Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Комбинированный урок по истории России в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_politika_aleksandra_i_.rar | 12.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Литус Марина Сергеевна
Учитель истории
Ставропольский край
Минераловодский район
с. Левокумка МОУ СОШ №8
Программно-методическое обеспечение:
программа издательства «Просвещение» 2010г
учебник А.А.Данилов. Л.Г.Косулина
«История России конец XIX век»- М.: Просвещение,(2010)
Тема: Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1.Показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы; выяснить причины отказа от дальнейших реформ;
2.Развивать навыки анализа исторических документов, учить выделять причинно-следственные связи, сравнивать , разрешать проблемы; оценивать деятельность исторических лиц; умение логически выстраивать ответ, работать в группах
3.Воспитывать интерес к истории становления конституционного строя в России- основополагающего принципа демократии.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Повторение базового материала по теме урока.
-Чем закончилась Отечественная война 1812 года?
-Каково значение победы российского народа над Наполеоном?
-Какова цена победы России над наполеоновской Францией?
З.Переход к новой теме. Постановка проблемы:
Победа далась нашему народу дорогой ценою, но народ верил, в то что теперь все будет по другому, все будет гораздо лучше .Люди верили в Александра I.Общее для всех слоев настроение выразил А.С.Пушкин: «Время незабвенное! Время славы и восторга!...» Сегодня на уроке мы с вами выясним - продолжит Александр I начатые реформы до Отечественной войны 1812 года или прекратит их; оправдает он надежды российского общества или нет?
4.Изучение нового материала по плану:
1 .Перемены во внутренней политике.
2. Конституция Царства Польского
3. «Уставная грамота Российской империи»
4. 0тказ от либеральных преобразований.
5. Основные итоги внутренней политики Александра I
-опережающее задание для уч-ся «Уставная грамота Российской империи»
1.Беседа с учащимися:
-Ребята, как вы думаете, на что надеялось, о чем мечтало свободомыслящее дворянство, после Отечественной войны 1812 г?
-О чем могли мечтать крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом?
-Как восприняли победу дворяне - консерваторы, те кто ничего менять в стране не желал?
Вывод: (формулируют уч-ся) Победа над Наполеоном открывала прекрасные возможности для проведения реформ, но Александр понимал, что его реформы затрагивают интересы консерваторов, которые явно не хотят перемен, поэтому в послевоенном российском обществе были как реформаторские настроения, так и антиреформаторские, причем они были очень сильны…
-Какие две основные проблемы пыталось решить правительство Александра I до войны
1812 года?
-15 ноября Александр утвердил Конституцию Царству Польскому.
-Ребята, каким образом Царство Польское оказалось в составе Российской империи? Покажите на карте Царство Польское.
2.Объяснение учителя: По Конституции - Российский император становился королем польским. Законодательная власть принадлежала Сейму- сословно-представительному органу. Избирательное право в него было ограничено возрастным и имущественным цензом. За императором закреплялось право законодательной инициативы, т.е.только император мог вносить законопроекты на рассмотрение в Сейм…
Населению предоставлялись свобода печати, вероисповедания, право неприкосновенности
личности, вводился равный для всех суд…
З.Работа с документами (раздаточный материал)
- Как вы думаете, что подвигло Александра I на предоставление конституции Польши?
На этот вопрос вы сможете ответить поработав с документами 1 и 2 к § 6
Вопросы по документам:
1 .Как объясняются причины введения конституции в Царстве Польском?
2.Каковы были дальнейшие намерения Александра I относительно конституционного устройства? З.Как восприняло общество речь Александра?
4.Опережающее задание уч-ся об «Уставной грамоте Российской империи»
5.Беседа
-Ребята , вспомните, как А.С.Пушкин приветствовал на троне Александра I? Каковы были политические взгляды молодого царя ? О чем он мечтал ? Что для этого предпринял?
-Кто являлся автором проекта государственных преобразований в Российской империи «Введение к Уложению государственных законов »
-Давайте вспомним основные положения данного законопроекта и сравним с Уставной грамотой Н.Н.Новосильцева - ответим на вопрос:
Какой законопроект был наиболее либеральным. Что было общего в этих проектах?
6.Работа по группам-2 группы (учащиеся получают карточки с выдержками из Проекта преобразований М.М.Сперанского и «Уставной грамоты» Н.Н.Новосильцева).
(Рассмотрев выдержки уч-ся прикрепляют на доске все, что связано с проектом М.М.Сперанского под заголовок- «Проект преобразований М.М.Сперанского», все, что связано с «Уставной грамотой Российской империи» под заголовок - «Уставная грамота Н.Н.Новосильцева»).
(выступления уч-ся по группам)
Учитель: Какой законопроект был наиболее либеральным?
Вывод: Наиболее либеральным был проект М.М.Сперанского, поскольку он базировался на разделении властей, выборности законодательных ветвей власти.
Проект Н.Н.Новосильцева провозглашал суверенитет императорской власти, хотя создавался и двухпалатный парламент без одобрения которого, царь не мог издавать законы. Но право законодательной инициативы имел только царь и поэтому не угодные ему законы просто не будут вноситься на рассмотрение, отсюда следует, что ограничения власти монарха не происходило, а следовательно и Россия оставалась абсолютной монархией.
7. Рассказ учителя:
К концу своего правления Александр встречал все большее сопротивление консервативно настроенного дворянства и понимал, что его ждет в подобном случае участь отца. В Европе нарастает революционное движение...
Следствием этого явились указы разрешающие дворянам ссылать крепостных крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным запрещалось подавать жалобы на своих господ, усиливается контроль за изданием газет и журналов...
8.Работа над проблемой ( беседа) :
-Говоря, о внутренней политике Александра I , как мы можем ее охарактеризовать?
-Чем можно объяснить такие перемены во внутренней политике императора?
Вывод: Несмотря на то, что многие начинания так и не были осуществлены, внутренняя политика Александра I, готовила почву для будущего реформирования всех сфер общественной жизни российского общества
5.3акрепление
-тестирование по теме урока (пять, семь тестовых заданий на каждый вариант, для упрощения проверки в варианте I сделать все ответы «а», II вариант «б» или наоборот)
-взаимопроверка
вариант 1 -правильный ответ «б»
вариант 2-правильный ответ «а»
6.Итог
-оценивание
-комментарий оценок
7. Дом. задание- § 6,с.35-39
Приложение.
- Раздаточный материал
- Тесты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "
Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...
Внутренняя политика Александра 1
Урок для учащихся 8 класса...
Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.
План проведения открытого урока...
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Проект отмены крепостного права Аракчеева. Проект конституции Николая Николаевича Новосильцева. Польский эксперимент. Военные поселения....
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
Презентация может использоваться как опорный конспект урока в 8 классе...
Внутренняя политика Александра III
Презентация дает представление об историческое обстановке в которой Александр III начинает свое правление. Время получило название "контрреформ" и особенности данной политики отражены в работе....
Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».
Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике, причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране....