Заседание алтайской управы
методическая разработка (история, 9 класс) по теме
Ролевая игра по истории Алтайского края для учеников 9 класса. Разработана на основе технологии сюжетно- деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_altayskoy_upravy.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Ролевая игра «Заседание алтайской управы»
Цель:
- систематизировать учебный материал по теме: «Алтай к XIX – начале XX в ;
- формирование умения анализа и обобщения на основе исторических источников и литературы;
- развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;
- развитие интереса к истории родного края.
Задачи игры:
1 осмыслить и систематизировать материал по теме «Алтай к XIX– начале XX вв»;
2 развитие общеучебных умений и навыков: памяти, внимания, восприятия информации;
3 развитие навыков работы с несколькими источниками;
4 сформирование навыков дискуссионного общения;
5 развитие навыков коллективного решения проблемы;
6 снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при
интенсивном обучении;
7объединение коллектива обучаемых, установление эмоциональных контактов между ними.
Игровое время 80 минут.
Этап подготовки и разработки игры.
Наибольшей сложностью отличается предварительный этап игры, этап скрытый от участников и присутствующих в игре наблюдателей.
В целом при разработке игры можно руководствоваться следующим алгоритмом:
- определение вида и темы игры;
- разработка сценария с учетом поставленной цели;
- подбор документального обеспечения - книг, дополнительного материала, с которым будут работать участники игры;
- подготовка необходимых раздаточных материалов;
- организация игрового пространства.
Вид и тема игры определяется с учетом конкретного общеобразовательного учреждения, с которым работает учитель. Поскольку игра является активным, но дополнительным элементом учебного процесса, целесообразно проводить игру после лекционных занятий, чтобы закрепить полученные ранее сведения.
В качестве документальной основы игры целесообразно предложить всю литературу из фонда библиотеки и класса по теме. При этом следует учитывать, что документальное обеспечение игры требует некоторой избыточности информации, причем они могут дублировать друг друга. Допускается предоставление информации иного, более высокого уровня сложности, по сравнению с привычным для учащихся. Это связано с основными задачами, которые ставит обучающая игра: формирование навыков самим добывать информацию и её перерабатывать.
Раздаточный материал включает заранее подготовленные карточки с терминами, определениями, иллюстрации, таблицы.
В числе ведущих принципов построения учебного процесса при использовании игры можно назвать следующие:
- системно-деятельный подход как основа активизации у учащихся знаний;
- опора на знания обучаемых;
- управление процессом формирования знаний и умений;
- активизация межпредметных связей;
- развитие умений работать в коллективе;
- дифференцированный подход в обучении;
- развитие творческого мышления учащихся.
Сценарий игры
Этапы проведения обучающей игры.
В процессе игры, как и в любой деятельности, можно выделить три этапа:
I этап. Разработка и защита перед командами соперников и экспертами игрового задания.
Ведущий объявляет тему игры, цели для участников, основные этапы, правила игры и критерии оценки работы.
Для решения задач игры группы участников разбиваются на несколько команд по 3-5 человек в каждой.
Из числа участников выбираются эксперты – обычно 3 человека.
После формирования команд ведущий излагает проблему, над которой будут работать команды, знакомит с литературой и объявляет регламент.
После этого все начинают работу, каждый над своей частью задания. Участники игры выступают с готовыми заданиями, демонстрируют иллюстративный материал, задают вопросы, возражают или дополняют по существу выступлений. Затем участники передают текст в экспертную группу.
Задания командам
- Подготовить доклад от имени управлений:
1 группа - сельского хозяйства
2 группа- горной и обрабатывающей промышленности
3 группа- здравоохранения
4 группа- кооперации
5 группа- просвещения.
- Доложить «магистрату» о состоянии дел (экспертам).
- Подготовить предложения и претензии к другим командам.
Критерии оценки
- Полнота отражения проблемы.
- Аргументированность доклада.
- Отражение взаимосвязи с другими отраслями.
- Значимость внесенных предложений.
- Коллективность работы.
- Корректность поведения.
Документальное обеспечение
- Очерки истории Алтайского края. Барнаул, 1987.
- История Сибири. Т.2, Л., 1968.
- Анашкин А.П. История Алтая. Барнаул. 1995.
- Горюшкин Л.М.. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков. Новосибирск. 1996г.
