Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Агеева Ирина Михайловна

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также на основе  примерной программы основного общего образования и авторских  программ  «История средних веков 6 класс»,  Бойцов М.А., Петрова Н.Г. М., « Русское слово» 2011 г. и « История России с древнейших времён до конца XVIII века 6-7 класс», Е.В.Пчелов  « Русское слово» 2006 год

      Учебно-методический комплект

1)  Учебник М.А.Бойцов, Р.М. Шукуров Всеобщая история История средних веков, 6 класс, « Русское слово» М., 2011 г.

2)  Программа курса «История средних веков 6 класс»,  Бойцов М.А., Петрова Н.Г., « Русское слово 2011 г.

3)  Н.Г.Петрова Рабочая тетрадь к учебнику М.А.Бойцова, Р.М. Шукурова Всеобщая история. История средних веков, 6 класс, « Русское  

      слово» 2011г.

4) КИМы « История Средних веков» 6 класс, М., « Вако» 2011г.

5) Ю.И.Максимов Тесты по истории Средних веков 6 класс, М., Издательство « Экзамен» 2010 г.

6)  Всемирная история. Справочник. М., ОЛМА Медиа Групп 2009 г.

7) Учебник Е.В.Пчелов История России с древнейших времён до конца XVI века, 6 класс, « Русское слово», М., 2008 год

8) Программа курса« История России с древнейших времён до конца XVIII века 6-7 класс», Е.В.Пчелов  « Русское слово» 2006 год

9) Д.А.Фадеева История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебно-методические материалы для 6 класса, « Русское

      слово», М., 2003 год

10) КИМы История России 6 класс, М., « Вако» 2011 год

11) К.А.Кочегаров Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова « История России» 6 класс, « Русское слово» М., 2010 год

      Главная цель курса « Истории Средних веков»:

-сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.

         Главная цель курса « История России с древнейших времён до XVI века состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма.

       В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

- умения сравнивать  исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий  и явлений;

- умения работать с исторической картой;

- умения самостоятельно анализировать исторические источники;

- умения самостоятельно давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

-умения составлять различные таблицы (хронологические, синхронистические, генеалогические) и работать сними;

-умения работать со справочной литературой и дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, таблицами.

В соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений России на изучение истории средних веков (до XV в. включительно) в 6 классе отводится 2 учебных часа в неделю, 28 часов. Курс Истории России разделен  на 6 разделов , 33 темы. В общей сложности курс рассчитан на 40 часов

 

Календарно-тематическое планирование 6 класс

 

 

№ раздела

                                                              Наименование раздела

Количество часов

 

                                                            История Средних веков

 

 

Введение

1

 Раздел 1                                                                                       

Раннее Средневековье

9

Раздел II

Вершина Средневековья

12

Раздел III

Мир за пределами Европы

3

Раздел   IV

Европа накануне Нового времени

1

 

Урок обобщающего контроля

1

 

Урок итогового контроля

1

 

Итого

28

 

                                                                  История России

 

 

Введение

1

Раздел 1

Древние жители нашей Родины

4

Раздел 2

Древняя Русь в IX  - XII века

8

Раздел 3

Русские земли в XII   - начале  XIII века

6

Раздел 4

Русь между Востоком и Западом

5

Раздел 5

Объединение русских земель вокруг Москвы

6

Раздел 6

Создание Московского царства

7

 

Повторение и проверка знаний

3

 

Итого

40 (68)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6_klass.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             

                                                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также на основе  примерной программы основного общего образования и авторских  программ  «История средних веков 6 класс»,  Бойцов М.А., Петрова Н.Г. М., « Русское слово» 2011 г. и « История России с древнейших времён до конца XVIII века 6-7 класс», Е.В.Пчелов  « Русское слово» 2006 год

      Учебно-методический комплект

1)  Учебник М.А.Бойцов, Р.М. Шукуров Всеобщая история История средних веков, 6 класс, « Русское слово» М., 2011 г.

2)  Программа курса «История средних веков 6 класс»,  Бойцов М.А., Петрова Н.Г., « Русское слово 2011 г.

3)  Н.Г.Петрова Рабочая тетрадь к учебнику М.А.Бойцова, Р.М. Шукурова Всеобщая история. История средних веков, 6 класс, « Русское  

      слово» 2011г.

4) КИМы « История Средних веков» 6 класс, М., « Вако» 2011г.

5) Ю.И.Максимов Тесты по истории Средних веков 6 класс, М., Издательство « Экзамен» 2010 г.

6)  Всемирная история. Справочник. М., ОЛМА Медиа Групп 2009 г.

7) Учебник Е.В.Пчелов История России с древнейших времён до конца XVI века, 6 класс, « Русское слово», М., 2008 год

8) Программа курса« История России с древнейших времён до конца XVIII века 6-7 класс», Е.В.Пчелов  « Русское слово» 2006 год

9) Д.А.Фадеева История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебно-методические материалы для 6 класса, « Русское

      слово», М., 2003 год

10) КИМы История России 6 класс, М., « Вако» 2011 год

11) К.А.Кочегаров Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова « История России» 6 класс, « Русское слово» М., 2010 год

      Главная цель курса « Истории Средних веков»:

-сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.

         Главная цель курса « История России с древнейших времён до XVI века состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма.

       В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

- умения сравнивать  исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий  и явлений;

- умения работать с исторической картой;

- умения самостоятельно анализировать исторические источники;

- умения самостоятельно давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

-умения составлять различные таблицы (хронологические, синхронистические, генеалогические) и работать сними;

-умения работать со справочной литературой и дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, таблицами.

В соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений России на изучение истории средних веков (до XV в. включительно) в 6 классе отводится 2 учебных часа в неделю, 28 часов. Курс Истории России разделен  на 6 разделов , 33 темы. В общей сложности курс рассчитан на 40 часов

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ раздела

                                                              Наименование раздела

Количество часов

                                                            История Средних веков

Введение

1

 Раздел 1                                                                                        

Раннее Средневековье

9

Раздел II

Вершина Средневековья

12

Раздел III  

Мир за пределами Европы

3

Раздел   IV  

Европа накануне Нового времени

1

Урок обобщающего контроля

1

Урок итогового контроля

1

Итого

28

                                                                  История России

Введение

1

Раздел 1

Древние жители нашей Родины

4

Раздел 2

Древняя Русь в IX  - XII века

8

Раздел 3

Русские земли в XII   - начале  XIII века

6

Раздел 4

Русь между Востоком и Западом

5

Раздел 5

Объединение русских земель вокруг Москвы

6

Раздел 6

Создание Московского царства

7

Повторение и проверка знаний

3

Итого

40 (68)


п/п

Тема

урока

Кол  - во

ча-сов

Педагоги-

ческие средства

Виды деятельности обучаемых

Элементы

содержания

образования

Планируемые  образовательные результаты

Вид контроля

Д/з

Примеча-

ние

                                                                                                     Введение (1 ч.)

                                                                                    Раздел 1. Раннее средневековье (9 ч.)

1

Введение

1

Вводный урок.

Знакомство со структурой учебника

Хронологические рамки Средневековья. Понятие Средние века

Знать понятия: Средневековье, эпоха, варвар, Великое переселение народов, исторические источники.

Уметь:

Определять взаимосвязь между периодами. Показывать преемственность между Античностью и Средневековьем.

Ответы на вопросы стр. 4

Введение

стр. 3-4

2

Византийская империя

1

Рассказ с элементами беседы. Анализ документов

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Положение христианской церкви.

Знать понятия: Ойкумена, сенат, форум, приход, епископ, паства, церковный  собор, ромеи. 

Уметь:

Объяснять причины сохранения  империи и переноса столицы.  Характеризовать  роль императорской власти.


Анализ документов на стр. 14, вопросы 1,2 стр. 13.

§ 1

3

Византийская империя

1

Изложение материала с элементами самостоятель -

ной деятельности. Работа с картой, документами

Византийская культура. Византийская торговля. Города Византии. Взаимоотноше-

Ния Византии и Ирана.

Знать понятия: Кодекс Юстиниана, греческий огонь, торговый путь  «из варяг в греки». Базилика, крестово-купольный храм, мозаика, фреска, иконопись, икона.

Уметь:

Называть причины расцвета империи. Уметь анализировать предметы искусства, выделять особенное. Оценивать роль Византии в  мире.

Практические задания, работа с картой, иллюстрациями, понятиями, документами.

 § 2

4

Великое переселение народов

1

Рассказ с элементами беседы. Анализ документов

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни. Основные занятия.

Знать понятия: Великое переселение народов, варварские королевства.

Уметь:

Анализировать документ, оперировать понятиями, уметь работать с картой, анализировать исторические источники

Письменный опрос

Анализ документа на стр. 37, 38

§ 3,§ 4 стр. 38-39

5

Мир ислама

1

Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника

Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Причина образования арабского халифата.

Знать понятия: Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин.  Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат.

Уметь:

Определять предпосылки, сущность и последствия события

( возникновение новой религии; умение сравнивать ислам с христианством и язычеством)

Вопросы на сравнение

1.Сравнить пять основных обязанностей мусульманина с обязанностями христианина, 2.Образ жизни христиан и мусульман.

§ 4, вопросы на стр. 44

6

Мир ислама

1

Практикум. Практические задания, анализ документов

Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культура мусульманского мира

Знать понятия; халиф, халифат, экспансия, шииты, сунниты, имам, эмир.

Уметь:

 работать с картой, выделять причины успешных завоеваний арабов и причины распада халифата.

Практические задания, анализ документов на стр. 53-54

§ 5, вопросы  и задания к главе на стр. 54

7

Империя франков и её соседи

1

Лекция с элементами беседы.

Беседа по ключевым вопросам темы

Расселение франков, занятия, общественное устройство. Образование государств в Западной Европе.

Знать понятия: Салическая правда, майордом.

Уметь: анализировать исторический документ  (Салическая правда)

Устный опрос.

Беседа по ключевым вопросам темы

 § 6, письменно ответить на вопросы 3, 5, 6 стр. 60

8

Империя франков и её соседи

1

Практикум.

Работа с текстом учебника

Составление таблицы

Создание и распад империи Карла Великого. Завоевательные походы франков. Управление империей.

Знать понятия: империя, усобица

Уметь:

решать познавательные задачи (вопросы 2, 3 на стр. 71), работать с картой.

Составить таблицу  «Военные походы Карла Великого». Анализ документа на стр. 70

§ 7, вопросы к главам 1, 2. Подготовка к  устному опросу

9

Империя франков и её соседи

1

Беседа с элементами дискуссии

Норманнские завоевания. Завоевание германскими племенами Британии. Основание англосаксонских королевств. Поход Вильгельма Завоевателя в Англию.

Знать понятия: норманны, конунг, викинги, сага.  Бритты, англы, саксы, эрл.

Уметь:

Определять причины норманнских завоеваний; решать познавательные задачи (вопросы 2,3 на стр. 77); составить схему «Завоевания территории Англии в 5-11 веках»

Письменный опрос, составление развёрнутого плана параграфа, работа с картой.

§ 8,9;

Подгото-

виться к письмен-ному опросу

10

Раннее Средневековье

1

Повторительно - обобщающий урок

Устный и письменный опрос по теме «Начало Средневековья»

                                                                                         Раздел 2. Вершина Средневековья ( 12 ч.)

11

Средневековые сословия

1

Лекция с элементами беседы. Работа с текстом учебника

Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Земля церкви.

Знать понятия: феод, сеньор, вассал, феодальная лестница. Рыцарство, турнир, герб, замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность.

Уметь:

Решать познавательные задачи (вопрос 3 на стр. 97); выделять основные черты феодального общества; самостоятельно анализировать источники: письменные, вещественные и т.д.

Фронтальный опрос.

Составить  перечень основных признаков феодализма.

§ 10, 12 вопрос 1.

12

Средневековые сословия

1

Урок с элементами лабораторной работы. Составление сравнительной таблицы

Сословное общество в средневековой Европе. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Крестьянский Фольклор

Знать понятия: сословие, повинности, барщина, десятина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Уметь:

Определять роль общины  в жизни крестьян.

