Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс
рабочая программа (история, 5 класс) по теме
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы курса « История Древнего мира 5 класс Ф.А.Михайловского, М., « Русское слово», 2012
Учебно-методическое обеспечение
- Учебник Ф. А. Михайловского « Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс», М., « Русское слово», 2010
- Ф.А.Михайловский Программа курса « История Древнего мира 5 класс» М., « Русское слово», 2012
- М.Ю. Брандт « История Древнего мира 5 класс» тесты, М., « Дрофа» 2000
- С.А.Жукова Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского « Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, М., Русское слово, 2011
На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю. Программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 11учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час— на повторение I части, 3 часа — на повторение II части (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), по 3 часа — на повторение III и IV частей.
При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_5_klass.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы курса « История Древнего мира 5 класс Ф.А.Михайловского, М., « Русское слово», 2012
Учебно-методическое обеспечение
- Учебник Ф. А. Михайловского « Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс», М., « Русское слово», 2010
- Ф.А.Михайловский Программа курса « История Древнего мира 5 класс» М., « Русское слово», 2012
- М.Ю. Брандт « История Древнего мира 5 класс» тесты, М., « Дрофа» 2000
- С.А.Жукова Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского « Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, М., Русское слово, 2011
- « Всемирная история. Справочник», М., « Олма Медиа Групп» 2009
- Ф.А.Михайловский История Древнего мира Книга для учителя 5 класс, М., Русское слово, 2000
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 5 классе:
Цели курса:
- формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
- развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
- приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю. Программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 11учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час— на повторение I части, 3 часа — на повторение II части (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), по 3 часа — на повторение III и IV частей.
При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
История Древнего мира | ||
Введение | 1 | |
Счёт лет в истории | 1 | |
Часть 1 | Жизнь первобытных людей и их открытия | 5 |
Раздел 1 | Собиратели и охотники каменного века | 3 |
Раздел II | Первобытные земледельцы и скотоводы | 2 |
Повторение и проверка знаний | 1 | |
Часть II | Древний Восток | 19 |
Раздел III | Цивилизации речных долин | 4 |
Раздел IV | Древний Египет | 4 |
Раздел V | Западная Азия в первом тысячелетии до н. э. | 4 |
Раздел VI | Великие державы Древнего Востока | 4 |
Повторение и проверка знаний | 3 | |
Часть III | Древняя Греция | 19 |
Раздел V II | Древнейшая Греция | 3 |
Раздел VIII | Рождение античного мира | 3 |
Раздел IX | Греко-персидские войны | 2 |
Раздел X | Могущество и упадок Афин | 3 |
Раздел XI | Греческая культура | 2 |
Раздел XII | Македонские завоевания | 3 |
Повторение и проверка знаний | 3 | |
Часть IV | Древний Рим | 22 |
Раздел XIII | Образование Римской республики | 3 |
Раздел XIV | Римские завоевания в Средиземноморье | 3 |
Раздел XV | Гражданские войны в римской республике | 5 |
Раздел XVI | Расцвет и могущество Римской империи | 4 |
Раздел XVII | Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации | 4 |
Повторение и проверка знаний | 3 | |
Итого | 68 |
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
Знать / Понимать:
- Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи. Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
Уметь:
- Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
- Оперировать историческими понятиями и датами.
- Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
- Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ.
