«Восстановление экономики и политическое развитие СССР в послевоенный период».
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Зятикова Светлана Андреевна

Урок - проект с использованием технологии критического мышления и ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экономика после войны»

Зятикова С.А.,

учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 74

Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.

Оборудование урока:

  1. Компьютеры
  2. Доступ к интернету
  3. Презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1.

Задачи урока:

  1. Находить и обрабатывать материал в информационной среде.
  2. Создание проекта по теме урока.
  3. Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.
  4. Выступать публично и научно выражать свои мысли.

Цели урока:

Специальные:

  1. Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
  2. Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
  3. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.

Общепредметные:

  1. Развитие аналитического мышления.
  2. Воспитание толерантности.
  3. Продолжить формирование основных компетенций:
  • учебно-информационных :
  • работать в информационной среде,
  • обрабатывать информацию,
  • создание презентации,
  • коммуникативных:
  • работать в группе,
  • выступать публично,
  • социальных:
  • определять тему,
  • прослеживать причинно-следственные связи,
  • аргументировано обосновывать свои выводы.

План урока.

  1. Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
  2. Изучение нового материала:
  • Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  • Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  • Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  • Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
  • Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).

  1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Введение в тему. (Стадия вызова).

Учитель. Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).

Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

– В чем же состояла эта реальность?

– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.

Презентация, слайд 1.

Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

  1. Перевод страны на мирные рельсы.
  2. Восстановление экономики СССР.

Презентация, слайд 2.

Задание учащимся. На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.

Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации, оформленный в виде кластера.

Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 3.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  2. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  3. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
  5. Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

Презентация, слайд 4.

Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:

  • особенности восстановления экономики СССР;
  • социальные последствия процесса восстановления;
  • итоги экономического развития к 1953 г.,
  • источники послевоенного восстановления.

А также ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
  2. Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?

Презентация, слайд 5.

II. Изучение нового материала.

Изучение материала строится на основе групповой работы.

Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.

Условия работы в группах:

  1. Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
  2. Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух слайдов.

1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».
  • Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.
  • Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.
  • Какая из альтернатив победила и почему?
  • Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
  • Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
  • Укажите трудности восстановительного периода.
  • Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
  • Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
  • Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  • Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
  • Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
  • Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.
  • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

5 группа. Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского государства в 1945-1953гг.».
  • Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.
  • Покажите изменения быта советского человека.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.

Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

(Слайды, созданные учащимися, вставляются в учительскую презентацию. Это слайды с 6 по 13)

III. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?

Презентация, слайд 14.

– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.

– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд 15. 

Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».

Самооценка.

Ф.И.____________________________

Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:

  1. Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  2. Усвоен материал только подготовленный группой. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
  3. Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп. (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  4. Материал усвоен полностью.

IV. Домашнее задание.

  1. Параграф 35.
  2. Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 16.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по истории для 9 класса. СССР в послевоенный период.

Материал теста охватывает период с 1945-1953 гг. Вопросы теста касаются экономичекского, политического и идеологического развития СССР после окончания войны....

Урок "Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период"

Урок изучения нового материала. На примере фактов показать восстановительный период, как символ мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий....

«Внешняя политика СССР в послевоенный период»

Разработка материала к уроку в виде технологической карты...

Презентация. Внешняя политика СССР в послевоенный период.

В презентации раскрываются причины "холодной войны", отношения СССР со странами Запада и Восточной Европы....

«Экономическое развитие СССР в послевоенный период».

Послевоенные годы начались с чувства гордости и даже эйфории от победы над фашизмом, с уверенности, что все самое трудное осталось за порогом невиданной истории по масштабам разрушений войны,что насту...

Разработка урока по истории в 9 классе "Восстановление экономики СССР в послевоенный период"

В нашей стране действуют несколько мультимедийных исторических парков «Россия – моя история», которые позволяют расширить возможности учителя истории в изучении программного материал...

Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период

Изнурительная и кровопролитная война принесла нашей многонациональной стране огромные людские и материальные потери. Тяжелыми были ее последствия и для Мордовии, хотя она находилась вне зоны военных д...