Применение ИКТ на уроках истории в школе
статья по истории по теме
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznecova-statya.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ на уроках истории в школе.
«Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…» - так писал Александр Радищев о XVIII столетии, вошедшем в нашу историю как век созидания и разрушения, достойный удивления и порицания, век торжества свободного разума и разгула мрачных сил. Но именно в этом XVIII столетии в России были созданы выдающиеся произведения искусства, сделаны крупные открытия в науке, достигнуты небывалые успехи в просвещении. «Безумным и мудрым» можно назвать и наше время. Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегической задачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор фактов. В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь сложно представить без использования информационных технологий. Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития цивилизации приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым . Предмет история не является исключением. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые обладают тотальной мультимедийностью.
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Закономерности использования мультимедийных технологий в процессе обучения изучает новая отрасль дидактики – дидактика мультимедийного преподавания. Можно выделить наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории:
- Мультимедийные технологии позволяют интегрально представлять исторические знания. Мультимедийное учебное пособие в состоянии представлять исторические факты, события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т. е. представлять их в интегральном, а не разобщенном виде. Здесь открываются возможности для соотнесения знаний об историческом предмете, накопленные в разные исторические времена и в разных исследовательских школах.
- Знания представлены в определенном контексте. Контекстом служат не только комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки анимация, портреты и пр.), раскрывающие предмет с разных сторон. Создается сетевая структура информации, обладающая большой информационной насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме.
- Знания приобретаются по разным каналам восприятия, они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.
- Восприятие, интерпретация и освоение исторических знаний на базе мультимедиа реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем. Реконструкция истории, как важнейший шаг в выработке исторического сознания, может пользоваться наглядными примерами виртуально реконструкции в компьютере, что облегчит интеллектуальную деятельность учащегося.
На смену пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные технологии. Последние позволяют организовывать урок таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации. Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.
Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ИКТ постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт. История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее.
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, когда компьютер в каждом доме стал такой же привычной вещью, как телевизор и музыкальный центр, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…» Современный учитель должен шагать в ногу со временем. Остановившегося обгонит время! Уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой не отменяют полностью традиционных форм обучения, но помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большем объёме информационный материал. И все-таки, как бы ни был выношен и продуман урок, как бы значительны ни были поставленные цели, лишённый эмоционального заряда, он будет бесплоден. А это может сделать только учитель, и «если в школе будут не учиться, а получать информацию, - это будет конец света».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ЭОР на уроках истории
Данная работа знакомит читателей с возможностями использования ЭОР на уроках истории...
Творческий отчёт «Применение ИКТ на уроках истории обществознания, как средство формирования ключевых компетентностей школьников и создание электронных учебных пособий».
Творческий отчёт по реализации темы по самообразованию....
Статья "Применение ИКТ на уроках истории"
Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции ...
Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения учебного материала...
Применение ИКТ на уроках истории
Данный материал содержит описание различных приёмов использования современных ИКТ на уроках истории и во внеурочной деятельности....
Применение презентаций на уроках истории.
Отечественная война 1812 г....
Информационно-коммуникационные технологии в школе. Применение презентаций на уроках истории.
Проблемы использования ИКТ и ИОР в школе....