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
№ п/п | Тема урока | Кол - во ча-сов | Педагоги- ческие средства Виды деятельности обучаемых | Элементы содержания образования | Планируемые образовательные результаты | Вид контроля | Д/з | Примеча- ние |
Введение (1ч.) | ||||||||
Часть 1. Жизнь первобытных людей и их открытия (5 ч.) | ||||||||
Раздел 1. Охотники и собиратели каменного века (3 ч.) | ||||||||
1 | Введение | 1 | Вводный урок | История Древнего мира как часть Всеобщей, или Всемирной, истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки. | Знать науки, помогающие изучать прошлое; исторические источники. Уметь работать со справочным аппаратом книги; работать по карте | Фронтальный опрос | стр. 3-6 | |
2 | Первые люди на земле | 1 | Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с иллюстрациями учебника. | Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный». | Знать понятия: человеческое стадо, « человек разумный», каменный век, отличительные черты человека от животного; древнейшие орудия труда; Уметь составлять рассказ по рисунку, сравнивать древнейших и современных людей | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. | §1, задания в рабочей тетради | |
3 | Открытия и изобретения древних охотников | 1 | Беседа. Работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки. | Знать понятия: охота, собирательство; главные занятия людей; Уметь называть признаки родовой общины; определять значение охоты и изобретения лука и стрел для людей. | Индивидуаль- ный опрос. Решение познаватель-ных заданий | §2, задания в рабочей тетради | |
4 | Искусство и религия первобытных людей | 1 | Образное изложение материала с элементами беседы. Работа с текстом и иллюстрациями учебника | Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы. | Знать понятия: искусство, религия миф; причины появления верований, религий; что такое первобытное искусство. Уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать, работать с терминами. | Письменный опрос. Решение познаватель-ных заданий | §3, задания в рабочей тетради | |
Раздел 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч.) | ||||||||
5 | Великая революция каменного века: возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия — из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество. | Знать понятия: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие; сущность земледелия и скотоводства; факторы, обусловившие «неолитическую революцию». Уметь отличать родовую общину от человеческого стада; устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека; использовать ранее полученные знания. | Устный опрос. Беседа по вопросам на сравнение. | §4, задания в рабочей тетради | |
6 | От первобытности к цивилизации | 1 | Изложение материала с элементами самостоятель- ной деятельности. Работа с текстом учебника. | Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации. | Знать понятие « бронзовый век», обмен, деньги, период первобытности; что такое обмен; социальное неравенство; основные признаки цивилизации Уметь сравнивать родовую и соседскую общины; работать с текстом учебника; давать самостоятельную оценку историческим явлениям; подтверждать свои выводы примерами из учебника. | Самостоятель- ная работа с текстом учебника. | §5, задания в рабочей тетради; повторить стр. 25-38 | |
7 | У истоков цивилизации | 1 | Повторительно-обощающий урок | Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие «Древний Восток». | Знать основные этапы развития человека в древности; важнейшие достижения культуры и системы ценностей (занятия, орудия труда, верования), Уметь показывать на карте территории расселения народов в Африке, Азии, Европе; описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала | Устный и письменный опрос (тест) | ||
8 | Счёт лет в истории | 1 | Практикум. Работа с терминами и понятиями. Решение задач на счет исторического времени. | Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени. | Объясняют, как ведется счет лет в истории; Определяют век и ведут подсчет исторического времени; Устанавливают последовательность счета на ленте времени. | Решение задач на счет исторического времени; Составление исторических задач с использова- нием ленты времени | §6, задания в рабочей тетради | |
Часть II. Древний Восток (19 ч.) | ||||||||
Раздел 3. Цивилизации речных долин (4 ч.) | ||||||||
9 | Египет – дар Нила | 1 | Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с терминами и понятиями. | Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис – столица единого государства | Знать понятия: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление; местоположение и природные условия страны; что такое разливы Нила и ирригационные системы; иероглифическая письменность египтян. Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника; определять важность Нила для египтян. | Фронтальный. Беседа по вопросам. Работа с документом стр. 45 | §7, задания в рабочей тетради | |
10 | Страна двух рек | 1 | Изложение материала с элементами самостоятель- ной деятельности. Работа с текстом учебника и документом. | Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура. Зиккурат. Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе. | Знать понятия: закон, иероглиф, клинопись; природные условия и население Междуречья; города из глиняных кирпичей; что такое Зиккурат. Уметь давать устный отзыв на ответы одноклассников; сравнивать Египет и Двуречье; анализировать документ. | Индивидуаль-ный опрос. Решение познаватель-ных заданий. Работа с документом. | §8, задания в рабочей тетради | |