- История Алтая в документах и материалах. Конец 17- начало 20 века. Барнаул. 1991 год.
- Энциклопедия Алтайского края.т.1.Барнаул.1995г.
- 7 Бородаев В.Б., Демин М.А., Контев А.В.. Рассказы по истории Алтайского края.- Барнаул, 1998
8 .История Алтая. Часть 1 : Пособие для учителя.- Барнаул: Изд. Алт. Ун-та, 1995
9 История культуры Алтая. Выпуск 2. Барнаул : АКИПКРО, 1996.
10 Очерки истории Алтайского края./ Ю. Кирюшин, Ю. Булыгин.- Барнаул: Алт. Кн. Изд.
11 Садчиков. В. Алтай. Барнаул. 2000 г.
12 . Худяков.А.А. История Алтайского края: 1-2 часть. Ред. В. Неверов.- Барнаул: Алт. Кн. Изд.
1976
13 Советский район. История и современность. 2002. Барнаул
Ход игры
Игра с учащимися 9 класса.
Игровая ситуация. Назначено заседание Алтайской Думы, где магистрат хочет заслушать представителей комитетов о том, как обстоит дело на Алтае накануне празднования 300-летия династии Романовых.
Группы, работая с дополнительной литературой, составляют выступления, где отражают положение определенной отрасли. Примерное время для подготовки- 40-45 минут.
В качестве примера привожу выступления представителя управления по просвещению.
«Перепись населения 1897г. вскрыла удручающую картину. Грамотность сельского населения на Алтае составила: у мужчин – 14,4, у женщин – всего 2,7%. Несколько выше она была в городах: в Барнауле грамотных мужчин насчитывалось около 45%, женщин – около 24%; в Бийске – мужчин около 40%, женщин – около 16%. Причем большинство грамотных к моменту переписи окончило всего лишь начальную школу или научились читать и писать вне школьных стен.
Уровень начального образования был невысок. В соответствии с «Положением о начальных народных училищах» учебный план включал закон божий, церковное пение, чтение, письмо и четыре действия арифметики.
Лиц с высшим образованием в Барнауле учтено во время переписи 79, а в Бийске – 17, со средним соответственно 842 и 297 (в Барнауле тогда проживало 29 тыс. чел., в Бийске – 17 тыс.). Причем высшее и среднее образование имели представители дворянства, чиновничества, духовенства и купечества.
В 1910 г. на нужды народного образования в Сибири из денежных средств казначейства расходовалось 15 коп. на душу населения, в то время как в центре страны – свыше 50 коп. Недостает школьных помещений и учителей. Даже в Барнауле начальные школы влачат жалкое существование. Не хватает средств на ремонт школьных зданий и приобретение учебно-наглядных пособий.
Продолжительность учебного года в сельских начальных школах устанавливались в зависимости от сроков начала и окончания сельскохозяйственных работ, в которых принимали участие дети.
Крайне медленно в Алтайском округе развивается среднее образование. До начала XX в. здесь не было ни одной гимназии, а прогимназии действовали только в Барнауле и Бийске. Единственным средним общеобразовательным учебным заведением в округе являлось реальное училище, выпускники которого могли поступить лишь в технический вуз. Потребность в кадрах учителей элементарных школ можно было удовлетворить прежде всего за счет выпускников гимназий. Развивающимся промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и торговле были необходимы соответствующие специалисты, что также требовало среднего образования.
Вопрос об открытии в Барнауле первой женской гимназии ставился чиновниками в течение трех лет, в 1900 г. она приступила к работе. В первом учебном году в ней обучалось 179 учениц. В 1902 г. в гимназии открывается восьмой, педагогический класс. Мужская гимназия в Барнауле была открыта в 1910г. В Бийске первая женская гимназия начала работу в 1905г. В 1909 г. в этом городе открывается также частная мужская гимназия.
Гимназия отвечала интересам тех молодых людей, которые стремились получить гуманитарное образование и затем продолжать его в университете. Жизнь гимназий и реального училища строго регламентировалась. Для проведения внеклассной работы с учащимися требовалось получить разрешение окружного начальства.
Осенью 1911 г. по инициативе Общества торговых служащих в Барнауле приступила к работе торговая школа – среднее коммерческое учебное заведение. Школа готовила специалистов для нужд торговых предприятий. Она непосредственно подчинялась учебному отделу Министерству торговли и промышленности. Продолжительность обучения в школе устанавливалась в пять лет. Школа являлась всесословным учебным заведением. Штатным в школе числился лишь один преподаватель. Остальные работали по совместительству.
