План регионального исследования : "СССР в послевоенное десятилетие на примере ТАССР"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Рыжова Ольга Ильинична

Развитие  ТАССР  в 1945-1953 годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnoe_issledovanie_po_istorii_tassr_1945-1953.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

План  регионального   исследования   по теме : «Советский Союз  в послевоенные годы на  примере   истории  ТАССР   в  1945-1953 годы»

I .Социально-экономическая жизнь в республике в 1945-1953 годах.

1.Тяжелое экономическое положение страны и  ТАССР   в  послевоенное  время:

-обветшалое  жилье, здания школ, больниц , коммунальное хозяйство;

-резкое сокращение числа рабочих, служащих и колхозников  из- за гибели жителей ТАССР на фронте  и получения увечий ( сведения  о людских  потерях  в  населенных  пунктах   ТАССР );

-направление молодежи  из  ТАССР  в  другие регионы на строительство  и  восстановление угольных шахт , заводов, возрождение   городов ;

-  направление денежных средств  в  районы , наиболее пострадавшие  в годы  войны.

2. Реконверсия  . Производственные, технологические, демографические, кадровые и социально-психологические проблемы  реконверсии   в  ТАССР   :

- реконверсия  в  ТАССР   заняла 1,5 года;

-недостаток в топливе, электроэнергии , сырье, новом оборудовании, материалах;

- людские  потери  ТАССР  на фронтах Великой Отечественной войны ( только в Заинском районе ТАССР  погибли и пропали  без  вести  4616 человек);

-карточная система снабжения продуктами питания;

-низкий уровень механизации  в легкой , пищевой промышленностях .

3 .Милитаризация экономики  СССР  и развитие промышленности ТАССР   в послевоенный период:

-влияние «холодной войны»  на приоритеты развития послевоенной экономики;

-переход  от конверсии к дальнейшему наращиванию военной мощи;

-разработка и принятие четвертого пятилетнего плана восстановления и  развития  народного хозяйства    СССР;

-строительство  в  ТАССР   9 предприятий союзного значения (компрессорный, электромеханический, «Теплоконтроль» , фабрика  кинопленки,  моторостроительный , Зеленодольский  судостроительный и др) имеющих оборонное значение;

-укрепление нефтяной промышленности (Бавлинское и Ромашкинское  месторождения);

- строительство железнодорожной  ветви  Бугульма -  Круглое Поле  в   Заинском  районе;

-укрепление военного потенциала страны  :  авиационный завод им. С.П.Горбунова (бомбардировщики ТУ-4  бомбардировщики ТУ  -16 )  ,  Казанский  комбайновый завод (вертолеты  МИ -1).

4. Источники   восстановления народного хозяйства:

-энтузиазм народа (рассказ  односельчан и  старших  родственников о  работе  в  городах   и  деревнях ТАССР );

-труд заключенных  ГУЛАГа  и  военнопленных;

-государственные займы ;

-репарации с  побежденных стран.

5 .Развитие  сельского  хозяйства  ТАССР   в  1945-1953 годах:

- сокращение числа трудоспособных  колхозников на 200 тысяч человек  ,уменьшение тракторов, сокращение поголовья  скота , ухудшение культуры  земледелия,  снижение урожайности;

-обязательные поставки государству сельхозпродукции, высокие налоги, низкие закупочные цены, мизерные  трудодни;

-засуха  1946 ,1948 , 1949 годов  (свидетельства  Рыжовой  Анастасии Игнатьевны   о  питании  крапивой  ,лебедой  , гнилой  картошкой , о походах за  семенами пешком  с  саночками   в  Чистополь);

- отсутствие у колхозников  пенсий , паспортов ;

-наступление на  приусадебные участки колхозников, борьба  государства  с  тунеядцами (сентябрь 1946г)( Свидетельство  Трубина  Порфирия  Васильевича  о двойных ульях ,о налогах  на корову , на  яблони);

-укрупнение колхозов , низкий  образовательный  уровень руководителей  в  сельском  хозяйстве;

-свидетельства   старших  родственников о  случаях    обыска  и  ареста  колхозников за  горсточку  зерна, о случаях   исправления   года  рождения   в  свидетельствах о  рождении  (воспоминания односельчан  1926-1928 годов  рождения  Трубиной  Юлии Порфирьевны , Рыжовой  Анны Дмитриевны), с целью  уехать из  деревни  в город;

-отдельные  успехи председателей колхозов, трактористов ,полеводов  в   борьбе  за  урожаи.