Ответ на вопрос:

«Сравнить положение средневекового крестьянина и античного раба»

§ 11

13

Власть духовная и светская. Крестовые походы.

1

Практикум.

Составление таблицы.

Политическая раздробленность. Франция в  X-XI веке. Германия в  X- XI веке. Римская церковь.

Знать понятия: королевский домен.

Уметь:

Работать с картой,  документами, сравнивать процессы истории и делать выводы (вопрос3, на стр. 126)

Составление таблицы «Королевские династии во Франкской империи и во Франции»

§ 13, анализ документов на стр. 127

14

Власть духовная и светская. Крестовые походы

1

Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и картой

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Мусульмане и христиане в эпоху крестовых походов.

Знать понятия: Крестовый поход, простолюдин, сарацины, духовно-рыцарские ордены, сельджуки, православие, католицизм.

Уметь:

 выявлять причины, последователь-

ность и синхронность событий и явлений

Составление таблицы «Крестовые походы». Работа с картой.

 § 14, 15, составить развёрнутый план пункта «Итоги крестовых походов»

15

Средневековые города

1

Рассказ  с элементами беседы.

Участие в беседе, выполнение практических заданий

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи. Городской фольклор. Борьба городов за независимость. Коммуны. Торговые пути и союзы. Ярмарки.

Знать понятия: коммуна, ремесленник, цех, ярмарка.

Уметь: использовать карту, документы, иллюстрации как источник знаний; уметь работать со статистическим материалом ( стр. 148); выделять причины упадка античных городов и возрождения новых городов; характеризовать и оценивать роль цехов в средневековом обществе.

Письменный опрос.

Практические задания: работа с текстом учебника, анализ документов на стр. 158-159.

§ 16

16

Средневековые города

1

Изложение материала с элементами самостоятель-

ной деятельности. Составление сравнительной таблицы

Внешний вид средневекового города. Рынок. Ратуша. Собор. Управление городом. Роль городского патрициата.

Знать понятия: ратуша, привилегия, гильдия, патрициат. Уметь:

Определять основные черты средневекового города, сравнивать цех и гильдию.

Работа с текстом учебника. Сравнить цех и гильдию

§ 17стр. 160-162

17

Могущество римско-католической церкви

1

Проблемное изложение материала. Работа с текстом учебника

Христианская Церковь. Еретики и борьба с ними. Учреждение инквизиции. Основные монашеские ордены.

Знать понятия: ересь, еретик, монашеские ордены, паломники, чистилище.

Уметь:

Устанавливать причинно-следственные связи. Определять роль и место Церкви в жизни с/в общества

Письменный опрос. Работа с текстом учебника.

§ 19, вопросы стр. 187

18

Европейские государства в XII  - XIV веках

1

Практикум. Работа с текстом учебника.

Практические задания

Возникновение сословно-представитель-

ных монархий в Европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в 14-15 веке.

Знать понятия: Централизация, сословно-представительная монархия, Великая хартия вольностей, парламент, палата лордов, палата общин, Генеральные штаты.

Уметь:

на основе сравнения раскрыть общее и особенное в процессе завершения объединения и управления в государствах Европы.

Практические и познавательные задания на стр. 197.

§ 20, документ на стр. 199

19

Кризис европейского средневекового общества

1

Урок с элементами лабораторной работы. Составление сравнительной таблицы

Кризис европейского сословного общества в 14-15 веках. Столетняя война: причины и итоги. Война Белой и Алой Розы.

Ранние славянские государства. Кирилл и Мефодий – просветители

Знать понятия:

Чёрная смерть, товарное производство, Жакерия, Авиньонское пленение, реформирование церкви, славяне, балты.

 Уметь: Определять причины, характер, значение феодальных войн. Выделять причины событий, оценивать влияние Византии на славянские народы.

Письменный опрос

Составить сравнительную таблицу «Крестьянские восстания»

§ 21, 22 вопросы на стр. 213.

§ 23

20

Средневековая культура

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений 

Романские и готические соборы.

Знать понятия:

Готический и романский стиль, устав, монастырская школа, риторика, диалектика, университет, диспут, схоластика

Решение  познавательных заданий. Подготовка сообщений

§ 17, стр. 163-169

21

Средневековая культура

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений

Развитие науки и техники. Появление университета. Схоластика.

Знать понятия: устав, монастырская школа, риторика, диалектика, университет, диспут, схоластика.

Уметь:

Характеризовать роль церкви в сохранении и распространении знаний, использовать документы и иллюстрации как источники знаний.

Решение  познавательных заданий. Подготовка сообщений

§ 18, вопросы 1-3  к главе 7 на стр. 177

22

 Вершина Средневековья

1

Повторительно-обощающий урок

Устный и письменный опрос по теме  «Вершина Средневековья»

                                                                              Раздел 3. Мир за пределами Европы ( 3 ч.)

23

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века

1

Лекция с элементами беседы. Составление конспекта темы урока.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголам. Походы Тимура  

Знать понятия: монголы, татары, хан, раджа, султанат, индуизм, буддизм.

Уметь:

Называть причины успеха монгольских завоеваний, распада монгольских государств, давать характеристику исторической личности (Тимура).

Письменный опрос  

Работа с понятиями, картой, иллюстрациями, документами.

§ 24, вопросы 3, 5 (письменно)

§ 25, документ на стр. 242.

24

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века

1

Практикум

Практические и познавательные задания

Китай: распад и восстановление единой державы. Империя Тан и Сунн. Крестьянские восстания, нашествие кочевников. Создание империи Мин. Особенности с/в культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Средневековая Япония: жизнь, быт, культура, верования населения.

Знать понятия: Синтоизм, сёгун, Ямато, самураи. Уметь:

сравнивать государственный и общественный строй различных государств

( Китай и Япония), образ жизни европейцев и японцев. Уметь оценивать вклад китайской культуры в мировую

Практические и познавательные задания. Вопросы 1, 2 на стр. 249

§ 26, § 27, вопросы 1, 2  (письменно)

Индивидуаль-

ные сообщения  по § 28§ 29.

25

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века

1

Семинар. Подготовка сообщений

Страны и народы  Африки в эпоху Средневековья.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки, и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни

Знать понятия:

индейцы, майя, ацтеки, инки. 

