Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг. Советский человек.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Вьюжанина Наталья Викторовна

Методическая разработка урока истории. В форме практического группового занятия происходит актуализация и систематизация зананий одиннадцатиклассников по истории и обществознанию. организуется решение проблемных и познавательных задач, анализ ситуаций, встречающихся в социальной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovetskiy_chelovek.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общественно - политическое развитие СССР в 1930-е гг.

Советский человек.

Цели урока:

  1. Раскрытие особенностей советской модернизации.
  2. Сравнение различных политических режимов  и выявление их комбинации в советской модели; определение западного опыта  в советской модели модернизации и имперских традиций.
  3. Установление  причинно-следственных связей между историческими событиями и изменением ментальности советских людей.
  4. Дальнейшее развитие навыков совместной деятельности учащихся, навыков сопоставления сравнительного анализа.
  5. Формирование отношения учащихся к состоянию духа советского человека, общества.

Задачи для учащихся:

  1. Раскрыть особенности советской модернизации.
  2. Определить тип политического режима в СССР.
  3. Установить причинно-следственные связи между историческими событиями и изменением ментальности советских людей
  4. Формировать отношение учащихся к состоянию духа советского человека, общества.

Вопросы урока

  1. Особенность советской модернизации (модернизация или имперская традиция)
  2. Феномен политического режима сталинизма
  3. Проблема воспитания «советского человека»
  4. Человек и государство: сознание нового человека

 Задача: помочь учащимся полнее осознать практическую значимость изучаемой темы

Тип урока: актуализация и систематизация знаний по истории и обществознанию

Форма: групповое практическое занятие

Ведущий прием: на основе применения теоретических знаний организуется решение проблемных, познавательных задач, анализ ситуаций, встречающихся в социальной практике, рассмотрение результатов заданий, связанных с содержанием тем.

Ход урока:     1. Орг. момент. Разбивка   на группы.

                  2. Учебная мотивация. Видеоряд. Постановка целей, задач урока.

                  3.  1. Советская модернизация.

Погружение. По группам. Покажите, как проявились особенности модернизации нашей страны по сравнению с дореволюционным периодом в 1930-е гг. во всех сферах жизни общества – работа в группах с отражением на  доске.

Экономика…

Политика…

Социальные отношения…

Духовная сфера…

?       Какие типы (пути) экономического роста вы можете назвать?

-экстенсивный

- интенсивный

?       Если сравнить «советскую цивилизацию» и европейскую, то советская система  представляет какой – экстенсивный – путь: преобладание количества над качеством.

Схема                                    Экстенсивное развитие

   

        

! Но в СССР и на Западе присутствовало сочетание

  - период НЭПа    социалистическая основа + капиталистические элементы

  - «Новый курс Рузвельта»     капиталистическая основа +социалистические элементы

! но вторая комбинация проявилась более органично. Не произошло глобального противоречия между экономикой и политикой, между исторической необходимостью и идеалом развития общества. Особенно это проявилось в сложившемся политическом режиме.

? Что мы понимаем под политическим режимом? Какие типы политических режимов вы можете назвать?

        2. Политические режимы. 

 Работа в группах. Работа с документами.1

1-3 группы. Назвать признаки трех политических режимов. Четвертая группа определяет тип существовавшего режима в СССР.

Демократия

  1. наличие правового государства.
  2. реальное разделение властей
  3. свободные демократические выборы
  4. гарантированные политические свободы
  5. многопартийная политическая система
  6. условие реализации - рыночная экономика

Авторитаризм

  1. свободные выборы органов власти
  2. существование легальной оппозиции
  3. жесткий механизм власти
  4. ограничение политических свобод граждан
  5. харизматическое лидерство



Тоталитаризм

  1. тоталитарная идеология
  2. монополия политической власти
  3.  централизованная экономика
  4. отсутствие политических свобод личности
  5. монополия политической власти на СМИ (информацию)
  6. сильный репрессивный аппарат

4 группа  - Феномен советской системы -  сочетание 3-х режимов (ГУЛАГ, террор, репрессии, самая «демократичная» Конституция 1936 года, но на бумаге.

!  Сочетание нескольких, но преобладание тоталитарных черт.

? Как же это отражалось на менталитете советского человека?

                        3. Менталитет.

Менталитет – это …совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Менталитет всегда исторически обусловлен. В 1930- годы происходят серьезные перемены в духовной жизни.

