Урок истории в 7 классе "Дворцовые перевороты XVIII века".
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Урок разработан в соответствии рабочей программы, предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.г. Косулиной. В итоге изучения данной темы ученики должны: называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников; систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы: объяснять причины и последствия дворцовых переворотов; понять, что эпоха дворцовых переворотов не влияла на абсолютистскую сущность власти, что опорой всех переворотов были привилегированные гвардейские полки. Урок оснащен презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_rossii_v_7_klasse_po_teme.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ИСТОРИИ РОССИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ В РОССИИ».
ЦЕЛИ:
1. Выявить причины дворцовых переворотов в России.
2. Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.
3. Продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, медиапроектор, презентация «Дворцовые перевороты в России», схема «Династия Романовых в XVII – XVIII вв.»; таблица «Дворцовые перевороты»; карта «Россия в XVII в. – 1760 г.».
ТИП УРОКА: урок – исследование.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. Объявление темы урока, целей и задач.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН.
1. Причины дворцовых переворотов.
2. Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.
1.Причины дворцовых переворотов.
Предлагается проблемное задание: - За 37 лет – с 1725 г. по 1762 г. – на российском престоле сменились 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным.
Вводится понятие: Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.
Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст & 20-21 «Причины и сущность дворцовых переворотов», с. 146 – 147, и ответить на вопрос:
- Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?
Учащиеся определяют эти причины:
1) Усиление роли гвардии в государственных делах ( так как гвардия была дворянской по своему составу).
2) Указ Петра I 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797 г.
3) Появление дворцовых группировок, «партий», борющихся за власть.
Обобщая ответы учащихся, подвести их к следующим выводам: Петр I создал разветвлённый административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот слаженный административный аппарат. И если в данное время для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального монарха на другого, отвечающего интересам определённой придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь игрушкой-марионеткой в руках политических сил. 1725 – 1762 гг. – время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперёд.
2. Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.
На экране представляется иллюстративный ряд портретов российских монархов 1725 – 1761 гг.:
- Екатерина I Алексеевна, Петр II Алексеевич, Анна Иоанновна, Иоанн IV Антонович, Елизавета Петровна, Пётр III Фёдорович, Екатерина II.
С помощью таблицы происходит детальное изучение вопроса.
Дворцовые перевороты 1725 – 1761 гг.
К т о п р а в и л | В р е м я п р а в л е н и я | О п о р а п р а в и т е л я |
Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I. Умерла от чахотки или от приступа ревматизма. | 29 января 1725 – 6 мая 1727 гг. | Гвардейские полки, сподвижники Петра I (А.Д. Мен-шиков, Толстой), Верховный тайный совет. |
Петр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы. | 7 мая 1727 – 18 января 1730 гг. | Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких Верховный тайный совет. |
Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью. | 19 января 1730 – 14 октября 1740 гг. | Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, А.И.Остерман, Б.К.Миних. Тайная канцелярия. |
Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I. Анна Леополь-довна, дочь племянницы Петра I, Екатерины. | 1740 – 1741 гг. Низложены гвардейскими полками. | Немецкое дворянство. |
Елизавета Петровна, дочь Петра I, Умерла своей смертью. | 25 ноября 1741 – 25 декабря 1761 гг. | Гвардейские полки. |
Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны, умер в Ропше 7 июля 1762 г. | 25 декабря 1761 – 23 июля 1762 гг. Низложен гвардейскими полками. | Не имел опоры. |
Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Ангхальт-Цербстская | 1762 – 1796 гг. | Гвардейские полки, русское дворянство. |
Далее для работы с документами учащимся предлагается разделиться на несколько творческих групп. Каждой группе предлагается работа с документами и учебником, & 20 – 21, с. 147 – 153. Задача групп – познакомиться с текстом документа (то есть проанализировать), высказать свою точку зрения на представленные мнения авторов документа (согласиться или не согласиться с предлагаемой оценкой).
1) См. учебник, с. 154 – 155. Переворот 1725 г. Из мемуаров Б.К. Миниха.
2) Текст «кондиций», подписанных Анной Иоанновной.
3) «В начале XIX в., друг императора Александра I, аристократ А. Воронцов, рассуждая о «затейке верховников», говорил, что планы «верховников были мудры и разумны: по крайней мере, не солдатство престолом распоряжалось…» Воронцов сравнивал поведение гвардии в XVIII в. с поведением древнеримских императорских телохранителей-преторианцев, которые выбирали и свергали римских императоров по принципу «кто больше им денег даст».
(Н.Я. Эйдельман).
4) «В ряде тех событий, которыми была ознаменована наша история в течение прошлого века, попытка ограничить самодержавную власть императрицы Анны Иоанновны занимает, без сомнения, самое видное место. Осуществление этой попытки должно было повлечь за собой коренной переворот в развитии нашей государственной жизни. Но так как попытка эта не удалась, то она и осталась без всяких последствий для политического устройства в России».