Уметь:

 определять особенности  развития стран Африки;

выделять особенности. Сравнивать (культуру индейцев, архитектурные постройки), анализировать карту, документы, иллюстрации, используя их как источники.

Выступления с сообщениями

§ 28§ 29, вопросы 1, 2, 3 на стр. 276

                                                                                 Раздел 4. Европа накануне Нового времени (1 ч.)

26

Европа накануне Нового времени. Османская империя

1

Лекция с элементами беседы. Составление конспекта темы урока

Завоевание сельджуков и османов. Падения Византии. Османская империя. Рождение Испании. Начало книгопечатания в Европе

Знать понятия: каравелла, идальго, турки-османы, книгопечатание.

Уметь: Выделять и перечислять признаки нового времени, анализировать   карту, документы, давать оценку событиям

Практические и познавательные задания. Составление конспекта

§ 30, 31

27

Европа накануне Нового времени

1

Посторительно-обобщающий урок

Устный и письменный опрос

28

Итоговое повторение по  курсу Средних веков

1

Посторительно-обобщающий урок

Собеседование

                             


п/п

Тема

урока

 Кол    - во

ча-сов

Педагогические средства

Виды деятельности обучаемых

Элементы

содержания

образования

Планируемые  образовательные результаты

Вид контроля

Д/з

Примеча-

ние

                                                                                                                Введение (1 ч.)

                                                                              Раздел 1    Древние жители нашей Родины (4 ч.)

1

Введение

1

Вводный урок

Знакомство со структурой  учебника, с целями и задачами курса. Помощь  иллюстративного ряда учебника, схем, карт, генеалогических таблиц, именных указателей при изучении истории.

З н а т ь:

- структуру учебника.

У м е т ь:

-ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.

стр. 3

2

Первобытные жители нашей страны

1

Рассказ с элементами беседы. Работа с картой и текстом учебника

Появление древних людей на территории нашей страны и их расселение. Люди каменного века. Влияние природных условий и географического фактора на жизнь разных племён. Племена скотоводов, земледельцев, охотников и рыболовов. Родовой строй.

Древнейшие поселения на территории нашей страны. Люди бронзового и железного веков. Выделение языковых семей, положивших начало народам нашей страны.

Знать:

– древнейшие поселения на территории нашей страны;

 – основные занятия древних людей;

– типы хозяйств: присваивающее, производящее;

– процесс выделения языковых семей

Уметь:

– показывать на карте и рассказывать о местах расселения древних людей на территории нашей страны;

– описывать первые орудия труда древних людей;

– выполнять тестовое задание: выбор ответа.

Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника.

§ 1;  вопросы и задания  стр. 8; задания в рабочей тетради

3

На окраинах античного мира

1

Образное повествование с элементами беседы.

Работа с картой и текстом учебника

Появление античных колоний в Северном Причерноморье. Греческая колонизация Крыма и черноморского побережья Кавказа. Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь античных поселений. Возникновение и история Боспорского царства и других эллинистических государств в этом регионе.

Племена степной зоны Восточной Европы. Скифы. Их общественное устройство, хозяйственная жизнь, культура. Скифское царство. Влияние античной культуры на племена юга европейской России.

Знать:

– особенности развития греческих колоний: Херсонес,

Пантикапей, Ольвия,

Горгиппия, Фанагория;

– общественный строй античных городов-государств в Северном Причерноморье;

– общественный строй скифских племён живших в I в. до н. э.

Уметь:

– показывать на карте греческие колонии;

– определять взаимоотношения Греции с ее черноморскими колониями;

– описывать условия жизни и занятия скифов, их самобытную культуру;

– выполнять тестовые задания: выбор ответа; установление пропущенного слова

Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника.

§ 2,  вопросы и задания стр. 13-14; задания в рабочей тетради

4

Кочевые племена на территории России в IV-V веках

1

Рассказ с элементами беседы. Работа с картой и с текстом учебника

Великое переселение народов. Аварский каганат. Булгары. Волжская Булгария. Хазары. Хазарский каганат. Государственный строй, хозяйство, религия.

Знать:

– о роли кочевых племен в древнейшей истории нашей страны;

– хронологические рамки Великого переселения народов;

– смысл понятия «Великое переселение народов»;

– общественный строй государств, образовавшихся в период Великого переселения народов.

Уметь:

– показывать на карте основные направления Великого переселения народов.

Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника.

§ 3;  вопросы и задания стр. 19-20; задания в рабочей тетради

5

Восточные славяне в VI – XII веках.

1

Образное повествование с элементами беседы. Работа с иллюстрациями учебника

Первые свидетельства о славянах. Происхождение славян. Их расселение. Разделение славян на три ветви. Появление славян на территории нашей страны. Восточнославянские племена по данным русских летописей.  Родовой строй восточных славян. Их хозяйственная жизнь. Возникновение первых русских городов. Торговля. Быт славян.  Языческая религия славян.

Знать:

– основные занятия восточных славян;

– особенности образа жизни и верование;

– общественный строй древних славян.

Уметь:

– показать на

исторической карте территории;  расселения восточнославянских племен;

– работать с картой;

– выполнять тестовое задание: выбор ответа

Фронтальный опрос. Работа с иллюстрациями учебника

§ 4;  вопросы и задания стр. 27-28; задания в рабочей тетради

                                                                                              Раздел 2 . Древняя Русь в IX  - XII веках( 8 ч.)

6

Образование Древнерус-

ского государства

1

Эвристическая беседа. Работа с картой и текстом учебника

Предпосылки создания государства у восточных славян. Легенды о древних славянских князьях. Новгород и Киев — два центра ранней русской государственности. Кий и его братья. Князья славянских племён.  Славяне и варяги. Путь «из варяг в греки». Призвание варяжских князей. Рюрик. Аскольд и Дир. Поход Олега на Киев и объединение северных и южных русских земель. Происхождение названия «Русь».

Знать:

– хронологические рамки образования Древнерусского государства;

– о первых свидетельствах древних летописцев;

– о возникновении торгового пути «Из варяг в греки»;

– процесс превращения поселков восточных славян в города;

– особенности развития  Новгорода и Киева как двух центров формирования Древнерусского государства; – о версиях происхождения названия «Русь».

