Блокада
презентация к уроку по истории (11 класс) по теме
Материал, посвящен одной из трагических страниц Великой Отечественной войны. В основе презентации лежать подлинные исторические документы, рассказывающие о тяжелых днях блокады Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К урокам о Великой Отечественной войне. | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Засланный в город. Голод и триста лет назад и ныне – тот же. И мучения те же, и ощущения. Но к голоду блокады было особое отношение – это был враг , засланный фашизмом, это был противник , мешающий работать, воевать. Это была война. Только постигнув голод, представив его силу, изучив его масштабы, его действие, можно почувствовать сделанное ленинградцами. Без этого не понять истинной величины мужества защитников города.
Трое из трёх миллионов . Вероника Александровна Опахова , вместе со своей семьёй пережила блокаду Ленинграда. Она вспоминает: « Сто двадцать пять граммов хлеба, которые мы имели в декабре месяце, это был не хлеб. Если бы вы видели этот кусок хлеба! В музее он уже высох и лежит как что-то нарочно сделанное. А вот тогда его брали в руку, с него текла вода, и он был как глина. И вот такой хлеб – детям…»
Наёмный убийца. Ужесточались продуктовые нормы, город собирал все, что можно было собрать, сохранить, пустить в дело. Пошли в ход всякие «заменители» – на хлебозаводах, в столовых. « Есть приходилось что попало. Помню, приходила домой, и мне так хотелось кушать! Я жила тогда на улице Войтика . У меня там дрова лежали около печки, полено или два. И вот я взяла это полено и стала грызть, потому что молодые зубы хотели что-то кусать. Есть хотелось страшно! От голода очень тяжелая смерть» (Елена Михайловна Никитина)
Блокадный быт. Условия города мешали приспособиться. Паровое отопление не действовало, а печек во многих домах уже не было. Ведро воды, равно как палено, становилось проблемой часто сложной, а иногда неразрешимой. …окна были забиты фанерой, завешены одеялами, заткнуты тряпьем, матрацами. Так что в комнатах была постоянная темь.
Блокадный быт. « Возили мы воду из Невы. Это я помню очень хорошо. Это против Медного всадника. Мы на коленочки вставали около проруби и черпали воду ведром. Я с папой всегда ходила, у нас ведро было и большой бидон. И вот пока довезем эту воду, она, конечно, уже в лед превращается. ..И было страшно скользко. Спускаться вниз к проруби было очень трудно. Потому что люди очень слабые были: часто наберет воду в ведро, а подняться не может. Друг другу помогали, тащили вверх, а вода опять проливалась . …»
Что можно было сделать Улицы, засыпанные снегом, заваленные обломками порушенных домов. Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. На щитах, закрывающих от осколков витрины магазинов объявления. Это удивительные документы жизни. Они сохранились лишь на редких, случайных фотографиях да в чьей-то памяти, и то не буквально. А ленинградские дворы, а ленинградские лестницы …
Оледеневшие. Когда умирал человек и ты к нему подходил, он ничего не просил ни масла, ни апельсина, ничего не просил. Он только тебе говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!.. Массовый голод – это тихие смерти: сидел и незаметно уснул, шел – остановился, присел… Многие наблюдали, запомнили жуткую «тихость» голодных смертей. «Я шла с работы, и вот женщина одна идет и говорит мне: «Девушка! Ради бога, помогите мне!» Я мимо шла, говорю: «Чем я могу вам помочь?» – «Ну, доведите меня до этого забора». Я довела ее до этого забора. Она постояла, потом опустилась и села. Я говорю: «Чем вам помочь?» Смотрю, она уже и глаза закрыла. Умерла!» (Никитина Елена Михайловна)
На работе. « Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя». Что же можно было противопоставить такому голоду? Довольно скоро многие почувствовали спасительную силу товарищества, старались соединиться, быть вместе. … переходили на так называемое казарменное положение. Приспосабливали в рабочих помещениях комнаты, ставили кровати, налаживали отопление, быт. Скучивались, собирались по цехам, по отделам, жались друг к другу, ища тепла, помощи. Да и работать так было легче, не ходить из дома и домой пешком в непогоду.
А впереди еще два года.. Ушли самые долгие месяцы блокады – зима 1941 и весна 1942 года. Они-то в основном и унесли жизни ленинградцев, Выходил из зимы, из холода и голода Ленинград трудно, но выходил. Надо еще было спасти себя от весенней эпидемии – убрать с улиц трупы, нечистоты, все, что оставили голод и бессилие истощенных людей. Руками их же, обессиленных. А тут – снова опасность, ожидание вражеского штурма. И злобные, ночные и дневные, обстрелы, слепые – «по площадям» и прицельные - по трамвайный остановкам, госпиталям, кинотеатрам…
Живому – жить! Блокадный город, где он – город потерь, город нашего страдания, с пустырями разобранных, сгоревших домов, развалин, затаенный город невозместимых утрат, неосуществленных жизней, непроросших семян? Этот город не разглядеть. Раны залечивались быстро, шрамов не оставалось. Город возвращался к нормальной жизни с энергией неистовой, словно бы накопленной за девятьсот блокадных дней. Не осталось ничего, не оставляли ничего, словно бы воды сомкнулись. «
«Я работала санитаркой в эвакогоспитале №68 на углу Б. Пушкарской, - пишет Вера Ивановна Павлова из Тосно. – Ни воды, ни света, почти у всех был голодный понос. И вот в такой палате почти умирающие вдруг закричали: «Ребята, победа, ура, ура!» Это был апрель 1942 года, по-моему, 15 апреля. И полезли кто как мог к окнам. Ура! Победа! Оказывается, зазвенел трамвайный звонок и прошел трамвай, который всю зиму стоял на Большом проспекте. Если бы вы видели, сколько было радости! Кто посильнее говорили: «Это уже победа!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.
2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....
Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)
Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».
Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны; -воспитать чувство патриотизма;-привить ...
Презентация "Блокада" для классных часов, для музейных уроков, для интеллектуального конкурса "Что я знаю о блокаде?" Автор - разработчик Шлендова М.А.
Уроки о блокадном Ленинграде, внеклассные мероприятия по этой трагической теме традиционно проходят 8 сентября. Таким образом, мы все отдаём дань памяти героическим защитникам Велико...
Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»
Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...