Сценарии внеклассных мероприятий
классный час по истории (8 класс) на тему

Теплякова Ирина Александровна

Музыкально-литературно историческая композиция "Детство под градом военной картечи"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat_serdca_ne_mozhet_molchat.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкально-литературно-историческая композиция

«Детство под градом военной картечи»

Цель: познакомиться с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

    1.        сформировать представление о жизни в годы Великой Отечественной войны

    2.        развитие творческого потенциала учащихся

    3.        воспитание чувства патриотизма, сочувствия к людям, жившим в годы войны

Звучит муз.фон  

Слайд 1

Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"

Слайд 2

1чтец В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово - война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 67-84-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Песня «Дети войны»

2 чтец Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!

А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.

Слайд 3,4,5

Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.

Слайд 6

1Чтец:

Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: «Мне было 5 лет. Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, Мы четко усвоили урок: заплачешь - расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".

Стих-е Варварство  Слайд 7, 8, 9, 10, 11

3 чтец:

Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти!

Слайд 12, 13, 14

 Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожженных детских тел и душ. Концлагеря... Это страшно. У нацистов не было жалости, человеческого сострадания, детский смех был под запретом. Ни в чем не повинных людей морили голодом, ставили бесчеловечно жестокие медицинские эксперименты, пытали, унижали человеческое достоинство. Концлагеря утопали в крови и слезах жертв нацизма.

Слайд 15, 16, 17

4 чтец:

Освенцим был одним из таких концентрационных лагерей. Он был «фабрикой смерти». Его газовые камеры и печи крематория работали, почти не переставая. Там была прервана жизнь более 1 миллиона евреев, 75 тысяч поляков, 23 тысячи цыган, 15 тысяч советских людей различных национальностей.

Такие зверства творились не только в Освенциме, но и во всех других лагерях.

Стих- е «Смерть в концлагере»  Слайд 18, 19, 20, 21

3 чтец:  Слайд 22

Саласпилс — лагерь смерти на территории оккупированной нацистами Латвии, во время Второй мировой войны предназначенный для массового уничтожения людей. В нём содержались советские военнопленные,  евреи из Франции, Чехии, Польши и антифашисты из Германии. Находился в 18 километрах от Риги с октября 1941 года до конца лета 1944 года. Относился к числу образцовых фабрик подавления и уничтожения личности.

4 чтец: Слайд 23,24

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для немецких раненных солдат. Ежедневно, у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, в следствии чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большего числа человек, и крематориев для сжигания трупов с заранее просчитанной производительностью, так называемых «фабрик смерти». Но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смертью.

Исполнение  рэп «Саласпилс» Слайд 25, 26, 27

1 чтец Слайд 30, 31

11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В годы Великой Отечественной войны на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 000 000 человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших - 5 млн. граждан СССР. Каждый пятый был ребенком.

2 чтец

Блокада Ленинграда Слайд 32

8 сентября 1941 года гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 900-дневная блокада города на Неве. А разве не герои – дети, выжившие в ленинградской блокаде?

Стих-е «Блокада»   Слайды 33,  34,  35,  36,  37

В метельной ночи Ленинграда

Померк Петропавловский шпиль.

С твоими ветрами, блокада,

Клубится морозная пыль.

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется, а за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.

Везут — и за вымершим садом

Их след исчезает в cнегу,

А небо трясет канонада—

На месть и на гибель врагу.

1 чтец  Слайд 38

Особенно тяжёлой была ситуация с продовольствием. В городе начался голод. Самой страшной была осень 1941 года, когда нормы выдачи хлеба были самыми низкими. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки.

Тысячи детей умирали от голода

Стих-е «Детям Блокады

2 чтец  Слайд 39

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лёка умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша. Мама — 15 мая". А дальше — без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

1 чтец

И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

Стих-е   «Дневник Тани Савичевой»   Слайд 40

В осажденном  Ленинграде                                                                                                         Эта девочка жила                                                                                                                             В ученической тетради                                                                                                               Свой дневник она вела                                                                                                                 В дни войны погибла Таня                                                                                                          Таня в памяти жива                                                                                                                              Затаив на миг дыханье                                                                                                       Слышит мир ее слова                                                                                                                                               А в ночи пронзает небо                                                                                                      Острый свет прожекторов                                                                                                      Дома нет ни крошки хлеба                                                                                                            Не найдешь полена дров                                                                                                               Об коптилки не согреться                                                                                           Карандаш дрожит в руке                                                                                                           Но выводит кровью сердце                                                                                                            В сокровенном дневнике…

Слайд 41

2 чтец

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил.

