Вопрос о происхождении термина "русские" и топонима "Русь"
статья по истории по теме

Наземкина Екатерина Александровна

Материал подготовлен для участия во Всероссийской интернет-конференции, посвященной 1150-летию Российской государственности "Откуда есть пошла русская земля".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Наземкина Е.А.

                                                методист БОУ г.Омска «Центр

                                                творческого развития и гуманитарного

                                                образования «Перспектива»

Вопрос о происхождении термина "русские" и топонима "Русь"

Тот, кто удачно объяснит название Руси, овладеет ключом к решению начал ее истории.

                                                                                                               А. Брюкнер

Слово этимология как раздел лингвистики  известно всем, но более точно определили её ещё в древности, как учение об «истинном», («первоначальном») значении слова. [1] Истинное происхождение терминов «русские» и «Русь» вызывало множественные споры и появление следующих теорий:

Лингвистические версии происхождения топонима «Русь».

Теория

Лингвистическая основа

Аргументация

1

Норманская теория - «финно-скандинавская». Появилась в  XVIII веке, создатели -

 немецкие учёные Российской академии наук 

Г.З.Байер, Г.Ф. Миллер

А.Л. Шлёцер. Сторонники- Н.М.Карамзин и почти все крупные русские историки XIX века.

Связана с финским «ruotsi», восходящиму к древнескандинавскому «гребцы». Словом «ruotsi» в финских языках обозначали как скандинавов, так и русских. 

1.«Сказания о призвании варягов» в 862 году («Повесть временных лет»).

2. Скандинавские имена Рюрика и первых русских князей.

3. Скандинавские имена большинства послов «Русского рода» (русско-византийский договор 912 года).

4. Сочинение Константина Багрянородного «Об управлении Империей» - 949 г.

2

Славянская теория. Сформулирована в  XVIII веке

 В.Н. Татищевым и М. В Ломоносовым. Сторонники – С.А.Гедеонов и Д.И.Иловайский (XIX в.).

Связана с одной из славянских основ – «rudsa» - «русый» или  «ru» - «течь», откуда «русло». Согласно версии - первоначально «русь» являлась одним из восточнославянских племен Поильменья.

1. Толкования фрагмента «Повести временных лет».

2. Заметки арабского географа  Ибн Хордадбеха – 840-е гг.,  который считал, что русы это славянский народ.

3. Легенда о трех славянских братьях  -Чехе, Лехе и Русе. (В законченном виде легенда появилась в «Великой Польской хронике» XIV века).

3

Индо-иранская

теория.

Берет начало от М. В. Ломоносова, сторонники – О.Н.Трубачев, Г.Вернадский

Связана с индоарийской

 основой «ruksa»  - «белый», «светлый». Связывает «русь» с южными географическими этническими названиями – от иранского племени роксоланов до реки Рось. Теория способна раскрыть «двойственную огласовку корня» у / о: Русь — Россия. Обе разновидности изначально представлены на юге и коренятся в специфически индоарийском продукте чередования гласных о (аu) u в формах Rok- (*rauk-), Ruk-, Ruks-, Russ-, Ross. [2]

1.  «Церковная История» Захария Ритора (VI век).

Список использованной литературы:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Русы 

2. Трубачев О.Н.: «Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т. 2.», Москва, Языки славянской культуры, 2005г.

3. С.В. Алексеев. «Славянская Европа V-VIII веков», М.:Вече, 2009 г.

4. С.Г.Максимов. « Русские военные традиции», М.:Вече, 2010 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Вопрос о происхождении термина "русские" и топонима"Русь"

статья на конкурс  "1150 образования Российской государственности"...

7 класс. Тема 2 «ЧС геологического происхождения», урок 10 «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие».

Данная презентация иллюстрирует десятый урок ОБЖ в 7 классе  «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 3, «ЧС метеорологического происхождения», урок 13 «ЧС метеорологического происхождения. Контрольное тестирование».

Данная презентация иллюстрирует тринадцатый урок ОБЖ в 7 классе  «ЧС метеорологического происхождения. Контрольное тестирование» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...

7 класс. Тема 4, «ЧС гидрологического происхождения», урок 20 «ЧС гидрологического происхождения».

Данная презентация иллюстрирует двадцатый урок ОБЖ в 7 классе «ЧС гидрологического происхождения» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных учре...

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»

На уроке учащиеся знакомятся  с понятием «сорт», « селекция»; с центрами происхождения культурных растений; узнают историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребл...

ВОПРОСЫ и ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

ВОПРОСЫ и ЗАДАЧИ  ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»...