11 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Решение познавательных заданий. | Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи – важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие «закон». Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи. | Знать понятия: « закон», иероглиф, клинопись; законы Хаммурапи и их значение. Уметь работать с историческим источником, текстом учебника; формулировать несложные выводы; | Индивидуаль-ный опрос. Решение познаватель-ных заданий. Работа с текстом учебника. | §9, задания в рабочей тетради | |
12 | Индия и Китай в древности | 1 | Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с картой. | Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Недешифрованная письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ – «река, надрывающая сердце». | Знать понятия: « закон», иероглиф, клинопись; о цивилизации Индии и Китае; археологические находки и недешифрованная письменность. Уметь рассказывать о занятиях людей в этих государствах; работать с картой; давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам на сравнение. | §10, задания в рабочей тетради; повторить стр. 40-60 | |
13 | Цивилизации речных долин | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие «Древний Восток». | Владеть информацией о цивилизациях речных долин: Египет, Двуречье, Индия и Китай. Уметь сравнивать исторические условия развития Древнего Египта, Двуречья, Индии и Китая; формулировать несложные выводы; работать с историческим источником, текстом учебника; читать карту с опорой на легенду; описывать исторические объекты и культурные памятники | Устный и письменный опрос (тест). | ||
Раздел IV Древний Египет (4 ч.) | ||||||||
14 | Фараоны и пирамиды | 1 | Рассказ с элементами беседы. Работа с текстом учебника, терминами и понятиями и лентой времени | Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон – повелитель Египта. Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы. Налоговое обложение. | Знать понятия: восточная деспотия, состав населения, храм. Жрецы, налоги, скульптура, архитектура. Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп; читать историческую карту, делать выводы/ | Фронтальный опрос. Работа с лентой времени. | §11, задания в рабочей тетради; | |
15 | Жизнь в Древнем Египте | 1 | Образное повествование с элементами самостоятель- ной деятельности. Работа с текстом учебника. | Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами. | Знать понятия: восточная деспотия, состав населения, храм. Жрецы, налоги, скульптура, архитектура. Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп; читать историческую карту, делать выводы. | Самостоятель ная работа с текстом учебника. Решение познаватель- ных заданий | §12, задания в рабочей тетради | |
16 | Завоевание фараонов | 1 | Практикум. Работа с картой и текстом учебника. | Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы – столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта. | Знать понятия: восточная деспотия, состав населения, храм. Жрецы, налоги, скульптура, архитектура. Уметь читать историческую карту, делать выводы; определять значение завоеваний фараонов. | Индивидуаль- ная работа с карточкой. Решение познаватель-ных заданий. | §13, задания в рабочей тетради | |
17 | Культура Древнего Египта | 1 | Рассказ с элементами беседы. Подготовка сообщений. | Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие «культура». | Знать понятия: восточная деспотия, состав населения, храм. Жрецы, налоги, скульптура, архитектура. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. | Индивидуаль-ный опрос. Выступление с сообщениями. | §14, задания в рабочей тетради. Повто- рить стр.61-80 | |
18 | Древний Египет | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Понятия «история» и «культура» (на материале Египта). | Знать историю древнего Египта (местоположение, природные условия, жизнь различных слоев населения, военные походы фараонов, культура, письменность, знания); Понятия «цивилизация», «религия», «налог», «культура», «государство», «классы»; Уметь работать с картой, текстом учебника, формулировать несложные выводы. | Устный и письменный опрос. Тест. | ||
Раздел V. Западная Азия в первом тысячелетии до н. э. (4 ч.) | ||||||||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение | Знать понятия: железный век, единобожие, колония, держава. Уметь читать историческую карту, анализировать исторический текст. | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. | §15, задания в рабочей тетради | |
20 | Древняя Палестина | 1 | Образное повествование с элементами самостоятель- ной деятельности. Работа с текстом учебника | Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Саул. Царство Давида и Соломона. Иерусалимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства. | Знать понятия: железный век, единобожие, колония, держава. Уметь анализировать библейские сказания; пересказывать текст учебника, находить сходства и отличия религий. | Самостоятель ная работа с текстом учебника. Решение познаватель- ных заданий | §16, задания в рабочей тетради | |
21 | Ассирийская военная держава | 1 | Проблемная беседа. Решение проблемных заданий. | Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии. | Знать понятия: железный век, единобожие, колония, держава. Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника. | Беседа по вопросам. Индивидуаль- ная работа с карточкой. | §17, задания в рабочей тетради | |