Уметь:

– показывать на карте торговый путь «Из варяг в греки»;

– рассказывать о первых русских князьях;

– выполнять тестовые задания: выбор ответа (знание дат, фактов, понятий)

Индивидуаль-

ный опрос. Работа с картой и текстом учебника

§ 5,   вопросы и задания стр. 37-38; задания в рабочей тетради

7

Русские князья времён язычества

1

Образное повествование с элементами беседы. Работа с картой и текстом учебника

Олег. Подчинение различных племён Киевскому государству, походы на Византию, первый международный договор Руси. Игорь. Походы на Византию. Древнерусская дружина. Полюдье. Внутренняя политика — борьба с древлянами.  Правление Ольги. Внутреннее обустройство Руси. Крещение Ольги и попытки христианизации восточных славян. Святослав. Война с Хазарией, походы в Болгарию и Византию.

З н а т ь:

– характерные особенности правления;

– о первых русских князьях времен язычества;

– особенности внешней политики русских князей;

– как было организовано управление Древнерусским государством;

– об отношениях князя и дружины;

– о походах русских князей.

Уметь:

– показывать на карте направление походов русских князей, территории, которые вошли в состав Древнерусского государства при Олеге, Игоре, Ольге, Святославе;

– выполнять тестовые задания

Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника

§ 6,  вопросы и задания стр. 46-47; задания в рабочей тетради

8

Князь Владимир и крещение Руси

1

Беседа.

Решение познавательных заданий. Работа с документом.

Сыновья Святослава. Первая усобица. Владимир — объединитель и создатель державы Рюриковичей. Личность князя Владимира. Выбор веры Владимиром. Крещение Руси. Значение этого события для русской истории. Внутренняя политика князя. Укрепление южных границ Руси. Оборона от печенегов. Отношения с соседними странами.

Знать:

– события первой княжеской усобицы;

– причины принятия христианства Русью;

– значение принятия христианства;

– о процессе распространении христианства на Руси.

Уметь:

– характеризовать внутреннюю и внешнюю политику князя Владимира;

Индивидуаль-

ный опрос. Ответы на вопросы к документу стр. 54

§ 7,   вопросы и задания стр. 53-54; задания в рабочей тетради

9

Киевская Русь при Ярославе Мудром

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной деятельности.

Семья Владимира и раздел Руси. Усобица сыновей Владимира. Святополк Окаянный. Гибель Бориса и Глеба. Укрепление в Киеве Ярослава Мудрого. Личность Ярослава. Его войны с братом Мстиславом и печенегами. Последний поход Руси на Византию. Международные связи Руси

Знать:

– последовательность событий междоусобицы сыновей князя Владимира; – даты правления Ярослава Мудрого;

– смысл основных законов «Русской правды»;

– главные направления внешней политики Ярослава Мудрого.

Уметь:

– показывать на карте города, в которых правили сыновья кн. Владимира;

– характеризовать внутреннюю политику Ярослава Мудрого;

Письменный опрос. Работа с текстом учебника.

§ 8,    вопросы и задания стр. 59; задания в рабочей тетради

10

Преемники Ярослава и борьба за киевский престол

1

Беседа.

Участие в беседе по ключевым вопросам темы

Раздел Руси Ярославом. Братья Ярославичи. Война с половцами в 1068 году. Мятеж 1068 года. Новый виток усобиц. Разделение Рюриковичей на несколько ветвей. Любечский съезд князей. Юридическое оформление распада Руси. Восстание 1113 года. Княжение Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха как правителя и полководца.

Знать:

 систему престолонаследия
(лествица) на Руси;

– содержание завещание Ярослава Мудрого своим сыновьям;

– внутренние памятники Киевской Руси после смерти Ярослава Мудрого;

– о процессе роста самостоятельности отдельных княжеств;

– особенности новой системы престолонаследия;

– исторические заслуги Владимира Мономаха как государственного деятеля.

Уметь:

– опираясь на текст исторического документа, анализировать поучение Владимира Мономаха;

Фронтальный опрос. Участие в беседе по ключевым вопросам темы.

Работа с документом стр. 65

§ 9,  вопросы и задания стр. 65-66; задания в рабочей тетради

11

Общественный строй Древней Руси

1

Практикум.

Составление таблицы. Работа с фрагментами документа

Древнерусская народность. Категории русского населения: общинники-земледельцы, вотчинники и др. Развитие городов и ремесла. Торговля. Городское самоуправление. Быт жителей Древней Руси.

Знать:

– факты, способствующие возникновению древнерусской народности;

– социальные слои русского населения;

– развитие внутренней и внешней торговли, ремесленного производства

Уметь:

– давать характеристику русским городам

Практические задания. Составление таблицы:  «Категории населения Киевской Руси в X – XI веках».

Работа с документом.

§ 10,  вопросы и задания стр. 71-72; задания в рабочей тетради

12

Православная церковь в Киевской Руси

1

Образное повествование с элементами беседы. Работа  с текстом учебника

Формирование церковной организации. Юридическое и каноническое положение Русской церкви. Церковь в государственной жизни страны. Двоеверие. Православие и повседневная жизнь русских людей. Возникновение монашества. Феодосии и Антоний Печерские. Киево-Печерский монастырь.

Знать:

– причины принятия христианства Русью;

– значение принятия христианства;

– о процессе распространении христианства на Руси.

Уметь:

– выполнять тестовые задания: выбор ответа, заполнение пропущенных слов, словосочетаний

Индивидуаль-

ный опрос. Подготовка сообщений.

§ 11,  вопросы и задания стр. 75-76; задания в тетради

13

Культура Киевской Руси

1

Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме.

Язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков. Возникновение славянской письменности и её появление на Руси. Первые памятники русской книжности. Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания. Устное народное творчество. Былины. Письменная культура народа: берестяные грамоты. Развитие русской иконописи, фрески, мозаики, декоративно-прикладного искусства.

Знать:

– основные направления развития древнерусской культуры;

– особенности культуры Древней Руси;

– характерные черты древнерусского национального самосознания;

– о культурном значении принятия христианства.

Уметь:

– описывать памятники древнерусской культуры

Представление презентаций по теме.

