План-конспект урока по истории. Тема "Европа и США 1918-1939гг."
план-конспект урока по истории по теме

Листопадов Геннадий Николаевич

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_evropa_i_ssha.docx36.35 КБ
Файл material_dlya_studentov.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории. Тема: «Европа и США в 1918-1939гг. Недемократические режимы» (групповые технологии)

Цель: рассказать обособенностях экономического и политического развития стран Европы и США в 1918-1939гг.; формировании тоталитарных и авторитарных режимах

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы
  1. На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитарного режима и условиях его формирования в европейских странах.
  2. Раскрыть особенности тоталитарных и авторитарных режимов и подвести школьников к выводу о закономерности их утверждения в странах с нестабильной политической ситуацией и слабыми демократическими традициями.

2.Воспитывающие:

  1. Способствовать ориентации обучающихся на неприятие тоталитаризма и осознанию их угрозы либерально-демократическим  устоям общества и миру па планете.
  2. Формировать любовь к предмету

3.Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательных умений: соотносить единичные факты и общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, сравнивать исторические факты, определять в них общее и различия, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий в истории

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал

Основные понятия:коммунистический Интернационал, социалистический Интернационал, кейсианство, фашизм, нацизм, диктаторские режимы, демократические режимы, экономический кризис

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала

1.Европа после I мировой воны

А) территориальные изменения

Б) революция в Германии

В) революция в Венгрии

Г) развитие рабочего движения

2. Экономическое развитие западных стран в 20-30-е гг.

А) экономический кризис 1929-1933гг.

Б) Кейсианство

В) новый курс Ф.Рузвельта

3.Недемократические режимы

А) причины установления

Б) приход фашистов к власти в Италии

В) приход нацистов к власти в Германии

Г) внутренняя политика А.Гитлера

4. Диктаторские режимы Европе

5. Гражданская война в Испании

IV. Первичное закрепление полученных знаний

  1. Рефлексия
  2. Выставление оценок. Домашнее задание.

Ход урока

Добрый день!

Опрос:

Тест: Россия в годы Революций и Гражданской войны

карточки:

1) Какое значение имели первые декреты советской власти?

2) Назовите новые органы власти и их роль в государстве.

3) Каковы причины установления однопартийного политического режима в России?

4) Годы Гражданской войны, итоги и причины победы большевиков?

Фронтальный опрос: Политика «военного коммунизма»: понятие, цели, итоги.

Учитель:

Сегодня мы с вами будем более подробно говорить о события в мире в 1918-1939гг.

Тема урока: «Европа и США в 1918-1939гг. Недемократические режимы»

Учитель:Какие события предшествовали указанному периоду? Что произошло в России? Какое событие произошло в мире, которое привело к значительным изменениям в развитии стран в 20-30-е гг.?  (Ответ: 1 мировая война; революции в России)

Учитель:Как изменилась Европа  после 1 мировой войны?Какая система установилась в мире? (ответ:Версальско-Вашингтонская система)

Учитель:Назовите страны победительницы.

Страны –победительницы: Франция, Великобритания, США, Италия, Румыния.

Страны-побежденные: Германия, Австро-Венгрия, Болгария,Турция.

Каковы итоги войны:

  1. Территориальные изменения в мире (работа с картой)
  2. Появление новых государств (работа с картой)
  3. Военные ограничения для проигравших стран, прежде всего Германии
  4. Усиление влияния США
  5. Создание Лиги наций

Учитель:Под влиянием революции в России и 1 мировой войны в мире начинается революционный подъем и рост национально-освободительного движения. Каковы причины его?

 Причины революционного подъема

А) большой материальный ущерб от войны привел к понижению уровня жизни, а  в проигравших странах (Германии прежде всего) – даже к массовой нищете и как следствие к радикализации массового сознания;

Б) огромные потери страдания в ходе войны заставили многих задаться вопросом «почему это могло произойти и как сделать, чтобы этого (войны) больше не повторилось?». Некоторые люди приходили к выводу, что виновата политическая и общественная система. Вывод – ее надо поменять.

