"Время не властно над памятью"
классный час по истории (8 класс) по теме

Кузнецова Оксана Александровна

Разработка классного часа, посвященная  полному кавалеру орденов Славы Василию Романовичу Платонову, нашему земляку-герою, чье имя носит МБОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная школа  Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_platonov.docx223.51 КБ
Файл ustnyy_zhurnal.pptx968.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                      «Надеждинская средняя общеобразовательная школа                                                       имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова                                                        Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»                                        

Устный журнал:

«Время не властно над памятью…»

(посвящается  полному кавалеру орденов Славы                                     Василию Романовичу Платонову,                                                               нашему земляку-герою, чье имя носит МБОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная школа  Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»).

Провела  учитель

 истории и обществознания

МБОУ «Надеждинская СОШ»

Кузнецова Оксана Александровна

2012-2013 учебный год

Цели:

1.Формировать у школьников уважительное  отношение к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.

2.Развивать коммуникативные и креативные способности обучающихся, их умения и навыки в поиске, обработке, систематизации и передаче информации.

3.Воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, своих родственников; уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Подготовительная работа:

I.Определение классным руководителем совместно с ребятами 8 класса темы и формы проведения в классном сообществе дела, посвящённого 68-годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

II.Обучающимся предлагается во время зимних каникул вместе с родителями, бабушками и дедушками полистать семейный альбом, найти в нем фотографии родственников – участников Великой Отечественной войны, побольше узнать о военном периоде их жизни и подготовить на их основе рассказ об одной из фотографий и о судьбе человека, запечатленного на ней.

III.Подготовка к проведению устного журнала, включающего в себя следующие странички: Архивная; Гостевая; Документальная; Литературно-музыкальная; Рекламная (презентация).

Оформление, оборудование и инвентарь:

А) Карта Ветерана; иллюстрации о Великой Отечественной войне;  

Б) Магнитофон и аудиокассеты («День Победы», «За того парня»);

В) Презентация Устного журнала «Время не властно над памятью…»;

Г) Выставка книг о Великой Отечественной войне; живые цветы

(Гвоздики памяти).

Ход устного журнала:

Звучит песня «День Победы»

Учитель: Ребята! Нет семьи, нет дома, которого бы не коснулось военное горе. У каждого свой счёт к войне. Но мы победили! И годы не стёрли в душе каждого из нас те раны, которые нанесла нам война, не вычеркнули из памяти тех, кто погиб и кто остался жив, освобождая нашу родную землю.

Есть имена, которые мало только повторять бессчетно. Не становятся ли они от этого стёртыми? Слишком привычными? Много повторяем, да мало рассказываем. Людям, родившимся после войны, даже трудно себе представить, что значит слово «ВОЙНА».

Учитель: Сегодня я предлагаю вам задуматься над тем, что такое человеческая память. Подумайте и через минуту продолжите предложение:

«Память – это…» Ответы ребят. (Свойство человеческого мозга запоминать факты…)

Учитель: Но у слова «Память» есть ещё и другие значения. О них хотелось бы вспомнить накануне самого замечательного праздника – Дня Победы. Об этом празднике часто говорят «Со слезами на глазах». Почему?

-Ответы ребят.

Учитель: Я приглашаю вас пролистать странички нашего Устного журнала «Время не властно над памятью…» (слайд 1,2)

Память, память, за собою позови
В те далёкие, промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.

Память, память, ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

Учитель:  Первая страничка нашего журнала называется «Архивная» (3 слайд)

*Словарная работа: АРХИВ

Известно выражение: «Без знания прошлого невозможно понять настоящее». Отсюда ясно, насколько большое значение имеет деятельность архивов – этих хранителей истории.

Архив - это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

*На доске: Карта Ветерана «Они сражались за Родину».

Рассказ учителя: (архивные данные – Надеждинский сельский совет)

Учитель: С началом Великой Отечественной войны на защиту Отечества призвали  370 жителей, из них погибло 252, вернулись в родные места – 118 человек.

