Вопрос о происхождении термина "русские" и топонима "Русь"
статья по истории по теме
Материал подготовлен для участия во Всероссийской интернет-конференции, посвященной 1150-летию Российской государственности "Откуда есть пошла русская земля".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vopros_o_proishozhdenii_termina_russkie_i_toponima_rus-nazemkina_e.a.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Наземкина Е.А.
методист БОУ г.Омска «Центр
творческого развития и гуманитарного
образования «Перспектива»
Вопрос о происхождении термина "русские" и топонима "Русь"
Тот, кто удачно объяснит название Руси, овладеет ключом к решению начал ее истории.
А. Брюкнер
Слово этимология как раздел лингвистики известно всем, но более точно определили её ещё в древности, как учение об «истинном», («первоначальном») значении слова. [1] Истинное происхождение терминов «русские» и «Русь» вызывало множественные споры и появление следующих теорий:
Лингвистические версии происхождения топонима «Русь».
Теория | Лингвистическая основа | Аргументация |
1 | Норманская теория - «финно-скандинавская». Появилась в XVIII веке, создатели - немецкие учёные Российской академии наук Г.З.Байер, Г.Ф. Миллер А.Л. Шлёцер. Сторонники- Н.М.Карамзин и почти все крупные русские историки XIX века. | Связана с финским «ruotsi», восходящиму к древнескандинавскому «гребцы». Словом «ruotsi» в финских языках обозначали как скандинавов, так и русских. | 1.«Сказания о призвании варягов» в 862 году («Повесть временных лет»). 2. Скандинавские имена Рюрика и первых русских князей. 3. Скандинавские имена большинства послов «Русского рода» (русско-византийский договор 912 года). 4. Сочинение Константина Багрянородного «Об управлении Империей» - 949 г. |
2 | Славянская теория. Сформулирована в XVIII веке В.Н. Татищевым и М. В Ломоносовым. Сторонники – С.А.Гедеонов и Д.И.Иловайский (XIX в.). | Связана с одной из славянских основ – «rudsa» - «русый» или «ru» - «течь», откуда «русло». Согласно версии - первоначально «русь» являлась одним из восточнославянских племен Поильменья. | 1. Толкования фрагмента «Повести временных лет». 2. Заметки арабского географа Ибн Хордадбеха – 840-е гг., который считал, что русы это славянский народ. 3. Легенда о трех славянских братьях -Чехе, Лехе и Русе. (В законченном виде легенда появилась в «Великой Польской хронике» XIV века). |
3 | Индо-иранская теория. Берет начало от М. В. Ломоносова, сторонники – О.Н.Трубачев, Г.Вернадский | Связана с индоарийской основой «ruksa» - «белый», «светлый». Связывает «русь» с южными географическими этническими названиями – от иранского племени роксоланов до реки Рось. Теория способна раскрыть «двойственную огласовку корня» у / о: Русь — Россия. Обе разновидности изначально представлены на юге и коренятся в специфически индоарийском продукте чередования гласных о (аu) : u в формах Rok- (*rauk-), Ruk-, Ruks-, Russ-, Ross. [2] | 1. «Церковная История» Захария Ритора (VI век). |
Список использованной литературы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Русы
2. Трубачев О.Н.: «Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т. 2.», Москва, Языки славянской культуры, 2005г.
3. С.В. Алексеев. «Славянская Европа V-VIII веков», М.:Вече, 2009 г.
4. С.Г.Максимов. « Русские военные традиции», М.:Вече, 2010 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Вопрос о происхождении термина "русские" и топонима"Русь"
статья на конкурс "1150 образования Российской государственности"...
7 класс. Тема 2 «ЧС геологического происхождения», урок 10 «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие».
Данная презентация иллюстрирует десятый урок ОБЖ в 7 классе «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...
7 класс. Тема 3, «ЧС метеорологического происхождения», урок 13 «ЧС метеорологического происхождения. Контрольное тестирование».
Данная презентация иллюстрирует тринадцатый урок ОБЖ в 7 классе «ЧС метеорологического происхождения. Контрольное тестирование» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...
7 класс. Тема 4, «ЧС гидрологического происхождения», урок 20 «ЧС гидрологического происхождения».
Данная презентация иллюстрирует двадцатый урок ОБЖ в 7 классе «ЧС гидрологического происхождения» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных учре...
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...
Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»
На уроке учащиеся знакомятся с понятием «сорт», « селекция»; с центрами происхождения культурных растений; узнают историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребл...
ВОПРОСЫ и ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
ВОПРОСЫ и ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»...