Донского казака - видно издалека.
классный час по истории (6 класс) по теме
Данное мероприятие проходит в виде спектакля. Учащихся знакомятся с качествами казаков, с казачьим менталитетом, обычаями и традициями. Используются песни казаков, игра на ложках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donskogo_kazaka-_vidno_iz_daleka.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ:
«Донского казака – видно издалека»
Разработчик: Борщ Наталья Викторовна – заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 12 (высшая категория), Белокалитвинский район, поселок Коксовый.
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
- Знакомство учащихся с качествами казаков, с казачьим менталитетом, обычаями и традициями.
- Развитие актерского мастерства, музыкального слуха, хорового исполнения, познавательного интереса.
- Воспитание любви к Родине, родному краю, трудолюбия, бережливости, доброты.
Сценарий мероприятия «Донского казака – видно издалека»
Вход под песню. Песня
Ведущий. Здорово дневале! Сегодня у нас проводится семинар, на котором присутствуют почетные гости, которым мы покажем мероприятие: «Донского казака – видно издалека». А расскажем мы вам о Донском казачестве, о его обычаях, традициях. Каждый из нас, кто живет в этом славном крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий Тихий Дон.
Мы построим плетень, в который будет входить все: доброта, трудолюбие, любовь к родине, к обычаям. И так мы начинаем.
Щукарь: Здорова, дневали, казаки!
Казаки: Слава Богу!
Щукарь: О чем гуторите?
Казаки: Да так.
Щукарь: Али антирес, какой, али беседа! Так без Щукаря ж нельзя.
Казак1(Коваленко): Седай!
Казак 2(Гречкин ): Ты сказывать мастак!
Казак 3( Семиколенов ): Дак может поможешь нам плетень сплести,
Казак 4 (Гукалов): Может скажешь нам, чем дорожит казачество.
Щукарь: чтобы построить добротный курень много нужно приложить труда и терпения.
Так донцы молодцы, первая лоза, которую мы вплетем это память о происхождении родины своей.
Ведущий: Поможем деду Щукарю вплести лозу «Любовь к родному краю»
Родимый край.. Как ласка матери, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов. Казаки всегда помнят свои корни, помнят свои истоки, знают о происхождении своей стороны. Наша малая Родина – это Коксовка, правду говорят: на Донце где ни ступишь - везде клад. Тут и нефть, и газ, и соль. Но самый главный клад - каменный уголь.
Щукарь: Когда-то, казаки, Петр 1 в Черкасск приезжал, сказывают, донской старшина послал нарочных по всем юртам и станицам и дал им наказ.
Донской старшина: всем присылать царю дорогие подарки.
Казак из Маныча 1: прими государь от казаков Маныча большого осетра трех аршин длины.
Казак из Раздора 2: прими государь от казаков Раздор иноходца степного такого, что ветер обгонит.
Казак с Медведицы-реки 3: прими государь от казаков с Медведицы - медведя матерого в клетке.
Казак с Дона 4: прими государь от казаков с Дона черные камни.
Старшина: оскорбил царя подарком. Как ты посмел?!
(А царь взял в руки камень черный, понюхал, на зуб попробовал и говорит)
Царь: «Добрые камни, дюже добрые' Есть у вас, казаки и, рыба, и зверь, и птица, и золота-серебра много. Но камни эти дороже всех богатств. Не нам, так детям и внукам они службу добрую сослужат».
Казак с Дона 4: государь, те камни не сами обнаружили- лиса помогла. Рыла себе нору в балке, да и нагребла горстку угля.
Царь: так назовите и хутор с коксом связанный.
Казак с Дона 4: так есть уже государь, коксовым называется.
Царь: помните казаче о происхождении родины своей.
Песня о Коксовке.
Ведущий: Вот мы и доказали, что казаки помнят и любят свой родной край. Начинаем вплетать первую лозу в плетень « Люби свой родной край»
Казаки 1,2: а какая вторая лоза?
