Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг. Советский человек.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Методическая разработка урока истории. В форме практического группового занятия происходит актуализация и систематизация зананий одиннадцатиклассников по истории и обществознанию. организуется решение проблемных и познавательных задач, анализ ситуаций, встречающихся в социальной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovetskiy_chelovek.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общественно - политическое развитие СССР в 1930-е гг.
Советский человек.
Цели урока:
- Раскрытие особенностей советской модернизации.
- Сравнение различных политических режимов и выявление их комбинации в советской модели; определение западного опыта в советской модели модернизации и имперских традиций.
- Установление причинно-следственных связей между историческими событиями и изменением ментальности советских людей.
- Дальнейшее развитие навыков совместной деятельности учащихся, навыков сопоставления сравнительного анализа.
- Формирование отношения учащихся к состоянию духа советского человека, общества.
Задачи для учащихся:
- Раскрыть особенности советской модернизации.
- Определить тип политического режима в СССР.
- Установить причинно-следственные связи между историческими событиями и изменением ментальности советских людей
- Формировать отношение учащихся к состоянию духа советского человека, общества.
Вопросы урока
- Особенность советской модернизации (модернизация или имперская традиция)
- Феномен политического режима сталинизма
- Проблема воспитания «советского человека»
- Человек и государство: сознание нового человека
Задача: помочь учащимся полнее осознать практическую значимость изучаемой темы
Тип урока: актуализация и систематизация знаний по истории и обществознанию
Форма: групповое практическое занятие
Ведущий прием: на основе применения теоретических знаний организуется решение проблемных, познавательных задач, анализ ситуаций, встречающихся в социальной практике, рассмотрение результатов заданий, связанных с содержанием тем.
Ход урока: 1. Орг. момент. Разбивка на группы.
2. Учебная мотивация. Видеоряд. Постановка целей, задач урока.
3. 1. Советская модернизация.
Погружение. По группам. Покажите, как проявились особенности модернизации нашей страны по сравнению с дореволюционным периодом в 1930-е гг. во всех сферах жизни общества – работа в группах с отражением на доске.
Экономика…
Политика…
Социальные отношения…
Духовная сфера…
? Какие типы (пути) экономического роста вы можете назвать?
-экстенсивный
- интенсивный
? Если сравнить «советскую цивилизацию» и европейскую, то советская система представляет какой – экстенсивный – путь: преобладание количества над качеством.
Схема Экстенсивное развитие
! Но в СССР и на Западе присутствовало сочетание
- период НЭПа социалистическая основа + капиталистические элементы
- «Новый курс Рузвельта» капиталистическая основа +социалистические элементы
! но вторая комбинация проявилась более органично. Не произошло глобального противоречия между экономикой и политикой, между исторической необходимостью и идеалом развития общества. Особенно это проявилось в сложившемся политическом режиме.
? Что мы понимаем под политическим режимом? Какие типы политических режимов вы можете назвать?
2. Политические режимы.
Работа в группах. Работа с документами.1
1-3 группы. Назвать признаки трех политических режимов. Четвертая группа определяет тип существовавшего режима в СССР.
Демократия
| Авторитаризм
| Тоталитаризм
|
4 группа - Феномен советской системы - сочетание 3-х режимов (ГУЛАГ, террор, репрессии, самая «демократичная» Конституция 1936 года, но на бумаге.
! Сочетание нескольких, но преобладание тоталитарных черт.
? Как же это отражалось на менталитете советского человека?
3. Менталитет.
Менталитет – это …совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Менталитет всегда исторически обусловлен. В 1930- годы происходят серьезные перемены в духовной жизни.
Традиционно остается дискуссионный вопрос: «Советская модернизация - рывок к Западу или поворот к Востоку в миропонимании людей?»
? определимся с известными характеристиками Запада и востока (на противопоставлении группами)
Запад | Восток |
Материализм Секуляризация Объективизм Плюрализм Рационализм Динамика (развитие) Прогресс Право Научность Равенство Свобода Воля Индивидуализм … | Духовность Религиозность Субъективизм Монизм Интуитивность Инертность (Стабильность) Застой Мораль Сакраментальность Подчинение Порядок Фатализм Коллективизм …. |
! у советского человека нет рамок цивилизационных характеристик, но, тем не менее, некоторые характерные черты обобщенного образа попытаемся воссоздать.
