Рабочая программа по истории, 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочие программы по истории в 6 классеРоссии, средних веков, истории Татарстана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma._istoriya.rossii._6_klass.doc | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Директор школы
_____/Хасбиуллина Н.Н./ руководителя по УВР _____/Сибгатуллина А.Ф./
Протокол № ___ от _____/ Шарипова Р.М / Приказ №65 от 27.08.2012
«__»_________ 2012 г. «___»__________2012г. «___»_________ 2012г.
Рабочая программа
по истории в 6 - ом классе (базовый уровень)
Сафаровой Рузии Ильясовны, учителя II квалификационной категории
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани»
Атнинского муниципального района Республики Татарстан
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для 6-го класса разработана на основе следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»,
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»,
- Примерной программы основного общего образования по истории,
- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» ,
- Учебного плана МБОУ «Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (рассмотрен на педагогическом совете (Протокол №1, от 22 августа 2012 года), утвержден приказом №64 о/д от 25.08.2012.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и рассчитана на 30 часов, при 2 часах в неделю.
Изучение материала предполагает блочно-модульное обучение. Даны 3 модуля, каждый из которых состоит из устного изложения материала, самостоятельной работы учащихся, повторения и обобщения темы, контрольного урока.
Основные цели и задачи курса:
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса.
В результате изучения истории России ученик 6 класса должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времен до XVI века; выдающихся деятелей истории Отечества;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Наименование тем разделов программы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | I блок – Русь древняя | 11 |
3 | II блок – Русь удельная | 8 |
4 | III блок – Русь Московская | 10 |
Всего | 30 |
Содержание тем учебного курса. История России с древности до XVI в.
Введение – 1ч.
Народы и государства на территории нашей страны в древности – 2ч.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) - 2ч.
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.) – 7ч.
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) – 3ч.
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время -1ч.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в. – 2ч.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) – 5ч.
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. – 5ч.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв. – 2 ч.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Критерии оценки знаний и умений учащихся.
Объектом проверки знаний учащихся по истории являются:
• знание исторических дат, имен, событий, терминов;
• основные виды исторических источников;
• основные этапы и ключевые события истории России
и мира с древности до наших дней;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Критерии оценки успеваемости учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик:
• показывает усвоение всего объема программного материала;
• выделяет в нем главные положения;
• осмысленно применяет полученные знания на практике;
• не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также письменных работах и выполняет их уверенно и аккуратно;
• легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Оценка «4» ставится, если ученик:
• выявляет знание материала;
• без особых затруднений отвечает на вопросы учителя;
• умеет применять полученные знания на практике;
• в устных ответах не допускает серьезных ошибок ( даты, имена, события) и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;
• в письменных работах делает незначительные ошибки.
Оценки «5» и «4» характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
• обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;
• предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает ошибки в письменных работах.
Знания, оцениваемые оценкой «3», находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Оценка «2» ставится, если ученик:
• имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
В устных ответах оценивается точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника и дополнительной литературе.
Более эффективной формой контроля ЗУНов учащихся является контрольная работа, контрольные срезы, творческие работы, проекты.
Письменная контрольная работа проводится как рубежный контроль по одной теме в системе ЕГЭ. Контрольный срез при текущем контроле проводится между уроками. Например: знание терминов, хронологии, постановка проблемных вопросов.
При выставлении оценок при контрольном срезе учитывается знание фактического материала, умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать свои знания, объяснять исторические названия, понятия, делать выводы.
Основным квалификационным видом проверки учебных достижений учащихся по истории служит годовая и полугодовая проверка. Оценка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащихся по предмету. Учащийся должен показать знание дат, фактов, событий, имен; «представлять» общие характеристики, понятия, идеи; «понимать» полученные знания, давая свою оценку.
Итоговая оценка учитывает все виды деятельности учащихся на протяжении учебного года. Основными элементами в оценке учащихся служат: историческое время, историческое пространство, историческое движение.