Щукарь: вторая и третья лоза - это отношение казаков к хлебушку родному.
Ведущий: Казаки – люди трудолюбивые и бережливые.
Дети1: Так повелось на Донской земле
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Дети 2: Пройдет казак по утру по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко смолвит: поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле.
Казак 2: Смотри сыну, это поле наше, на нем колосья, зерна, богатый будет урожай.
Сын: Батька, смотри, как колосится – то!
Маша: Аксинья! Вежи снопы быстрей!
Аксинья: Куда торопиться?
Маша: Что ты, мужики говорят зерна-то видимо-невидимо, урожай хороший.
Аксинья: С хлебом что ли будем?
Маша: А то, радости то сколько, праздник у нас.
Аксинья: Какой?
Маша: Праздник урожая сегодня будет. Песни петь будем, как только снопы довяжем так и пойдем. Быстрей давай вежи.
Аксинья: Да последний остался.
Маша: Пошли – пошли.
Дети 1: Ой! Колоски остались.
Дети 2: Мамки не все собрали.
Дети 3: Да не трожь.
Дети 1: Что ты, надо же каждое зернышко подобрать.
Дети 3: Зачем, если и так много зерна, закрома полные.
Дети 2: Да урожай-то от каждого зернышка зависит.
Дети 1: Только тогда будет богатым, когда мы подберем до единого зернышка.
Дети 3: Тогда быстрей пойдем собирать. Да ай да к казакам на завалинку.
Дети к казаку 2: Расскажи нам дядька Григорий, чем славен хлеб Донской?
Дети 2: Какие старинные обычаи у нас есть с использованием хлеба.
Казак:2: О-О, обычаев то много. А что ж вы знаете о хлебе?
Дети 1,2,3: Мы знаем стихи, мамка учила.
Казак 2: Какие стихи? А ну расскажите.
Дети 1:
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова»,
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
Дети 2: Всем знакомы слова:
«Хлеб всему голова!»
Счастлив край, весел край,
Где хороший урожай.
Казак:2: Молодцы!
Щукарь: Его зерном в землю сеяли, цепами молотили на мельнице, мололи в пылинку. Потом тесто кулачищами мешали, в огне его выпекали.
Казак 4: Раньше хлебом – солью встречали самых почетных гостей.
Казак 3: Это являлось знаком радушного приема.
Дети 3: А еще, где использовался хлеб?
Дети1:Ой, смотрите, батюшка идет.
Казак 2: Вот давайте и спросим у батюшки.
Батюшка: Здорова дневали!
Казаки (все): Слава богу.
Щукарь: Отец Димитрий, ребятишки хотят знать о хлебе насущном.
Рассказ батюшки. Вы меня извините ребятишки, но у меня служба вечерняя, пойду службу служить.
Ведущий: При встрече почетных гостей, при встрече сватов, при встрече молодых из церкви, при одарении молодых используется донской казачий хлеб. Так же при проведении казачьего круга, при употреблении пищи мы произносим молитву Отче наш, в которой тоже употребляется хлеб наш насущный. Таким образом, мы видим, что хлеб не только занимает центральное место, а он говорит об уважении, чести, почете. А это значит хлеб – всему голова. А какова же ценность Донскому хлебу?! Что поистине дороже хлеб или золотая карета.
Казак 4:глянь, глянь карета подъехала.
Казак 3: Какая красивая, да в ней сам государь.
Казак 1: прими государь, поклон от нас казаков Дона.
Царь: Слыхал я каретой моей любуетесь. Ну, как вы думаете, что она стоит? Какова ей цена.
Казак 4: Не не знаем.
Казак 2: Никак не можем определить.
Казак 1: Да почему нет, я знаю сколько.
Царь: говори казак, не робей.
Казак 1: В доброе и хорошее житье этой карете и цены нет, а в трудное время она не стоит и черствой краюшки хлеба.
