План-конспект урока по истории. Тема "Европа и США 1918-1939гг."
план-конспект урока по истории по теме
Разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_evropa_i_ssha.docx | 36.35 КБ |
material_dlya_studentov.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по истории. Тема: «Европа и США в 1918-1939гг. Недемократические режимы» (групповые технологии)
Цель: рассказать обособенностях экономического и политического развития стран Европы и США в 1918-1939гг.; формировании тоталитарных и авторитарных режимах
Задачи:
1.Образовательные:
- Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы
- На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитарного режима и условиях его формирования в европейских странах.
- Раскрыть особенности тоталитарных и авторитарных режимов и подвести школьников к выводу о закономерности их утверждения в странах с нестабильной политической ситуацией и слабыми демократическими традициями.
2.Воспитывающие:
- Способствовать ориентации обучающихся на неприятие тоталитаризма и осознанию их угрозы либерально-демократическим устоям общества и миру па планете.
- Формировать любовь к предмету
3.Развивающие:
- Способствовать развитию познавательных умений: соотносить единичные факты и общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, сравнивать исторические факты, определять в них общее и различия, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий в истории
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал
Основные понятия:коммунистический Интернационал, социалистический Интернационал, кейсианство, фашизм, нацизм, диктаторские режимы, демократические режимы, экономический кризис
Этапы урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Изучение нового материала
1.Европа после I мировой воны
А) территориальные изменения
Б) революция в Германии
В) революция в Венгрии
Г) развитие рабочего движения
2. Экономическое развитие западных стран в 20-30-е гг.
А) экономический кризис 1929-1933гг.
Б) Кейсианство
В) новый курс Ф.Рузвельта
3.Недемократические режимы
А) причины установления
Б) приход фашистов к власти в Италии
В) приход нацистов к власти в Германии
Г) внутренняя политика А.Гитлера
4. Диктаторские режимы Европе
5. Гражданская война в Испании
IV. Первичное закрепление полученных знаний
- Рефлексия
- Выставление оценок. Домашнее задание.
Ход урока
Добрый день!
Опрос:
Тест: Россия в годы Революций и Гражданской войны
карточки:
1) Какое значение имели первые декреты советской власти?
2) Назовите новые органы власти и их роль в государстве.
3) Каковы причины установления однопартийного политического режима в России?
4) Годы Гражданской войны, итоги и причины победы большевиков?
Фронтальный опрос: Политика «военного коммунизма»: понятие, цели, итоги.
Учитель:
Сегодня мы с вами будем более подробно говорить о события в мире в 1918-1939гг.
Тема урока: «Европа и США в 1918-1939гг. Недемократические режимы»
Учитель:Какие события предшествовали указанному периоду? Что произошло в России? Какое событие произошло в мире, которое привело к значительным изменениям в развитии стран в 20-30-е гг.? (Ответ: 1 мировая война; революции в России)
Учитель:Как изменилась Европа после 1 мировой войны?Какая система установилась в мире? (ответ:Версальско-Вашингтонская система)
Учитель:Назовите страны победительницы.
Страны –победительницы: Франция, Великобритания, США, Италия, Румыния.
Страны-побежденные: Германия, Австро-Венгрия, Болгария,Турция.
Каковы итоги войны:
- Территориальные изменения в мире (работа с картой)
- Появление новых государств (работа с картой)
- Военные ограничения для проигравших стран, прежде всего Германии
- Усиление влияния США
- Создание Лиги наций
Учитель:Под влиянием революции в России и 1 мировой войны в мире начинается революционный подъем и рост национально-освободительного движения. Каковы причины его?
Причины революционного подъема
А) большой материальный ущерб от войны привел к понижению уровня жизни, а в проигравших странах (Германии прежде всего) – даже к массовой нищете и как следствие к радикализации массового сознания;
Б) огромные потери страдания в ходе войны заставили многих задаться вопросом «почему это могло произойти и как сделать, чтобы этого (войны) больше не повторилось?». Некоторые люди приходили к выводу, что виновата политическая и общественная система. Вывод – ее надо поменять.
