План регионального исследования : "СССР в послевоенное десятилетие на примере ТАССР"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Развитие ТАССР в 1945-1953 годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnoe_issledovanie_po_istorii_tassr_1945-1953.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План регионального исследования по теме : «Советский Союз в послевоенные годы на примере истории ТАССР в 1945-1953 годы»
I .Социально-экономическая жизнь в республике в 1945-1953 годах.
1.Тяжелое экономическое положение страны и ТАССР в послевоенное время:
-обветшалое жилье, здания школ, больниц , коммунальное хозяйство;
-резкое сокращение числа рабочих, служащих и колхозников из- за гибели жителей ТАССР на фронте и получения увечий ( сведения о людских потерях в населенных пунктах ТАССР );
-направление молодежи из ТАССР в другие регионы на строительство и восстановление угольных шахт , заводов, возрождение городов ;
- направление денежных средств в районы , наиболее пострадавшие в годы войны.
2. Реконверсия . Производственные, технологические, демографические, кадровые и социально-психологические проблемы реконверсии в ТАССР :
- реконверсия в ТАССР заняла 1,5 года;
-недостаток в топливе, электроэнергии , сырье, новом оборудовании, материалах;
- людские потери ТАССР на фронтах Великой Отечественной войны ( только в Заинском районе ТАССР погибли и пропали без вести 4616 человек);
-карточная система снабжения продуктами питания;
-низкий уровень механизации в легкой , пищевой промышленностях .
3 .Милитаризация экономики СССР и развитие промышленности ТАССР в послевоенный период:
-влияние «холодной войны» на приоритеты развития послевоенной экономики;
-переход от конверсии к дальнейшему наращиванию военной мощи;
-разработка и принятие четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР;
-строительство в ТАССР 9 предприятий союзного значения (компрессорный, электромеханический, «Теплоконтроль» , фабрика кинопленки, моторостроительный , Зеленодольский судостроительный и др) имеющих оборонное значение;
-укрепление нефтяной промышленности (Бавлинское и Ромашкинское месторождения);
- строительство железнодорожной ветви Бугульма - Круглое Поле в Заинском районе;
-укрепление военного потенциала страны : авиационный завод им. С.П.Горбунова (бомбардировщики ТУ-4 бомбардировщики ТУ -16 ) , Казанский комбайновый завод (вертолеты МИ -1).
4. Источники восстановления народного хозяйства:
-энтузиазм народа (рассказ односельчан и старших родственников о работе в городах и деревнях ТАССР );
-труд заключенных ГУЛАГа и военнопленных;
-государственные займы ;
-репарации с побежденных стран.
5 .Развитие сельского хозяйства ТАССР в 1945-1953 годах:
- сокращение числа трудоспособных колхозников на 200 тысяч человек ,уменьшение тракторов, сокращение поголовья скота , ухудшение культуры земледелия, снижение урожайности;
-обязательные поставки государству сельхозпродукции, высокие налоги, низкие закупочные цены, мизерные трудодни;
-засуха 1946 ,1948 , 1949 годов (свидетельства Рыжовой Анастасии Игнатьевны о питании крапивой ,лебедой , гнилой картошкой , о походах за семенами пешком с саночками в Чистополь);
- отсутствие у колхозников пенсий , паспортов ;
-наступление на приусадебные участки колхозников, борьба государства с тунеядцами (сентябрь 1946г)( Свидетельство Трубина Порфирия Васильевича о двойных ульях ,о налогах на корову , на яблони);
-укрупнение колхозов , низкий образовательный уровень руководителей в сельском хозяйстве;
-свидетельства старших родственников о случаях обыска и ареста колхозников за горсточку зерна, о случаях исправления года рождения в свидетельствах о рождении (воспоминания односельчан 1926-1928 годов рождения Трубиной Юлии Порфирьевны , Рыжовой Анны Дмитриевны), с целью уехать из деревни в город;
-отдельные успехи председателей колхозов, трактористов ,полеводов в борьбе за урожаи.
6.Повседневная жизнь в ТАССР:
-в годы войны территория ТАССР была глубоким тылом. Она не испытала тяжелейших последствий боевых действий и оккупации ;
- обветшалое жилье, здания школ, больниц , коммунальное хозяйство ,житье горожан в коммунальных квартирах и бараках без всяких условий;
-обязательная покупка облигаций государственного займа , карточки на продукты , высокие цены на продовольственные и промышленные товары;
-с большими перебоями работал городской транспорт , дороги разбиты , здания обшарпаны;
- в городах тусклое освещение , в деревнях - отсутствие;
-деревенские жители обнищали . (письмо Н.С.Соколова Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Швернику Центральный государственный архив историко- политической документации Республики Татарстан Ф.15. оп.30.Д.1.Л.6-7) От деревни к деревне могли передвигаться на телегах или пешком , весной и осенью – грязь ,ночью - темнота (Воспоминание Леонтьва Н.И.);
-1948 год -в Казани первые тройлебусы,1949 – начало работы такси. Построили 2 школы,3 больницы, 3 яслей и детский сад, Дворец Пионеров.
II.Идеология и духовная жизнь в ТАССР в послевоенное десятилетие:
1. Надежда народа на демократические перемены после окончания 2 мировой войны .