6.Повседневная  жизнь  в  ТАССР:

-в  годы  войны  территория ТАССР  была  глубоким  тылом. Она  не  испытала  тяжелейших  последствий  боевых  действий  и  оккупации ;

- обветшалое  жилье, здания школ, больниц , коммунальное хозяйство ,житье  горожан в  коммунальных  квартирах и  бараках  без  всяких  условий;

-обязательная покупка  облигаций  государственного займа , карточки  на  продукты  , высокие  цены  на  продовольственные  и  промышленные  товары;

-с  большими  перебоями  работал  городской  транспорт , дороги  разбиты ,  здания  обшарпаны;

- в городах  тусклое  освещение  ,  в  деревнях  - отсутствие;  

-деревенские  жители  обнищали . (письмо Н.С.Соколова  Председателю Президиума Верховного Совета СССР  Н. М. Швернику   Центральный государственный  архив  историко- политической документации  Республики  Татарстан   Ф.15. оп.30.Д.1.Л.6-7)  От деревни к деревне  могли  передвигаться  на  телегах  или  пешком  , весной  и  осенью – грязь ,ночью  -  темнота (Воспоминание  Леонтьва  Н.И.);

-1948  год  -в Казани  первые  тройлебусы,1949 – начало  работы  такси. Построили  2  школы,3  больницы,  3  яслей  и  детский  сад,  Дворец  Пионеров.

II.Идеология  и  духовная    жизнь  в   ТАССР   в  послевоенное  десятилетие:

1. Надежда  народа  на демократические  перемены после  окончания  2 мировой  войны .

2.Идеологические   «заморозки»:

-постановление ЦК  ВКП (б)   «О  состоянии  и  мерах   улучшения  массово-политической  и   идеологической   работы  в  Татарской  партийной  организации» август  1944 года ( журнал «Эхо  веков» 1996 г. № 1-2. с100-103  );

-критика  Татарского  научно -  исследовательского института   языка  , литературы  и  истории (1944г)( журнал «Эхо  веков» 1996 г.№3-4. с101-104 );

-1946-1949 года  - официальное  утверждение булгарской  теории происхождения  татар. Прогрессивно- влияние  России , отрицательно  -  Золотая Орда ,Казанское  ханство, влияние  мусульманского  Востока;

- негативная  оценка  деятельности  юристов  КГУ ,  ученых Татарского  научно – исследовательского института  по сельскому  хозяйству, Казанского финансово- экономического института. Ученых  обвиняли  в  «грубейших  теоретических  ошибках  и  политических  извращениях»;

-1948 , 1952гг    раскритикован учебник  - хрестоматия  по  татарской   литературе  для  8 класса средней   школы . Цензоры  нашли  в  нем   вредные произведения (документ   « Из постановления  бюро Татарского обкома  ВКП (б )   «Об учебнике татарской литературы  для  8  класса средней школы» из  журнала  «Эхо  веков» 1997г.  №1-2,с.88-92);

-произошло  сужение  сферы  применения  татарского языка и  расширение  сферы   функционирования  русского  языка. Обращались  в  министерство  образования ,  чтобы  увеличили  число  часов на  изучение   русского языка;

- жесткий   идеологический  контроль  за   деятельностью  писателей  , художников  , композиторов. Дореволюционное  прошлое  надлежало  изображать   в  мрачных  тонах ;

-по  идеологическим соображениям было  запрещено   к  показу   около  20  спектаклей.

3.Новый  виток  политических  репрессий:

-ужесточение  политического  режима  сопровождалось новой  волной  политических  депрессий . Врагов народа  находили  везде: среди  вернувшихся  военнопленных , среди  космополитов. Героический  защитник  Брестской  крепости Гаврилов, летчик  Девятаев, герой  французского  Сопротивления  Утяшев . Осуждены были татарские  писатели  Аяз  Гилязов  , Суббух  Рафиков;

-подростка  Ю. Рябова  осудили на 10 лет ,  ученик  6 класса получил  25  лет  за  карикатуру на  Сталина. Репрессиям  подверглись  по  политическим  мотивам   1115  человек;

- Запрещены  были  произведения  Мусы   Джалиля  , как  предателя  ,  до  1960 годов.

