"Влияние интерактивных методов обучения на формирование коммуникативных УУД при изучении учебного курса "Основы мировых религиозных культур"
статья по мхк на тему
В статье проведен анализ возможностей использования интерактивных методов обучения с целю формирования коммуникативных УУД при изучении учебного курса «Основы мировых религиозных культур». Раскрыто понятие интерактивные методы обучения, приведены их виды и влияние на формирование коммуникативных УУД в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОМРК | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние интерактивных методов обучения на формирование коммуникативных УУД при изучении учебного курса «Основы мировых религиозных культур»
Аннотация.
В статье проведен анализ возможностей использования интерактивных методов обучения с целю формирования коммуникативных УУД при изучении учебного курса «Основы мировых религиозных культур». Раскрыто понятие интерактивные методы обучения, приведены их виды и влияние на формирование коммуникативных УУД в процессе обучения.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в начальную школу, особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся [3].
Ведущим мотивом деятельности школьников становится стремление к самоутверждению в школьном коллективе, при этом оценка и уровень признания личности школьника одноклассниками становится важнейшим фактором регуляции его поведения. Ослабевает зависимость от учителя и взрослых. Учащиеся теряют интерес к занятиям, школе.
Реализация требований ФГОС предполагает значительные изменения в содержании учебно-методического обеспечения образовательного процесса, что в свою очередь требует решения вопроса о соотношении традиционных, интерактивных форм и методов обучения [8].
Одни только традиционные формы обучения не могут обеспечить формирование требуемых компетенций у обучающихся для их профессиональной деятельности. Традиционные формы ограничены односторонним направляющим действием от учителя к ученику. При этом учитель является центральной фигурой, источником информации и руководителем, одновременно выполняя контролирующую функцию.
При изучении учебного курса «Основы мировых религиозных культур» для того, чтобы возбудить и удержать интерес учащихся к учебному труду, учителю, прежде всего, нужно отойти от традиционного (стандартного) урока, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Это и приводит к применению нетрадиционных форм в обучении.
Эффективность обучения по предмету «Основы мировых религиозных культур» в огромной степени зависит от того, насколько методы и приемы обучения ориентированы на возрастные особенности учащихся. Интерактивные методы обучения решают многие проблемы современной методики: мотивация учебно-познавательной деятельности, выделения и усвоения главного, существенного в материале, максимальной реализации воспитательного и развивающего потенциального предмета, сотрудничество учителя и учащихся, преодоление перегрузки учеников. Интерактивные методы обучения прежде всего нацелены на развитие ребенка в целом, его творческих способностей, мышления, самостоятельности.
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. В зависимости от роли обучающегося в процессе обучения выделяют пассивные, активные и интерактивные методы.
При реализации интерактивных форм обучения роль обучающихся значительно возрастает, хотя и в этой ситуации учитель остается центральной фигурой. Вместе с тем в данной ситуации ученики получают возможность включаться в ход занятий постановкой вопросов, высказыванием собственных точек зрения, изложением предложений и т.п.
Уже при интерактивных методах и формах организации образовательного процесса учитель и ученик выступают как своеобразные партнеры. При этом роль учителя заключается в выработке общего подхода к выполнению тех или иных учебных заданий, направления познавательной деятельности обучающихся. При этом главным источником информации наряду с учителем является учебная и справочная литература, периодические и научные публикации.
На занятиях по предмету «Основы мировых религиозных культур» в начальной школе такое обучение получило широкое применение в рамках так называемого центрированного на ученике подходе, суть которого заключается в максимальной передаче инициативы учения самому ученику, а также в обучении в сотрудничестве [4].
Осуществлению интерактивной модели обучения в современных условиях способствует широкий выбор интерактивного оборудования предназначенного для сферы образования: интерактивная доска, интерактивный стол, интерактивный пол, интерактивная витрина, виртуальный промоутер, видеовитрина, сенсорный экран сенсорные рамки Digital Signage, программное обеспечение, проекционная пленка и т.д.
Коммуникативные умения – это умения грамотно и доходчиво донести свою мысль до собеседника и адекватно воспринять информацию, полученную от партнёров по общению.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования младшие школьники должны владеть следующими коммуникативными умениями:
- риторическими умениями;
- умениями вести диалог;
- умениями слышать и слушать собеседника и вести спор;
- умениями принимать точку зрения другого;
- умениями работать сообща для достижения общей цели [8].
