Творческий проект "Моя родословная"
классный час по истории (6 класс) по теме
Тема данного проекта является актуальной не только для обучающихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.
Тема проекта предполагает работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработают семейный герб, подберут семейный девиз.
Проект предусматривает занятия, которые проводятся один- два раза в месяц в виде классного часа. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой и оформлением родословной книги «Моя родословная».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_rodoslovnaya.docx | 199.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ Волчковской СОШ в с. Рахманино
Петровского района Тамбовской области
Творческий проект
Автор учитель истории и обществознания
Беляева Татьяна Анатольевна
Актуальность проекта.
Тема данного проекта является актуальной не только для обучающихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.
Тема проекта предполагает работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработают семейный герб, подберут семейный девиз.
Проект предусматривает занятия, которые проводятся один- два раза в месяц в виде классного часа. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой и оформлением альбома «Моя родословная».
Цель проекта:
1.Убедить в необходимости изучения истории своей семьи, своей родословной.
2.Привлечь внимание обучающихся к данной теме.
Задачи проекта:
1.Научить обучающихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями.
2.Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи.
3.Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.
4.Формировать коммуникативные умения детей.
Срок проведения проекта: октябрь-декабрь.
Этапы работы над проектом.
I этап. «Разработка проектного задания» (сбор информации, ознакомление с ней, начало оформления альбома) 3 занятия;
Вводное занятие: «Моя родословная».
ЦЕЛЬ: Познакомить школьников и родителей с понятиями «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.
1. Объяснение необходимости изучения своей родословной.
-Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?
-Для чего нужно знать историю своей семьи?
-Много ли вы знаете о своих бабушках и дедушках, прабабушках
и прадедушках?
-Знаете ли вы их имена, когда у них дни рождения?
-Какие у них профессии? Чем они занимались?
-Есть ли в вашем роду известные люди?
2. Раскрытие понятий «родословная», «генеалогия».
3. Работа с родителями.
Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода и оказания им посильной помощи в поисковой работе.
4. Поисковое задание.
Начало оформления альбома «Моя родословная книга».
2-е занятие: «Дорожите именем своим!
Тайна наших имен. Моя фамилия».
Цель:
познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени,
именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.
1.Вступительная беседа.
Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?
Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? Об этом сегодня узнаем.
2.Беседа «Из истории происхождения имен».
( Литература: П/ совет №5 2008 г., Сборник «Имя, характер, судьба.»)
3.Практическая работа.
«Ромашка» имен (дети рисуют ромашку и на каждом лепестке пишут варианты своего имени). Знакомство с понятием «тезки».
4.Поисковое задание.
Узнать историю своего имени.
5.Роль фамилии в жизни человека.
Беседа «Из истории возникновения фамилий».
6.Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии.
Оформление в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий».
3- занятие: «Моя родословная. Генеалогическое древо».
ЦЕЛЬ: систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического древа.
1.Беседа.
Родословная – это перечень поколений, имеющих одного предка.
А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.
Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, бабушках, дедушках, прадедушках и прабабушках и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое древо, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.
2.Практическое задание.
Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая родословная? Посмотрите, до какого колена вы дошли?
Составление генеалогического древа с помощью родителей.
II ЭТАП:
(сбор информации, ознакомление с ней, обсуждение вопросов оформления проекта).7 занятий и самостоятельная работа со страничками альбома «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».
4-занятие: «Фамильный герб и девиз».
ЦЕЛЬ: познакомить с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи;
сформировать понятие «девиз»; подобрать девиз для своей семьи.
1.Беседа.
Вы составили свою родословную и генеалогическое древо.
Теперь вам предстоит придумать свой фамильный герб.
-Как вы думаете, что должен отображать герб?
2.Практическое задание.
Составить герб семьи и рассказать о нем.
3.Выставка гербов. Рассказы о них.
4.Девиз. У всех владельцев герба должен быть фамильный девиз, который должен отражать мир семьи. Найти подходящий девиз для вашей семьи могут помочь пословицы. Например: «Береги честь смолоду», «Терпенье и труд все перетрут», «Век живи – век учись», «Без дела жить – только небо коптить». Мудрых пословиц много, и если вы попросите помощи у родителей, то вам удастся найти подходящую для девиза своей семье.
5.Практическое задание.
Подобрать девиз семьи и записать его на ленте, расположенной внизу герба.
5-занятие: «Мои мама и папа».
ЦЕЛЬ:
Выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы),
воспитывать интерес к различным профессиям.
1.Рассказы детей, когда родились их родители, где учились,
какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.
