Урок истории "Культура Византии", 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Атаманова Татьяна Георгиевна

Конспект открытого урока по истории Средних веков для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_vizantii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Культура Византии.

Цели урока: показать как менялось античное наследие Византии

        под воздействием христианства;

        охарактеризовать византийский храм, определить

        особенности византийской иконописи.

Оборудование: карты «Римская империя в 4-5 в.в.»,  «Политическая карта мира», иллюстрации, презентация.

Новые слова: базилика,  мозаика, фреска.

        Ход урока.

1.Опрос учащихся.

1. Вспомните, когда образовалась Восточная Римская империя?

2. Показать на карте , земли вошедшие в состав Восточной Римской империи.

Учитель. Восточную Римскую империю населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи, но больше всего было греков. И со временем греческий язык сменил латинский в качестве государственного языка империи. Ведь не случайно на Руси и в Западной Европе всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по гречески ромеями, т.е. римлянами.

Вопрос. Как вы думаете , почему они так себя называли?

Учитель: Гораздо позже, когда империя перестала существовать, её стали называть Византией. Оно произошло от названия греческого города Византий, находившегося на месте Константинополя.

Вопрос. Какой год считается годом возникновения Византии?

        - Какой город стал столицей Византийской империи?

        - Вспомните, кто основал Константинополь и в каком

           году?

        - Что обеспечило процветание Константинополю?

2. Изучение нового материала.    

Учитель. Византия не переживала такого упадка культуры , как Западная Европа. В Западной Европе многие достижения античной культуры были уничтожены. И Византия осталась хранительницей культурного наследия античности. Но культура Византии сильно изменилась под воздействием христианства. Раннее ценимая античная мудрость теперь осуждалась как языческая, её место занимала богословие.  В Византии тесно переплелись античность и христианство. В византийских школах сохранились античные традиции. Детей учили читать по поэмам Гомера и басням Эзопа. Начальные и средние  школы в Византии были частными и государственными , а в Западной Европе церковными и монастырскими.

        Сохранились и развивались античные знания в математике. Было введено буквенное обозначение в алгебре. Эти знания нашли применение в астрономии, строительстве, исчислении сборов налогов.

        Медицина. В 11в. в Константинополе при монастыре была открыта больница. Для обучения медицине создано медицинское училище. Составлены пособия по медицине.

        Химия. Изобретён «греческий огонь»- смесь из нефти и смолы. Применялся в сражениях на море и на суше.

        География. Составлялись, чертились карты, планы городов. Путешественники составляли описания стран и народов.

        Выдающимися были достижения византийских историков. Они объединили в своих трудах библейскую и античную историю . Но теперь уже смыслом истории стало распространение христианства во всём мире.

Вопрос. В чём заключались особенности византийской культуры?

        - Что придало своеобразие византийской культуре?

2. Рождение христианского храма.

        При первом христианском императоре Константине 4 была разрешена не только христианская религия, но и постройка храмов. Но прежде чем мы приступим к изучению византийских храмов давайте выделим отличия античного храма от христианского.

Античный храм.

  1. Жилище богов.  
  2. Входить могли только жрецы.

     3. Важен внешний вид здания.                                                                                                                                                              

        Христианская церковь.

1. Место, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов.

2. Внешний вид менее важен, чем внутренний.

3. Церковь должна быть вместительной, удобной для богослужения.                                                                                                  

4. Отдельное место для священнослужителей и для прихожан.            

Учитель. Первоначально для служб стали использовать базилики- прежде, служившие залами торговли или суда.

Запись в тетради. Базилика- здание прямоугольной формы, разделённой рядами колонн на проходы, т.е. нефы.

        В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом, апсидой, находился алтарь- наиболее почитаемая часть храма.(презентация). По христианским представлениям рай находится на востоке и именно в ту сторону нужно обращать лицо во время молитв, доступ в алтарь имел только священник. Верующий входил с запада, как бы вступая на путь спасения. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечными- трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста- главного символа христианства. Для полного совершенства базилики не хватало купола- символа неба. Так зодчие попытались объединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал храм святой Софии- Премудрости Божий.

Вопрос. В правление какого императора был создан храм святой Софии?

Учитель. Юстиниан создал храм, который воплотил идею могущества его государства и торжества христианской веры.(Презентация).

        Храм был построен за пять лет ( 532-537г.г.). Храм святой Софии возвели архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Тяжесть купола они распределили на четыре мощных столба посредством арок, а также парусов- треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение парусов было большим архитектурным достижением. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы , сделав их незаметными зрителю На высоте 51 метра почти квадратное здание увенчалось огромным куполом, диаметр которого 31,5 метров.  Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится.  Через сорок окон купола внутрь храма льётся волна света. Создаётся впечатление , что купол завис в воздухе, свет падает на центр зала, а с боков помещение затемнено, что делает храм ещё выше.