Особенности и страны
Поскольку война была мировая, то и последовавшие за ней революционные события захватили многие страны, как на Западе, так и на Востоке.
При этом наиболее острую форму они приобрели в тех странах, где (1)ущерб от войны был наибольшим, а (2) не было традиций демократического разрешения политических противоречий. Особенностью революционных событий на Востоке (и в Ирландии) было преобладание национально-освободительной борьбы.
Основные факты революционных событий представлены в виде таблицы:
страна | событие | даты | движущие силы | лидеры | результат |
Германия | Буржуазно- демократическая революция
Вооруженное восстание | 1918
1919 | Мелкая буржуазия, социал-демократы
Наемные рабочие, компартия | Фридрих Эберт,
Роза Люксембург, Карл Либкнехт | Свергнута монархия, принята конституция, провозглашенареспублика и свободные выборы Поражение, лидеры убиты |
Венгрия | Вооруженное восстание | 1919 | Социал-демократы и коммунисты | Бела Кун | Поражение, фашистский переворот, запрет компартии |
Вывод: Революция в Германии привела к ликвидации монархии. Но повторить опыт большевиков не удалось. Почему?
(Более устойчивые политические институты власти, чем в России.Слабая организованность рабочих по сравнению с буржуазией)
Учитель:Усиление рабочего движения привело к формированию 2-х течений в социал-демократии. Что означает социал-демократия?
Первое: реформистское; Второе: революционное, которые в дальнейшем создавали коммунистические партии.
Учитель:Формируются две международные организации: Коммунистический IIIИнтернационал (Коминтерн) (1919г.) и Социалистический рабочий интернационал (1923г.) Способствовало ли это рабочему движению?
Учитель:Устойчивое развитие стран было прервано в к.30-х гг. Разразился мировой экономический кризис 1929-1933гг. (беседа)
Понятие, причины, механизм возникновения, результаты, последствия.
1) Причины экономического кризиса.
- необеспеченное реальным спросом перепроизводство.
- кредитный бум
- мыльные пузыри (сверхдоходные акции фальшивых предприятий)
- отсутствие действенных международных механизмов регулирования экономических процессов
Кризис возник в США в 1929 году – мировом банкире и ведущей экономике мира и приобрел мировой характер.
2) Механизм развития кризиса:
- крах биржи (обвал стоимости акций )
- разорение акционерных обществ и банков
- сокращение производства
- рост безработицы
- потеря сбережений
- падение налоговых поступлении
3) Результат: платежеспособный спрос резко упал, а социальная напряженность выросла, так как государство оказалось не в состоянии обеспечить нуждающихся пособиями (не хватало денег в бюджете).
4) Решение проблемы: США, Англия, Франция – по пути сбалансирования рыночной экономики за счет ряда антикризисных мер; Италия, Германия – за счет установления тоталитарного контроля над экономикой и обществом.
Учитель:Экономический кризис заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества в условиях рыночной экономики. Популярной становится теория Дж.Кейса. Каким образом она связана с нашей темой?Кратко изложите теорию Дж.Кейса. Что включала?
- Изменение роли государства в экономике.
- Сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом
- Развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений.
Учитель: Проявлением нового отношения государства к экономике явился»новый курс» Ф.Рузвельта. (используется презентация)
Краткая биографическая справка: Франклин Делано Рузвельт(задание на дом)
Основные направления:
- контроль над производством и распределением (объем производства, цены, размер зарплаты, продолжительность рабочего дня)
- скупка излишков сельхозпродукции (вплоть до уничтожения)
- восстановление банковской системы (страхование вкладов, ужесточение условий выпуска акций, предотвращение вывоза капитала)
- повышение налогов (прежде всего, на богатых).