Учитель: Вторая страничка «Гостевая» (4 слайд). И следующее значение слова «Память», о котором мы сегодня говорим, связано как раз с воспоминаниями о ком-то или о чём-то.

Столько славных ветеранов

Было в нашем селе.

И Василий Платонов

Был в их числе.

Был он обычный парень,

Много таких на селе:

Землю любил, а она

Его любила вдвойне.

И вдруг, как гром среди ясного неба-

Черная весть –война.

И много людей из сел района

Война к себе призвала.

Храбро сражался Василий,

Не прятался он за друзей.

А в минуты затишья

Душа стремилась к просторам полей.

Походить бы сейчас по родной стороне.

Увидать бы родных, поклониться земле.

Поклониться за то, что отвагу дала,

Что в минуты опасности жизнь сберегла.

                                                Гатина С.А.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас разговор пойдет о человеке, имя которого носит наша школа – о Василии Романовиче Платонове.

  1. «Босоногое детство героя» (слайд 5)

Родился Василий в августе 1923 года в деревне Кичкеево Кайбицкого района Татарии в крестьянской семье. Семья, как у большинства в те далекие годы, с трудом сводила концы с концами. На долю Васи выпали все те скупые радости и малые огорчения, что выпадали сельской детворе в 20-30 годы двадцатого века. Огорчения – это частое ощущение несытости из-за скудной по бедности еды, более чем скромная одежда, нехитрый на развлечения досуг. Радости же –это прежде всего необъятная ширь сельской природы, купание, рыбалка на реке, походы в лес по грибы и ягоды, - словом, то, что в городе ни за какие деньги не купишь. Солнце, воздух, вода – что еще важнее  для здоровья? Да еще крестьянский труд, привычный с детских лет. После окончания пяти классов Вася, как и тысячи сельских сверстников по стране, поступил на работу в недавно созданный колхоз. Физически крепкого и улыбчивого парня полюбили и вскоре ему доверили трактор. Вокруг знакомые с детства поля, вдали змеится речка Кубня, и от такой красоты пела душа у Василия. И хотя дел было много, работать  было весело.

  1.  «Боевой путь солдата»  (слайд 6)

Грянула Великая Отечественная война. В мае сорок второго года призвали в армию и Василия. Направили его в 266-й гвардейский стрелковый полк 88-й гвардейской дивизии. Однажды Василий вызвался добровольцем в разведку. Вылазка прошла удачно, добытый «язык» дал ценные сведения. Так он стал полковым разведчиком. К врожденным качествам, таким, как смекалка и наблюдательность, в практике повседневных буден при выполнении заданий постигались премудрости войсковой разведки. Нередко, скрытно перейдя линию фронта, группа производила разведку боем. А сколько раз, чтобы что-то выявить, приходилось не одни сутки лежать ниже травы, выжидая удобного момента. За три долгих года войны Василий потерял многих дорогих его сердцу людей, и эти потери ранили душу, вызывая ярость мстить беспощадно врагу. И эта ярость удваивала силы и смелость бойца, заставляла действовать хладнокровно и расчетливо в боях по обороне правого берега Северного Донца, освобождению Донбасса, Правобережной Украины.

  1. «Орден Славы 3 степени» (слайд 7)

Весна сорок четвертого на Украине в полном разгаре. Буйствует зелень, все цветет, источая пряные запахи, но разведчикам не до красот природы. Началась Одесская наступательная операция. Гвардии рядовой Платонов получает задание в составе группы перейти линию фронта в районе села Баланины Одесской области и добыть «языка». Платонов и его товарищи весь день вели наблюдение за перемещениями в траншее врага , а вечером внезапно набросились на немцев, одного взяли в плен, а остальных пришлось уничтожить. Группу немцы обнаружили, открыли беспорядочный огонь, но разведчики успели благополучно возвратиться в часть. За проявленную смелость Платонов вместе с товарищами был награжден орденом Славы 3 степени.

