Урок в 5 классе по теме «Природа и местонахождение Древней Греции».
план-конспект урока (история, 5 класс) на тему
Знакомство учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями её жителей, с древнейшим периодом греческой истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.docx | 175.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе по теме
«Природа и местонахождение Древней Греции»
Форма урока: комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы).
Оборудование: учебник Вигасина А.А.; индивидуальные карточки с заданиями на урок; презентация «Древнейшая Греция»; компьютер, мультимедийная установка.
Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями её жителей, с древнейшим периодом греческой истории.
Задачи:
- развитие познавательного интереса, мышления, речи;
- воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;
- формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника.
Методические приёмы:
- беседа;
- работа с текстом учебника;
- постановка проблемного задания;
- описание;
- рассказ.
План урока:
- Организационный момент.
- Введение в тему: «Природа и местонахождение Древней Греции».
- Географическое положение Древней Греции. Раздробленность Греции.
- Природные условия Древней Греции.
- Занятия населения.
- На Древнем Крите.
- Миф о Тесее и Минотавре.
- Закрепление.
Ход урока:
- Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнём урок друзья.
- Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране История. Удачи вам и новых открытий!
- Определение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».
О какой стране идёт речь?
Итак, наша новая тема «Природа и местонахождение Древней Греции».
- Воспользовавшись ключевыми словами, подумайте и скажите, какова цель нашего урока.
Сегодня на уроке я хочу узнать…
выяснить…
Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и посмотреть миф о Тесее и Минотавре.
В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания. В конце урока вы сможете оценить свою деятельность.
Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов - всё это дар, принесённый нам жителями Древней Греции.
Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далёкое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну - Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.
Географическое положение Древней Греции. Откройте учебник на с. 112, внимательно изучите карту.
Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.
- На каком полуострове находится Греция?
- С каким полуостровом Греция граничит на востоке?
- Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.
- Водами, какого моря Греция омывается на востоке?
Ответ: Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке – Эгейским.
Оцените свою работу на данном этапе (в листах самооценки).
Раздробленность Греции.
Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам.
А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции.
Работая в парах, вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания.
Время на выполнение задания - 3 минуты.
Природные условия | Древний Египет | Древняя Греция |
Реки | Полноводные | Мелкие пересыхающие речки |
Почва (в долинах реки) | Плодородная мягкая | Плохая, горная |
Море | Средиземное | Омывает всю Грецию |
Горы | Нет | Много, непроходимые |
Климат | Тёплый | Тёплый |
Оцените себя.
Занятия населения.
Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков.
Ответ: Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда.
Оцените себя.
Физкультминутка.
Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу. Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. | Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем «фонарики». Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев. Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб. Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место. |
Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.
Сообщение о Крите. Работа с историческим документом.
Крит - остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.
Беседа о Крите.
- Назовите местоположение острова Крит.
- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?
Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме «Одиссея».
Есть такая страна посреди – цветного моря,
Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,
В нём городов - девяносто, а людям, так нету и счёта…
Кносс – между всех городов величайший на Крите.
Царил в нём девятилетьями мудрый Минос…
Об отношениях между греками и критянами, жителями Крита, рассказывают древние сказания. Одно из них - это миф о Тесее и Минотавре.
Сказания о богах и героях в Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому.
- Что такое миф?
Миф - это фантастическое сказание о богах и героях.
Видеофрагмент мифа о Тесее и Минотавре.
В глубокой древности на острове Крит существовала могучая морская держава. Царь Минос подчинил своей власти острова в Эгейском море и многие греческие города.
У царя был громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров - Лабиринт. Заблудившийся в Лабиринте неизбежно попадал в центральный зал, где жил Минотавр - чудовище с человеческим телом и головой быка. Греческий город Афины (в Средней Греции) должен был ежегодно отправлять на съедение чудовищу семь юношей и семь девушек.
Закрепление изученного материала.
Итак, чтобы вы рассказали о Древней Греции, побывав там, в роли финикийских мореплавателей.
Итог урока: Греция - бедная страна, в древности с трудом обеспечивала себя хлебом. В то же время её природные условия были благоприятными для развития ремёсел (кузнечного, оружейного, гончарного, ювелирного, ткацкого).
На листах оценивания оцените свою деятельность. Оценки за урок.
Вопрос: Поднимите руки, кто хотел бы посетить Грецию?
Домашнее задание: & 24.
Рефлексия.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
А мы вами всеми сегодня гордились!
Дочитайте миф (с. 114).
Кому понравился урок возьмите на память закладку.
В сапожной мастерской В мастерской кузнеца
Сбор оливок Статуэтка пахаря
Мальчик, ловящий рыбу В рыбной лавке
- На каком полуострове находится Греция?
- С каким полуостровом Греция граничит на востоке?
- Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.
- Водами, какого моря Греция омывается на востоке?
- На каком полуострове находится Греция?
- С каким полуостровом Греция граничит на востоке?
- Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.
- Водами, какого моря Греция омывается на востоке?
- На каком полуострове находится Греция?
- С каким полуостровом Греция граничит на востоке?
- Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.
- Водами, какого моря Греция омывается на востоке?
Природные условия | Древний Египет | Древняя Греция |
Реки | ||
Почва (в долинах реки) | ||
Море | ||
Горы | ||
Климат |
Природные условия | Древний Египет | Древняя Греция |
Реки | ||
Почва (в долинах реки) | ||
Море | ||
Горы | ||
Климат |
Сообщение о Крите. Работа с историческим документом.
Крит - остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.
Сообщение о Крите. Работа с историческим документом.
Крит - остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.
Сообщение о Крите. Работа с историческим документом.
Крит - остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.
Ф. И. ____________________________________
Оценочный лист
Вид деятельности | Баллы |
| |
| |
| |
Общее количество баллов: |
Ф. И. ____________________________________
Оценочный лист
Вид деятельности | Баллы |
| |
| |
| |
Общее количество баллов: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе по теме "Отражение в мифах Древней Греции мировосприятия, идеалов людей.
Данный урок структурирован с учетом требований ФГОС....
урок по истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
вводный урок по изучению Древний Индии. Раздаточный материал....
Открытый урок истории в 5 классе по теме: «Боги и герои Древней Греции».
Урок по истории Древнего мира, по теме "Боги и герои Древней Греции"...
Урок истории в 5 классе по теме: «Олимпийские игры в Древней Греции»
Свой урок я построила в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, используя информационно-коммуникативные технологии, метод проблемного обучения....
Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока: познакомить учащихся с историей Олимпийс...
Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Рассказать об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока:рассказать ученикам историю Олимпийских игр, пе...
открытый урок по истории в 5 классе на тему: Мифы и легенды Древней Греции"
Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.Задачи урока:1. Образовательные:- проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме;- привлечь обучающихся ...