22 | Победители Ассирии | 1 | Проблемная беседа. Решение проблемных заданий | Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране. | Знать понятия: железный век, единобожие, колония, держава; причины образования нового государства. Уметь читать историческую карту, оперировать датами | Беседа по вопросам. Индивидуаль- ная работа с карточкой. | §18, задания в рабочей тетради. Повто- рить стр. 81-100 | |
23 | Западная Азия и век железный | 1 | Повторительно-обобщающий урок | К каким изменениям в истории древних народов привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии. | Уметь сравнивать исторические условия развития Древнего Египта и Двуречья; работать с историческим источником, исторической картой, текстом учебника; | Устный и письменный опрос. Тест. | ||
Раздел VI. Великие державы Древнего Востока (3ч.) | ||||||||
24 | Образование державы Маурьев в Индии | 1 | Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма. | Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи. Уметь давать самостоятельную оценку явлениям; формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы других учащихся. | Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с лентой времени. | §19, задания в рабочей тетради. | |
25 | Единое государство в Китае | 1 | Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и лентой времени. | Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев. | Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; работать с картой. | Индивидуаль-ный опрос. Ответы на вопросы параграфа. | §20, задания в рабочей тетради. | |
26 | Великая Персидская держава | 1 | Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и лентой времени. | Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария I. Персидская держава при Дарии I. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты. | Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; работать с картой | Индивидуаль-ный опрос. Ответы на вопросы параграфа | §21, задания в рабочей тетради. Повто-рить стр. 101-116 | |
27 | Великие державы Древнего Востока | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств. | Знать основные этапы и ключевые события Древнего Востока; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, религий (занятия, жилища, памятники архитектуры); Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов в Африке, Азии, границы государств, города, места значительных исторических событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. | Устный и письменный опрос. Тест. | ||
Часть III Древняя Греция (19 ч.) | ||||||||
Раздел V II Древнейшая Греция (3ч.) | ||||||||
28 | Греция и остров Крит в эпоху бронзы | 1 | Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев. | Знать понятия: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей. Уметь правильно показывать на карте исторические объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации. | Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с лентой времени | §22, задания в рабочей тетради. | |
29 | Поэмы Гомера | 1 | Практикум. Работа с фрагментами исторического текста. | «Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе. | Знать понятия: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей; сюжет поэм Гомера. Уметь, используя иллюстративный материал, рассказывать о произведениях Гомера; | Практические задания. Работа с историческим текстом | §23, задания в рабочей тетради | |
30 | Боги и герои Эллады | 1 | Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Подготовка сообщений. | Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла. | Знать понятия: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей; Уметь работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации. | Беседа по вопросам. Выступление с сообщениями. | §24, задания в рабочей тетради | |
Раздел VIII Рождение античного мира (3 ч.) | ||||||||
31 | Греческие полисы и Великая колонизация | 1 | Проблемное изложение материала. Проблемные задания. Работа с лентой времени. | Греческое общество по поэмам Гомера. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия «греческого чуда». Образование греческих полисов. Акрополь и агора. Причины и направления Великой греческой колонизации. | Знать понятия: родоплеменной строй, полис, колонизация. Аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания. Уметь читать карту, пересказывать текст учебника; правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями. | Проблемные задания. Работа с лентой времени | §25, задания в рабочей тетради | |
32 | Афинский полис | 1 | Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса. | Знать понятия: родоплеменной строй, полис, колонизация. Аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания. Уметь анализировать исторический источник; давать характеристику личности Солона; формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы других учащихся | Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с лентой времени | §26, задания в рабочей тетради | |
33 | Древняя Спарта | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Составление сравнительной таблицы. | Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. «Община равных». Тяжелое положение илотов. Государственное устройство Спарты: совет старейшин, цари и народное собрание. Понятие «олигархия». Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь. | Знать понятия: родоплеменной строй, полис, колонизация. Аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания. Уметь сравнивать и выделять различные черты в развитии греческих полисов; сопоставлять древнегреческие полисы в развитии. | Письменный опрос. Сравнительная таблица. | §27, задания в рабочей тетради. Повто- рить стр.118-147 | |