        Несмотря на всю тяжесть, прочность постройки такова, что она выдержала ряд землятресений. Лишь в 989году купол был разрушен сильным землятресением и был восстановлен вызванным из Армении архитектором Трдатом.

        Стены украшала мозаика, но в1453 году Константинополь был захвачен турками, которые превратили храм святой Софии в мечеть. Турки замазали византийские мозаики и закрыли их огромными щитами с изречениями из Корана. В настоящие время храм святой Софии существует как музей.

        В конце 10 века послы русского князя Владимира побывав в соборе святой Софии так отзывались: «… не знали- на земле или на небе : ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…». Неслучайно именно Софии – Премудрости Божий посвящены величественные соборы , построенные в 11 веке в Киеве и Новгороде .

        Собор святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было очень сложным, что повторить его никто больше не пытался.

Вопросы.

- Какова судьба храма святой Софии в настоящее время? В какой стране он находится?

-Как сейчас называется бывший Константинополь?

- Что лишнего, не связующего с христианством на изображении храма святой Софии?

        В 10-11в.в. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестов - купольный храм. С куполом посредине, установленном на круглом возвышении- барабане.( Презентация. Византийская мозаика, Киевского, Новгородского храмов).

             3. Мозаика.

        От Древнего Рима Византия унаследовала сложную трудоёмкую технику мозаики. Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Разноцветные кубики смальты ( сплав стекла и краски ) Укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты, мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

Запись в тетради. Мозаика – изображение выполненное из цветных камней, Смальты , керамических плиток.

4. Фрески.

        Позже наряду с мозаикой использовались фрески.

Запись в тетради. Фреска- живопись по сырой штукатурке красками разведёнными на воде.( Презентация ).

5. Иконопись.

        Самым главным достижением Византии этого периода стала иконопись. В храмах, домах появились иконы- изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.

Запись в тетрадь. Икона- изображение Бога, Богоматери,

библейских сцен, выполненных на гладких деревянных досках.

Вопрос. Ребята, есть разница между иконой и картиной? (На доске  репродукция картины Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», на экране икона « Владимирская Богоматери» .

Ответы детей.

Заключение учителя. Икона- откровение Божие.

Мировоззрение иконописца- мировоззрение церкви.

Икона вне времени, она символ инобытия в нашем мире..

Авторство иконописца скрывается- т.к. икона творение соборное.

Личные эмоции не имеют места.

Картина - творческий образ, созданный фантазией художника.

Художник передаёт своё мировоззрение.

Картине присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная живописная манера.

Картина эмоциональна, она принадлежит духовному миру  художника.                        

Картина- место для общения с автором и его идеями.                                                                                

Учитель. Перед вами икона  «Владимирская Богоматерь». По преданию её написал сам евангелист Лука. Эта икона была создана в Константинополе в первой трети 12 века и привезена на Русь в 1131-1132г.г., а в 1155 году перенесена во Владимир, откуда и происходит её название. В византийской  иконографии она называется « Богоматерь Елеуса» , то есть милосердная, в русской – «Богоматерь Умиление». Богоматерь Умиление- самый лирический образ Богородицы.

        Младенец Христос на руках Девы Марии, доверчиво обхватывает её ручками и нежно прижимается своей щекой к её щеке. Это связано с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о нём матери. Глаза Богородицы овеяны печалью: её образ написан тёмными красками. Весь её облик исполнен большой человеческой скорби и потому так душевно близок нам.

        Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, т.к. он находится на заре своей жизни.

        Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено общечеловеческое чувство – большая материнская любовь.

        В настоящее время эта икона находится в Москве в Третьяковской галерее. Поверхность иконы сильно искажена многочисленными реставрациями. Однако лики Матери и Младенца сохранились. Эта икона осталась невредимой во времена монголо- татарского нашествия и пожаров. А русские люди перед Владимирской иконой приносили клятву в верности своему отечеству.

Вывод. Византийская культура оказала огромное влияние на всю средневековую Европу и многие страны Азии. Мастера из Византии работали в разных странах, у них учились местные архитекторы и художники. Особенно велико было значение Византии для развития культуры Болгарии, Сербии, Киевской РуСи, Армении, Грузии.

Тестирование  по теме « Культура Византии», игра «Да-нет» ( диск Повторение и контроль знаний  Всеобщая история . Средние века. Электронное приложение.

Домашнее задание. Параграф 6 , страницы 58-66, написать сочинение на тему « Что увидел посланник князя Владимира в храме святой Софии.

                                     ЛИТЕРАТУРА.

1. Бингхэм Дж. Всемирная история. Средневековый мир. М., 1999.

2. Культура эпохи Возрождения, - Л., 1986.

3. Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Средних веков.   М., 1959.

4. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. М. 1995.

5.Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. М. : Аванта+,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....

Конспект урока истории. 6 класс. Культура Византии

Культура ВизантииЦели:1.      Продолжить формирование новых знаний у учащихся о Византии и ее культуре основываясь на актуализацию старых знаний.2....