-Что вы знаете о празднике 23 февраля?
-Какой самый светлый и добрый праздник мы отмечаем весной?
(чтение стихов о маме)
2.Сегодня мы начнем заполнение следующей странички нашего альбома «Моя родословная», которая называется «Мои мама и папа».
2.Поисковое задание.
Запишите рассказ о своих мамах и папах в новую страничку альбома.
6- занятие: «МОИ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ».
ЦЕЛЬ:
Способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестер.
1.БЕСЕДА.
У кого есть родные брат или сестра?
Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сестрам. Расскажите, что вы знаете о своих братьях и сестрах?
Если у вас нет родных братьев и сестер, то можете рассказать о
двоюродных.
2.Практическое задание.
Заполните страничку о ваших братьях и сестрах.
7- занятие: «МОИ ДЕДУШКА И БАБУШКА».
ЦЕЛЬ:
Выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях.
1.Беседа.
Сегодня настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках - бабушках и дедушках! И папиным, и маминым родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома.
-Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?
-Попросите маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросите их рассказать о себе.
-Какие профессии были у ваших бабушек и дедушек, чем они занимались?
-Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели, художники, мастера других профессий?
2.Практическое задание.
Заполните страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам.
8- занятие: «МОИ ПРАДЕДУШКА И ПРАБАБУШКА».
ЦЕЛЬ:
Выяснить, что дети знают о своих прадедушках и прабабушках, о профессиях своих предков, их занятиях.
1.БЕСЕДА.
-Что вы знаете о своих прадедушках и прабабушках?
-Попросите своих бабушек и дедушек рассказать о своих родителях т. е. ваших прабабушках и прадедушках.
2.Практическое задание.
Заполните страничку альбома «Моя родословная» о прабабушках и прадедушках.
9- занятие: «СЛЕД ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ».
ЦЕЛЬ:
Воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам, гордости за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны.
1.Беседа о Великой Отечественной войне.
-Кто из ваших родственников участвовал в этой страшной войне?
-Где воевали и какие имеют награды?
2.Чтение стихов о Великой Отечественной войне.
2.Практическое задание.
Оформите страничку в своем альбоме, посвященную родствен-
никам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны.
10- занятие: «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ».
ЦЕЛЬ:
Прививать уважение к семейным традициям, формировать культуру поведения в проведении семейных праздников, воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.
1.БЕСЕДА:
-Как вы понимаете слово «традиции»?
Традиции - это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются. Традиции бывают семейные, классные, школьные и даже государственные.
Сегодня мы поговорим о семейных традициях.
-Какие книги вы читаете дома? Читаете ли вместе с родителями?
Обсуждаете ли прочитанное?
-Какие передачи вы смотрите по телевизору? Какие передачи желательно смотреть?
-Какие праздники вы знаете? Какие праздники отмечают в вашей семье? Почему отмечаются эти праздники?
-Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в вашей семье?
Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях.
-Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки?
2.Ролевые ситуации и их обсуждение.
3.Какие есть традиции у ваших бабушек и дедушек?
-Чем любят заниматься в вашей семье? Расскажите об увлечениях ваших пап и мам.
2.Практическое задание.
Заполните страничку в альбоме, посвященную семейным традициям.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
«СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ТЫ ОБЯЗАН МНОГИМ ПОКОЛЕНИЯМ СВОЕЙ СЕМЬИ».
ЦЕЛЬ:
подвести итог работы над книгой «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».
1.БЕСЕДА.
Мы с вами совершили путешествие по страницам истории семьи; восстановили, насколько это возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз. Вы поняли, что своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Вы в этой жизни неодиноки и должны дорожить всеми своими родственниками.
Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать. Спешите делать добро!
- Практическое задание.
Составьте «Календарь дней рождения и семейных праздников»- ведь вы теперь знаете дни рождения родственников и какие семейные праздники отмечают у вас в семье! С его помощью вы никогда не забудете вовремя поздравить своих родных и близких. Надо только регулярно в него заглядывать.
- Проведение классного часа на тему «Я и моя семья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Моя родословная»
Проект «Моя родословная»Направление проекта: Сохранение памяти о истории семьи, городаЦель проекта: изучить историю своей семьи, своей фамилии, составить родословную, построить генеалогическое д...
Классные часы "Моё родословное древо"
Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...
Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.
Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...
Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса
Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....
Исследовательская работа "Моя Родословная"
Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...
Творческая работа "Моя родословная"
Цель: Проследить родословную своей семьи, узнать происхождение имен....
Моя родословная. Как создать родословную
В презентации представлена инструкция по составлению генеалогического древа....