? была ли у власти цель – создание нового человека?
В 1930-е годы распространялась модель «нового» человека
- индустриальный человек
- НОЧ - научно-организованный человек
-УСКОМЧЕЛ - усовершенствованный коммунистический человек.
Сталин: «Я поднимаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтиков», которые держат в состоянии активности наш великий государственный организм»
Объектом воспитания являлись традиционно дети. ( Положение 1918 года о единой трудовой школе – отмена экзаменов, уроков, учебной формы, заданий на дом, шкрабы)
1930-годы – единоличная власть директора, твердая дисциплина.
- перековка, включение в коллектив
….
4 . Работа в группах с документами 2
? что же повлияло на менталитет советского человека?
Советский человек
Жесткая централизация как главный метод управления, решающая роль высших органов власти в формировании государственной политики, авторитарность власти, ограничение полномочий выборных органов. Вывод: легитимность модели сталинской эпохи.
- Дискуссия
В чем важность рассмотренных проблем?
- вечные вопросы «Запад или Восток?»
- идеологический вакуум (отсутствие национальной идеи)
- неоднозначность оценки исторического периода (харизматическое лидерство - рука Сталина)
-Существование гражданского общества (А есть ли традиция существования его в России?)
6. Подведение итогов
Приложение
Документы 1
Страницы из романа А. Рыбакова «Тридцать пятый и другие годы».
«Седьмого июля 1935 года Сталин председательствовал на пленуме конституционной комиссии.
В комиссии было тридцать членов, он, Сталин, - тридцать первый. Главные докладчики - Бухарин и Радек, они авторы основного проекта новой Конституции. Но, конечно, будут выступать и остальные. А как же! Войдут теперь в историю как - «отцы конституции». - Хитрят.
Бухарин доложил «Основы проекта». Конституция должна обеспечить народу всевозможные свободы, величайшие в мире права, полное равноправие граждан, самую демократичную в мире избирательную систему, самое справедливое в мире правосудие... Так они, Бухарин и Радек, резвились.
Даже он не ожидал от них такой прыти. Перещеголяли самые демократические в мире конституции.
Наивные люди. Надеются такой Конституцией обезопасить себя, обеспечить себе спокойное существование на первых порах, а потом и «конституционную» замену власти. Идиоты!
Эта Конституция нужна ему, прежде всего ему. Она будет мощным политическим прикрытием предстоящей кадровой революции. Когда власть в одних руках, когда эта власть несокрушима, когда народ поддерживает эту власть, годится любая Конституция
А народ с НИМ. Несмотря на голод, нищету, несмотря на миллионы жертв, народ за НЕГО, ЕГО боятся. И ЕГО любят. Главное условие единоличной власти осуществлено. Во все времена народ винил в своих страданиях кого угодно, только не бога. Бога не осуждают, бога благодарят.
Раздумывая таким образом, Сталин внимательно слушал Бухарина.».
Илья Оренбург считал, что «30-е годы были выкрашены в розовый и чёрный цвета».
Поэт-песенник Саша Брянский, близкий к вождям, рассказывал, что как-то, стоя на Красной площади, услышал, как Ленин рассказывал анекдот стоявшим рядом: «Знаете, что будет с Советской властью? Напишите слова «серп» и «молот» и прочитайте слева направо вместе: «престолом».
В чём смысл этой шутки, и шутка ли это? Что общего у этого анекдота со стихотворением, написанным В. Хлебниковым:
Мне в каждом зипуне мерещится Дантон,
За каждым деревом - Кромвель.
Документы 2
Проанализировать факты и документы
- Выяснить влияние традиционализма, тоталитаризма, модернизации на сознание советского человека
- Сравнить мышление «нового человека» с западным и восточным стереотипом мышления
1. Вождь-Бог. «Карл Маркс- пророк со скрижалями, а Ленин - высочайший выполнитель заветов» (Л.Д.Троцкий)
2. Мы говорим Ленин, подразумеваем – партия, мы говорим – партия, подразумеваем Ленин» (Маяковский).