Традиционно остается дискуссионный вопрос: «Советская модернизация - рывок к Западу или поворот к Востоку в миропонимании людей?»

? определимся с известными характеристиками Запада и востока (на противопоставлении группами)

Запад

Восток

Материализм

Секуляризация

Объективизм

Плюрализм

Рационализм

Динамика (развитие)

Прогресс

Право

Научность

Равенство

Свобода

Воля

Индивидуализм

Духовность

Религиозность

Субъективизм

Монизм

Интуитивность

Инертность (Стабильность)

Застой

Мораль

Сакраментальность

Подчинение

Порядок

Фатализм

Коллективизм

….

! у советского человека нет рамок цивилизационных характеристик, но, тем не менее, некоторые характерные черты обобщенного образа попытаемся воссоздать.

? была ли у власти цель – создание нового человека?

В 1930-е годы распространялась модель «нового» человека

- индустриальный человек

- НОЧ - научно-организованный человек

-УСКОМЧЕЛ -  усовершенствованный коммунистический человек.

Сталин: «Я поднимаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтиков», которые держат в состоянии активности наш великий государственный организм»

Объектом воспитания являлись традиционно дети. ( Положение 1918 года о единой трудовой школе – отмена экзаменов, уроков, учебной формы, заданий на дом, шкрабы)

1930-годы – единоличная власть директора, твердая дисциплина.

- перековка, включение в коллектив

….

         4 . Работа в группах с документами 2

? что же повлияло на менталитет советского человека?

Советский человек

Жесткая централизация как главный метод управления, решающая роль высших органов власти в формировании государственной политики, авторитарность власти, ограничение полномочий выборных органов. Вывод: легитимность модели сталинской эпохи.

  1. Дискуссия

В чем важность рассмотренных проблем?

- вечные вопросы «Запад или Восток?»

- идеологический вакуум (отсутствие национальной идеи)

- неоднозначность оценки исторического периода (харизматическое лидерство - рука Сталина)

-Существование гражданского общества (А есть ли традиция существования его в России?)

6. Подведение итогов

Приложение

Документы 1

Страницы из романа А. Рыбакова «Тридцать пятый и другие годы».

«Седьмого июля 1935 года Сталин председательствовал на пленуме конституционной комиссии.

В комиссии было тридцать членов, он, Сталин, - тридцать первый. Главные докладчики - Бухарин и Радек, они авторы основного проекта новой Конституции. Но, конечно, будут выступать и остальные. А как же! Войдут теперь в историю как - «отцы конституции». - Хитрят.

Бухарин доложил «Основы проекта». Конституция должна обеспечить народу всевозможные свободы, величайшие в мире права, полное равноправие граждан, самую демократичную в мире избирательную систему, самое справедливое в мире правосудие... Так они, Бухарин и Радек, резвились.

Даже он не ожидал от них такой прыти. Перещеголяли самые демократические в мире конституции.

Наивные люди. Надеются такой Конституцией обезопасить себя, обеспечить себе спокойное существование на первых порах, а потом и «конституционную» замену власти. Идиоты!

Эта Конституция нужна ему, прежде всего ему. Она будет мощным политическим прикрытием предстоящей кадровой революции. Когда власть в одних руках, когда эта власть несокрушима, когда народ поддерживает эту власть, годится любая Конституция

А народ с НИМ. Несмотря на голод, нищету, несмотря на миллионы жертв, народ за НЕГО, ЕГО боятся. И ЕГО любят. Главное условие единоличной власти осуществлено. Во все времена народ винил в своих страданиях кого угодно, только не бога. Бога не осуждают, бога благодарят.

Раздумывая таким образом, Сталин внимательно слушал Бухарина.».

Илья Оренбург считал, что «30-е годы были выкрашены в розовый и чёрный цвета».

Поэт-песенник Саша Брянский, близкий к вождям, рассказывал, что как-то, стоя на Красной площади, услышал, как Ленин рассказывал анекдот стоявшим рядом: «Знаете, что будет с Советской властью? Напишите слова «серп» и «молот» и прочитайте слева направо вместе: «престолом».

В чём смысл этой шутки, и шутка ли это? Что общего у этого анекдота со стихотворением, написанным В. Хлебниковым:

Мне в каждом зипуне мерещится Дантон,

 За каждым деревом - Кромвель.