(историк XIX в. Е.П. Карнович).
5) «Императрица Елизавета царствовала 20 лет. Царствование её было не без славы, даже не без пользы. Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий благочестивой отечественной старины. То и другое влияние оставили на ней свой отпечаток, и она умела совместить в себе понятия и вкусы обоих: от вечерни она шла на бал, а с бала поспевала к заутрене, благоговейно чтила святыни и обряды русской церкви, выписывала из Парижа описания придворных версальных балетов и фестивалей.
Религиозное настроение согревалось в ней эстетическим чувством».
(В.О. Ключевский. Исторические портреты. М., 1990. С. 236.)
6) «Он боялся всего в России, называл её проклятой страной и сам выражал убеждения, что в ней ему непременно придётся погибнуть… Руководимый своими вкусами и страхами, он окружал себя обществом… столь неразборчивым в этом отношении, создал себе собственный мирок, в котором и старался укрыться от страшной ему России. Он завёл особую голштинскую гвардию, по выражению княжны Дашковой, «состоявшую из сыновей немецких сапожников». Считая себя военным подмастерьем Фридриха, Петр III старался ввести строжайшую дисциплину и в немного распущенных русских войсках».
(В.О. Ключевский. Исторические портреты. М.,1990. С. 241 – 244.)
7) «Верховный тайный совет составил сначала план упразднения и полного уничтожения самодержавия, государь же должен был довольствоваться определенным содержанием и не только лишался права награждать или назначать на должность, но не мог даже производить кого-либо в прапорщики гвардии, поскольку все зависело от Верховного (тайного) совета».
(Б.Х. Миних. Безвременье и временщики. Л.: Художественная литература, 1991.)
8) «8 октября 1740 г. вельможа Бирон был призван и провозглашен регентом Российской империи во исполнение завещания императрицы Анны. У него было две страсти: первая – любовь к лошадям и к выездам; вторая – игра: он не мог провести ни одного вечера без карт, и вел крупную игру, а так как он часто выигрывал, это ставило в затруднительное положение тех, кого он выбрал себе в партнёры».
(Б.Х. Миних. Очерк, дающий представление об образе правления Российской империи.)
9) «Великая княгиня и правительница принцесса Анна начала правление щедрыми наградами. По природе своей она была ленива и никогда не появлялась в Кабинете. Она была от природы неряшлива. Регенство Анны Леопольдовны продолжалось год и шестнадцать дней. Она была арестована в своей постели самой Елизаветой, сопровождаемой преображенскими гвардейцами».
Вопросы для беседы:
- Чем были вызваны столь частые дворцовые перевороты в России?
- Как можно оценить царствование Екатерины I и Петра II? Свою точку зрения аргументируйте.
- Какие цели преследовали «верховники»?
- Почему не удалось ограничить самодержавную власть в России?
- Назовите характерные черты царствования Анны Иоанновны.
- Почему гвардейские полки были основной силой дворянских переворотов?
- Проследите различия между государственной деятельностью Петра I и его преемников.
- Какими моральными качествами обладали российские монархи времён дворцовых переворотов? Кто из них выражал национальные интересы России? Свой ответ аргументируйте.
III. Закрепление изученного материала.
Учащиеся отвечают на вопросы проблемного задания, полученного в начале изучения нового материала. Обобщая ответы учащихся, подвести их к следующим умозаключениям:
- В первые 16 – 17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной;
- на нём сменилось пять монархов;
-Россия пережила несколько дворцовых переворотов;
- у власти стояли иногда люди, чужие стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти.
Завершить обобщение ответов точкой зрения историка С.Д. Платонова об «эпохе дворцовых переворотов»: «Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами».
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание: & 20 – 21, работа с документами. Выучить даты. Подготовить сообщения.
Примерная тематика:
1) Екатерина I. Приход к власти.
2) Петр II Алексеевич. Пресечение династии Романовых по мужской линии.
3) Анна Леопольдовна. Недолгое правление.
4) Иоанн Антонович. Державный младенец.
5) Елизавета Петровна.
6) Петр III Федорович. Переворот 28 июня 1762 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века
Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...
Дворцовые перевороты XVIII века
Презентация, освещающая исторический период с 1725 по 1762...
Конспект урока "Быт русских людей в XVIII веке"
8 класс. Конспект урока...
Презентация к уроку по теме: Культура России XVIII века.
Сопроводительная презентация к уроку Культура России XVIII века....
Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»
Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»Класс: 7Тип урока: комбинированныйОборудование и материалы к уроку:· учебник по истори...
История нашего государства в XVIII веке
В этой презентации представлена в краткой форме схем и таблиц история Российской империи в 18 веке....
Технологическая карта урока истории «Музей русской культуры XVIII века» 8 класс
Урок посвящен интересной, но сложной по фактической насыщенности теме культуры 18в. Форма урока - презентация "Музея" - ученических проектов....