Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловского Ф.А.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).
Рабочая программа содержит 56 тем, включая пропедевтический курс. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 12 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.
При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 5 классе:
Цели курса:
{C}1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
{C}2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
{C}3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
{C}1. формирование исторического мышления учащихся;
{C}2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
{C}3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
{C}4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
{C}5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
{C}6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
{C}7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Используемые УМК:
{C}- Михайловский Ф.А. Программа курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2005.
{C}- Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение», 2005
{C}- Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – 6-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
{C}- Годер Г.И. Рабочая тетрадь. В двух частях. – М.: Просвещение, 2007.
{C}- Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс. 12-е изд., – М.: Дрофа-Дик, 2008
{C}- Электронное пособие. Всеобщая история. История Древнего мира
На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
{C}o {C}Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
{C}o {C} Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
{C}o {C} Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
{C}o {C}Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
{C}o {C}Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Содержание тем
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Корректировка | Форма организации учебных занятий | Вид контроля | |
теория | практика | ||||||
1. | Пропедевтический курс | 10 |
|
| 8 | 2 | Самостоятельная работа 1, тест - 1 |
2. | Жизнь первобытных людей | 6 |
|
| 5 | 1 | Контрольная работа |
3. | Древний Восток | 16 |
|
| 11 | 4 | Тест – 3, контрольная работа - 1 |
4. | Древняя Греция | 17 |
|
| 14 | 3 | Тест – 2, контрольная работа – 1 |
5. | Древний Рим | 19 |
|
| 16 | 3 | Тест – 2, контрольная работа – 1 |
6. | Резерв на итоговое повторение | 2 |
|
| 2 |
|
|
| Итого | 70 |
|
| 58 | 12 |
|
Количество письменных работ
№ п\п | Название работы | Количество часов | Дата | Корректировка | Вид работы |
1. | Счет лет в истории | 1 |
|
| Самостоятельная работа |
2. | Переход к цивилизации | 1 |
|
| Контрольная работа |
3. | Первые цивилизации | 1 |
|
| Тест |
4. | Древний Египет | 1 |
|
| Тест |
5. | Западная Азия | 1 |
|
| Тест |
6. | Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру | 1 |
|
| Контрольная работа |
7. | Образование мира полисов | 1 |
|
| Тест |
8. | Вклад древних греков в развитие мировой культуры | 1 |
|
| Тест |
9. | Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока | 1 |
|
| Контрольная работа |
10. | Рост Римского государства | 1 |
|
| Тест |
11. | Падение республики в Риме | 1 |
|
| Тест |
12. | Вклад греков и римлян в мировую культуру | 1 |
|
| Контрольная работа |
| Итого | 12 |
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istor5_klass_2012.docx | 58.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мещеряковская основная общеобразовательная школа
Буинского муниципального района Республики Татарстан»
РАССМОТРЕНО |
| УТВЕРЖДАЮ |
на МО учителей … Протокол №__ от_____ Руководитель МО __________________ |
| Директор МБОУ «Мещеряковская ООШ» Ф.Ф.Фахрутдинов Приказ №____от «__»______г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(основное общее образование)
по истории древнего мира для 5 класса
учителя истории второй квалификационной категории
Каримова Марселя Вагизовича
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол №__ от________
с.Мещеряково, 2012
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловского Ф.А.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).
Рабочая программа содержит 56 тем, включая пропедевтический курс. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 12 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.
При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 5 классе:
Цели курса:
- формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
- развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
- приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Используемые УМК:
- Михайловский Ф.А. Программа курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2005.
- Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение», 2005
- Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – 6-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь. В двух частях. – М.: Просвещение, 2007.
- Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс. 12-е изд., – М.: Дрофа-Дик, 2008
- Электронное пособие. Всеобщая история. История Древнего мира
На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
- Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
- Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Содержание тем
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Корректировка | Форма организации учебных занятий | Вид контроля | |
теория | практика | ||||||
1. | Пропедевтический курс | 10 | 8 | 2 | Самостоятельная работа 1, тест - 1 | ||
2. | Жизнь первобытных людей | 6 | 5 | 1 | Контрольная работа | ||
3. | Древний Восток | 16 | 11 | 4 | Тест – 3, контрольная работа - 1 | ||
4. | Древняя Греция | 17 | 14 | 3 | Тест – 2, контрольная работа – 1 | ||
5. | Древний Рим | 19 | 16 | 3 | Тест – 2, контрольная работа – 1 | ||
6. | Резерв на итоговое повторение | 2 | 2 | ||||
Итого | 70 | 58 | 12 |
Количество письменных работ
№ п\п | Название работы | Количество часов | Дата | Корректировка | Вид работы |
1. | Счет лет в истории | 1 | Самостоятельная работа | ||
2. | Переход к цивилизации | 1 | Контрольная работа | ||
3. | Первые цивилизации | 1 | Тест | ||
4. | Древний Египет | 1 | Тест | ||
5. | Западная Азия | 1 | Тест | ||
6. | Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру | 1 | Контрольная работа | ||
7. | Образование мира полисов | 1 | Тест | ||
8. | Вклад древних греков в развитие мировой культуры | 1 | Тест | ||
9. | Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока | 1 | Контрольная работа | ||
10. | Рост Римского государства | 1 | Тест | ||
11. | Падение республики в Риме | 1 | Тест | ||
12. | Вклад греков и римлян в мировую культуру | 1 | Контрольная работа | ||
Итого | 12 |
Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе
Учитель: Каримов Марсель Вагизович
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 4 , зачетов - , тестов – 7 .
