«Восстановление экономики и политическое развитие СССР в послевоенный период».
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Урок - проект с использованием технологии критического мышления и ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Экономика после войны»
Зятикова С.А.,
учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 74
Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.
Оборудование урока:
- Компьютеры
- Доступ к интернету
- Презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1.
Задачи урока:
- Находить и обрабатывать материал в информационной среде.
- Создание проекта по теме урока.
- Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.
- Выступать публично и научно выражать свои мысли.
Цели урока:
Специальные:
- Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
- Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
- Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.
Общепредметные:
- Развитие аналитического мышления.
- Воспитание толерантности.
- Продолжить формирование основных компетенций:
- учебно-информационных :
- работать в информационной среде,
- обрабатывать информацию,
- создание презентации,
- коммуникативных:
- работать в группе,
- выступать публично,
- социальных:
- определять тему,
- прослеживать причинно-следственные связи,
- аргументировано обосновывать свои выводы.
План урока.
- Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
- Изучение нового материала:
- Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
- Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
- Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
- Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
- Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.
(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).
- Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Введение в тему. (Стадия вызова).
Учитель. Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).
Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.
– В чем же состояла эта реальность?
– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?
Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.
Презентация, слайд 1.
Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.
Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.
– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?
Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:
- Перевод страны на мирные рельсы.
- Восстановление экономики СССР.
Презентация, слайд 2.
Задание учащимся. На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.
Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации, оформленный в виде кластера.
Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»
Презентация, слайд 3.
Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.
План изучения нового материала:
- Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
- Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
- Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
- Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
- Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.
Презентация, слайд 4.
Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:
- особенности восстановления экономики СССР;
- социальные последствия процесса восстановления;
- итоги экономического развития к 1953 г.,
- источники послевоенного восстановления.
А также ответить на следующие вопросы:
- Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
- Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?
Презентация, слайд 5.
II. Изучение нового материала.
Изучение материала строится на основе групповой работы.
Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.
Условия работы в группах:
- Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
- Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух слайдов.
1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.
- Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».
- Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.
- Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.
- Какая из альтернатив победила и почему?
- Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?
- На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
- Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.
- Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
- Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
- Укажите трудности восстановительного периода.
- Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
- Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
- На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
- Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.
- Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
- Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
- Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
- Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
- На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
- Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.
- Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
- Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.
- Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
- На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
- Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
5 группа. Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.
- Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского государства в 1945-1953гг.».
- Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.
- Покажите изменения быта советского человека.
- На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
- Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.
Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.
(Слайды, созданные учащимися, вставляются в учительскую презентацию. Это слайды с 6 по 13)
III. Рефлексия.
Обсуждение проблемных заданий.
– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?
Презентация, слайд 14.
– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.
– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд 15.
Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».
Самооценка.
Ф.И.____________________________
Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:
- Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
- Усвоен материал только подготовленный группой. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
- Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп. (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
- Материал усвоен полностью.
IV. Домашнее задание.
- Параграф 35.
- Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»
Презентация, слайд 16.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по истории для 9 класса. СССР в послевоенный период.
Материал теста охватывает период с 1945-1953 гг. Вопросы теста касаются экономичекского, политического и идеологического развития СССР после окончания войны....
Урок "Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период"
Урок изучения нового материала. На примере фактов показать восстановительный период, как символ мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий....
«Внешняя политика СССР в послевоенный период»
Разработка материала к уроку в виде технологической карты...
Презентация. Внешняя политика СССР в послевоенный период.
В презентации раскрываются причины "холодной войны", отношения СССР со странами Запада и Восточной Европы....
«Экономическое развитие СССР в послевоенный период».
Послевоенные годы начались с чувства гордости и даже эйфории от победы над фашизмом, с уверенности, что все самое трудное осталось за порогом невиданной истории по масштабам разрушений войны,что насту...
Разработка урока по истории в 9 классе "Восстановление экономики СССР в послевоенный период"
В нашей стране действуют несколько мультимедийных исторических парков «Россия – моя история», которые позволяют расширить возможности учителя истории в изучении программного материал...
Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период
Изнурительная и кровопролитная война принесла нашей многонациональной стране огромные людские и материальные потери. Тяжелыми были ее последствия и для Мордовии, хотя она находилась вне зоны военных д...