34 | Древняя Греция и рождение античного мира | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Древняя Греция и Древний Восток к V в. до н. э.: образование мира полисов и Персидской державы. | Уметь правильно показывать на карте ист. Объекты; работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации | Устный и письменный контроль. Тест. | ||
Раздел IX Греко-персидские войны (2ч.) | ||||||||
35 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с картой. | Причины и характер войн. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне. | Знать понятия: причины и характер войны, гоплит, фаланга; причины греко-персидских войн. Уметь правильно показывать на карте исторические объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями. | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. | §28, задания в рабочей тетради. | |
36 | Персидское нашествие на Грецию | 1 | Образное повествование с элементами самостоятель- ной деятельности. Работа с картой | Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков. | Знать понятия: причины и характер войны, гоплит, фаланга; Уметь читать историческую карту; давать характеристику историческому лицу; правильно показывать на карте исторические объекты | Индивидуаль- ный опрос. Работа с картой. | §29, задания в рабочей тетради | |
Раздел X Могущество и упадок Афин(3 ч.) | ||||||||
37 | Расцвет демократии в Афинах | 1 | Проблемное изложение материала. Проблемные задания. Работа с лентой времени | Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер. | Знать понятия: граждане, состав населения, метеки. Законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники. Уметь рассказывать о наиболее крупных сражениях; сравнивать особенности управления в Египте и Афинах, делать выводы. | Проблемные задания. Работа с лентой времени | §30, задания в рабочей тетради | |
38 | Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э. | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Подготовка сообщений. | Рабство и работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей – главные морские ворота Афин, центр международной торговли. | Знать понятия: граждане, состав населения, метеки. Законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники. Уметь объяснять изученные термины; работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями. | Практические задания. Выступление с сообщениями | §31, задания в рабочей тетради | |
39 | Пелопонесская война | 1 | Изложение материала с элементами самостоятель- ной деятельности. Работа с картой. | Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир. Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад – стратег-автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны | Знать понятия: граждане, состав населения, метеки. Законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники. Уметь читать историческую карту; работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями | Самостоятель- ная работа с фрагментами текст учебника. Работа с картой. | §32, задания в рабочей тетради | |
Раздел XI Греческая культура (2 ч.) | ||||||||
40 | Граждане, учёные и атлеты Греции | 1 | Образное изложение материала с элементами беседы. Работа с текстом и иллюстрациями учебника | Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний. | Знать понятия: культура, наука, философия, гимнасий. Олимпийские игры, атлет. Дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене. Уметь воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Письменный опрос. Решение познаватель-ных заданий. Составление таблицы. | §33, задания в рабочей тетради | |
41 | Архитекторы, скульпторы, поэты Греции | 1 | Образное изложение материала с элементами беседы. Работа с текстом и иллюстрациями учебника | Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан. | Знать понятия: культура, наука, философия, гимнасий. Олимпийские игры, атлет. Дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене. Уметь воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Письменный опрос. Решение познаватель-ных заданий. Составление таблицы. | §34, задания в рабочей тетради. Повто- рить стр. 160-173 | |
42 | Могущество и упадок Афин. Греческая культура. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Вклад древних греков в развитие мировой культуры | правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями | Устный и письменный опрос. Тест. | ||
Раздел XII Македонские завоевания (3 ч.) | ||||||||
43 | Возвышение Македонии | 1 | Учебная лекция | Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа II. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра. | Знать понятия: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент. Уметь читать историческую карту, делать выводы; объяснять изученные термины. | Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока | §35, задания в рабочей тетради | |
44 | Завоевания Александра Македонского | 1 | Изложение материала с элементами самостоятель- ной деятельности. Работа с картой. | Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского. | Знать понятия: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент. Уметь читать историческую карту, делать выводы; объяснять изученные термины. | Самостоятель- ная работа с текстом учебника. Познаватель- ные задания | §36, задания в рабочей тетради | |
45 | Греческий Восток | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Составление таблицы. | Смерть Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента. | Знать понятия: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент. Уметь пересказывать текст учебника; рассказывать о столице Александрии Египетской. | Письменный опрос. Составление таблицы. | §37, задания в рабочей тетради. Повто- рить стр. 174-202 | |
