Интерактивные методы изучения истории.
методическая разработка (история) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Интерактивные методы обучения истории.
Учитель истории и обществознания.
ГБОУ СОШ№ 684.
Ганелина М.Г.
Основные тенденции развития образования в современном мире исходят из личностного – ориентированного и плюралистического характера образования.
Новая парадигма исторического образования предполагает существенное обновление содержания образования, выработку и освоение педагогами новых концептуально- содержательных подходов, новых педагогических технологий, формирование нового педагогического менталитета.
Современное образование должно стимулировать учащихся овладеть такими умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики, самостоятельной творческо-поисковой деятельности.
Интерактивные формы обучения – один из путей совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся.
Перспективными видами учебной деятельности можно считать моделирование(игровую деятельность), коммуникативный диалог(дискуссионную деятельность), изучения источников(исследовательскую деятельность).
Можно выделить следующие модели учебных занятий на основе игровой деятельности:
- Игры-реконструкция
- Игры-обсуждения
- Игры-соревнования
На основе дискуссионной деятельности:
- Семинары (индивидуальная работа)
- Структурные дискуссии (групповая работа)
- Проблемно-проектная дискуссия (коллективная деятельность класса)
На основе исследовательской деятельности:
- Практические занятия ( коллективное деятельности класса)
- Проблемно лабораторные занятия (групповая работа)
Игра на уроке истории- активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего.
Игра побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет кругозор школьника, формирует коммуникативные навыки.
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой.
Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставшую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом.
Ретроспективные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые.
В основе проблемно-дискуссионной игры держит воображаемая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.
Интерактивный метод преподавания истории включает в себя модели занятий построенных на основе дискуссионной деятельности. Дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему, всесторонне проанализировать её, а затем сформировать собственный взгляд каждого ученика на ту или иную историческую проблему.
Все дискуссии на исторические темы подразделить на несколько групп.
Первый тип- это структурированная или регламентированная дискуссия.
Другим типом дискуссии является дискуссия с элементами игрового моделирования.
Третий тип дискуссии- проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме.
Существует также классификация по формам поведения. На основе этого можно выделить следующие модели дискуссий: дебаты( на основе соперничающих команд); <<круглый стол>>- где небольшая группа учеников дискуссии обсуждает проблему, а весь класс учувствует в обмене мнениями. Более широкомасштабную дискуссию можно привести по типу <<симпозиума>>.
Важным направлением изучения истории в современной школе является изучения источников(исследовательская деятельность), которая призвана активизировать работу школьникам на уроках истории, научить их размышлять над истории, вырабатывать собственные суждения, оценки исторических факторов деятелей поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....
"Влияние интерактивных методов обучения на формирование коммуникативных УУД при изучении учебного курса "Основы мировых религиозных культур"
В статье проведен анализ возможностей использования интерактивных методов обучения с целю формирования коммуникативных УУД при изучении учебного курса «Основы мировых религиозных культур». Раскрыто по...
«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...
Выступление по теме "Интерактивные методы при изучении храмов и монастырей Смоленщины" , 03.09.2020 г
Программа круглого стола "Актуальный опыт преподавания учебного курса "Православная культура Смоленской земли" в 2019-2020 учебном году", 03.09.2020 г....
Использование интерактивных методов при изучении лирики для повышения мотивации к изучению поэзии.
В работе представлены некоторые приёмы технологии интерактивного обучения при изучении лирики....
Как помочь слабоуспевающему ученику сдать экзамены? Интерактивные методы обучения, стимулирование интереса и мотивации к изучению русского языка и литературы через игровую активность.
Адаптированные материалыЧто это такое? Адаптированные учебные материалы — это учебники, рабочие тетради и дидактические пособия, которые учитывают особенности восприятия и обработки информа...