"В чем заключалось значение обороны блокадного Ленинграда? Был ли выбор у ленинградцев"?
статья по истории (11 класс) по теме
Данный материал из работы Н.Д. Козлова "Великая Отечественная война. Актуальные вопросы и ответы", научный редактор канд. ист. наук С.А. Лисицын я использую на уроках по изучению истории блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и внеклассных мероприятиях в старших классах, посвященных снятию и прорыву блокады Ленинграда и освобождению города Кингисеппа и Кингисеппского района, которые в нашей школе проводятся ежегодно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_chyom_zaklyuchalos_znachenie_oborony_blokadnogo_leningrada.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛОСЬ ЗНАЧЕНИЕ ОБОРОНЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА?
БЫЛ ЛИ ВЫБОР У ЛЕНИНГРАДЦЕВ?
В последнее время делаются попытки исказить историю обороны Ленинграда, выдвинуть на передний план страдания и смерть и отодвинуть или вообще снять смысл происходившего значение героической обороны Ленинграда. На волне политизированного исторического нигилизма, поднятой публицистикой, появились рассуждения о том, что гуманнее было бы сдать Ленинград и не подвергать его население мучениям и гибели. В соответствии с подобной логикой можно утверждать, что вообще не следовало сопротивляться захватчикам, а сразу сдать Отечество на милость победителя. Именно так и поступили правительства некоторых европейских государств. У России и нашего города такого выхода просто не существовало. Ленинграду выпала героическая и трагическая участь стать одним из стратегических центров, от стойкого сопротивления которого зависел дальнейший ход всей войны и судьба страны.
Жизненную необходимость обороны города на Неве для его населения и для всей страны определяли ряд обстоятельств.
Во-первых, в случае падения Ленинграда положение Кронштадта – базы нашего военного флота на Балтике – становилось безнадежным. Захватив Ленинград, фашисты неизбежно овладевали и Балтийским флотом, который могли использовать против союзников, которые этого опасались. К тому же именно боевые корабли Балтийского флота препятствовали важнейшим перевозкам Германии из Швеции, Норвегии и Финляндии. Небогатая природными сырьевыми ресурсами, Германия могла продолжать войну только при условии нормальной работы своих транспортных, железнодорожных и морских, коммуникаций.
Во-вторых, катастрофическим последствием сдачи Ленинграда явилось бы соединение немецко-фашистских войск с финской армией. Объединившись, они получали возможность вырваться на оперативный простор восточнее Ладожского озера.
В-третьих, против противника на оперативные просторы Северной России привёл бы к нарушению железнодорожной связи между Мурманском и всей страной. Одним из следствий стало бы прекращение военных поставок союзников по ленд-лизу, которые морским путём поступали в Архангельск и Мурманск. В 1941 – 1942 годах, в период перебазирования оборонных предприятий на восток страны и на протяжении всей войны, эти поставки имели большое значение. Значение северной коммуникации хорошо понимало и военно-политическое руководство Германии. В июле 1942 года в директиве № 44 Гитлер предписывал своим войскам «отрезать также северную линию снабжения, соединяющую Советский Союз с англосаксонскими державами. Такой линией в первую очередь является Мурманская железная дорога, по которой осуществляются поставки материалов из Америки и Англии…».
В-четвёртых, соединившись с финнами и высвободив значительные силы, скованные защитниками Ленинграда, командование вермахта бросило бы их на Москву. Для прикрытия столицы с северного направления советскому командованию пришлось бы создавать новый фронт на огромных просторах северной России. Резервами в то время оно не располагало. Падение Ленинграда, таким образом, автоматически открывало прямую дорогу на Москву. В конечном итоге от обороны города зависела судьба столицы и всей войны.
Большинство ленинградцев и воинов фронта понимало, что выбора у них нет. Тогда они еще не знали предписаний Гитлера о судьбе города. В листовках, которые враг сбрасывал в начале блокады на Ленинград, фашисты предлагали ленинградцам сдать город и обещали мир и порядок. Ленинградцы знали цену таким обещаниям, они не ждали пощады от захватчиков и ясно понимали, что сдавать город нельзя.