К педагогической работе привлекались священнослужители, выпускники средних школ. В 1913 г. из числа преподавателей Алтая соответствующие их должности образование имели немногим более 20%. Следовательно, здесь давно назрела потребность в открытие специальных педагогических учебных заведений. Первая учительская семинария открывается в с. Павловское в 1906г. На 1 января 1907 г. в ней насчитывалось 17, а в 1911 г. – 75 учащихся. Осенью 1911 г. семинария была переведена в Новониколаевск»
Вопрос соперников к команде
Что вы можете сказать о развитии миссионерских школ на Алтае?
Как развивалось образование в нашем - Советском районе?
II этап. Оценка игровых заданий.
Эксперты приступают к оценке деятельности команд. Оценка производится в специальной таблице по предварительно разработанным критериям. Параметры, по которым будут производиться оценки работы команд определяются исходя из целей и задач игры. Система оценок должна предусматривать возможность оценивать деятельность команд в процессе подготовки игровых заданий, а также учитывать активность команд при обсуждении готовых заданий (вопросы и возражения).
Для оценки деятельности используется 5 бальная система. Учитель не должен оказывать на экспертов влияние.
Оценочная таблица
сельского хозяйства | горной и обрабатывающей промышленности | здравоохранения | Кооперации | просвещения | |
Полнота отражения проблемы.
| |||||
Аргументированность доклада.
| |||||
Отражение взаимосвязи с другими отраслями.
| |||||
Значимость внесенных предложений.
| |||||
Коллективность работы.
| |||||
Корректность поведения |
III этап. Заключение игры.
Ведущий производит краткий анализ хода игры, разбирает ошибки допущенные командами, повторяет с учащимися основные положения учебного материала, использованный в качестве учебной игры.
По окончании игрового времени – награждение учащихся. Так как, в процессе игры осуществляется коллективная деятельность, преподаватель присутствующий на игре может оценить действие почти каждого ребенка, что является дополнительным стимулом.
Для наглядности деятельности учеников может быть представлена в форме таблицы:
Этапы | Задачи | Действие ведущего | Действия обучаемых |
1 | анализация постановка проблемы определение круга источников информации компоновка материала | возбуждение интереса к теме, привлечение знаний участников, мотивация четкое формулирование проблемы, введение системы ограничений консультирование, постановка дополнительных вопросов, коррекция деятельности, уточнение задачи консультирование | приведение примеров из учебного опыта, ответы на вопросы, обоснование мотивов полезности решения проблемы осознание основных требований, выработка алгоритма решения подбор источников информации, определение разделов расположение отобранного материала в нужной последовательности, составление схем, графиков, подбор иллюстраций |
2 | защита командных заданий | постановка дополнительных вопросов, привлечение к обсуждению участников игры | выступление с готовыми заданиями, формирование вопросов к другим командам, аргументированная защита решения проблемы |
3 | обсуждения и выводы | анализ хода игры, разбор ошибок, допущенных в ходе игры, повторение основного материала | выступление эксперта с итогом оценок, подведение итогов игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФЗ "Об образовании" и ФЗ "О персональных данных"; Закон Алтайского края "О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
Нормативная база федарального и регионального уровня...
Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края
В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...
Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края
Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края...
СИММЕТРИЯ В АЛТАЙСКИХ ОРНАМЕНТАХ на примере алтайских костюмов
СИММЕТРИЯВ АЛТАЙСКИХ ОРНАМЕНТАХна примере алтайских костюмов...
ПРОТОКОЛ № 5 заседания ШМО учителей естественно-математического цикла цикла от 19.04.2019 г Тема заседания: «Система оценки качества образования в соответствии с ФГОС НОО »
Повестка заседания:1. Проведение ВПР....
Протокол № 10 от 16.10.2019 г Заседание городского методического объединения педагогов по инклюзивному образованию и заседаний городской опорной площадки
На заседание городского методического объединения педагогов по инклюзивному образованию и заседаний городской опорной площадки выступала с темой : "Речевое развитие детей от 0 до 3 лет"....
Закон Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»
Памятка для родителей и детей о соблюдении закона Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»...