Царь: Да казаки, он сказал истинную правду, золотые кареты требуются только боярам да дворянам для праздничных потех и глупых затей, а хлеб и государству, и народу нужен в любое время. Он всему голова, запомните это и никогда не забывайте!
Песня «Казачий край»
Ведущий: Сплели и вторую, и третью лозу. А называются они «трудолюбие и бережливость»
Дети 1:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником
Ведущий:
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук.
Щукарь: пришло время вплести еще лозу в наш плетень - мир, доброта, любовь и правда – вот лозунг казака.
Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на праздник. В этой большой светлице состоятся донские посиделки.
Дети 2: На Дону широком, на Дону привольном
утопая в буйной зелени садов.
Льётся песня звонко о Донской сторонке,
О любимом крае, стороне родной.
Песня « Как донские казаки – они верно служат»
Ведущий: « Казак - любитель песни звонкой!»
Издавна на Дону умели трудиться,
но умели казаки от души повеселиться.
Танец « При лужку»
Дети 3:Ой, казачки, хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
ЗВУЧАТ ЧАСТУШКИ:
1. Льётся песня по станице Запевают казаки - Нету тише, нету краше Нашей славной Дон-реки.
2. Выйдем с песней из станицы Лугом, берегом пойдём. Где широкий Дон глубокий
И сады цветут кругом.
3. Огласим, казаки, громче Песней Дона тишину, Вольно, весело живётся Нам на Тихом, на Дону.
/В проигрыше девочки кружатся в одну и другую сторону/.
1. Льётся песня по-над доном Подпевай, казачка, нам. Пусть узнают, пусть услышат
Как живётся казакам.
2.Девки плакали, рыдали, Что давно донцов видали. Ой, что это за донцы, Разудалы молодцы.
3.По над Доном мы со звоном на весь край баянили,
Мы приветом, мы поклоном казаков прославили.
Дети 3: свистульки, трещотки и ложки
Кто хочет поиграть немножко.
Ансамбль «Ложкари»
Ведущий: Богата донская земля своим фольклором. Народ слагал и песни, и легенды, и предания. Пословицы, поговорки, и, конечно же, сказки о своём донском крае. И вот мы вам сейчас покажем сказку о казаках наших, в которой говорится о доброй душе казаков. А называется она: «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, ДОРОЖЕ КРАСОТЫ».
Автор: Жил как-то на берегу Дона казак, и была у него дочь - Груня. Не красивая была девушка лицом. Зато сердце у неё было доброе.
Мать Груни давно померла, а отец женился на другой женщине. У той женщины была своя родная дочь. Улитой её звали. Уж до чего красивая была эта Улита. Да было одно лихо у девушки - сердце у неё было злое, лютое.
В ту пору казаки войну вели с врагом, случилось так, что шёл казак мимо их дома.
Казак2: Сил идти нет больше, остановлюсь передохну. Люди добрые, нельзя ли у вас с дороги отдохнуть, да водицы попить?
Автор: После дальней дороги у казака сапоги в пыли, лицо бородой обросло, мало красоты.
Улита: /С гордым видом обходит казака/ Мало нам и самим тут места, проходи мимо, служивый. И угостить нам тебя, нечем.
Груня: попей водицы, добрый молодец. Пойдем в горницу, накормлю тебя.
Казак: благодарю, красна девица, за доброту твою. Нежну ручку подай. (целует) Спасибо за все. Прощайте, девицы красавицы, пора в путь дорогу мне.
Казак: Ох и сила во мне богатырская появилась, почему так не ведаю?
Старушка: казак молодец, я знаю что с тобой. Едешь, ты, добрый молодец, Тихий Дон от врагов защищать и быть тебе большим воином. Сила в тебе от сердца девицы перешла, от доброты её. Запамятовал, ты, добрый молодец, как поцеловал ты ей руку. И быть тебе мужем девицы той. А найдёшь ты её так: на правой руке у неё будет отметина, и не исчезнет она до тех пор, пока ты её не найдёшь. Прощай добрый молодец.