46 | Древняя Греция | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока | Знать основные этапы и ключевые события истории Древней Греции; важнейшие достижения культуры и системы ценностей (занятия, жилища, памятники архитектуры, религии). Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов Древней Греции и Азии, границы государств, городов - полисов, места значительных исторических событий | Устный и письменный опрос. Тест. | ||
Часть IV Древний Рим (22 ч.) | ||||||||
Раздел XIII Образование Римской республики (3 ч.) | ||||||||
47 | Рим под властью царей | 1 | Учебная лекция | Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа Сервия Туллия. Изгнание Тарквиния Гордого и установление республики. | Знать понятия: республика, патриции, плебеи, сенат, консул. Уметь читать историческую карту, делать выводы; сравнивать управление в Греции и Римской республике. | Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока | §38, задания в рабочей тетради. | |
48 | Республика римских граждан | 1 | Проблемное изложение материала. Решение познаватель- ных заданий. | Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы. | Знать понятия: республика, патриции, плебеи, сенат, консул. Уметь читать историческую карту, оперировать датами; сравнивать управление в Греции и Римской республике. | Беседа по ключевым проблемам урока. Решение познаватель- ных заданий | §39, задания в рабочей тетради. | |
49 | Рим во главе Италии | 1 | Изложение материала с организацией самостоятель- ной деятельности учащихся. Работа с текстом учебника | Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Борьба римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией. | Знать понятия: республика, патриции, плебеи, сенат, консул. Уметь читать историческую карту, оперировать датами; сравнивать управление в Греции и Римской республике. | Письменный опрос. Вопросы на сравнение. | §40, задания в рабочей тетради. | |
Раздел XIV Римские завоевания в Средиземноморье(3 ч.) | ||||||||
50 | Первая война с Карфагеном | 1 | Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с картой. | Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Захват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова. | Знать понятия: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия. Уметь читать историческую карту, оперировать датами; воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. Работа с лентой времени. | §41, задания в рабочей тетради | |
51 | Война с Ганнибалом | 1 | Изложение материала с постановкой проблемного задания. Решение проблемных заданий | Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье | Знать понятия: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия. Уметь читать историческую карту, оперировать датами; воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Решение проблемных заданий. Работа с текстом учебника. | §42, задания в рабочей тетради | |
52 | Рим – завоеватель Средиземно- морья | 1 | Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с картой | Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев. | Знать понятия: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия. Уметь читать историческую карту, оперировать датами; воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. Работа с лентой времени | § 43, задания в рабочей тетради. Повто- рить стр. 205-232 | |
53 | Образование Римской республики. Римские завоевания в Средиземно- морье | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Рост Римского государства. Причины возвышения Рима. Последствия римских завоеваний. | Уметь правильно показывать на карте исторические объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями использовать дополнительные источники информации. | Устный и письменный опрос. Тест. | ||
Раздел XV Гражданские войны в римской республике (5 ч.) | ||||||||
54 | Народные трибуны – братья Гракхи | 1 | Изложение материала с постановкой проблемного задания. Решение проблемных заданий | Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов. | Знать понятия: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура. Союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират Уметь давать самостоятельную оценку явлениям; анализировать деятельность исторических лиц. | Решение проблемных заданий. Работа с текстом учебника | § 44, задания в рабочей тетради | |
55 | Сулла – первый военный диктатор Рима | 1 | Учебная лекция | Война с Югуртой и превращение римской армии в наемную. Гай Марий и Луций Корнелий Сулла. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы. Проскрипции. | Знать понятия: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура. Союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират. Уметь давать самостоятельную оценку явлениям; анализировать деятельность исторических лиц. | Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока | § 45, задания в рабочей тетради | |
56 | Восстание Спартака | 1 | Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Подготовка сообщений. | Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красс во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака. | Знать понятия: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура. Союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират. Уметь пересказывать текст учебника, уметь читать историческую карту. | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. Выступление с сообщениями. | § 46, задания в рабочей тетради | |