Особенности и страны

Поскольку война была мировая, то и последовавшие за ней революционные события захватили многие страны, как на Западе, так и на Востоке.

При этом наиболее острую форму они приобрели в тех странах, где (1)ущерб от войны был наибольшим, а (2) не было традиций демократического разрешения политических противоречий. Особенностью революционных событий на Востоке (и в Ирландии) было преобладание национально-освободительной борьбы.

Основные факты революционных событий представлены в виде таблицы:

 

страна

событие

даты

движущие силы

лидеры

результат

Германия

Буржуазно- демократическая революция

 

 

Вооруженное восстание

1918

 

 

 

 

1919

Мелкая буржуазия, социал-демократы

 

Наемные рабочие, компартия

Фридрих Эберт,

 

 

Роза Люксембург, Карл Либкнехт

Свергнута монархия, принята конституция, провозглашенареспублика и свободные выборы

 Поражение, лидеры убиты

Венгрия

Вооруженное восстание

1919

Социал-демократы и коммунисты

Бела Кун

Поражение, фашистский переворот, запрет компартии  

Вывод: Революция в Германии привела к ликвидации монархии. Но повторить опыт большевиков не удалось. Почему?

(Более устойчивые политические институты власти, чем в России.Слабая организованность рабочих по сравнению с буржуазией)

Учитель:Усиление рабочего движения привело к формированию 2-х течений в социал-демократии. Что означает социал-демократия?

Первое: реформистское; Второе: революционное, которые в дальнейшем создавали коммунистические партии.

Учитель:Формируются две международные организации: Коммунистический IIIИнтернационал (Коминтерн) (1919г.) и Социалистический рабочий интернационал (1923г.) Способствовало ли это рабочему движению?

Учитель:Устойчивое развитие стран было прервано в к.30-х гг. Разразился мировой экономический кризис 1929-1933гг. (беседа)

Понятие, причины, механизм возникновения, результаты, последствия.

1) Причины экономического кризиса.

- необеспеченное реальным спросом перепроизводство.

- кредитный бум

- мыльные пузыри (сверхдоходные акции фальшивых предприятий)

- отсутствие действенных международных механизмов регулирования экономических процессов

Кризис возник в США в 1929 году – мировом банкире и ведущей экономике мира и приобрел мировой характер.

2) Механизм развития кризиса:

- крах биржи (обвал стоимости акций )

- разорение акционерных обществ и банков

-  сокращение производства

- рост безработицы

- потеря сбережений

- падение налоговых поступлении

3) Результат: платежеспособный спрос резко упал,  а социальная напряженность выросла, так как государство оказалось не в состоянии обеспечить нуждающихся пособиями (не хватало денег в бюджете).

4) Решение проблемы:  США, Англия, Франция – по пути сбалансирования рыночной экономики за счет ряда антикризисных мер; Италия, Германия – за счет установления  тоталитарного контроля над экономикой и обществом.

Учитель:Экономический кризис заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества в условиях рыночной экономики. Популярной становится теория Дж.Кейса. Каким образом она связана с нашей темой?Кратко изложите теорию Дж.Кейса. Что включала?

  1. Изменение роли государства в экономике.
  2. Сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом
  3. Развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений.

Учитель: Проявлением нового отношения государства к экономике явился»новый курс» Ф.Рузвельта. (используется презентация)

Краткая биографическая справка: Франклин Делано Рузвельт(задание на дом)

Основные направления:

- контроль над производством и распределением (объем производства, цены, размер зарплаты, продолжительность рабочего дня)

- скупка излишков сельхозпродукции (вплоть до уничтожения)

- восстановление банковской системы (страхование вкладов, ужесточение условий выпуска акций, предотвращение вывоза капитала)

- повышение налогов (прежде всего, на богатых).

- создание госпрограмм помощи безработным

- регулирование трудовых отношений (с целью воспрепятствовать безработице)

Вывод: Решительные меры в пользу государственного вмешательства в экономику при сохранении рыночных основ экономики позволили ликвидировать кризис и восстановить экономику.