2.Идеологические «заморозки»:
-постановление ЦК ВКП (б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» август 1944 года ( журнал «Эхо веков» 1996 г. № 1-2. с100-103 );
-критика Татарского научно - исследовательского института языка , литературы и истории (1944г)( журнал «Эхо веков» 1996 г.№3-4. с101-104 );
-1946-1949 года - официальное утверждение булгарской теории происхождения татар. Прогрессивно- влияние России , отрицательно - Золотая Орда ,Казанское ханство, влияние мусульманского Востока;
- негативная оценка деятельности юристов КГУ , ученых Татарского научно – исследовательского института по сельскому хозяйству, Казанского финансово- экономического института. Ученых обвиняли в «грубейших теоретических ошибках и политических извращениях»;
-1948 , 1952гг раскритикован учебник - хрестоматия по татарской литературе для 8 класса средней школы . Цензоры нашли в нем вредные произведения (документ « Из постановления бюро Татарского обкома ВКП (б ) «Об учебнике татарской литературы для 8 класса средней школы» из журнала «Эхо веков» 1997г. №1-2,с.88-92);
-произошло сужение сферы применения татарского языка и расширение сферы функционирования русского языка. Обращались в министерство образования , чтобы увеличили число часов на изучение русского языка;
- жесткий идеологический контроль за деятельностью писателей , художников , композиторов. Дореволюционное прошлое надлежало изображать в мрачных тонах ;
-по идеологическим соображениям было запрещено к показу около 20 спектаклей.
3.Новый виток политических репрессий:
-ужесточение политического режима сопровождалось новой волной политических депрессий . Врагов народа находили везде: среди вернувшихся военнопленных , среди космополитов. Героический защитник Брестской крепости Гаврилов, летчик Девятаев, герой французского Сопротивления Утяшев . Осуждены были татарские писатели Аяз Гилязов , Суббух Рафиков;
-подростка Ю. Рябова осудили на 10 лет , ученик 6 класса получил 25 лет за карикатуру на Сталина. Репрессиям подверглись по политическим мотивам 1115 человек;
- Запрещены были произведения Мусы Джалиля , как предателя , до 1960 годов.
4.Противоречивость в развитии науки , культуры , искусства в ТАССР в 1945-1953 годах (положительное в развитии науки и образования , литературы и искусства в послевоенное время в ТАССР).
Литература :
« История России.XX- начало XXIвека»,учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений . Профильный уровень В.А.Шестаков ; под редакцией А.Н.Сахарова.-Москва. Просвещение ,2010 г;
Е.Е.Вяземский « История России.XX- начало XXIвека»,научно-методическое сопровождение. Лекции 5- 8,Москва .Педагогический университет «Первое сентября».2011;
«История Татарстана XX- начало XXIвека» учебное пособие для 9 класса основной школы. Б.Ф.Султанбеков , А.А. Иванов ,А.Г.Галямова .Казань .2006;
«История Татарстана и татарского народа XX- начало XXIвека» учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений . А.Г.Галямова , А.А. Иванов . В.И.Пискарев, Б.Ф.Султанбеков. Казань . «ТаРИХ» .2009.;
«История Татарстана» ,учебное пособие для основной школы, .Ф.Ш.Хузин,И.А.Гилязов , А.Г.Галямова , А.А. Иванов . В.И.Пискарев, Б.Ф.Султанбеков. Казань . «ТаРИХ» .2001.;
«История Татарстана IV часть . XX век 1917-1995». Б.Ф.Султанбеков , Л.А.Харисова , А.Г.Галямова. Казань «ТаРИХ».1998 .;
«Хрестоматия по Истории Татарстана» книга II.Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Казань «ТаРИХ».2003;
(письмо Н.С.Соколова Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Швернику Центральный государственный архив историко- политической документации Республики Татарстан Ф.15. оп.30.Д.1.Л.6-7 );
« Из постановления бюро Татарского обкома ВКП (б ) «Об учебнике татарской литературы для 8 класса средней школы» из журнала «Эхо веков» 1997г. №1-2,с.88-92). Журнал «Эхо веков» 1996 г.№3-4. с101-104;
«О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» август 1944 года ( журнал «Эхо веков» 1996 г. № 1-2. с100-103 );
« Заинская энциклопедия» под редакцией В.С.Малахова. Казань . «Реноме» 1994;
Воспоминания Рыжовой Анастасии Игнатьевны , Леонтьевой Татьяны Петровны , Леонтьева Николая Ионовича из фонда устной истории Заинского краеведческого музея , записаны в 2004 году;
Воспоминания Трубиной Юлии Порфирьевны , Трубина Порфирия Васильевича, Леонтьева Николая Ионовича , Рыжовой Анны Дмитриевны из фонда устной истории школьного краеведческого музея МБОУ « Тюгеевская СОШ» ,записаны в 1991,2005 годах.
Интернет –ресурсы:
http://ru .science.wikia.com›wiki/Казань
http:// nsportal.ru›Школа›История›…-v-1945-–-1953-godakh…
http:// festival.1september.ru›authors/100-509-964 Москва
http:// raal100.narod2.ru›istoriya/ekonomika…v_1945-1953…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СССР в первые послевоенные десятилетия».; 5-6 уроки в теме
К учебнику «История России. 1945-2008гг» под редакцией А.А.Данилова, АИ. Уткина, А.В. Филиппова М., Просвещение, 2009...
тест "Экономика и политика СССР в послевоенное время"
содержит два варианта...
«Восстановление экономики и политическое развитие СССР в послевоенный период».
Урок - проект с использованием технологии критического мышления и ИКТ....
Презентация по Истории России на тему "Апогей сталинизма" (СССР в послевоенное десятилетие). 9 класс
Данная презентация иллюстрирует содержательную часть темы урока в 9 классе "Политическое развитие СССР в 1945-1953 гг." по вопросам: 1. Демократический импульс войны. 2. Изменения в ст...
Презентация Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие
Презентация по истории 11 класс, тема "Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие"....
Тест Россия и мир в первое послевоенное десятилетие 11 класс
Тест Россия и мир в первое послевоенное десятилетие.11 класс....