  1. «Орден Славы 2 степени» (слайд 8)

В июле-августе полк в составе 1-го Белорусского фронта вел бои на территории Белоруссии. Задача разведки состояла в выявлении резервов, перемещении техники, живой силы противника и передаче сведений по рации в штаб. Перед форсирование реки Западный Буг разведчики получили задание отыскать место для переправы. Группа во главе с младшим сержантом Платоновым ночью переправилась через реку южнее польского города Влодава. Платонов первым, увлекая товарищей, ворвался в траншею на вражеском берегу реки и из автомата уничтожил пулеметный расчет, открыв дорогу для переправы стрелкам. За это ратное свершение он был награжден орденом Славы 2 степени.

  1. «Орден Славы 1 степени»  (слайд 9)

Наступил сорок пятый год. Продолжалось наступление в направлении к Висле, по берегам которой немцами была возведена  мощная оборона.14 января в боях по прорыву обороны немцев в районе населенного пункта Геленувек, что юго-западнее Варшавы, Платонов снова отличился. Он вновь первым ворвался в траншею врага, уничтожил огнем автомата несколько солдат, забросал гранами дзот и два пулемета, захватил в плен четыре «языка». За проявленные в этом бою отвагу и умелые действия сержант Василий Платонов был награжден орденом Славы 1 степени.

  1. «Трудовые будни фронтовика» (слайд 10)

Вернулся полный кавалер солдатской Славы Василий Платонов  домой, в село Кичкеево Кайбицкого района, работал в колхозе. Жаль, недолгую жизнь отмерила ему судьба. Видно, не прошли даром перенесенные на фронте лишения, ранения, подорвали здоровье. Умер герой в феврале 1967 года, в возрасте сорока четырех лет.

Учитель: Подвиги воинов, беззаветно служивших Родине, защищавших ее в годы тяжелейших испытаний , по праву являются примером для будущих поколений, образцом  выполнения воинского долга.

Великая Отечественная война – это героическая страница в биографии не только России, но и большинства семей, вынесших суровые испытания военного лихолетья. Помните, я предложила вам вместе со своими родителями, бабушками и дедушками полистать семейный альбом и найти фотографии своих родственников, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками? Я думаю, что каждый из вас старался выполнить это задание.

Время не властно над памятью,

Сколько бы лет ни прошло.

И войны этой тяжкое бремя

Нам забывать не дано.

Учитель:  Третья страничка нашего журнала называется «Документальная» (слайд  11)

Во все времена и у всех народов высоко ценился ратный подвиг на поле брани. Воину, отмеченному знаками отличия, всегда воздавалась честь и хвала. Особенно ценился личный подвиг. Его совершали люди, одаренные смелостью и отвагой, любящие свою Родину и свой народ. Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года, вручался он последовательно. Лишь награжденный третьей степенью мог получить вторую, а затем и первую степень». Орденом Славы награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия». Орден Славы первой степени –золотой, второй –серебряный с золотой серединой, третьей –серебряный.

Четвертая страничка нашего журнала: «Старые фотографии рассказывают…»   (слайд 12)

Эпиграф: Льются с этих фотографий

                   Океаны биографий,

                   Жизнь, в которых вся до дна,

                   С нашей переплетена…

(8-классники рассказывают о своих родственниках, принимавших участие в войне с немецкими захватчиками, об их подвигах, наградах; показывают их фотографии).

Учитель: Конечно, вы гордитесь и рады тому, что у вас  есть такие родственники. Но, в то же время, вам наверняка стало грустно, когда вы осознали, что многих из них уже нет в живых. Но память о них живёт и будет жить в наших сердцах! Сегодня мы с вами как бы оживили на небольшое мгновение фотографии, которые хранятся в наших семейных альбомах, освежили свою память воспоминаниями, рассказали о тех людях, которые героически защищали свободу и независимость Отечества. Многие из них погибли в годы войны или умерли от полученных ран уже в мирное время.