Казак: прощай.
Автор: Вот прогнали казаки-воины врагов с Тихого Дона, возвращаются по домам. И зашёл самый главный казак во двор, где жили Улита и Груня. Молод он был, красив. О геройстве его уже на Дону песни пели. Пошел он на войну простым казаком, а стал командиром главным.
Улита: Грунь, смотри казаки к нам в гости едут, ой побегу наряд красивый надену, да гостя красивого встречу.
Груня: А я лучше угощу гостя дорогого вкусной едой, устал, кушать хочет.
Казак: Здорово дневале.
Улита: слава богу. Проходи гость дорогой в курень. Садись за стол.
Казак: Спасибо хозяева за гостеприимство. Хочу речь сказывать. Однажды шёл я с войны, притомился с дороги, да и зашёл в КУРЕНЬ казацкий отдохнуть. Девица добрая накормила, напоила, приветила. Добрая эта девица была, а какая лицом - не ведаю! Запамятовал. После того дня диву даюсь: «Никогда во мне силы молодецкой не было!». В руку поцеловал ее и ожог у нее, но она силу передала мне богатырскую, невестой будет моей. С тех пор и ищу свою суженую. Найду её и в ноги поклонюсь, за то, что силу мне дала.
/Труня встаёт из-за стола и печально садится на «крыльцо». Смотрит на руку/.
Улита: А чего это у тебя, сестрица, правая рука всегда перевязана?
Груня: Рубила я дрова, да топором и ударила. Никак вот не заживает рука.
Улита: А чего ты встала из-за стола, сестрица?
Груня : Пить мне захотелось. Улита.
Улита: А, иди сюда, я дам тебе водицы, сестрица!
Автор: Выпила Груня водицы и упала замертво. А Улита перенесла её в чулан и закрыла там. Сама нарисовала себе отметину на руке, перевязала и вернулась к столу, как ни в чём не бывало.
Казак: А что это у тебя, девица? Аль поранилась где? аль ушибла?
Улита: Я та самая девица, которой ты руку поцеловал. Вот и отметина на руке, не заживает с тех пор. Забыл ты, добрый человек
Старушка: Шла, я старая через леса и горы, через луга и пашни, и пришла вовремя: свадьба ещё не началась, и не свершилось ещё одно зло. Пойдем казак. Смотри вот твоя суженая.( /Взяла старушка казака за руку и привела в чулан. Брызнула старушка на Груню живой водой, открыла девушка глаза/.)
Казак: Доброе сердце, дороже красоты. Быть тебе моей женой, буду беречь тебя, и жалеть до самой смерти...
Автор: Обрадовался казак, что нашёл свою суженую.
Старушка — Улите: Нельзя с таким сердцем с людьми жить, злая девица. Будешь ты отныне ползать по дну Тихого Дона, и не знать тебе ни добра, ни ласки человеческой. А за то, что смеялась над горем людским - будешь всегда горб на себе носить. Автор: Улита превратилась в улитку-горбатку. И живёт она с тех пор на дне Тихого Дона. И не знает ни добра, ни ласки человеческой. Как и во всех сказках, всегда «ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО»
ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, ДОРОЖЕ КРАСОТЫ».
Ведущий: И так, вплетем еще одну лозу в плетень «мир, доброта, любовь и правда – вот лозунг казака.»
Щукарь: Осталась казачки последняя лоза - верность своей родине, защита своего родного края, мужество
Ведущий: Истоки духа в пластах глубинных,
В сказаньях древних, в седых былинах,
В былых сраженьях, в победах славных
В любви к Отечеству - нет чувства краше.
Казак 2: Вся служба казаков делилась на внутреннюю – в пределах войска и
пограничную – охрана рубежей. Кроме обычных казачьих частей были
и атаманские части, куда брали особенно крепких и сильных казаков.
И как высшее доверие воспринимали донцы зачисление в лейб –
гвардию для охраны императора и его семьи.