Слайд 42

Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито не рождёнными… Слайд 43

Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть».  

Стих- е У войны не детские глаза»  Слайд 44

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Дети на фронтах Слайд 45, 46, 47, 48

3 чтец

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Растоптанное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Вот некоторые из них:

Слайд 49

1) Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.  Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 50

2) Витя Хоменко

Семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко.                                                             Витя погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Витя не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Слайд 51

3) Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 52

4) Саша Бородулин

Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.    Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

4 чтец

Давайте почтим минутой молчания память всех детей, жизни которых унесла война.

Слайд 53

Метроном Минута молчания

Песня «До свидания, мальчики»    Слайд 54

Дети в тылу

1 чтец     Слайд 55

Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.

Стих-е:     Слайд 55

Станки стояли прямо на снегу,

К морозной стали руки примерзали,

И задыхалась вьюга на бегу...

Но мы твердили, нет, не чудеса...

Мы просто фронту честно помогали

2 чтец  Слайд 56

 В Казахстане на фронт ушел каждый пятый – в основном мужчины. Для фронта, для победы женщины и дети становили за станки, садились за трактора и трудились во имя Родины!

В  1941-1942  годы  численность  молодежи  в  оборонных   предприятиях

возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то  в  1942

– 18%, а в наркомате  тяжелой  промышленности  24-49,4%.  Многие  из  них  в

первые  же  дни  войны  выступили  зачинателями  патриотического   движения.

Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в  дни  войны  две

нормы.

   

1 чтец  Слайд 57

   27 июня 1941 года “Правда”  сообщала,  что  около  2  тыс.  московских

школьников пришли на промышленные предприятия, что бы  заменить  ушедших  на

фронт. В начале июля свыше 1,5  тыс.  школьников  Томска  встали  за  станки

вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло  и  ширилось  движение

“Молодёжь  -  на  производство!”.   В   это   движение   быстро   включились

старшеклассники.  В  декабре  1941  года   школьники   г.   Горького   взяли

обязательства   без   отрыва   от   учёбы   помогать   предприятиям   лёгкой

промышленности в быстрейшем выполнении  заказов  фронта.  После  уроков  они

работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы  на  дом  и

изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в  пошиве

обмундирования. Слайд 58

Дети сел и деревень от зари до зари работали в поле наравне  

со взрослыми.

2 чтец   Слайд 59

Уже в первые, тяжелые дни для Родины, руководство страны рассматривало эвакуацию как важнейшую, неотложную задачу по укреплению тыла Красной Армии, как решающее звено в перестройке жизни страны на военный лад. На восток, в том числе в Казахстан, были передислоцированы заводы, фабрики, мастерские.

Но была эвакуация в Казахстан несколько другого рода, о которой все должны знать.

1 чтец   Слайд 60, 61

Документы, находящиеся на государственном хранении в Центральном архиве научно-технической документации Республики Казахстан рассказывают об эвакуации самом дорогом наследии государства – детей. Уже в первые дни войны по линии органов здравоохранения в Казахстан начали перебазировать Детские дома и Дома малюток с западных окраин России, Украины, Белоруссии и Кавказа.

Трудящиеся Казахстана приняли в свои семьи детей, лишившихся родителей. Это был одним из проявлений патриотизма, в этом оказалась стремление советского человека помочь своему родному государству.

Дружеские отношения эвакуированных детей к Казахстану хорошо иллюстрирует стихотворение 10-летнего мальчика, уезжавщего к себе домой из эвакуации:      

Стих-е:

Когда пришла война,

Москве грозил удар,

Ты принял нас, красавец Казахстан!

Два года жили у тебя в гостях,

Гуляли долго мы в твоих лесах,

Но скоро мы уедем от тебя,

Москва уж шлет за нами поезда.

Но помнить будем мы тебя всегда,

Писать рассказы будем про тебя.

Когда уедем нас не забывай,

Красавец Казахстан, прощай!  

2 чтец  

В этом стихотворении наглядно проявляется благодарность эвакуированных детей к доброжелательности и гостеприимству казахского народа.  

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Слайд 63

Эпохой бессмертия мы рождены

И помнить обязаны свято:

Взрастило нас время, мы - дети войны,

За нас умирали солдаты

Песня «День без выстрела на земле»

КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

акимата г.Сарани

Внеклассное мероприятие

Музыкально-литературно-историческая композиция

«Детство под градом военной картечи»

Подготовила: учитель истории Теплякова И.А.

 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»

Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...

Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».

Акция «Засветись» проводится в  целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....