литература и средства обучения

  1. Е.В. Агибалова. Г.М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2006.
  2. Энциклопедия для детей «Аванта +». Тома «Всемирная история», «Искусство», «Религии мира».
  3. Энциклопедический словарь юного историка.
  4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.
  5. Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения в 5 частях. – М., 1994.
  6. Книга для чтения по истории Средних веков/ Под ред. В.П. Будановой. – М., 1999.
  7. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. – М., 1996.
  8. Поурочные разработки по истории Средних веков. О.В. Арасланова. М.: «Вако», 2004.
  9. Рабочая тетрадь  к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского / авт. Е.А. Крючкова. М.: Просвещение, 2007.
  10. Максимов И.И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе

                                                                                                                                                                       Календарно-тематический план

   №  урока

                           Тема

Кол-во  часов

Сроки прове-дения

                                              Основное содержание

История средних веков – 35 часов

I четверть

1

Вводный урок. Живое Средневековье

1

Средневековье – один из периодов Всеобщей истории.

Правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Форма контроля: фронтальный опрос

Раздел 1. Раннее средневековье – 11 часов

Глава I. Становление средневековой Европы (VI – XI века)

2

Древние германцы и Римская империя

1

«Деревни они устраивают не по-нашему». «В золоте и серебре боги им отказали».  «Принимать на себя как вражду сородичей, так и дружбу». У германцев выделяется знать. Великое переселение народов.

Работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.

Форма контроля: задания после параграфа

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках

1

Франки завоевывают Галлию. Хлодвиг становится королем. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Кто должен быть королем франков?

Форма контроля: задания после параграфа, работа с карточками.

4

Возникновение и распад империи  Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Как и почему распалась империя Карла Великого. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Форма контроля: задания после параграфа

5

Западная Европа в IX - XI веках

1

Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. «Боже, избави нас от ярости норманнов!» Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.

Форма контроля: задания после параграфа, работа с карточками

6

Культура Западной Европы и раннее Средневековье

1

Представления средневекового человека о мире. Каролингское Возрождение. «Семь свободных искусств». Искусство рукописной книги. Литература.

Форма контроля: промежуточное тестирование

Глава II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

Особенности развития Византии. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов. Борьба с внешними врагами в VIII-IX веках.

Форма контроля: тестирование

8

Культура Византии

1

Развитие образования. Научные знания. Архитектура. Живопись. Культурные связи Византии.

Форма контроля: задания после параграфа, работа с карточками

9

Образование славянских государств

1

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши.

Форма контроля: задания после параграфа

Глава III. Арабы в VI-XI веках

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Природа и занятия населения Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. «Аллах видит то, что вы делаете». Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата.

Форма контроля: задания после параграфа, промежуточное тестирование 

11

Культура стран халифата

1

Образование наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.

Форма контроля: задания после параграфа

12

 Повторительно-обобщающий урок по главам I-III

1

Форма контроля: тесты для повторения

Раздел 2. Расцвет средневековья – 9 часов

Глава IV. Феодалы и крестьяне

13

В рыцарском замке

1

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. «Позор и срам мне страшны – не кончина».  

Форма контроля: работа по карточкам

14

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.

Форма контроля: вопросы после параграфа

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

15

Формирование средневековых городов.

1

Успехи в экономике. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. В Европе возникают города. Борьба городов с сеньорами. Мастерская ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Роль цехов в жизни города.  

Форма контроля: тестирование

16

Горожане и их образ жизни

1

«Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города.

Форма контроля: фронтальный опрос

Глава VI. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы

17

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Путь в Каноссу. Наместник бога на земле. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов.

Форма контроля: работа по карточкам

18

Крестовые походы

1

«Так хочет Бог!» Крестовый поход бедноты. Крестовый поход феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Крестовые походы детей. Конец крестовых походов на восток и их последствия.

Форма контроля: работа по карточкам, с картой.

II четверть

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)

19

Как происходило объединение Франции

1

Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.

Форма контроля: фронтальный опрос

20

Что англичане считают началом своей свободы

1

Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела государства.

Форма контроля: работа по карточкам

21

Образование и философия. Средневековая литература и искусство

1

Представления о мире расширяются. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. «Ангельский доктор». «Удивительный доктор». Рыцарская литература. Городская литература. Данте. Архитектура. Скульптура. Живопись.

Форма контроля: фронтальный опрос

Раздел 3. Осень средневековья – 12 часов (+2)

22

Столетняя война

1

Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Война бургундцев с арманьяками. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д, Арк. Гибель Жанны д, Арк. Конец Столетней войны.