Казак 1: Проводы казаков на службу являлись целым событием, им предавалось большое значение, и на служивого смотрели с особым уважением.
Казак 3: Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржет, кого–то ждёт. В ограде бабка плачет с внуком, молодка
возле слёзы льёт. ( все родственники)
Казак 4: А из дверей святого храма казак в доспехах боевых идёт к коню,
из церкви прямо с отцом, в кругу своих родных.
Старшина: Жена в слезах подходит к мужу, племянник пику подаёт.
Отец: Ну, вот сынок, теперь послушай моих речей ты наперёд.
Мы послужили государю, теперь и твой черёд служить.
Ну, обними же женку Варю, и бог тебя благословит!
И да пошлет тебе он силы долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили, и славу рода поддержать.
Брат: А вот и пика родовая, подруга славы и побед,
И наша шашка боевая – с ней бился я и бился дед.
Мать: Исправен будь! И старших слушай, найди товарища себе,
Живите с ним душа вы в душу, клянитесь выручать в беде!
Дед: Тогда ты свой в чужой сторонке, и командирам ты рука.
Ведь ловкость, смелость да сноровка – весь капитал у казака!
(отец благословляет иконой, мать вручает ладанку с полынью).
Мать: На тебе сын землю для того, чтобы не забывал предков своих,
яростно сражался за свою родину. Возьми эту веточку полыни.
Она будет напоминать о привольных степях, о тех, кто ждёт и помнит
тебя. В трудную минуту достань ветку полыни и вдохни силу
живительную. С богом сынок.
Казак: Благослови отец.
Отец: Благословляю. Служи достойно, не посрами честь рода своего.
(казак кланяется в ноги отцу, матери, деду, обнимает жену и детей и
говорит).
Казак: прости жена, жди меня! Быть может, даст бог, вернусь!
Жена: Буду ждать тебя родной. Иди с богом.
Песня: « Провожают казаков».
Ведущий: У нас в гостях ……, который служит православной вере, Дону и отечеству. Он поведает нам о службе казаков.
Ведущий: Вот и последняя лоза «Люби Россию, Люби Дон». Мы сплели плетень тех качеств, без которых не может существовать казачество. Ими являются:
- Любовь к родному краю
- трудолюбие
- бережливость
- мир, доброта, любовь и правда – вот лозунг казака
- Любовь к России, Любовь к Дону
Казак 1: Не будет бить врагу поклон
Казак 2: казак отчизне не изменит
Казак 3: Не опорочит Тихий Дон!
Казак 4: Казак слуга своих традиций
Дети: От молодых до стариков
Старшина: За них на смерть пойдёт он биться,
Они в крови у казаков,
Казак и есть на то казак
Ведущий: вольнолюбивый, непокорный!
Песня « По над Доном рекою, вольный ветер гуляет »
Ведущий: Спасибо всем. До свидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донские казаки в Отечественной войне 1812г.
материал содержит конспект урока; презентации к уроку "Ратный подвиг казаков", "Атаман Платов", "Историческая карикатура","Казаки - герои Отечественной войны 1812г.", песня "Слава Платову герою"...
Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов
Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...
«Дон, земля донская, донские казаки»
Внеклассное мероприятие, которое можно проводит во время недели географии. Данный материал воспитывает чувство патриотизма и гордости за свой родной край, за свою малую Родину....
Разработка урока истории"Ратный подвиг донских казаков"
Урок истории в 8 классе посвящен подвигу донских казаков в Отечественной войне...
Жизнь и быт донских казаков
региональный компонент на уроке истории 7 класс...
Жизнь и быт донских казаков
региональный компонент на уроке истории 7 класс...
Интегрированный урок: история, литература, МХК. Донские казаки в Отечественной войне 1812г.
Цель урока:- сформировать представление об участии и роли казаков в Отечественной войне1812г. как об одной из славных страниц их ратной жизни;- с использованием произведений литературы и ж...