Урок истории в 5 классе. Природа и население Древней Греции
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
План урока: 1. Местоположение Греции и ее природные условия. 2. Критское царство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_5_klasse._priroda_i_naselenie_drevney_grecii.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 5 классе.
Тема: Природа и население Древней Греции
Цель обучения: сформировать у ребят представление о совсем ином, сравнительно со странами Древнего Востока, характере природных условий и их влияния на жизнь и занятия населения.
Цель воспитания: создать условия для формирования позитивного личностного отношения к проблемам населения Древней Греции
Цель развития: содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса
Цель социализации: создать условия для формирования умения корректно отстаивать свою позицию в процессе самооценки, взаимооценки
Название этапа урока | Дидактическая задача этапа | Содержание этапа | Условия достижения положительных результатов | Показатели выполнения дидактической задачи урока | Требования к реализации дидактической задачи урока | Способы активизации на уроке | УУД |
1. Организационный этап | 1. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2. Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке. 3. Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке. | 1. Проверка подготовленности кабинета к занятию. 2. Приветствие, фиксация отсутствующих: «Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения! Посмотрите друг на друга, поднимите руку и назовите отсутствующего!» 3. Проверка подготовленности учащихся к уроку. «Обратите внимание на своё рабочее место: есть ли у вас на парте учебник, рабочая тетрадь №2, тетрадь для конспектов, атлас. Если есть, поднимите карточку зелёного цвета, если чего-то не хватает из перечисленного, - жёлтого, если не готовы к уроку, - красного». 4.Организация внимания учащихся 5 класса: «Посмотрите внимательно на доску (там слайд №1 презентации ( презентация прилагается ) - записана тема урока), - там план изучения нового материала, размещено изображение Древней Греции)!» | -Доброжелательный настрой учителя и учащихся; - требовательность, сдержанность, собранность учителя; - последовательность в предъявлении требований | - собранность учителя и учащихся; кратковременность этапа; - полная готовность класса к уроку; - быстрое включение учащихся в работу | - требовательность, сдержанность преподавателя; - стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность | - сообщение учащихся о готовности класса; | Личностные: самоопределение; регулятивные: прогнозирование; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | - Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся | 1. Сообщение темы урока: «Тема нашего урока сегодня-Природа и население Древней Греции. План изучения нового материала: 1. Местоположение Греции и её природные условия. 2. Критское царство» . Сегодня очень много говорят о Греции, она переживает кризис в экономике. Мы с вами можем во время изучения нашей темы подумать, как помочь грекам. А после кризиса станет возможным посещать эту страну мифов, красивых легенд, Олимпийских игр и демократии». Совместная формулировка цели урока: «Посмотрите на тему и план урока и попробуйте определить цель нашего сегодняшнего занятия» | - оценка значимости для учащихся нового учебного материала; - определение, чему должны научиться учащиеся в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть | - активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; - эффективность восприятия и осмысления нового материала; - понимание учащимися практической значимости изучаемого материала | Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости для учащихся изучаемого материала; Сформированность у школьников понимания, что без чётко поставленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке | Совместная формулировка целей и задач урока, запись их на доске | Регулятивные: целеполагание; познавательные : постановка вопросов; познавательные: общеучебные : самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
3. Этап усвоения новых знаний | - дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса; - добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний; - на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН | 1. Организация внимания: - Сейчас я и группа ваших одноклассников объясним вам новый материал, а вы, слушая нас, подумайте над ответом на вопрос, который записан на доске: Как природные особенности Греции повлияли на занятия населения? Учитель: На изучение Греции отводится гораздо больше часов, чем на остальные разделы. Почему? 1-ый ученик: Греция- маленькая страна, а древние греки были небольшим народом, но они создали высокую культуру и оказали влияние на весь мир. В русском языке много слов греческого происхождения, например, слова «театр», «кино», «школа», «тетрадь», названия изучаемых нами предметов, например, «история», есть имена греческого происхождения: Лариса, Марина, Александр, Дмитрий и др. Учитель: Итак, кто сможет ответить на вопрос, почему в истории Древнего мира много места отведено для Греции? Учитель: ! В истории знай точно даты и года, И помни: ты без карты никуда. Теперь наша задача - определить местоположение Древней Греции на карте «Древние государства мира», но для начала найдём уже изученные нами государства. 2-ой ученик показывает на карте (остальные ищут в атласах) Древний Египет и Древнее Междуречье, называя эти страны и описывая их местоположение. Учитель: А теперь я раскрою вам тайну местоположения Греции, а вы запомните и в конце урока поработаете у настенной карты. Учитель показывает на карте Древнюю Грецию и определяет её местоположение: Греция расположена на Балканском полуострове, который в свою очередь расположен на юге Европы. Таким образом, это первая европейская страна, к изучению которой мы приступаем. Что же мы о местоположении Греции запишем в тетрадь (в виде схемы)? 3-ий ученик записывает на доске, остальные в тетради: Греция ↓ ↓ страна на расположена на Балк. п- ове юге Европы Учитель показывает на карте Древнюю Грецию и рассказывает о природных условиях Греции, работая с презентацией (слайд №3), учащиеся записывают в тетрадь: Особенности природных условий: 1.отсутствие плодородных речных долин; 2.горный рельеф страны; 3.близость моря Учитель: Итак, как все эти природные особенности Греции повлияли на занятия населения? Запишите ответ на вопрос самостоятельно в тетрадь ( Учащиеся записывают ответы в тетрадь, затем высказывают свои мнения, после этого учитель демонстрирует вывод по 1-му вопросу плана презентации- слайд №4). 