57 | Цезарь – повелитель Рима | 1 | Учебная лекция | Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор Брута и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики. | Знать понятия: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура. Союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират. Уметь пересказывать текст учебника, уметь читать историческую карту, работать с терминами и понятиями. | Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока | § 47, задания в рабочей тетради | |
58 | Падение республики | 1 | Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. | Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римлянами Египта. Падение республики. | Знать понятия: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура. Союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират. Уметь пересказывать текст учебника, уметь читать историческую карту, работать с терминами и понятиями | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. | § 48, задания в рабочей тетради. Повто- рить стр. 233-256 | |
59 | Гражданские войны в Римской республике | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Причины гражданских войн и падения республики в Риме. Основные этапы борьбы. | Уметь правильно показывать на карте исторические объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями использовать дополнительные источники информации. | Устный и письменный опрос. Тест. | § 50, задания в рабочей тетради | |
Раздел XVI Расцвет и могущество Римской империи (4ч.) | ||||||||
60 | Император Октавиан Август | 1 | Учебная лекция | «Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Поражение в Тевтобургском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида». | Знать понятия: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ. Внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда. Уметь давать самостоятельную оценку явлениям; правильно показывать на карте исторические объекты, работать с историческим источником. | Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока | § 51, задания в рабочей тетради | |
61 | Цезари Рима | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Составление сравнительной таблицы. | Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит. | Знать понятия: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ. Внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда. Уметь сравнивать политику Нерона и Траяна; давать характеристику историческим лицам. | Практические задания. Сравнительная таблица. | § 52, задания в рабочей тетради | |
62-63 | Жизнь в Римской империи | 2 | Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Подготовка сообщений. | Рим – столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат. | Знать понятия: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ. Внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда. Уметь сравнивать исторические явления, делать выводы; конспектировать преподаваемую информацию. | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. Выступление с сообщениями. | § 53, задания в рабочей тетради | |
Раздел XVII Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации (4 ч.) | ||||||||
64 | Кризис Римской империи в III веке | 1 | Учебная лекция | Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров — готов, франков, алеманнов. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан – «восстановитель империи». Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства. Кризис идеологии. | Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь. Падение Западной Римской империи. Уметь конспектировать преподаваемую информацию. | Фронтальный опрос. Беседа по ключевым проблемам урока. Конспектиро- вание передаваемой информации | § 54, задания в рабочей тетради | |
65 | Христианство | 1 | Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Подготовка сообщений. | Христианство – мировая религия. Исторические условия возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь. | Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь. Падение Западной Римской империи. Уметь пересказывать текст учебника, делать выводы. | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам. Выступление с сообщениями | § 55, задания в рабочей тетради | |
66 | Императоры Диоклетиан и Константин | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Составление сравнительной таблицы. | Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»). | Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь. Падение Западной Римской империи. Уметь работать с текстом учебника, делать выводы, сравнивать политику исторических деятелей. | Практические задания. Сравнительная таблица. | § 56, задания в рабочей тетради | |
67 | Падение Западной Римской империи | 1 | Изложение материала с постановкой проблемного задания. Решение проблемных заданий | Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосий I. Разделение империи на Западную и Восточную. Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи | Знать понятия: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь. Падение Западной Римской империи. Уметь работать с текстом учебника, делать выводы; читать историческую карту, оперировать датами. | Решение проблемных заданий. Работа с текстом учебника. | § 57, задания в рабочей тетради. Повто- рить стр.258-300 | |
68 | Древний Рим | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру. | Знать основные этапы и ключевые события истории Древнего Рима; выдающихся исторических деятелей, важнейшие достижения культуры. Уметь показывать на ист. карте территории расселения народов и завоеваний римлян, границы государств, города, места значительных исторических событий. | Устный и письменный опрос. Тест. |
Подпись ___________ ( И.М.Агеева)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной про...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...