§ 12,  вопросы и задания стр. 86; задания в рабочей тетради

14

Древняя Русь в IX  - XII веках

1

Повторительно-обобщающий урок

Восточные славяне и их соседи. Формирование
древнерусского государства.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Владимир Святославович Принятие христианства и его значение. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Культура Древней Руси

У м е т ь:

Работать с историческими документами.

Составить сравнительную таблицу.

Тестовые задания на установление причинно-следственных связей;

на установление соответствия понятий, соответствий персоналий с их деятельностью, соответствия дат и событий.

Беседа по ранее подготовлен-

ным вопросам.

Тестовые задания с выбором ответа.

                                                                           Раздел 3 Русские земли в XII   - начале  XIII века(6 ч.)

15

Удельный период русской истории

1

Проблемное изложение материала. Анализ документа.

Причины, сущность и последствия удельной системы на Руси. Распад древнерусского государства на княжества по отдельным ветвям династии Рюриковичей. Самостоятельное государственное развитие русских земель. Княжеские усобицы. Русская церковь как хранительница единства русских земель. Последствия раздробленности.

Знать:

– хронологические рамки периода политической раздробленности русских земель;

– закономерность политической раздробленности– причины раздробленности Руси.

Уметь:

– отвечать на вопрос «Что такое удельная система»;

– называть последствия (отрицательные и положительные) раздробленности Руси;

– показывать на карте русские княжества удельного периода.

Фронтальный опрос. Работа с документом стр. 93

§ 13,  вопросы и задания стр. 93; задания в рабочей тетради

16

Южная Русь

1

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Киевское княжество. Наследники Владимира Мономаха. Борьба за киевское княжение в XII — начале XIII века. Киевское княжество перед монгольским нашествием. Черниговское

княжество.

Новгород - Северское княжество. Поход Игоря на половцев в 1185 году и «Слово о полку Игореве».  Половцы. Их хозяйство, общественное устройство, религия, культура и быт.

Знать:

– причины упадка Киевского княжества;

– значимость Киевского престола в период политического раздела;

– особенности развития крупных русских княжеств.

Уметь:

– рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника.

§ 14, задания в рабочей тетради

17

Юго-Западная Русь

1

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Особенности географического положения региона и хозяйственного развития. Сильное боярство и борьба князей с ним. Возникновение Галичского княжества. Ярослав Осмомысл.

Обособление Волынской земли. Князь Роман Мстиславич — объединитель Галичской и Волынской земель. Внешняя политика юго-западных русских земель. Князь Даниил Романович — король Руси. Его наследники. Культура Галицко-Волынской Руси.

Знать:

– особенности развития Галицко-Волынской земли;

Уметь:

– рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

- показать на карте Галицко-Волынское княжество;

– по алгоритму дать характеристику крупным русским княжествам;

– по алгоритму составить политический портрет князей:  

Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника

§ 15, задания в рабочей тетради

18

Новгородское государство

1

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Территория, природные условия, население и хозяйство Новгородской земли. Особенности её государственного устройства. Вече. Посадник, тысяцкий, архиепископ. Положение князя в Новгороде. Отношения Новгорода с другими государствами. Торговые связи. Развитие ремесла. Новгород как крупнейший городской центр Европы. Культура Новгородской Руси.

Знать:

– особенности

политического строя Новгорода;

Уметь:

– рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

– показать на карте Новгородскую республику;

– сравнивать политическое устройство крупных русских княжеств;

Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника

§ 16, задания в рабочей тетради

19-20

Владимиро-Суздальская Русь

2

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Географические и природные особенности края, население, хозяйственная жизнь.

Возникновение Ростово-Суздальского княжества. Юрий Долгорукий. Основание Москвы и других городов. Андрей Боголюбский — основатель Владимирской Руси. Поход на Киев в 1169 году. Укрепление княжеской власти. Подъём Владимиро-Суздальской Руси при Всеволоде Большое Гнездо. Культура Северо-Восточной Руси.

Знать:

– особенности развития Северо-Восточной Руси; Уметь:

– рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

– показать на карте Владимиро-Суздальскую Русь;

– сравнивать политическое устройство крупных русских княжеств;

Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника

§ 17, задания в рабочей тетради

                                                                        Раздел 4  Русь между Востоком и Западом (5 ч.)

21-22

Монгольское нашествие на Русь

2

Рассказ с элементами беседы.  Беседа по ключевым вопросам урока.

Монголы, их происхождение, образ жизни и формирование государства. Чингисхан. Начало монгольских завоеваний. Захват Средней Азии. Поход Джебе и Субедея. Битва на Калке. Монгольское нашествие на Русь. Поход монголов в Западную Европу. Последствия монгольского нашествия на Русь

Знать:

– даты сражений русского войска с иноземными завоевателями;

– завоевание

Руси монголами;

– причины и последствия ордынского ига;

– принципы устройства державы Чингисхана; – последствия зависимости Руси от Золотой Орды.

Уметь:

– выполнять тестовые задания: выбор ответа на знание фактов, событий, понятий


Участие в беседе. Выполнение разноуровне-

вых индивидуаль-

ных заданий.

§ 18,  вопросы и задания стр. 128; задания в рабочей тетради

23

Натиск с Запада

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений.

Прибалтика в XI — XII веках. Природа, население, хозяйство, религия. Крестовый поход в Прибалтику. Ливонский орден. Шведский поход на Русь. Невская битва. Александр Ярославич. Ледовое побоище. Его значение для русской истории.

Знать:

– причины крестового похода в Прибалтику; – последствия нашествия крестоносцев на прибалтийские земли;

– значение

борьбы русского народа и народов Прибалтики с общим врагом;

– значение побед русского войска под

предводительством А. Невского в сражениях на р. Неве и Чудском озере.

Уметь:

– выполнять тестовые задания: выбор ответа, знание дат, понятий, персоналий

Участие в беседе.  Выступление с сообщениями.