Планирование составлено на основе государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловского Ф.А.
Учебник История Древнего мира. Михайловский Ф.А., - М.: Русское слово, 2006 г.
Дополнительная литература приложение 1.
Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Базисного учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №189;
- Примерная программа основного общего образования по истории www.edu.ru;
- Учебный план МБОУ «Мещеряковская СОШ Буинского района РТ» на 2012-2013 учебный год;
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
Пропедевтический курс (10 часов) | ||||||||
1. | Введение. | 1 | вводный | вопросы | Работать со справочным аппаратом книги | с.3-5-прочитать, в.3-письменно | ||
2. | Что изучает история | 1 | изучение нового материала | вопросы | Знать, что такое история | Материал об историческом прошлом | ||
3. | Историческая хронология | 1 | практикум | работа с календарем | Знать периоды истории «до н.э.» и «н.э.» | Работа с календарем | ||
4. | Счет лет в истории | 1 | урок счета лет | самостоятельная работа | Уметь определять век по дате, работать с линией времени | §6 с.34-38-прочитать, работа по линии времени | ||
5. | Историческая карта | 1 | изучение нового материала | вопросы | Уметь пользоваться исторической картой | Работа по карте | ||
6. | Историческая карта | 1 | комбинированный | работа по карте | Работа по карте | |||
7. | Источники исторических знаний | 1 | изучение нового материала | работа с источниками | Знать исторические источники | Анализ источников | ||
8. | Источники исторических знаний | 1 | комбинированный | работа с источниками | Уметь определять время создания исторических источников | Анализ источников | ||
9. | Вспомогательные исторические науки | 1 | изучение нового материала | вопросы | Знать науки, помогающие изучать прошлое | Работа по вопросам | ||
10. | Вспомогательные исторические науки | 1 | комбинированный | тест | Знать науки, помогающие изучать прошлое | Работа по вопросам | ||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия (6 часов) Глава 1. Собиратели и охотники (3 часа) | ||||||||
11. | Первые люди на земле | 1 | изучение нового материала | вопросы | Составлять рассказ по рисунку, сравнить древнейших и современных людей | §1 с.8-12-прочитать, в.7 | ||
12. | Открытия и изобретения древних охотников | 1 | комбинированный | вопросы | Называть признаки родовой общины | §2 с.13-18-прочитать, в.5 | ||
13. | Искусство и религия первобытных людей | 1 | путешествие | вопросы | Решать творческие задачи, работать с терминами | §3 с.18-23-прочитать, с.23-24-анализ документа | ||
Глава 2. У истоков цивилизации (3 часа) | ||||||||
14. | Возникновение земле-делия и скотоводства | 1 | комбинированный | работа с картой | Называть факторы, обусловившие «неолитическую революцию» | §4 с.25-30-прочитать, рисунок | ||
15. | От первобытности к цивилизации | 1 | комбинированный | вопросы | Давать самостоя-тельную оценку историческим явлениям | §5 с.30-34-прочитать | ||
16. | Повторение и проверка знаний «Переход к цивилизации» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Раздел 2. Древний Восток (16 часов) Глава 3. Цивилизации речных долин (4 часа) | ||||||||
17. | Египет – дар Нила | 1 | изучение нового материала | вопросы | Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника | §7 с.40-44-прочитать, с.45-анализ документов | ||
18. | Страна двух рек | 1 | изучение нового материала | опрос | Сравнивать геогра-фическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический текст | §8 с.46-50-прочитать, с.50-51-анализ документов | ||
19. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | комбинированный | опрос | Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи | §9 с.51-55-прочитать, в.3-5 | ||
20. | Индия и Китай в древности Повторение и проверка знаний «Первые цивилизации» | 1 | контрольный | тест | Анализировать исто-рический источник, уметь читать историческую карту | §10 с.56-60-прочитать, с.60-анализ документа | ||
Глава 4. Древний Египет (4 часа) | ||||||||
21. | Фараоны и пирамиды | 1 | комбинированный | опрос | Распознавать сущее-ственные признаки и интересы различных общественных групп | §11 с.61-65-прочитать, в.6 | ||
22. | Жизнь в Древнем Египте | 1 | комбинированный | вопросы | Использовать исто-рические источники, формулировать выводы | §12 с.66-69-прочитать, с.70-анализ документа | ||
23. | Завоевания фараонов | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §13 с.70-75-прочитать, в.5, с.75-анализ документа | ||
24. | Культура Древнего Египта Повторение и проверка знаний «Древний Египет» | 1 | контрольный | тест | Уметь самостоятель-но строить рассказ на основе разных источников информации | §14 с.76-80-прочитать | ||
Глава 5. Западная Азия (4 часа) | ||||||||
25. | Финикийские мореплаватели | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, анализировать исторический текст | §15 с.81-85-прочитать, в.5 | ||