Закрепление: Чем закончились революционные события в Европе?

В чем отличие европейского пути развития от российского?

Что такое экономический кризис?

Рефлексия:

Я узнал…

Я запомнил…

Я понял…

Мне было трудно…

Недемократические режимы

  1. Тоталитарные режимы, их признаки (повторительно -обобщающая беседа).
  2. Италия в 1920-1930-е гг. Особенности итальянского фашизма (работа в группах).
  3. Германия в 1930-е гг. Особенности германского фашизма (работа в группах).
  4. Испания в 1930-е гг. Особенности испанского фашизма (работа в группах).

Вопросы изадания:

  1. Что такое политический режим?
  2. Какие вы знаете политические режимы?

3. На основе сравнительной таблицы «Политические режимы» сформулируйте определение понятия «тоталитарный режим».

4.Перечисленные ниже родовыепризнаки тоталитарного режима распределите по трем направлениям:

Экономические

Политические

Идеологические

А) наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

Б) централизованное планирование экономики.

В) массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

Г) наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

Д) харизматический вождь:

Е) монополия партии-государства на средства  массовой информации;

Ж) массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

3) ограничение частной собственности вплоть до ее полного уничтожения:

      И) жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

      К)  крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.

      Л) уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

3.  Каковы основные условия утверждения тоталитарных  режимов? (Назовите не менее четырех положений.)

Работа в группах

В рабочих группах обучающиеся, изучая особенности одной из фашистских диктатур, заполняют аналогичные сравнительные таблицы (это для всех)

Основные события 20-30-х гг.

Степень их значимости в установлении диктатуры фашистской партии (ранжирование)

Особенности национальной фашистской диктатуры

Курсивом выделены задания повышенного уровня

2.Италия

Работа в группах

2.1.  При чтении учебника заполните календарь важнейших событий к истории Италии в 1920-1930-е гг. и оцените ихроль на пути к диктатуре фашистской партии.

2.2.  Перечислите особенностиитальянского фашизма.

2.3.Вспомните условия утверждения тоталитарных режимов и подумайте, почему в Италии фашистской партии удалось прийти к власти раньше, чем и других странах Европы?

3. Германия
Работа в группах

3.1. При чтении учебника заполните календарь важнейших событий в истории Германии в 1920-1930-е гг. и оцените их роль на пути к диктатуре фашистской партии.

3.2.Перечислите особенностигерманского фашизма.

3.3.Почему политики и германское общество не смогли преградить дорогу нацистам к власти? (Назовите не менее двух причин.)

4. Испания
Работа в группах

  1.  При чтении учебника заполните календарь важнейших событий в истории Испании и 1920-1930-е гг. и оцепите их роль на пути к диктатуре фашистской партии.
  2. Перечислите особенностииспанского фашизма.
  3. Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и тоталитаризма в 1930-е гг. закончилось победой фашистской диктатуры? Каковы внутренние и внешние причины этого явления? (Назовите не менее трех причин.)

Вопросы и задания для обобщающей беседы

1. Каковы общие признаки всех тоталитарных режимов, утвердившихся в странах Европы в 1930-е гг.?

2.На примере истории Германии. Италии и Испании и других стран обобщите социально-экономические, политические и историко-культурные предпосылки утверждения тоталитарных и авторитарных режимов в 1930-е гг.

3.   Каковы основные черты фашистской идеологии?

4. На основе нижеприведенных фрагментов из книги А. Гитлера «Моя борьба» опишите модель человека / общества / мира в свете национал - социалистической идеологии. Почему физическое развитие молодежи нацисты предпочитали  ее образованности? Сделайте вывод о том, чем угрожает человечеству идеология фашизма.