- создание госпрограмм помощи безработным
- регулирование трудовых отношений (с целью воспрепятствовать безработице)
Вывод: Решительные меры в пользу государственного вмешательства в экономику при сохранении рыночных основ экономики позволили ликвидировать кризис и восстановить экономику.
Закрепление: Чем закончились революционные события в Европе?
В чем отличие европейского пути развития от российского?
Что такое экономический кризис?
Рефлексия:
Я узнал…
Я запомнил…
Я понял…
Мне было трудно…
Недемократические режимы
- Тоталитарные режимы, их признаки (повторительно -обобщающая беседа).
- Италия в 1920-1930-е гг. Особенности итальянского фашизма (работа в группах).
- Германия в 1930-е гг. Особенности германского фашизма (работа в группах).
- Испания в 1930-е гг. Особенности испанского фашизма (работа в группах).
Вопросы изадания:
- Что такое политический режим?
- Какие вы знаете политические режимы?
3. На основе сравнительной таблицы «Политические режимы» сформулируйте определение понятия «тоталитарный режим».
4.Перечисленные ниже родовыепризнаки тоталитарного режима распределите по трем направлениям:
Экономические | Политические | Идеологические |
А) наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
Б) централизованное планирование экономики.
В) массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
Г) наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.
Д) харизматический вождь:
Е) монополия партии-государства на средства массовой информации;
Ж) массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
3) ограничение частной собственности вплоть до ее полного уничтожения:
И) жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.
К) крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.
Л) уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
3. Каковы основные условия утверждения тоталитарных режимов? (Назовите не менее четырех положений.)
Работа в группах
В рабочих группах обучающиеся, изучая особенности одной из фашистских диктатур, заполняют аналогичные сравнительные таблицы (это для всех)
Основные события 20-30-х гг. | Степень их значимости в установлении диктатуры фашистской партии (ранжирование) | Особенности национальной фашистской диктатуры |
Курсивом выделены задания повышенного уровня
2.Италия
Работа в группах
2.1. При чтении учебника заполните календарь важнейших событий к истории Италии в 1920-1930-е гг. и оцените ихроль на пути к диктатуре фашистской партии.
2.2. Перечислите особенностиитальянского фашизма.
2.3.Вспомните условия утверждения тоталитарных режимов и подумайте, почему в Италии фашистской партии удалось прийти к власти раньше, чем и других странах Европы?
3. Германия
Работа в группах
3.1. При чтении учебника заполните календарь важнейших событий в истории Германии в 1920-1930-е гг. и оцените их роль на пути к диктатуре фашистской партии.
3.2.Перечислите особенностигерманского фашизма.
3.3.Почему политики и германское общество не смогли преградить дорогу нацистам к власти? (Назовите не менее двух причин.)
4. Испания
Работа в группах
- При чтении учебника заполните календарь важнейших событий в истории Испании и 1920-1930-е гг. и оцепите их роль на пути к диктатуре фашистской партии.
- Перечислите особенностииспанского фашизма.
- Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и тоталитаризма в 1930-е гг. закончилось победой фашистской диктатуры? Каковы внутренние и внешние причины этого явления? (Назовите не менее трех причин.)
Вопросы и задания для обобщающей беседы
1. Каковы общие признаки всех тоталитарных режимов, утвердившихся в странах Европы в 1930-е гг.?
2.На примере истории Германии. Италии и Испании и других стран обобщите социально-экономические, политические и историко-культурные предпосылки утверждения тоталитарных и авторитарных режимов в 1930-е гг.
3. Каковы основные черты фашистской идеологии?
4. На основе нижеприведенных фрагментов из книги А. Гитлера «Моя борьба» опишите модель человека / общества / мира в свете национал - социалистической идеологии. Почему физическое развитие молодежи нацисты предпочитали ее образованности? Сделайте вывод о том, чем угрожает человечеству идеология фашизма.
- «...Государство есть средство к цели. Его собственная цель состоит в сохранении и в дальнейшем развитии коллектива одинаковых в физическом и моральном отношениях человеческих существ...»