4-ый ученик, работая с презентацией (слайд №5) и у исторической карты, объясняет 2-ой вопрос плана изучения нового материала | Хороший психологический климат на уроке. Использование приёмов: общая характеристика, разъяснение, рассуждение. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых явлений; Вычленение в изучаемых явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов; Использование приёмов мышления(анализа, сравнения, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися эвристических вопросов. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся | Работа инициативной группы; Самостоятельная работа учащихся в сочетании с беседой | Чёткое определение задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и применение следующих методов при изучении нового материала: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный | Использование элементов уроков взаимообучения , открытых мыслей и диалога (нетрадиционных форм урока) | Личностные: самоопределение, нравственно- этическое оценивание; коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания; познавательные: смысловое чтение; регулятивные: ориентировка в ситуации |
4. Этап проверки понимания учащимися нового матери-ала | - проверить понимание учащимися того, что является сущностью основного содержания; Ликвидировать неясности осмысления учащимися изученного материала | Проверка глубины понимания учащимися учебного материала: 1. Фронтальный опрос: -Охарактеризуйте особенности природных условий Древней Греции; - Назовите осн. занятия др. греков. 2.Самостоятельная работа с учебником-с.112- I вариант; с.114-116- II вариант; 3. Составление вопросов по изученному материалу партнёру по варианту; 4. Вопросы 1, 5 учебника- 1-я малая группа; 5.«Телеграмма в Грецию о путях выхода из кризиса»- 2-я и 3-я малые группы | Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся | Опрос средних и слабых учеников | - привлечение класса к дополнению и корректировке ответов учащихся | - использование заданий на узнавание учащимися изученных объектов, фактов | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция ; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Этап закрепления нового матери- ала | - закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу | Закрепление полученных знаний и умений: 1.Задания в Рабочей тетради Г.И. Годера по истории Древнего мира (на печатной основе): I вариант- зад. №1 (с.3); II вариант- зад. №2 (с.3) 2.Работа по карточкам: Карточки 1-4 (слайд №8 в презентации) | -выработка умений решать практические и теоретические задачи; - использование разнообразных практических упражнений | - умение учащихся воспроизводить основные идеи нового материала; Активность учащихся | - доступность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом; - оказание учащимся дифференцированной помощи, анализ ошибок; - обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий | - практическая направленность разнообразных заданий | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
6.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы | Информация о д/з, инструктаж по его выполнению: - читать параграф 24и отвечать на вопрос 1-с.116 (слабые ученики); - читать параграф 24; выполнять зад. №3-с.3 в Рабочей тетради Г.И. Годера (средние ученики); - читать параграф 24; выполнять зад. №4-с.4-5 в Рабочей тетради Г.И. Годера (сильные ученики); -по желанию - рисунки к мифам | Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, последовательности выполнения | Правильное выполнение д/з всеми учениками | - оптимальность объёма и сложности д/з; - предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации | Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения | Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений |
7.Этап подведения итогов урока | - проанализировать, дать оценку достижения цели, задач урока и наметить перспективу на будущее | - качественная оценка работы класса и отдельных учащихся; - аргументация выставленных отметок; -- подведение итогов учителем и самими учащимися | - чёткость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке работы класса и отдельных учащихся (самооценка и взаимооценка) | - адекватность оценок учащихся и оценки учителя; - осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей | - стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нём | Сообщения учителя и учащихся | Коммуникативные: высказывания разного типа, обоснование позиций, умение слушать другого |
8.Этап рефлек-сии | - инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности, поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Самооценка учащихся. Реализация рефлексивного алгоритма: «Я»- как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой; «Мы»- комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении; «Дело»- достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы | - чёткость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке себя самого и своей работы | Адекватность самооценки учащихся | - развитие способностей учащихся к рефлексии | «Телеграмма»; «Письмо самому себе»; «Пейзаж-зеркало настроения» | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; личностные: смыслообразование |
Зам. директора по УВР, учитель истории высшей категории
Новосельского филиала МБОУ СОШ №8 с. Спасское: Голубенко Н.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".
Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...
план конспект урока в 5 классе по теме: «БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»
Урок построен на основе технологии личностно-ориентированного развивающего обучение, которая позволяет развивать индивидуальные познавательные способности у каждого ребенка, дающая возможность к...
Разработка урока в 5 классе «Природа и люди Древней Индии». ФГОС.
Данная подробная разработка урока ставит цель познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии, ...
Урок в 5 классе по теме "Религия древней Греции"
Урок в 5 классе по ФГОС...
Презентация к уроку истории 5 класс Обобщение по теме "Древний Восток"
Данную презентацию можно использовать при подготовке к уроку истории 5 класс Обобщение по теме "Древний Восток"...
презентация к уроку в 6 классе по теме "Мифы Древней Греции"
Презентация к уроку в 6 классе...
Технологическая карта урока: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне"
Открытый урок в 5 классе по теме: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне" в соответствии с ФГОС...