  1. «...Государство есть средство к цели. Его собственная цель состоит в сохранении и в дальнейшем развитии коллектива  одинаковых в физическом и моральном отношениях человеческих существ...»
  2.  «…Наше государство будет видеть главную свою задачу не в том, чтобы накачивать наших детей возможно большим количеством «знаний», а прежде всего в том, чтобы вырастить вполне здоровых людей. Лишь во второй очереди будем мы думать о развитии духовных способностей…»
  3. « …Наше государство будет исходить из того, что нам нужны не физически слабые люди, хотя бы они были и разносторонне образованы, а нужны физически здоровые люди с твердым характером, решительные и энергичные, хотя бы их образование и было недостаточно широко. В тяжелой борьбе, когда решаются судьбы людей и народов, поражение потерпит не тот, кто меньше знает, а тот, кто слабее»
  4. «...Германское государство должно охватить собою всех немцев и должно поставить перед собой как важнейшую задачу не только собрать и сохранить. Но постепенно помочь занять господствующее положение тем наиболее цепным врасовом отношении элементам, которые у нас, несмотря ни на что, сохранились...»

6.Каковы результаты социально-экономического, политического, культурного развития стран, вставших на путь фашистской диктатуры в 1930-е гг.? Каково их влияние на ситуацию в Европе и в мире?

Домашнее задание: пар 74,75; сообщения  о Муссолини, Гитлере, Франко.



Предварительный просмотр:

Тема урока «Европа и США в 1918-1939гг. Недемократические режимы»

План:

1. Европа после I мировой воны

А) территориальные изменения

Б) революция в Германии

В) революция в Венгрии

Г) развитие рабочего движения

2. Экономическое развитие западных стран в 20-30-е гг.

А) экономический кризис 1929-1933гг.

Б) Кейсианство

В) новый курс Ф.Рузвельта

3. Недемократические режимы

А) причины установления

Б) приход фашистов к власти в Италии

В) приход нацистов к власти в Германии

Г) внутренняя политика А.Гитлера

4. Диктаторские режимы Европе

5. Гражданская война в Испании

Основные понятия: коммунистический Интернационал, социалистический Интернационал, кейсианство, фашизм, нацизм, диктаторские режимы, демократические режимы, экономический кризис

Основные факты революционных событий в Европе представлены в виде таблицы:

 

страна

событие

даты

движущие силы

лидеры

результат

Германия

Буржуазно- демократическая революция

 

 

Вооруженное восстание

1918

 

 

 

 

1919

Мелкая буржуазия, социал-демократы

 

Наемные рабочие, компартия

Фридрих Эберт,

 

 

Роза Люксембург, Карл Либкнехт

Свергнута монархия, принята конституция, провозглашенареспублика и свободные выборы

 Поражение, лидеры убиты

Венгрия

Вооруженное восстание

1919

Социал-демократы и коммунисты

Бела Кун

Поражение, фашистский переворот, запрет компартии  

Понятие, причины, механизм возникновения, результаты, последствия.

1) Причины экономического кризиса.

Кризис возник в США в 1929 году – мировом банкире и ведущей экономике мира и приобрел мировой характер.

2) Механизм развития кризиса:

3) Результаты кризиса:

4) Решение проблемы:  США, Англия, Франция – пошли по …. , а Италия, Германия – за счет…

Недемократические режимы (самостоятельная работа – пар.75)

  1. Тоталитарные режимы, их признаки (повторительно - обобщающая беседа).
  2. Италия в 1920-1930-е гг. Особенности итальянского фашизма ( работа в группах).
  3. Германия в 1930-е гг. Особенности германского фашизма (работа в группах).
  4. Испания в 1930-е гг. Особенности испанского фашизма (работа в группах).

Вопросы и задания:

  1. Что такое политический режим?
  2. Какие вы знаете политические режимы?

3. На основе сравнительной таблицы «Политические режимы» сформулируйте определение понятия «тоталитарный режим».

4.Перечисленные ниже родовые признаки тоталитарного режима распределите по трем направлениям:

Экономические

Политические

Идеологические

А) наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

Б) централизованное планирование экономики.

В) массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

Г) наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

Д) харизматический вождь:

Е) монополия партии-государства на средства  массовой информации;

Ж) массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

3) ограничение частной собственности вплоть до ее полного уничтожения:

      И) жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

      К)  крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.

      Л) уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

3.  Каковы основные условия утверждения тоталитарных  режимов? (Назовите не менее четырех положений.)

Работа в группах

В рабочих группах обучающиеся, изучая особенности одной из фашистских диктатур, заполняют аналогичные сравнительные таблицы

Основные события 20-30-х гг.

Степень их значимости в установлении диктатуры фашистской партии (ранжирование)

Особенности национальной фашистской диктатуры

Курсивом выделены задания повышенного уровня

2.Италия

Работа в группах

2.1.  При чтении учебника заполните календарь важнейших событий к истории Италии в 1920-1930-е гг. и оцените их роль на пути к диктатуре фашистской партии.

2.2.  Перечислите особенности итальянского фашизма.

2.3.  Вспомните условия утверждения тоталитарных режимов и подумайте, почему в Италии фашистской партии удалось прийти к власти раньше, чем и других странах Европы?

3. Германия
Работа в группах

3.1. При чтении учебника заполните календарь важнейших событий в истории Германии в 1920-1930-е гг. и оцените их роль на пути к диктатуре фашистской партии.

3.2. Перечислите особенности германского фашизма.

3.3. Почему политики и германское общество не смогли преградить дорогу нацистам к власти? (Назовите не менее двух причин.)

4. Испания
Работа в группах

  1.  При чтении учебника заполните календарь важнейших событий в истории Испании и 1920-1930-е гг. и оцепите их роль на пути к диктатуре фашистской партии.
  2. Перечислите особенности испанского фашизма.
  3. Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и тоталитаризма в 1930-е гг. закончилось победой фашистской диктатуры? Каковы внутренние и внешние причины этого явления? (Назовите не менее трех причин.)

Вопросы и задания для обобщающей беседы

1. Каковы общие признаки всех тоталитарных режимов, утвердившихся в странах Европы в 1930-е гг.?

2. На примере истории Германии. Италии и Испании и других стран обобщите социально-экономические, политические и историко-культурные предпосылки утверждения тоталитарных и авторитарных режимов в 1930-е гг.

3.   Каковы основные черты фашистской идеологии?

4. На основе нижеприведенных фрагментов из книги А. Гитлера «Моя борьба» опишите модель человека / общества / мира в свете национал - социалистической идеологии. Почему физическое развитие молодежи нацисты предпочитали  ее образованности? Сделайте вывод о том, чем угрожает человечеству идеология фашизма.

  1. «...Государство есть средство к цели. Его собственная цель состоит в сохранении и в дальнейшем развитии коллектива  одинаковых в физическом и моральном отношениях человеческих существ...»
  2.  «…Наше государство будет видеть главную свою задачу не в том, чтобы накачивать наших детей возможно большим количеством «знаний», а прежде всего в том, чтобы вырастить вполне здоровых людей. Лишь во второй очереди будем мы думать о развитии духовных способностей…»
  3. « …Наше государство будет исходить из того, что нам нужны не физически слабые люди, хотя бы они были и разносторонне образованы, а нужны физически здоровые люди с твердым характером, решительные и энергичные, хотя бы их образование и было недостаточно широко. В тяжелой борьбе, когда решаются судьбы людей и народов, поражение потерпит не тот, кто меньше знает, а тот, кто слабее»
  4. «...Германское государство должно охватить собою всех немцев и должно поставить перед собой как важнейшую задачу не только собрать и сохранить. Но постепенно помочь занять господствующее положение тем наиболее цепным в расовом отношении элементам, которые у нас, несмотря ни на что, сохранились...»

6.Каковы результаты социально-экономического, политического, культурного развития стран, вставших на путь фашистской диктатуры в 1930-е гг.? Каково их влияние на ситуацию в Европе и в мире?

Домашнее задание: сообщения  о Муссолини, Гитлере, Франко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...