- «…Наше государство будет видеть главную свою задачу не в том, чтобы накачивать наших детей возможно большим количеством «знаний», а прежде всего в том, чтобы вырастить вполне здоровых людей. Лишь во второй очереди будем мы думать о развитии духовных способностей…»
- « …Наше государство будет исходить из того, что нам нужны не физически слабые люди, хотя бы они были и разносторонне образованы, а нужны физически здоровые люди с твердым характером, решительные и энергичные, хотя бы их образование и было недостаточно широко. В тяжелой борьбе, когда решаются судьбы людей и народов, поражение потерпит не тот, кто меньше знает, а тот, кто слабее»
- «...Германское государство должно охватить собою всех немцев и должно поставить перед собой как важнейшую задачу не только собрать и сохранить. Но постепенно помочь занять господствующее положение тем наиболее цепным врасовом отношении элементам, которые у нас, несмотря ни на что, сохранились...»
6.Каковы результаты социально-экономического, политического, культурного развития стран, вставших на путь фашистской диктатуры в 1930-е гг.? Каково их влияние на ситуацию в Европе и в мире?
Домашнее задание: пар 74,75; сообщения о Муссолини, Гитлере, Франко.
Предварительный просмотр:
Тема урока «Европа и США в 1918-1939гг. Недемократические режимы»
План:
1. Европа после I мировой воны
А) территориальные изменения
Б) революция в Германии
В) революция в Венгрии
Г) развитие рабочего движения
2. Экономическое развитие западных стран в 20-30-е гг.
А) экономический кризис 1929-1933гг.
Б) Кейсианство
В) новый курс Ф.Рузвельта
3. Недемократические режимы
А) причины установления
Б) приход фашистов к власти в Италии
В) приход нацистов к власти в Германии
Г) внутренняя политика А.Гитлера
4. Диктаторские режимы Европе
5. Гражданская война в Испании
Основные понятия: коммунистический Интернационал, социалистический Интернационал, кейсианство, фашизм, нацизм, диктаторские режимы, демократические режимы, экономический кризис
Основные факты революционных событий в Европе представлены в виде таблицы:
страна | событие | даты | движущие силы | лидеры | результат |
Германия | Буржуазно- демократическая революция
Вооруженное восстание | 1918
1919 | Мелкая буржуазия, социал-демократы
Наемные рабочие, компартия | Фридрих Эберт,
Роза Люксембург, Карл Либкнехт | Свергнута монархия, принята конституция, провозглашенареспублика и свободные выборы Поражение, лидеры убиты |
Венгрия | Вооруженное восстание | 1919 | Социал-демократы и коммунисты | Бела Кун | Поражение, фашистский переворот, запрет компартии |
Понятие, причины, механизм возникновения, результаты, последствия.
1) Причины экономического кризиса.
Кризис возник в США в 1929 году – мировом банкире и ведущей экономике мира и приобрел мировой характер.
2) Механизм развития кризиса:
3) Результаты кризиса:
4) Решение проблемы: США, Англия, Франция – пошли по …. , а Италия, Германия – за счет…
Недемократические режимы (самостоятельная работа – пар.75)
- Тоталитарные режимы, их признаки (повторительно - обобщающая беседа).
- Италия в 1920-1930-е гг. Особенности итальянского фашизма ( работа в группах).
- Германия в 1930-е гг. Особенности германского фашизма (работа в группах).
- Испания в 1930-е гг. Особенности испанского фашизма (работа в группах).
Вопросы и задания:
- Что такое политический режим?
- Какие вы знаете политические режимы?
3. На основе сравнительной таблицы «Политические режимы» сформулируйте определение понятия «тоталитарный режим».
4.Перечисленные ниже родовые признаки тоталитарного режима распределите по трем направлениям:
Экономические | Политические | Идеологические |
А) наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
Б) централизованное планирование экономики.
В) массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
Г) наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.