26. | Древняя Палестина | 1 | комбинированный | вопросы | Пересказывать текст учебника, находить сходства и отличия религий | §16 с.85-90-прочитать, в.5, с.90-анализ документа | ||
27. | Ассирийская военная держава | 1 | комбинированный | решение исторических задач | Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника | §17 с.91-95-прочитать, в.5, с.96-анализ документа | ||
28. | Победители Ассирии Повторение и проверка знаний «Западная Азия» | 1 | контрольный | тест | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §18 с.96-100-прочитать, в.6 | ||
Глава 6. Великие державы Древнего Востока (4 часа) | ||||||||
29. | Образование державы Маурьев в Индии | 1 | практикум | взаимопроверка | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §19 с.101-106-прочитать | ||
30. | Единое государство в Китае | 1 | комбинированный | вопросы | Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника | §20 с.107-111-прочитать | ||
31. | Великая Персидская держава | 1 | практикум | решение исторических задач | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §21 с.112-116-прочитать, в.6 | ||
32. | Повторение и проверка знаний «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Раздел 3. Древняя Греция (17 часов) Глава 7. Древнейшая Греция (3 часа) | ||||||||
33. | Греция и Крит в эпоху бронзы | 1 | изучение нового материала | работа по карте | Пересказывать текст учебника, уметь читать историчес-кую карту | §22 с.119-123-прочитать, в.6, с.124-анализ документа | ||
34. | Поэмы Гомера | 1 | комбинированный | работа по карте | Характеризовать события и их участ-ников на основе текста учебника | §23 с.124-129-прочитать, анализ поэм | ||
35. | Боги и герои Эллады | 1 | комбинированный | опрос | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями | §24 с.129-133-прочитать, с.133-анализ документа | ||
Глава 8. рождение античного мира (3 часа) | ||||||||
36. | Греческие полисы и Великая колонизация | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать карту, пересказывать текст учебника | §25 с.135-138-прочитать | ||
37. | Афинский полис | 1 | комбинированный | работа по карте | Анализировать исторический источник | §26 с.139-143-прочитать, анализ законов Солона | ||
38. | Древняя Спарта Повторение и проверка знаний «Образование мира полисов» | 1 | контрольный | тест | Сопоставлять древнегреческие полисы в развитии | §27 с.144-147-прочитать | ||
Глава 9. Греко-персидские войны (2 часа) | ||||||||
39. | Герои Марафонской битвы | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту | §28 с.148-152-прочитать, в.5 | ||
40. | Персидское нашествие на Грецию | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту | §29 с.153-158-прочитать, с.159-анализ документа | ||
Глава 10. Могущество и упадок Афин (3 часа) | ||||||||
41. | Расцвет демократии в Афинах | 1 | практикум | решение исторических задач | Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах, делать выводы | §30 с.160-164-прочитать, в.1 | ||
42. | Хозяйственное разви-тие Греции в 5 в. до н.э. | 1 | комбинированный | работа с терминами | Уметь читать историческую карту | §31 с.165-168-прочитать, в.3,4 | ||
43. | Пелопонесская война | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту | §32 с.168-173-прочитать, в.5 | ||
Глава 11. Греческая культура (2 часа) | ||||||||
44. | Граждане, ученые и атлеты Греции | 1 | путешествие | опрос | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | §33 с.174-180-прочитать, в.5 | ||
45. | Архитекторы, скульп-торы, поэты Греции Повторение и проверка знаний «Вклад древних греков в развитие мировой культуры» | 1 | контрольный | тест | Пересказывать текст учебника | §34 с.181-186-прочитать, в.2 | ||
Глава 12. Македонские завоевания (4 часа) | ||||||||
46. | Возвышение Македонии | 1 | комбинированный | вопросы | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §35 с.187-191-прочитать, в.4, с.192-анализ документа | ||
47. | Завоевания Александра Македонского | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §36 с.192-197-прочитать, в.6 | ||
48. | Греческий Восток | 1 | путешествие | вопросы | Пересказывать текст учебника | §37 с.198-202-прочитать, в.4 | ||
49. | Повторение и проверка знаний «Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Раздел 4. Древний Рим (19 часов) Глава 13. Образование Римской республики (3 часа) | ||||||||
50. | Рим под властью царей | 1 | изучение нового материала | работа по карте | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §38 с.205-208-прочитать, в.5, с.208-анализ документа | ||
51. | Республика римских граждан | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §39 с.209-214-прочитать, в.4 | ||
52. | Рим во главе Италии | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §40 с.214-218-прочитать, в.5 | ||
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (3 часа) | ||||||||