В сфере коммуникации выпускники начальной школы приобретают следующие компетенции:
- способность учитывать позицию собеседника (партнёра);
- организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно воспринимать и передавать информацию;
- построить грамотное собственное речевое высказывание;
- управлять своей речью в зависимости от задач и ситуации общения;
- извлекать из текста информацию согласно поставленной коммуникативной задаче;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что эффективность интерактивных методов обусловлена в первую очередь повышением мотивации и интереса школьников к изучаемому предмету, что является важной составляющей образовательного процесса.
Главная задача интерактивных методов при изучении учебного курса «Основы мировых религиозных культур» заключается в том, чтобы процесс обучения был не только результативным, но и интересным, учащиеся были вовлечены в образовательный процесс как главные и активные его участники.
Интерактивные методы – это методы, позволяющие в процессе обучения взаимодействовать субъектам образовательного процесса. Кроме того, они в большей степени соответствуют системно-деятельностному подходу, который лежит в основе ФГОС, так как предполагают сообучение и обучение в сотрудничестве.
Ученые выделяют ряд методов в контексте интерактивных технологий обучения и классифицируют их в зависимости от направленности на формирование определенных знаний или системы УУД.
Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ в формирования коммуникативных УУД учащихся, так как по своей сути связано с групповым взаимодействием всех участников, с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. Это способствует формированию коммуникативной компетенции, которая проявляется в поведении, деятельности и характеризует коммуникативную культуру обучающихся.
Коммуникативная компетенция выражается в совокупности ряда коммуникативных УУД, которые определяют умения и предполагают:
- готовность детей к объединению и работе в творческих группах на уроках;
- умение грамотно распределять различные роли в учебной команде;
- умение услышать одноклассника, понять сделать свой собственный вклад в совместную групповую деятельность;
- умение грамотно построить диалог, монолог, участвовать в дискуссии и т.д.
Интерактивные методы на уроках «Основы мировых религиозных культур» ориентированы на доминирование активности учащихся в процессе обучения. В этих условиях меняется характер взаимодействия учащихся и педагога. Ученик становится не просто объектом обучения, а должен превратиться в активного участника этого процесса.
Интерактивные методы часто базируются на активных методах обучения, к ним относятся: игровые технологии – дидактическая, деловая игра, ролевая игра, игровое моделирование, игры организационно-деятельностные, имитационные; обучение в сотрудничестве; компьютерные симуляции (имитации); тренинговые методы; решение ситуационных задач; мозговой штурм; дискуссия; драматизация; проектная деятельность, круглый стол; классические дебаты (экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия); метод погружения, метод опережающего обучения, метод микрооткрытий, метод синектики; smart-доски, мультимедийные уроки; ICT: проектная деятельность в режиме on-line; Интернет; e-mail; chart-rooms; блоги, мультимедийные программы и уроки т.п.
Таким образом, можно выделить следующие интерактивные методы формирования коммуникативных УУД при изучении учебного курса «Основы мировых религиозных культур»:
1. Организация и планирование различных видов учебного сотрудничества: с педагогом, с одноклассниками и сверстниками, умение определить цели, функции участников, способы их взаимодействия (метод учебного сотрудничества, ролевая игра, использование фигуры «куб», диаграмма Венна);
2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (метод дискуссии, использование фигуры «куб», диаграмма Венна);
3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация (метод умственная атака, диаграмма Венна);
4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий (метод дискуссия, дебаты);
5. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (метод «инцерт»);
6. Владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (метод «инцерт», дискуссия).
Применение данных интерактивных методов формирования коммуникативных УУД при изучении учебного курса «Основы мировых религиозных культур» позволит сделать уроки более интересными, повысит учебную мотивацию учащихся и уровень успеваемости по данному предмету.
Список литературы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. С. 107.
- Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006 - 136 с.
- Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. – Минск, «Белорусский верасень», 2005.
- Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий/ Т.А. Крайнева// Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 24-30.
- Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н.Щукин. 2009
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010 - 59 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов обучения при формировании общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. 4 класс...
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»). ...
«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной д...
Как помочь слабоуспевающему ученику сдать экзамены? Интерактивные методы обучения, стимулирование интереса и мотивации к изучению русского языка и литературы через игровую активность.
Адаптированные материалыЧто это такое? Адаптированные учебные материалы — это учебники, рабочие тетради и дидактические пособия, которые учитывают особенности восприятия и обработки информа...