4.Противоречивость  в развитии  науки  , культуры  ,  искусства  в ТАССР  в 1945-1953 годах (положительное   в  развитии   науки и  образования  , литературы  и искусства  в послевоенное время  в  ТАССР).

Литература :

« История России.XX- начало  XXIвека»,учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений . Профильный уровень В.А.Шестаков ; под  редакцией А.Н.Сахарова.-Москва. Просвещение ,2010 г;

Е.Е.Вяземский « История России.XX- начало  XXIвека»,научно-методическое сопровождение. Лекции  5-  8,Москва .Педагогический университет  «Первое  сентября».2011;

«История Татарстана  XX- начало  XXIвека» учебное  пособие  для 9 класса  основной  школы. Б.Ф.Султанбеков , А.А. Иванов ,А.Г.Галямова .Казань .2006;

«История Татарстана  и татарского народа  XX- начало  XXIвека» учебное  пособие  для 11  класса общеобразовательных учреждений . А.Г.Галямова , А.А. Иванов . В.И.Пискарев, Б.Ф.Султанбеков. Казань . «ТаРИХ» .2009.;

«История Татарстана» ,учебное пособие для основной школы, .Ф.Ш.Хузин,И.А.Гилязов , А.Г.Галямова , А.А. Иванов . В.И.Пискарев, Б.Ф.Султанбеков. Казань . «ТаРИХ» .2001.;

«История  Татарстана IV часть . XX  век 1917-1995». Б.Ф.Султанбеков , Л.А.Харисова , А.Г.Галямова. Казань «ТаРИХ».1998 .;

«Хрестоматия по  Истории   Татарстана» книга II.Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.  Казань «ТаРИХ».2003;

(письмо Н.С.Соколова  Председателю Президиума Верховного Совета СССР  Н. М. Швернику   Центральный государственный  архив  историко- политической документации  Республики  Татарстан   Ф.15. оп.30.Д.1.Л.6-7 );

« Из постановления  бюро Татарского обкома  ВКП (б )   «Об учебнике татарской литературы  для  8  класса средней школы» из  журнала  «Эхо  веков» 1997г.  №1-2,с.88-92). Журнал «Эхо  веков» 1996 г.№3-4. с101-104;

«О  состоянии  и  мерах   улучшения  массово-политической  и   идеологической   работы  в  Татарской  партийной  организации» август  1944 года ( журнал «Эхо  веков» 1996 г. № 1-2. с100-103  );

« Заинская  энциклопедия» под редакцией В.С.Малахова. Казань . «Реноме» 1994;

Воспоминания Рыжовой Анастасии Игнатьевны , Леонтьевой Татьяны Петровны , Леонтьева Николая Ионовича  из фонда  устной истории  Заинского  краеведческого  музея , записаны  в 2004 году;

Воспоминания Трубиной Юлии Порфирьевны , Трубина Порфирия Васильевича, Леонтьева Николая Ионовича , Рыжовой Анны Дмитриевны  из фонда устной истории  школьного краеведческого музея  МБОУ  « Тюгеевская СОШ»  ,записаны в 1991,2005 годах.

Интернет –ресурсы:

http://ru .science.wikia.comwiki/Казань 

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.tatcenter.ru/

http:// nsportal.ruШколаИстория…-v-1945-–-1953-godakh…

http:// festival.1september.ruauthors/100-509-964 Москва

http://  raal100.narod2.ruistoriya/ekonomika…v_1945-1953…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СССР в первые послевоенные десятилетия».; 5-6 уроки в теме

К учебнику «История России. 1945-2008гг» под редакцией А.А.Данилова, АИ. Уткина, А.В. Филиппова М., Просвещение, 2009...

«Восстановление экономики и политическое развитие СССР в послевоенный период».

Урок - проект с использованием технологии критического мышления и ИКТ....

Презентация по Истории России на тему "Апогей сталинизма" (СССР в послевоенное десятилетие). 9 класс

Данная презентация иллюстрирует содержательную часть темы урока в 9 классе "Политическое развитие СССР в 1945-1953 гг." по вопросам: 1. Демократический импульс войны.  2. Изменения в ст...

Презентация Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие

Презентация по истории 11 класс, тема "Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие"....

Тест Россия и мир в первое послевоенное десятилетие 11 класс

Тест Россия и мир в первое послевоенное десятилетие.11 класс....