Календарно-тематическое планирование
№ модуля | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Обязательный минимум содержания образования | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения |
План | Факт |
I блок «Русь древняя» (12 ч.) |
1. | Введение. Что изучает история отечества. | 1 | Урок-лекция/презентация | Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники | вопросы | Умение работать с текстом учебника, выделение главного, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Ввведение | 4.09 |
2. | Древнейшие люди на территории нашей страны | 1 | Комбинированный урок | Древние люди на территории нашей страны. | КИМ –Т 1 | Умение работать с текстом учебника, выделение главного, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | § 1 | 7.09 |
3. | Образование государств на территории нашей страны | 1 | Комбинированный урок | Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия. | КИМ – Т2 | Умение работать с исторической картой, выявлять сходства и отличия государств | § 2 | 11.09 |
4. | Восточные славяне | 1 | Комбинированный | Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. | КИМ – Т3 | Работать с исторической картой. С историческими документами | §3 | 14.09 |
5. | Предпосылки образования древнерусского государства | 1 | Комбинированный урок | . Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства. | КИМ – Т4 | Устанавливать причинно-следственные связи, работать с документами | § 4 | 18.09 |
6. | Образование древнерусского государства | 1 | Комбинированный урок | Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава | КИМ -Т5 | Показывать на карте походы русских князей, давать характеристику деятельности князей | § 5 | 21.09 |
7. | Князь Владимир и крещение Руси | 1 | Комбинированный урок | . Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. | КИМ – Т6 | Уметь вычленять особенности принятия христианства по сравнению с язычеством. | §6 | 25.09 |
8. | Рассвет древнерусского государства | 1 | Урок-практикум | Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси | КИМ – Т6 | Знать деятельность Ярослава Мудрого в деле укрепления государственности на Руси. Давать характеристику деятельности исторических личностей, работать с документами. | § 7 | 28.09 |
9. | Быт и нравы древней Руси | 1 | Комбинированный урок | Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев. | КИМ – Т8 | Уметь вычленять основные группы населения Древнерусского государства и сравнивать их социальный статус. | § 8 | 2.10 |
10. | Культура древней Руси | 1 | Комбинированный урок | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | КИМ Т 10 | Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры | § 10 | 5.10 |
11. | Начало раздробления Руси | 1 | Комбинированный урок | Правление ярославичей. Любечский съезд князей | КИМ – Т 9 | Характеризовать деятельность исторических личностей(князей) | § 9 | 9.10 |
12. | Русь Древняя | 1 | Урок обобщение | Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей. | КИМ – Т11 | Сравнивать исторические явления | повтор | 12.10 |
II блок «Русь удельная» (8 ч.) |
13. | Феодальная раздробленность в Древнерусском государстве | 1 | Урок изучения нового | Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах. | КИМ – Т12 | Уметь объяснять закономерности феодальной раздробленности. Знать причины обособления княжеств и уметь объяснять последствия этого процесса. | § 11 | 16.10 |
14 -15. | Главные политические центры на Руси | 2 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем. | КИМ – Т13 КИМ – Т14 | Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств. | § 12-13 | 19.10 23.10 |
16. | Нашествие с Востока | 1 | Комбинированный урок | Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | КИМ – Т15 | Уметь объяснять причины завоевания Руси монголами и последствия монголо–татарского ига. Развивать умения работать с картой и историческими документами. | § 14 | 26.10 |
17. | Нашествие с Запада | 1 | Комбинированный урок | Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. | КИМ – Т16 | Иметь представление о полководческом искусстве Александра Ярославича. | § 15 | 30.10 |
18. | Русь и Золотая Орда | 1 | Комбинированный урок | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | КИМ – Т17 | Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига | § 16 | 2.11 |
19. | Русь и Литва | 1 | Комбинированный урок | Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. | КИМ – Т18 | Уметь объяснять сущность Литовско – Русского государства. | § 17 | 13.11 |
20. | Русь в начале XII-XIII вв. | 1 | Контроль ный урок | Причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности. | КИМ – Т22 | Обобщать исторические события и явления | 16.11 |
III блок «Русь Московская» (10 ч.) |
21. | Усиление Московского княжества в I половине XIV вв. | 1 | Урок-лекция/презентация | Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. | КИМ – Т19 | Иметь представление о причинах возвышения Москвы и закономерностях образования древнерусского государства. | § 18 | 20.11 |
22. | Собрание русских земель вокруг Москвы во II половине XIVвека. Куликовская битва | 1 | Комбинированный урок | Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.