Вечная им ПАМЯТЬ! (слайд 13)

Учитель:  Пятая страничка нашего журнала называется «Литературно-музыкальная»     (слайд 14).

Звучит песня «За того парня» слова…., музыка…. (на фоне музыки учащийся читает стихотворение)

Время не властно над памятью –

Память людей не убить.

И потому в эти майские праздники

Сердце печально стучит.

Сердце стучит по погибшим,

Тем, кто погиб на войне,

Тем, вернулся израненым,

Частичку себя, оставив в огне.

Ветеранов так мало осталось…

Тут и возраст и прошлые раны войны.

Но как прежде, Девятого мая,

Соберутся на поверку они.

Соберутся, чтобы вспомнить

То, что не могут забыть,

Чтоб минутой молчания

Память погибших почтить.

Время, время… бежит без оглядки

Для кого-то война – исторический факт.

А во многих домах, в потертой шкатулке,

Фронтовые медали лежат.

И уже не дети, не внуки- правнуки спросят:

«А что за медаль? Почему у старой прабабушки

Затаилась в глазах печаль?»

Над памятью не властно время,

Сколько бы лет не прошло.

И войны это тяжкое бремя

Нам забывать, не дано.

Время не властно над памятью…

Помните, люди, о тех,

Кто в трудные, грозные годы

Сумел защитить нас всех.

                    Гатина С.А.

Учитель: Про Великую Отечественную войну нам ещё могут рассказать сами герои этой войны, живые свидетели и участники, то есть те, кто пережил её и внёс свой вклад в Победу. Их, к сожалению, немного осталось среди нас.

И мы – последнее поколение, которое может поговорить с участниками ВОв. У тех, кто родится после нас, уже не будет такой возможности.

Учитель: Я обращаюсь к вам, дорогие ребята и ко всем присутствующим с такими словами:

«Берегите ветеранов войны, участников  военных событий, которые живут вместе и рядом с вами, ведь благодаря им  - живём мы!» (слайд 15)

Низкий  ПОКЛОН!

*Подведение итогов.

Рефлексия.

1.Доволен ли ты тем, как прошёл устный журнал?  

2.Было ли тебе интересно?

3.Сумел ли ты приобрести новые знания?  

4.Что особенно понравилось на занятии?

Учитель: Наш устный журнал подошёл к концу. Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный журнал : « Время не властно над памятью…» Посвящается полному кавалеру орденов Славы Василию Романовичу Платонову , нашему земляку-герою, чье имя носит МБОУ « Надеждинская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» Автор: учитель истории и обществознания МБОУ « Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» Кузнецова Оксана Александровна

Слайд 2

«Время не властно над памятью…» Память , память, за собою позови В те далёкие, промчавшиеся дни, Ты друзей моих погибших оживи, А друзьям живущим молодость верни. Память , память, ты же можешь, ты должна На мгновенье эти стрелки повернуть. Я хочу не просто вспомнить имена, Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

Слайд 3

«Архивная» «Без знания прошлого невозможно понять настоящее » Призвано- 370 жителей, из них погибло - 252, вернулись в родные места – 118 человек.

Слайд 4

«Гостевая» Столько славных ветеранов Было в нашем селе. И Василий Платонов Был в их числе. Был он обычный парень, Много таких на селе: Землю любил, а она Его любила вдвойне. И вдруг, как гром среди ясного неба- Черная весть –война. И много людей из сел района Война к себе призвала. Храбро сражался Василий, Не прятался он за друзей. А в минуты затишья Душа стремилась к просторам полей. Походить бы сейчас по родной стороне . Увидать бы родных, поклониться земле. Поклониться за то, что отвагу дала, Что в минуты опасности жизнь сберегла. Гатина С.А.