§ 19,   вопросы и задания стр. 135; задания в рабочей тетради

24

Русские земли под властью Золотой Орды

1

Изложение материала с элементами самостоятельной деятельности

Образование Золотой Орды. Территория. Население. Хозяйственный уклад. Государственный строй. Установление ордынской власти на Руси. Её формы. Сопротивление ордынской власти западных русских княжеств. Политика Александра Невского в отношениях с Ордой. Русские князья в Орде. Религиозное сопротивление: Михаил черниговский. Северо-Восточная Русь под властью Орды.

Знать:

– образование

Золотой орды;

– сущность ордынского владычества на Руси;

– повинности русского населения;

– характеристика, черты взаимоотношений Золотой орды и Руси в XIII в.

Уметь:

– показывать на карте государство Золотая орда

Решение познаватель-

ных заданий. Выполнение разноуровне-

вых индивидуаль-

ных заданий

§ 21,  вопросы и задания стр.141; задания в рабочей тетради

25

Великое княжество Литовское и русские земли

1

Проблемное изложение материала. Анализ документа

Литовские племена и образование Литовского государства. Присоединение русских земель к Литве. Формирование украинского и белорусского народов. Великое княжество Литовское и Русское. Литовские князья и их отношения с русскими князьями. Грюнвальдская битва. Уния с Польшей и образование Речи Посполитой.


Знать:

– хронологические рамки образования Великого княжества Литовского;

– управление Литовским княжеством.

Уметь:

– показывать на карте территорию Великого княжества Литовского;

– рассказывать о Грюнвальдской битве 1410 г. и определять ее значение

Фронтальный опрос. Работа с документом стр. 148

§ 21,   вопросы и задания стр. 147-148

26

Русские земли в XII– начале XV века

1

Повторительно-обощающий урок

Закономерности процесса политической раздробленности Киевской Руси и стран Западной Европы.

Особенности государственного развития русских земель


Особенности экономического и культурного развития русских земель

Княжеские усобицы.

Русь накануне монгольского нашествия.

Последствия политической раздробленности Киевской Руси

Знать:

– предпосылки и причины распада Киевской Руси на отдельные княжества; – политическую историю крупных русских земель;

– особенности внешней политики русских княжеств в связи с историей половецкого народа.

Уметь:

– рассказывать о последствиях удельной системы на Руси;

Беседа по ранее подготовлен-

ным вопросам.

Тестовые задания с выбором ответа.

                                                                   Раздел 5 . Объединение русских земель вокруг Москвы(6 ч.)

27-28

Возвышение Москвы

2

Лекция с элементами беседы. Работа с картой и фрагментом документа

Владимиро-Суздальская Русь после нашествия. Возникновение Тверского и Московского княжеств. Причины их укрепления. Князь Даниил московский. Борьба Москвы и Твери за главенство среди северо-восточных русских земель. Князь Михаил Ярославич тверской. Иван Калита и его политика. Превращение Москвы в религиозный центр Руси. Экономический подъём Московского княжества.

Знать:

– имена князей Северо-Восточной Руси;

– политическую ситуацию на Руси в XIV–XV вв.;

– причины возвышения Москвы– основные сражения русского воинства против иноземных завоевателей;

– роль московских князей в дни объединения Руси и борьбе против завоевателей.

Уметь:

– обозначать период становления Российского государства;

– показывать на карте основные центры объединения русских земель;

Фронтальный опрос. Работа с картой и фрагментом документа стр. 157.

§ 22, задания в рабочей тетради

29

Москва на подъёме

1

Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий

Сыновья Ивана Калиты. Дмитрий Донской. Усиление Москвы среди прочих русских земель.

Начало борьбы с Ордой. Битва на Боже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша на Русь. Значение Куликовской битвы.

Знать:

– имена князей Северо-Восточной Руси;

– политическую ситуацию на Руси в XIV–XV вв.;

– причины возвышения Москвы; основные сражения русского воинства против иноземных завоевателей;

– роль московских князей в дни объединения Руси и борьбе против завоевателей.

Уметь:

– обозначать период становления Российского государства;

– показывать на карте основные центры объединения русских земель;

Фронтальный опрос. Работа с документом стр. 165.Решение познаватель-ных заданий.

§ 23, задания в рабочей тетради

30

Кризис Московской Руси

1

Практикум Самостоятельная работа с текстом учебника

Василий 1 и его политика. Война за московский стол между Василием II и его родственниками, её причины, ход и итоги.  Закат ордынского могущества со второй половины XIV века. Усобицы в Золотой Орде. Причины её распада. Возникновение Казанского и других ханств. Отношения татарских ханств и Руси.

З н а т ь:

– какие произошли изменения в политике русских князей по отношению к Золотой орде;

– значение для Руси распада Золотой орды;

– причины и характер династических войн в Московской Руси;

– хронологические события периода распада Золотой орды.

Уметь:

– показывать на карте земли, вошедшие в состав Московского княжества при Василии I;

– показывать на карте ханства, на которые распалась Золотая орда;

Самостоятель-

ная работа с текстом учебника. Письменный контроль

§ 24,   вопросы и задания стр. 173; задания в рабочей тетради

31

Русская православная церковь во второй половине  XIII -  середина  XV века

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений.

Положение Русской церкви при ордынской власти. Перенос митрополии из Киева во Владимир, а затем в Москву. Деятельность митрополитов Петра и Алексия. Монашество. Сергий Радонежский и его последователи. Флорентийская уния и отношение к ней Русской православной церкви. Установление автокефалии. Митрополит Иона.

Знать:

– время возникновения первых каменных храмов на Руси;

– роль русской православной церкви в период раздробленности и ордынского ига;

– о духовном подвиге Сергия Радонежского;

хронологическую последовательность событий в обретении Русской православной церкви независимости;

– суть споров и разногласий между нестяжателями и иосифлянами.

Уметь:

– работать с картой;

– составлять рассказ с опорой на текст учебника

Участие в беседе.  Выступление с сообщениями.

32

Русская культура церковь во второй половине  XIII -  середина  XV века

1

Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме.

Литература XIV — XV веков. Книжность. Развитие письменности. Летописание. Исторические повести. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение каменного зодчества. Строительство Московского Кремля. Иконопись: Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Знать:

– о роли Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания;

– значение начала книгопечатания;

– о развитии просвещения и книгопечатания;

– основные жанры и идеи русской литературы данного периода;

– о творчестве русских иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева Уметь:

– описывать

основные архитектурные памятники;

– называть архитектурные памятники Московского Кремля;

Представление проектов по теме

                                                                                       Раздел 6 .Создание Московского царства  (7 ч.)