Д) харизматический вождь:
Е) монополия партии-государства на средства массовой информации;
Ж) массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
3) ограничение частной собственности вплоть до ее полного уничтожения:
И) жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.
К) крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.
Л) уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
3. Каковы основные условия утверждения тоталитарных режимов? (Назовите не менее четырех положений.)
Работа в группах
В рабочих группах обучающиеся, изучая особенности одной из фашистских диктатур, заполняют аналогичные сравнительные таблицы
Основные события 20-30-х гг. | Степень их значимости в установлении диктатуры фашистской партии (ранжирование) | Особенности национальной фашистской диктатуры |
Курсивом выделены задания повышенного уровня
2.Италия
Работа в группах
2.1. При чтении учебника заполните календарь важнейших событий к истории Италии в 1920-1930-е гг. и оцените их роль на пути к диктатуре фашистской партии.
2.2. Перечислите особенности итальянского фашизма.
2.3. Вспомните условия утверждения тоталитарных режимов и подумайте, почему в Италии фашистской партии удалось прийти к власти раньше, чем и других странах Европы?
3. Германия
Работа в группах
3.1. При чтении учебника заполните календарь важнейших событий в истории Германии в 1920-1930-е гг. и оцените их роль на пути к диктатуре фашистской партии.
3.2. Перечислите особенности германского фашизма.
3.3. Почему политики и германское общество не смогли преградить дорогу нацистам к власти? (Назовите не менее двух причин.)
4. Испания
Работа в группах
- При чтении учебника заполните календарь важнейших событий в истории Испании и 1920-1930-е гг. и оцепите их роль на пути к диктатуре фашистской партии.
- Перечислите особенности испанского фашизма.
- Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и тоталитаризма в 1930-е гг. закончилось победой фашистской диктатуры? Каковы внутренние и внешние причины этого явления? (Назовите не менее трех причин.)
Вопросы и задания для обобщающей беседы
1. Каковы общие признаки всех тоталитарных режимов, утвердившихся в странах Европы в 1930-е гг.?
2. На примере истории Германии. Италии и Испании и других стран обобщите социально-экономические, политические и историко-культурные предпосылки утверждения тоталитарных и авторитарных режимов в 1930-е гг.
3. Каковы основные черты фашистской идеологии?
4. На основе нижеприведенных фрагментов из книги А. Гитлера «Моя борьба» опишите модель человека / общества / мира в свете национал - социалистической идеологии. Почему физическое развитие молодежи нацисты предпочитали ее образованности? Сделайте вывод о том, чем угрожает человечеству идеология фашизма.
- «...Государство есть средство к цели. Его собственная цель состоит в сохранении и в дальнейшем развитии коллектива одинаковых в физическом и моральном отношениях человеческих существ...»
- «…Наше государство будет видеть главную свою задачу не в том, чтобы накачивать наших детей возможно большим количеством «знаний», а прежде всего в том, чтобы вырастить вполне здоровых людей. Лишь во второй очереди будем мы думать о развитии духовных способностей…»
- « …Наше государство будет исходить из того, что нам нужны не физически слабые люди, хотя бы они были и разносторонне образованы, а нужны физически здоровые люди с твердым характером, решительные и энергичные, хотя бы их образование и было недостаточно широко. В тяжелой борьбе, когда решаются судьбы людей и народов, поражение потерпит не тот, кто меньше знает, а тот, кто слабее»
- «...Германское государство должно охватить собою всех немцев и должно поставить перед собой как важнейшую задачу не только собрать и сохранить. Но постепенно помочь занять господствующее положение тем наиболее цепным в расовом отношении элементам, которые у нас, несмотря ни на что, сохранились...»
6.Каковы результаты социально-экономического, политического, культурного развития стран, вставших на путь фашистской диктатуры в 1930-е гг.? Каково их влияние на ситуацию в Европе и в мире?
Домашнее задание: сообщения о Муссолини, Гитлере, Франко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....
План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»
План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского» Учитель: Кузнецова М...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...