3. Вождь = Отец.
4. В «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского Великий Инквизитор объяснял Христу, как людей сделать счастливыми. «Есть три силы, могущие навеки победить и пленить сознание, - чудо, тайна и авторитет».
Чудо состоялось в темпах и гигантизме. «Догнать и перегнать», «50-100 лет за 10!», «Пятилетку в 4 года». Крупнейшие стройки, колхозы-гиганты, самые большие в мире гидроэлектростанции... «Как могли произойти эти колоссальные изменения... Не чудо ли это?».
Авторитет вождей перерождался в культ.
Тайна... «Советский Союз - это тайна, обёрнутая в загадку и анная в секрет», - сказал У. Черчилль. Тайной были реальные показатели экономики, личная жизнь вождей, жизнь за рубежом.
«Новый человек жил в городе в коммунальной квартире, - отсюда коллективизм, антииндивидуализм, отрицание личности.
5. Российский философ Библер отмечал в поэзии В. Маяковском «почти восточный коллективизм, слипание индивидов в анонимный всеобщий социум».
Я счастлив, что я этой силы частица,
Что общие даже слезы из глаз,
Сильнее и чище нельзя причаститься
К великому чувству по имени класс.
6. Историк М. Геллер назвал свою книгу о формировании советского человека «Машина и винтики», имея в виду соотношение между системой (машиной) и советскими людьми.
7. Законодательство
- 1929 г. Постановление ЦК - директор промышленного предприятия как единоличный начальник получает получает право увольнения рабочих без уведомления профсоюзов.
1932 г. Закон «Об охране государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной социалистической собственности» предписывал: к врагам народа, покушающимся на социалистическую собственность, применять «в качестве меры судебной репрессии» расстрел с конфискацией всего имущества или лишение свободы на 10 лет. Вскоре Закон был распространен на «обширный круг преступлений», в том числе спекуляцию и саботаж сельскохозяйственных работ.
3)1932 г. Постановление ЦИК и СНК «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной системы прописки паспортов» применялось для учёта населения городов, рабочих посёлков и новостроек… ограничивал свободу передвижения граждан, обеспечивал тем самым наиболее эффективный контроль со стороны государства. Колхозники, лишённые права на получение паспорта, не имели возможности покинуть село.
4)1934г., 8 июня. Введение «высшей меры социальной защиты» за измену Родине, ответственности всех взрослых членов семьи за преступление одного из них. Наказание для тех, кто знал о намерении родственника, - от 2 до 5 лет лагерного заключения, для тех, кто не знал, - ссылка на 5 лет.
Традиционные черты
Модернизационные задачи
Советский тоталитаризм
Централизация управления
Огосударствление экономики
Отчуждение трудящихся
от управления
Внеэкономическое принуждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа учителя "Влияние общественно-политической ситуации в России на развитие отечественной системы языкового образования"
Исследовательская работа учителя английского языка написана в 2008 году. Она представляет собой экскурс в историю преподавания иностранных языков с 1920-30-х годов прошлого века до наших дней. Исследо...
конспект урока по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."
конспект урока по истории России 20 век для 9 класса...
Тест по теме: Экономическое и общественно-политическое развитие страны в 1894-1904гг.
Тестовые вопросы по истории России для учащихся 9 класса ...
Тест по теме: Экономическое и общественно-политическое развитие страны в 1894-1904гг.
Тест по истории России для учащихся 9го класса...
Советское государство и общество в 1920-1930-е годы. Советская культура.
Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....
ТЕМА ГЕНОЦИДА СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВОЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ ИЛЬИ ЭРЕНБУРГА: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Цель исследования: на примерах военных очерков и статей Ильи Григорьевича Эренбурга, оценить вклад журналистского пера в раскрытии немецких военных преступлений против советского народа в годы Великой...
Презентация ТЕМА ГЕНОЦИДА СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВОЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ ИЛЬИ ЭРЕНБУРГА: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Цель исследования: на примерах военных очерков и статей Ильи Григорьевича Эренбурга, оценить вклад журналистского пера в раскрытии немецких военных преступлений против советского народа в годы Великой...