33

Конец удельной эпохи

1

Проблемное изложение материала. Анализ документа

Создание Иваном III единого и независимого Московского государства. Ликвидация Тверского великого княжества. Присоединение Новгорода и Вятки. Конец ордынской власти. Стояние на реке Угре. Взятие Казани Иваном III. Присоединение Василием III Пскова и Рязани. Войны с Литвой за Смоленск и другие русские земли.

Знать:

– направления

внешней политики Ивана III;

– хронологическую последовательность событий, ликвидация на Руси ордынского владычества.

Уметь:

– характеризовать личность Ивана III, органически завершившего процесс объединения русских земель вокруг Москвы;

– показывать на карте земли, которые вошли в состав Московского княжества при Иване

Решение познавательных заданий. Работа с документом стр. 196

§ 27,  вопросы и задания стр. 195, задания в рабочей тетради

34

От великого княжества к царству

1

Рассказ с элементами беседы. Участие в обсуждении вопросов. Работа с текстом учебника.

Формирование единого русского народа. Централизация государственной власти. «Судебник» 1497 года. Формирование новой системы государственного управления. Образование сословной культуры русского общества. Новые государственные символы. «Государь Всея Руси». Идея «Москва — Третий Рим». «Сказание о князьях Владимирских».

Усиление международного престижа Московского государства.

Знать:

– особенности управления Московским государством;

– социальные слои общества Московского государства;

– суть идеи «Москва –

Третий Рим»;

– социальное положение основных групп населения России в XV в.;

– группы, на которые делилось Российское духовенство;

– символику Российского государства времен Ивана III

Фронтальный опрос. Участие в обсуждении вопросов. Работа с текстом учебника.

§ 28,  вопросы и задания стр. 203; задания в рабочей тетради

35

Иван Грозный – первый русский царь

1

Образное повествование с элементами беседы.  Составление конспекта

Венчание Ивана Грозного на царство. Начало русского самодержавия. Личность Ивана Грозного, её противоречивость. Реформы «Избранной рады». Государственное управление:

земские соборы, Боярская дума, приказы. «Судебник» 1550 года.

Знать

-деятельность Ивана Грозного по укреплению государственной власти;

-методы достижения укрепления власти;

- суть реформ молодого царя;

Система приказов – центральных органов управления страной;

У м е т ь:

- Составить схему «Система приказов России 15 века»

- Дать характеристику основных положений Судебника 1550 года;

Выявить причины того, что царь Иван вошёл в историю  под  прозвищем Грозный.

Фронтальный опрос.  Составление конспекта

§ 29,  вопросы и задания стр. 211-212, задания в рабочей тетради

36

Внешняя политика России при Иване Грозном

1

Изложение материала с элементами самостоятельной деятельности. Работа с документом

Основные задачи внешней политики того времени. Борьба с татарскими ханствами. Взятие Казани. Ликвидация Астраханского ханства. Ливонская война: её причины, ход и итоги. Начало освоения Сибири. Поход Ермака.

Знать:

- основные направления внешней политики;

- конкретные примеры увеличения территории Российского государства

- главные причины Ливонской войны;

- итоги внешнеполитической деятельности Ивана Грозного;

У м е т ь:

Определить основные направления внешней политики и составить схему: « Покорение Сибири Ермаком».

Решение познаватель-

ных заданий. Работа с документом стр. 220

§ 30,  вопросы стр. 220.; задания в рабочей тетради

37

Опричное лихолетье

1

Образное повествование с элементами беседы.  Составление конспекта

Крах «Избранной рады». Введение опричнины. Опричный террор. Разорение Новгорода. Отмена опричнины, её результаты для русской истории. Внутренняя политика последних лет правления Ивана Грозного. Семейная жизнь царя. Правление Федора Иоанновича

Знать:

- события второго этапа царствования Ивана Грозного;

- суть опричнины;

- последствия опричнины для страны;

- причины кризиса возникшего в конце 15 – начале 16 века; 

У м е т ь:

Составить схему: « Цели опричнины»;

 Составить схему:  «Последствия опричнины».

Фронтальный опрос.  Составление конспекта

§ 31, вопросы стр. 229-230; задания в рабочей тетради

38

Русская православная церковь в конце XV -XVI  веке

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений.

Нестяжатели и иосифляне. Отношение церкви и государства. Ереси. Стоглавый собор 1551 года. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп, противодействие политике опричнины. Учреждение патриаршества.

Знать:

– время возникновения первых каменных храмов на Руси;

– роль русской православной церкви в период раздробленности и ордынского ига;

– о духовном подвиге Сергия Радонежского;

хронологическую последовательность событий в обретении Русской православной церкви независимости;

– суть споров и разногласий между нестяжателями и иосифлянами.

Уметь:

– работать

с контурной

картой;

– составлять рассказ с опорой на текст учебника

Участие в беседе. Выступление с сообщениями

§ 32,  вопросы и задания стр. 235, задания в рабочей тетради

39

Русская культура в конце XV -XVI  веке

1

Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме

Письменность и книжность. Летописание. Исторические повести. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Архитектура,  иконопись,  Дионисий.  Декоративно-прикладное искусство. Литейное дело. Андрей Чохов.

Знать:

– о роли Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания;

– значение начала книгопечатания;

– о развитии просвещения и книгопечатания;

– основные жанры и идеи русской литературы данного периода;

– о творчестве русских иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева Уметь:

– описывать

основные архитектурные памятники;

– называть архитектурные памятники Московского Кремля;

Представление проектов по теме

§ 33, задания рабочей тетради

40

Создание Московского царства  

1

Повторительно-обобщающий урок

Борьба и причины укрепления Московского и Тверского княжеств среди других северо-восточных русских земель.

Создание Иваном III единого и независимого Московского государства.

Знать:

– процессы централизации и образования единого Русского государства.

Уметь:

– выполнять тестовое задание с выбором ответа, задание на описание, заполнение пропусков; определение хронологического порядка событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...