Программа дополнительного образования
элективный курс (история, 10 класс) по теме

glazkova.lara

 

Личность в  истории России

10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В рамках школьных ресурсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда  видны личности, без понимания мотивов и сущности, деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный курс.

           Он является предметно-ориентированным. Курс рассчитан на учащихся 10 - 11 классов и предполагает совершенствование учебных знаний и умений школьников по освоению основных разделов истории, предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с IX по XX век.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Личность в истории России31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

Личность в  истории России

10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках школьных ресурсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда  видны личности, без понимания мотивов и сущности, деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный курс.

           Он является предметно-ориентированным. Курс рассчитан на учащихся 10 - 11 классов и предполагает совершенствование учебных знаний и умений школьников по освоению основных разделов истории, предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с IX по XX век.

Основными целями курса являются:

•  развитие исторического мышления школьников на базе материала курса:

•  формирование у учеников понимания исторического  прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;

• воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

•  восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

•  развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

Задачами курса являются:

1) повышение интереса к историческим закономерностям:

2) умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;

3) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;

В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

•     анализ и сопоставление фактов;

•     анализ документов;

• выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

• умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы в проведении курса:

• исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы);

•  планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

• анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

•  лекции с последующим опросом;

•  лекции с обсуждением документов;

• практические занятия;

• «мозговой штурм»;

•  анализ альтернативных ситуаций;

•  работа в группах, парах, индивидуально;

•  выполнение работ по заданному алгоритму;

•  творческие работы;

•  защита проектов.

Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение, оценки персонажей и фактов.

Курс «Личность в истории России» рассчитан на 68 часов:

10 класс I часть: «Великие Рюриковичи». «Русь единая. Российская империя до середины XIX века» (34 часа)

11 класс II часть: «Выдающиеся личности второй половины   XIX  - XX века» (34 часа)

 СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

 

Часть 1. (10 класс) 34 часа

 Великие Рюриковичи (17 часов).

Актуальность проблемы изучения личностного фактора в контексте отечественной  истории. Герменевтика как методологический принцип. (1 час)

 Киевская Русь (5 часов).

 Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Норманнская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры об основании Древнерусского государства.

Олег - основатель государства Киевская Русь, победитель греков.

Древнерусские князья: Игорь, Ольга Святая, Святослав.

Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Уроки и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат.

Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии.

Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца...» (11 часов).

Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый.

Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Династические браки. Ярославичи.

            Владимир Мономах и его правление. Борьба с половцами. «Устав Владимира Всеволодича».  «Поучение детям».

Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.

Святой Александр Невский.

Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.

        Князья Московские: Иван Калита - образцовый устроитель своего удела, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества.

Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на  р. Воже. Куликовская битва.

Русь единая. Российская империя до середины XIX века». (17 часов)

 Русь неделимая, единая, долговечная... (6 часов).

Самодержавная власть. Иван Васильевич III - великий князь и самодержец. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Битва на реке Шелони. Брак с Софьей Палеолог. Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник». Появление идеи - «Москва - третий Рим».

Государь Иван Васильевич – Грозный.

Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник». Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Внешнеполитическая деятельность.

Исторические личности в период Смуты: самозванцы и авантюристы, защитники земли русской: Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин.

Великие Романовы (11 часов).

Государь Михаил Федорович.

«Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление страной с помощью отца - патриарха Филарета.

 Алексей Михайлович Тишайший. Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное уложение – новый сборник законов. Новоторговый устав. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя. Семья Алексея Михайловича. Претенденты на престол. Правление  Федора. Поворот на Запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг. Регентство царевны Софьи.

 Царь Петр Алексеевич  Великий.

Потешные полки. Женитьба Петра на Евдокии Лопухиной. Борьба за престол. Азовские походы. Строительство флота. Великое посольство. Подавление стрелецкого бунта. Преклонение перед всем европейским, преобразования в стране. Неукротимый характер Петра. Участие в Северной войне. Женитьба на Екатерине (Марте Скавронской). Неприятие к сыну Алексею. Отношения с А. Меншиковым. Впечатление о русском царе в Европе. Влияние личных качеств Петра на ход модернизации страны. Оценка личности Петра

        Екатерина II. Происхождение, черты характера, приглашение в Россию. Адаптация к российской жизни. Взаимоотношения с Елизаветой Петровной и Петром III. Фаворитизм. Судьба сына Павла I. Государственный переворот.  «Наказ» Уложенной комиссии.  «Просвещенный абсолютизм». Восстание Пугачева.  «Золотой век» российского дворянства. Екатерина – личность творческая, ее литературная деятельность. Неприязненные отношения с сыном. Участие в судьбе внуков Александра и Константина. Итоги правления.

Александр I.

Воспитание и образование будущего наследника. Либеральное влияние Лагарпа. Отношения с отцом и бабушкой. Женитьба. Гатчинский двор. Императорство Павла.  Александр – военный губернатор Петербурга.  Сближение с Аракчеевым. Заговор против отца,  грех отцеубийства. Начало правления Александра. Либеральные философствования Негласного комитета. М. Сперанский. Отношения с Наполеоном. Победа над французами и участие в послевоенном устройства Европы. Аракчеевщина. Глубокая депрессия Александра. Отсутствие детей у императорской семьи. Легенды и мифы о кончине Александра I. Декабризм как реакция на непоследовательность правления Александра I.

      Николай I.

Детские годы, перспективы царствования. Воспоминания современников. Женитьба на дочери прусского короля Шарлотте (в православии Александра Федоровна). Отречение от престола брата Константина. Начало правления. Подавление декабристского и польского восстаний. Личный быт и образ жизни. Роман с Варварой Нелидовой. Охранительный характер правления. Преклонение перед порядком во всем. Усиление государственной власти. Воспитание наследника. Реформы по укреплению государственной системы. Проблема освобождения крестьян. Восточный вопрос. Военная катастрофа. Уход из жизни. Оценки правления Николая I современниками.