Даже противник довольно объективно оценивал роль Ленинграда. В мае 1943 года финский журнал «Суомен Кувалехти» писал, что город подобен руке, которая сжимает горло рвущегося на Восток немецкого солдата.
Почти два с половиной года враг осаждал Ленинград, и все это время оборона города имела огромное значение для всей войны. Здесь была скована 18-я армия вермахта, располагавшая большим количеством техники и вооружения. У северных границ города были остановлены финские войска. Весь этот период город на Неве удерживал правый фланг огромной линии фронтов. Оборона Ленинграда спасла Балтийский флот, не дала врагу прорваться на просторы северной России, закрыла ему путь на Москву с Севера.
Город не просто находился в осаде и терпел лишения, а боролся с врагом на одном из важнейших стратегических направлений, выстоял и победил. Самолёты врага сбросили на Ленинград более 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб, обрушили на него около 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. В среднем на каждый квадратный километр городской территории упало 16 фугасных, свыше 320 зажигательных бомб и 480 артиллерийских снарядов. От налётов авиации и артиллерийских обстрелов в период осады погибло 16 747 мирных граждан, а 33 782 получили ранения.
Ущерб, причинённый Ленинграду, составил более 45 млрд. рублей. Самой страшной, непоправимой потерей была смерть от голода более одного миллиона жителей и защитников города. Оборона Ленинграда была возможна только при условии массового героизма населения. Только благодаря самоотверженности и стойкости населения и воинов его удалось удержать. Страна с волнением и восхищением следила за героической обороной Ленинграда. Ему помогали все республики края нашей огромной страны, героически защищали представители всех её национальностей. В многочисленных телеграммах, письмах, посланиях и публикациях из других уголков страны признавалось, что ленинградцы своей выдержкой и самоотверженностью, стойкостью и верностью долгу были примером для народов всего Советского Союза.
Утверждающим, что не следовало бы оборонять Ленинград и нести такие жертвы в условиях блокады, ответ дан давно. «В Ленинграде не было ни одного человека, за исключением небольшого числа шкурников, который допускал бы даже мысль о капитуляции перед немцами, - пишет очевидец, английский журналист А. Верт. - Правда, в самый разгар голода несколько человек – притом это были не обязательно коллаборационисты или вражеские агенты, а просто люди с помрачившимся от голода рассудком – действительно обращались к властям с просьбой объявить Ленинград «открытым городом»; но ни один нормальный человек не мог этого сделать» «В Ленинграде, - утверждает А. Верт, - люди могли выбирать между позорной смертью в немецком плену и почетной смертью (или, если повезет, жизнью) в собственном, непокоренном городе».
Понимание той роли, которую оборона Ленинграда играла в общей борьбе с фашизмом, угрожавшим всему человечеству, было характерно для политических и военных деятелей, средств массовой информации Запада. В январе 1944 года радио Лондона отмечало, что «своим мужеством, своей самоотверженностью население Ленинграда и героические солдаты, оборонявшие вместе с населением город, вписали самую замечательную страницу в истории мировой войны, ибо они больше, чем кто бы то ни было, помогли грядущей окончательной победе над Германией».
Подвиг ленинградцев будет волновать и восхищать людей, пока на земле существует человечество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....
В чем заключается система целевой контрактной подготовки кадров
Профориентационная работа с родителями....
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Урок-беседа по внеклассному чтению в 6 классе: «Блокадный Ленинград и ленинградцы».
В последнее время в средствах массовой информации мало уделяется внимания данной теме. Далеко не все ученики знают суть подвига города Ленинграда и его жителей.Задача учителя помочь учащимся ощутить с...
Значение профессиональных проб в выборе будущей профессии
Данный материал - опыт педагога дополнительного образования в профориентационной работе...
Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Тема: Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства
История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русск...
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор".
Цель урока - рассмотреть образ Сони Мармеладовой. Эпилог, его роль в произведении....