Документы 2

Проанализировать факты и документы

  1. Выяснить влияние традиционализма, тоталитаризма, модернизации на сознание советского человека
  2. Сравнить мышление «нового человека» с западным и восточным стереотипом мышления

1. Вождь-Бог. «Карл Маркс- пророк со скрижалями, а Ленин - высочайший выполнитель заветов» (Л.Д.Троцкий)

2. Мы говорим Ленин, подразумеваем – партия, мы говорим – партия, подразумеваем Ленин» (Маяковский).

3. Вождь = Отец.

4. В «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского Великий Инквизитор объяснял Христу, как людей сделать счастливыми. «Есть три силы,  могущие навеки победить и пленить сознание, - чудо, тайна и авторитет».

Чудо состоялось в темпах и гигантизме. «Догнать и перегнать», «50-100 лет за 10!», «Пятилетку в 4 года». Крупнейшие стройки, колхозы-гиганты, самые большие в мире гидроэлектростанции... «Как могли произойти эти колоссальные изменения... Не чудо ли это?».

Авторитет вождей перерождался в культ.

Тайна... «Советский Союз - это тайна, обёрнутая в загадку и анная в секрет», - сказал У. Черчилль. Тайной были реальные показатели  экономики, личная жизнь вождей, жизнь за рубежом.

«Новый человек жил в городе в коммунальной квартире, - отсюда коллективизм, антииндивидуализм, отрицание личности.

5. Российский философ Библер отмечал в поэзии В. Маяковском «почти восточный коллективизм, слипание индивидов в анонимный всеобщий социум».

Я счастлив, что я этой силы частица,

 Что общие даже слезы из глаз,

Сильнее и чище нельзя причаститься

К великому чувству по имени класс.

6. Историк М. Геллер назвал свою книгу о формировании советского человека «Машина и винтики», имея в виду соотношение между системой (машиной) и советскими людьми.

7. Законодательство

  1. 1929 г. Постановление ЦК - директор промышленного предприятия как единоличный начальник получает получает право увольнения рабочих без уведомления профсоюзов.

 1932 г. Закон «Об охране государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной социалистической собственности» предписывал: к врагам народа, покушающимся на социалистическую собственность, применять «в качестве меры судебной репрессии» расстрел с конфискацией всего имущества или лишение свободы на 10 лет. Вскоре Закон был распространен на «обширный круг преступлений», в том числе спекуляцию и саботаж сельскохозяйственных работ.

3)1932 г. Постановление ЦИК и СНК «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной системы прописки паспортов» применялось для учёта населения городов, рабочих посёлков и новостроек… ограничивал свободу передвижения граждан, обеспечивал тем самым наиболее эффективный контроль со стороны государства. Колхозники, лишённые права на получение паспорта, не имели возможности покинуть село.

4)1934г., 8 июня. Введение «высшей меры социальной защиты» за измену Родине, ответственности всех взрослых членов семьи за преступление одного из них. Наказание для тех, кто знал о намерении родственника, - от 2 до 5 лет лагерного заключения, для тех, кто не знал, - ссылка на 5 лет.

Традиционные черты

Модернизационные задачи

Советский                                          тоталитаризм

Централизация управления

Огосударствление экономики

Отчуждение трудящихся

от управления

Внеэкономическое     принуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя "Влияние общественно-политической ситуации в России на развитие отечественной системы языкового образования"

Исследовательская работа учителя английского языка написана в 2008 году. Она представляет собой экскурс в историю преподавания иностранных языков с 1920-30-х годов прошлого века до наших дней. Исследо...

конспект урока по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."

конспект урока по истории России 20 век для 9 класса...

Тест по теме: Экономическое и общественно-политическое развитие страны в 1894-1904гг.

Тестовые вопросы по истории России  для учащихся 9 класса ...

Советское государство и общество в 1920-1930-е годы. Советская культура.

Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....

ТЕМА ГЕНОЦИДА СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВОЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ ИЛЬИ ЭРЕНБУРГА: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Цель исследования: на примерах военных очерков и статей Ильи Григорьевича Эренбурга, оценить вклад журналистского пера в раскрытии немецких военных преступлений против советского народа в годы Великой...

Презентация ТЕМА ГЕНОЦИДА СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВОЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ ИЛЬИ ЭРЕНБУРГА: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Цель исследования: на примерах военных очерков и статей Ильи Григорьевича Эренбурга, оценить вклад журналистского пера в раскрытии немецких военных преступлений против советского народа в годы Великой...