Часть II.  (11 класс)

 «Выдающиеся личности второй половины   XIX  - XX века» (34 часа)

      Романовы во второй половине XIX начале  XX века (8 часов)

      Александр II.

Воспитатели наследника. Авторитаризм отца. Тяжелый груз наследства. Коронация. Поиск путей реформирования страны.  «Великие реформы».  Либеральная бюрократия у трона. Авторитарно-патриархальные представления о государственном устройстве. Личная жизнь. Серия покушений на царя. Роман с Екатериной Долгорукой. Подготовка младшего сына к государственной деятельности. М.Т. Лорис-Меликов. Трагическая кончина. Значение реформаторской деятельности Александра II.

     Александр III.

Детские годы. Наставник К.П. Победоносцев. Характер Александра. Участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. в качестве наследника престола. Оппозиционность либеральному курсу отца. Женитьба на бывшей невесте старшего брата датской принцессе Дагмаре (Марии Федоровне). Семейная жизнь. Тяжесть утраты отца. «Манифест о незыблемости самодержавия». Контрреформы Александра III. Усиление консерваторов при дворе (И.Д. Делянов, М.Н. Катков, В.П. Мещерский). Еврейский вопрос в России. Тандем с С.Ю. Витте. Строжайшая экономия во всем. Миротворческая деятельность царя. Железнодорожная катастрофа и последующее ухудшение здоровья. Результаты государственного правления Александра III.

     Николай II.

Уровень образования. Становление личности. Подготовка к государственному правлению. Увлечение Аликс (Александра Федоровна). Начало царствования. Ходынка. Отношения в семье. Григорий Распутин. Дневниковые записи как исторический источник.  Николай II как государственный деятель. Отношения с С.Ю. Витте, П.А. Столыпиным. Отречение. Расправа над царской семьей. Легенды об оставшихся в живых. Причисление к лику святых. Последствия правления Николая II для страны.

Вожди и президенты XX века (26 часов)

     Ленин В.И.

Происхождение, образование. Авторитет отца и старшего брата. Казнь Александра Ульянова. Казань. Ссылка в Кокушкино. Начало адвокатской деятельности. Кружковая работа. Конспиративные имена (Старик, В.Ильин, Ленин). Социал-демократическая идеология. Женитьба на Н.К. Крупской. Эмиграция. Предположения по поводу пересечения границы в 1917 году. Октябрьский переворот. Строительство социализма. Покушение на Ленина. Партийная борьба. Отношения со Сталиным. Болезнь. Последние письма. Роль личности В.И. Ленина в истории России.

   

      Сталин И.В.

Детство. Образование. Становление характера Камо. Эксы. Партийность. Участие в революционных событиях. Деятельность в советском правительстве. Семейное положение. Партийная борьба. Отношения с Лениным, Троцким, Каменевым, Зиновьевым, Бухариным и др. Лидерство в борьбе за власть. Репрессивные органы. Громкие политические процессы. Великая Отечественная война. Состояние здоровья (заключение Бехтерева). Репрессии. Отношения с детьми. Тайна смерти. Исторические параллели.

     Хрущев Н.С.

Семья и школа. Карьерный рост. Партийная работа при Сталине и без него. Семья. Приход к власти. XX съезд  КПСС.  Хрущевская оттепель. Курс на реформы. Курьезы в партийно-государственной деятельности Н.С. Хрущева. Карибский кризис. Причины отставки. Пенсионер союзного значения. Мемуары Н.С. Хрущева.

     Брежнев Л.И.

Детские годы. Профессиональная подготовка. Участие в Великой Отечественной войне. Семья, дети. Партийная карьера. Участие в заговоре против Н.С. Хрущева. Расцвет бюрократической системы управления. Развитой социализм. Афганистан. Продовольственная программа. Любовь к наградам. Состояние здоровья. Партийная атмосфера. Итоги руководства страной.

     Андропов Ю.В.

Происхождение. Образование. Карьера. КГБ. Семейная жизнь. Черты характера. Пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Попытки навести порядок в стране. Состояние здоровья.

     Горбачев М.С.

Условия семейного воспитания и образования. Партийная работа. Карьера. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС. Перестройка. Гласность. Вывод войск из Афганистана. Рост популярности за рубежом. Попытка реформировать КПСС. ГКЧП. Форос. Отставка. Общественная деятельность после отставки.

     Ельцин Б.Н.

Детские годы. Черты характера. Образование. Профессиональный рост. Семейное положение. Партийная работа. Оппозиция. Отношения с М.С. Горбачевым. Демократические идеи. Избрание Президентом РСФСР. Развал СССР. Курс реформ. Скандальные ситуации. Чеченская война. Череда премьер-министров. Подбор преемника. Уход в отставку.

        Итоговое обобщение (1 час)

Литература

1. Энциклопедия для детей. Т 5. История России и её ближайших соседей. Ч 1, 2, 3. М.: Аванта +, 1999

2. История Отечества: справочник школьника. - М.: Филологическое общество «Слово», 1994.

3. Ключевский, В. О. Курс русской истории: сочинение: в 9 т. - М.: Мысль, 1987.

4. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. - М., 1989.

5. Пресняков, А. Е. Российские самодержцы. - М., 1990.

6. Пчелов, Е. В. Рюриковичи: история династии. - М., 2004.

7.  Триста  лет царствования дома Романовых. - М.: Информ - Эко, 1990.

8.   Сахаров, А. Н. Александр I // Российские самодержцы (1801-1917).-М., 1993.

9.  Троицкий, Н. А. Александр I и Наполеон. - М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...