| КИМ – Т20 | Знать причины появления теории «Москва – Третий Рим». Знать начало, ход и итоги Куликовской битвы | § 19 | 23.11 |
23. | Русская культура во II половине XIII –в XIVвеке. | 1 | Комбинированный урок | «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» «Троица» Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Рублев
| КИМ –Т 21 | Уметь выделять главное, сравнивать скультурой других периодов, давать описательную характеристику произведениям искусств. | § 20 | 27.11 |
24. | Московское княжество в конце XIV – середине XV вв | 1 | Комбинированный урок | Василий I. Московская усобица, её значение. Экономическое развитие княжества
| КИМ – Т23 | Уметь анализировать внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.; | § 21 | 30.11 |
25. | Распад Золотой Орды. | 1 | Комбинированный урок | Казанское Астраханское Крымское Сибирское ханства, Ногайская Орда, Большая и Малая орда | КИМ – Т24 | Развивать умения работать с картой и историческими документами. | § 22 | 4.12 |
26. | Российское государство во второй пол. XV - в начале XIV века | 1 | Комбинированный урок | Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель. | ВОПРОСЫ | Характеризовать развитие Российского государства в конце ХV века; определять основные направления внутренней и внешней политики Ивана III. | § 23 | 7.12 |
27. | Российское государство во второй пол. XV - в начале XIV века | 1 | Комбинированный урок | Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы. | КИМ – Т 25 | Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке | § 23 | 11.12 |
28. | Быт XV – XVI веков. | 1 | Урок-практикум | Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. | КИМ – Т26 | Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. | § 24 | 14.12 |
29. | Русская культура в15 – начале 16 веках | 1 | Урок-лекция/презентация | «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» «Троица» Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Рублев | КИМ – Т 27 | Умение выделять главное, сравнивать с культурой других периодов, давать описательную характеристику произведениям искусств, учиться писать краткие сообщения | § 25 | 18.12 |
30. | Русь Московская | 1 | Урок-обобщение | КИМ – Т 28 | Обобщить исторические события и явления, делать выводы | 21.12 |
УМК:
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2008.
- Атлас и контурные карты
- Интерактивное учебное пособие «Энцеклопедия истории России»
Дополнительная литература:
- Е.В.Пчелов « История России» 6 класс, Казань, Магариф, 2009.
- Школьная энцеклопедия «История России», Москва «Руссика».
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. (6 класс)
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»,
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»,
- Примерной программы основного общего образования по истории,
- Примерной программы курса «Истории Татарстана».
- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» ,
- Учебного плана МОУ – Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Ш.Марджани Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 27 августа 2012 года).
Программа включает материал по истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. и рассчитана на 10 часов, при 2 часах в неделю.
Основные цели и задачи курса:
1) овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего региона, в данном случае, Среднего Поволжья( с древнейших времен до XVI века) , ознакомление с историей татарского и других народов, основными этапами их развития, формирование образа полиэтнического, поликультурного, поликонфессионального сообщества;
2) развитие навыков исторического познания: сравнительно-сопоставительного анализа региональных источников, соотнесение и синхронизация однородных событий и явлений регионального и общероссийского характера, установление взаимосвязей между ними;
3) приобщение учащихся к этнонациональным ценностям своего народа, формирование чувства национального достоинства, воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов, формирование толерантного мышления;
4) воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям региона, бережного отношения к историко-культурному наследию, стремления укреплять и приумножать это достояние.
Требования к уровню подготовки выпусников 6 класса
В результате изучения истории Татарстана ученик 6 класса должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI века; выдающихся деятелей по истории родного края;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий истории родного края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории родного края и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематическое планирование и содержание курса.