53. | Первая война с Карфагеном | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §41 с.219-222-прочитать, в.5,6 | ||
54. | Война с Ганнибалом | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §42 с.223-228-прочитать, в.5, с.228-анализ документа | ||
55. | Рим – завоеватель Средиземноморья Повторение и проверка знаний «Рост Римского государства» | 1 | контрольный | тест | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §43 с.229-232-прочитать, в.6 | ||
Глава 15. Гражданские войны в Римской республике (5 часов) | ||||||||
56. | Народные трибуны – братья Гракхи | 1 | комбинированный | анализ источников | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §44 с.233-237-прочитать, в.5 | ||
57. | Сулла – первый военный диктатор Рима | 1 | комбинированный | опрос | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §45 с.237-240-прочитать, в.5 | ||
58. | Восстание Спартака | 1 | комбинированный | вопросы | Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации | §46 с.241-246-прочитать, в.4 | ||
59. | Цезарь – повелитель Рима | 1 | комбинированный | работа по карте | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §47 с.247-251-прочитать, с.252-анализ документа | ||
60. | Падение республики Повторение и проверка знаний «Падение республики в Риме» | 1 | контрольный | тест | Пересказывать текст учебника, делать выводы | §48 с.253-257-прочитать, в.6 | ||
Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи (3 часа) | ||||||||
61. | Октавиан Август | 1 | практикум | работа в группах | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §49 с.258-264-прочитать, в.5 | ||
62. | Цезари Рима | 1 | комбинированный | решение исторических задач | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §50 с.264-269-прочитать, в.5 | ||
63. | Жизнь в Римской империи | 1 | комбинированный | работа в группах | Сравнивать истори-ческие явления, делать выводы | §51-52 с.264-269-прочитать | ||
Глава 17. Закат античной цивилизации (5 часов) | ||||||||
64. | Кризис Римской империи в 3 в. | 1 | комбинированный | работа по карте | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §53 с.278-283-прочитать, в.7 | ||
65. | Христианство | 1 | комбинированный | вопросы | Пересказывать текст учебника, делать выводы | §54 с.283-288-прочитать, в.6 | ||
66. | Императоры Диоклетан и Константин | 1 | комбинированный | работа по карте | Сравнивать истори-ческие события, делать выводы | §55 с.289-293-прочитать, в.4 | ||
67. | Падение Западной Римской империи | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §56с.294-300-прочитать, в.5, с.300-анализ документа | ||
68. | Повторение и проверка знаний «Вклад греков и римлян в мировую культуру» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Повторение (2 часа) | ||||||||
69. | Повторение | 1 | путешествие | игра | ||||
70. | Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира | 1 | контрольный |
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
Знать/Понимать:
- Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
- Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
Уметь:
- Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
- Оперировать историческими понятиями и датами.
- Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
- Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
литература (приложение 1)
Учебная литература
Агафонов С.В. «Схемы по истории Древнего мира.5 класс»
Алексеев С.И. «Задачи по счёту лет истории Древнего мира. 5 класс»
Короткова М.В. «Дидактические материалы по истории Древнего мира»
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск I. Жизнь первобытных людей. Древний Восток.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск II. Древняя Греция. Древний Рим.
Михайловский Ф.А. «История Древнего мира»
Михайловский Ф.А. «История Древнего мира. Книга для учителя.5 класс»
Михайловский Ф.А. «Программа курса «История Древнего мира». 5 класс»
Манданова Е.С. «История Древнего мира. Поурочное планирование»
Манданова Е.С. «Тематический контроль по истории Древнего мира»
Справочники
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.
Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.
Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.
Дополнительная литература
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.
Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.
Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.
Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.
Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.
Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.
Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.
Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.
Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.
Электронные учебные материалы
Всеобщая история. История Древнего мира
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной про...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...