Форма контроля: фронтальный опрос, работа с картой

23

Крестьянские восстания во Франции и в Англии

1

Бедствия французского народа. Жакерия во Франции. Почему восстали английские крестьяне. Начало восстания Уота Тайлера в Англии. Восставшие в Лондоне.

Форма контроля: заполнить таблицу

24

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

1

Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и белой розы в Англии. Правление Генриха XVII (1485-1509).

Форма контроля: работа по карточкам

25

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Мусульманская Испания. Реконкиста. Жизнь евреев в Испании. Образование испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Форма контроля: заполнить таблицу

26

Повторительно-обобщающий урок по главам

1

К/Р

Глава VIII. Германия и Италия в XII-XV веках

27

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов

1

Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Упадок власти императоров в XV веке. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

 Форма контроля: фронтальный опрос

Глава IX. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

28

Гуситское движение в Чехии

1

Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец гуситских войн. Значение гуситского движения.

Форма контроля: задания после параграфа, заполнить таблицу

29

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на косовом поле. Гибель Византии.

Форма контроля: задания после параграфа

Глава X. Культура Западной Европы в XI-XV веках

30

Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения

1

«Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Форма контроля: заполнить таблицу

Глава XI. Народы Азии, Америки и Африки в средние века

31

Средневековый Китай

1

Империя Тан. Крестьянская война в конце IX века. Империя Сунн. Завоевания монголов. Освобождение Китая от власти монголов. Изобретения. Образования и научные знания. Литература и искусство.

Форма контроля: работа по карточкам

32

Индия. Государства и культура

1

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Страна сказочных богатств. Наука. Искусство.

Форма контроля: работа по карточкам

33

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка

1

Занятия. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков.

Форма контроля: задания после параграфа

III четверть

34-35

Итоговые уроки

2

История России – 33 часа

Глава I. Русь Древняя – 10 часов

36

Восточные славяне в древности

1

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление.

Форма контроля: беседа по вопросам

37

Соседи восточных славян

1

Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

Форма контроля: задания после параграфа

38-39

Формирование Древнерусского государства

2

Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.

Форма контроля: работа по карточкам

40

Первые киевские князья

1

Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги. Походы князя Святослава.

Форма контроля: работа по карточкам

41

Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Форма контроля: фронтальный опрос

42

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения.

Форма контроля: тестирование

43

Культура Древней Руси

1

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Форма контроля: письменные доклады

44

Быт и нравы древней Руси

1

Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда.

Форма контроля: фронтальный опрос

45

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя»

1

К/Р

Глава II. Политическая раздробленность на Руси – 9 часов

46

Начало раздробления Древнерусского государства

1

Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности.

Форма контроля: фронтальный опрос

47-48

Главные политические центры Руси

2

Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество.

Форма контроля: задания после параграфа

49

Нашествие с Востока

1

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Форма контроля: задания после параграфа, работа с картой 

50

Борьба  Руси с западными завоевателями

1

Походы шведов. Походы крестоносцев. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Форма контроля: беседа по вопросам, работа с картой

51

Русь и Золотая Орда

1

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Форма контроля: фронтальный опрос

52

Русь и Литва

1

Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Форма контроля: беседа по вопросам

53

Культура русских земель в XII-XIII веках

1

Особенности культуры XII-XIII веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Форма контроля: устные сообщения с использованием доп. литературы

IV четверть

54

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси»

1

К/Р

Глава III. Русь Московская – 13 часов

55

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1

Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Форма контроля: заполнение таблицы

56

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

1

Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Битва на поле Куликовом. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

 Форма контроля: фронтальный опрос

57

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века

1

Василий I. Московская усобица. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.

Форма контроля: беседа по вопросам

58

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества

1

Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.

Форма контроля: тестирование

59

Московское государство в конце XV – начале XVI века

1

Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.

Форма контроля: тестирование

60

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века

1

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – Третий Рим».

Форма контроля: задания после параграфа

61

Реформы Избранной Рады

1

Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного самоуправления. Военная реформа.

Форма контроля: работа по карточкам

62

Внешняя политика Ивана IV

1

Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Покорение Западной Сибири. Начало Ливонской войны. Окончание ливонской войны.

Форма контроля: беседа по вопросам

63

Опричнина

1

Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного.

Форма контроля: беседа по вопросам

64

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках

1

Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV-XV веков. Развитие литературы XVI века.

Форма контроля: задания после параграфа

65

Архитектура и живопись в XIV-XVI веках

1

Зодчество в XIV-XV веках. Архитектура московского государства в XVI веке. Русская живопись XIV века. Феофан Грек. Русская живопись XV-XVI веков. Андрей Рублев.

Форма контроля: устные сообщения

66

Быт XV-XVI веков

1

Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Форма контроля: устные сообщения

67

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь московская»

1

К/Р


68

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...