Слайд 5

Василий Романович Платонов «Босоногое детство героя» Родился Василий в августе 1923 года в деревне Кичкеево Кайбицкого района Татарии в крестьянской семье. Семья, как у большинства в те далекие годы, с трудом сводила концы с концами. На долю Васи выпали все те скупые радости и малые огорчения, что выпадали сельской детворе в 20-30 годы двадцатого века. Огорчения – это частое ощущение несытости из-за скудной по бедности еды, более чем скромная одежда, нехитрый на развлечения досуг. Радости же –это прежде всего необъятная ширь сельской природы, купание, рыбалка на реке, походы в лес по грибы и ягоды, - словом, то, что в городе ни за какие деньги не купишь. Солнце, воздух, вода – что еще важнее для здоровья? Да еще крестьянский труд, привычный с детских лет. После окончания пяти классов Вася, как и тысячи сельских сверстников по стране, поступил на работу в недавно созданный колхоз. Физически крепкого и улыбчивого парня полюбили и вскоре ему доверили трактор. Вокруг знакомые с детства поля, вдали змеится речка Кубня , и от такой красоты пела душа у Василия. И хотя дел было много, работать было весело.

Слайд 6

«Боевой путь солдата» Грянула Великая Отечественная война. В мае сорок второго года призвали в армию и Василия. Направили его в 266-й гвардейский стрелковый полк 88-й гвардейской дивизии. Однажды Василий вызвался добровольцем в разведку. Вылазка прошла удачно, добытый «язык» дал ценные сведения. Так он стал полковым разведчиком. К врожденным качествам, таким, как смекалка и наблюдательность, в практике повседневных буден при выполнении заданий постигались премудрости войсковой разведки. Нередко, скрытно перейдя линию фронта, группа производила разведку боем. А сколько раз, чтобы что-то выявить, приходилось не одни сутки лежать ниже травы, выжидая удобного момента. За три долгих года войны Василий потерял многих дорогих его сердцу людей, и эти потери ранили душу, вызывая ярость мстить беспощадно врагу. И эта ярость удваивала силы и смелость бойца, заставляла действовать хладнокровно и расчетливо в боях по обороне правого берега Северного Донца, освобождению Донбасса, Правобережной Украины.

Слайд 7

Василий Романович Платонов – полный кавалер орденов Славы «Орден Славы 3 степени» Весна сорок четвертого на Украине в полном разгаре. Буйствует зелень, все цветет, источая пряные запахи, но разведчикам не до красот природы. Началась Одесская наступательная операция. Гвардии рядовой Платонов получает задание в составе группы перейти линию фронта в районе села Баланины Одесской области и добыть «языка». Платонов и его товарищи весь день вели наблюдение за перемещениями в траншее врага , а вечером внезапно набросились на немцев, одного взяли в плен, а остальных пришлось уничтожить. Группу немцы обнаружили, открыли беспорядочный огонь, но разведчики успели благополучно возвратиться в часть. За проявленную смелость Платонов вместе с товарищами был награжден орденом Славы 3 степени.

Слайд 8

«Орден Славы 2 степени» В июле-августе полк в составе 1-го Белорусского фронта вел бои на территории Белоруссии. Задача разведки состояла в выявлении резервов, перемещении техники, живой силы противника и передаче сведений по рации в штаб. Перед форсированибле реки Западный Буг разведчики получили задание отыскать место для переправы. Группа во главе с младшим сержантом Платоновым ночью переправилась через реку южнее польского города Влодава . Платонов первым, увлекая товарищей, ворвался в траншею на вражеском берегу реки и из автомата уничтожил пулеметный расчет, открыв дорогу для переправы стрелкам. За это ратное свершение он был награжден орденом Славы 2 степени.

Слайд 9

«Орден Славы 1 степени» Наступил сорок пятый год. Продолжалось наступление в направлении к Висле, по берегам которой немцами была возведена мощная оборона.14 января в боях по прорыву обороны немцев в районе населенного пункта Геленувек , что юго-западнее Варшавы, Платонов снова отличился. Он вновь первым ворвался в траншею врага, уничтожил огнем автомата несколько солдат, забросал гранами дзот и два пулемета, захватил в плен четыре «языка». За проявленные в этом бою отвагу и умелые действия сержант Василий Платонов был награжден орденом Славы 1 степени.

Слайд 10

Трудовые будни фронтовика Вернулся полный кавалер солдатской Славы Василий Платонов домой, в село Кичкеево Кайбицкого района, работал в колхозе. Жаль, недолгую жизнь отмерила ему судьба. Видно, не прошли даром перенесенные на фронте лишения, ранения, подорвали здоровье. Умер герой в феврале 1967 года, в возрасте сорока четырех лет.

Слайд 11

«Документальная» Во все времена и у всех народов высоко ценился ратный подвиг на поле брани. Воину, отмеченному знаками отличия, всегда воздавалась честь и хвала. Особенно ценился личный подвиг. Его совершали люди, одаренные смелостью и отвагой, любящие свою Родину и свой народ. Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года, вручался он последовательно. Лишь награжденный третьей степенью мог получить вторую, а затем и первую степень». Орденом Славы награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия». Орден Славы первой степени –золотой, второй –серебряный с золотой серединой, третьей –серебряный.

Слайд 12

«Старые фотографии рассказывают…»

Слайд 13

Вечная память героям!

Слайд 14

«Литературно-музыкальная» Время не властно над памятью… Время, время… бежит без оглядки Для кого-то война – исторический факт. А во многих домах, в потертой шкатулке, Фронтовые медали лежат. И уже не дети, не внуки- правнуки спросят: «А что за медаль? Почему у старой прабабушки Затаилась в глазах печаль ?» Над памятью не властно время, Сколько бы лет не прошло. И войны это тяжкое бремя Нам забывать, не дано. Время не властно над памятью… Помните, люди, о тех, Кто в трудные, грозные годы Сумел защитить нас всех. Гатина С.А. Время не властно над памятью – Память людей не убить. И потому в эти майские праздники Сердце печально стучит. Сердце стучит по погибшим, Тем , кто погиб на войне, Тем, вернулся израненым , Частичку себя, оставив в огне. Ветеранов так мало осталось… Тут и возраст и прошлые раны войны. Но как прежде, Девятого мая, Соберутся на поверку они. Соберутся, чтобы вспомнить То, что не могут забыть, Чтоб минутой молчания Память погибших почтить.

Слайд 15

«Берегите ветеранов войны, участников военных событий, которые живут вместе и рядом с вами, ведь благодаря им - живём мы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер Памяти "Время выбрало нас..."

Вечер Памяти "Время выбрало нас..." ( с приглашением воинов-интернационалистов)...

Взаимодействие школьного ученического сообщества с местными властными структурами

Данная статья содержит информацию об основных путях взаимодействия школьного ученического сообщества с местными властными структурами. Содержание статьи  показывает  важные  направления...

Время над памятью не властно...

Проект предназначен для учащихся старших классов общеобразовательной школы или студентов колледжей и вузов и направлен на изучение темы "Мой город во время Великой Отечественной войны". В процессе раб...

Власть, политика.Типология властных отношений

Конспект урока обществознания в 10 классе....

Коррекционная программа по развитию памяти, внимания, мышления для детей с ОВЗ во внеурочное время

Коррекционно - развивающая работа по развитию памяти, внимания детей с ОВЗ, направленная на адаптацию к социуму...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Урок внеклассного чтения по литературе для учащихся 9-11 классов «МЫ ВЛАСТНЫ НАД СВОЕЙ ДУШОЙ? ПО ПОВЕСТИ ЛИДИИ ЧУКОВСКОЙ «СОФЬЯ ПЕТРОВНА»

О сталинских репрессиях на уроках литературы мы говорим в 11 классе в связи   с обращением к биографическому материалу  некоторых писателей и поэтов, а также при изучении произведения А...