№ | Наименование тем уроков | Кол-во часов | Содержание тем |
1 | Введение. Древние люди на территории Среднего Поволжья. | 1 | Древние люди на территории края. Расселение , образ жизни. Стоянки первобытных людей на территории Среднего Поволжья. Изменения в жизни древних людей с переходом к обработке металла. Наш край в древности. |
2 | Древние тюрки и ранние тюркские государства. | 1 | Гунны: расселение, образ жизни. Тюркский каганат. Среднее Поволжье в эпоху тюркских каганатов. Великая Болгария. Хазарский каганат. |
3 | Возникновение Волжской Булгарии. | 1 | Образование Булгарского государства. Принятие ислама в Булгарии. Хозяйственная жизнь булгар. |
4 | Города, внешние отношения и культура Волжской Булгарии | 1 | Города Волжской Булгарии. Культурные достижения и их особенности. Волжская Булгария и её соседи. |
5 | Монгольские завоевания и возникновение Золотой Орды | 1 | Древние монголы и татары. Первое столкновение булгар с монголами. Поход Бату-хана на Булгарию и его последствия. Образование Улуса Джучи (Золотой Орды) |
6 | Период расцвета Золотой Орды. | 1 | Расцвет государства при хане Узбеке. Хозяйственная жизнь. Религиозная политика хана Узбека. Золотоордынские города. Культура Золотой Орды. |
7 | Булгарские земли в составе Золотой Орды. Распад Золотой Орды. | 1 | Восстановление булгарами разрушенного хозяйства. Булгарская культура золотоордынского периода. Распад Золотой Орды. Крымское, Астраханское, Казанское , Сибирское ханства, Ногайская и Большая Орда. |
8 | Образование Казанского ханства. Хозяйство и культура. | 1 | Казанское княжество. Возникновение Казанского ханства. Территория и население. Название «казанские татары». Хозяйственная жизнь. Государство и общество. Казань – столица государства. Культура. |
9 | Казанское ханство: политическая история. | 1 | Период могущества казанского ханства. Между Москвой и Крымским ханством: борьба за казанский престол. Падение Казанского ханства. |
10 | Урок-обобщение: древняя и средневековая история края и татарского народа | 1 | Обобщение и систематизация знаний учащихся по истории края в древний и средневековый периоды, провести синхронистический анализ событий края и российской истории. |
Критерии оценки знаний и умений.
Объектом проверки знаний учащихся по истории являются:
• знание исторических дат, имен, событий, терминов;
• основные виды исторических источников;
• основные этапы и ключевые события истории России
и мира с древности до наших дней;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Критерии оценки успеваемости учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик:
• показывает усвоение всего объема программного материала;
• выделяет в нем главные положения;
• осмысленно применяет полученные знания на практике;
• не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также письменных работах и выполняет их уверенно и аккуратно;
• легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Оценка «4» ставится, если ученик:
• выявляет знание материала;
• без особых затруднений отвечает на вопросы учителя;
• умеет применять полученные знания на практике;
• в устных ответах не допускает серьезных ошибок ( даты, имена, события) и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;
• в письменных работах делает незначительные ошибки.
Оценки «5» и «4» характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
• обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;
• предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает ошибки в письменных работах.
Знания, оцениваемые оценкой «3», находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Оценка «2» ставится, если ученик:
• имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
В устных ответах оценивается точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника и дополнительной литературе.
Более эффективной формой контроля ЗУНов учащихся является контрольная работа, контрольные срезы, творческие работы, проекты.
Письменная контрольная работа проводится как рубежный контроль по одной теме в системе ЕГЭ. Контрольный срез при текущем контроле проводится между уроками. Например: знание терминов, хронологии, постановка проблемных вопросов.
При выставлении оценок при контрольном срезе учитывается знание фактического материала, умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать свои знания, объяснять исторические названия, понятия, делать выводы.
Основным квалификационным видом проверки учебных достижений учащихся по истории служит годовая и полугодовая проверка. Оценка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащихся по предмету. Учащийся должен показать знание дат, фактов, событий, имен; «представлять» общие характеристики, понятия, идеи; «понимать» полученные знания, давая свою оценку.
Итоговая оценка учитывает все виды деятельности учащихся на протяжении учебного года. Основными элементами в оценке учащихся служат: историческое время, историческое пространство, историческое движение.
Учебно-тематическое планирование
по истории Татарстана 6 класс
№ модуля | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения |
План | Факт |
1. | Введение. Древние люди на территории Среднего Поволжья | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа | Вопросы | Характеризовать источники по курсу И.Т., иметь представление об основных племенах, населявших край | § 1 | 25.12 |
2. | Древние тюрки и ранние тюркские государства | 1 | Комбинированный | Работа по карте, беседа | Тест | Знать образ жизни тюркских народов, характеризовать государственные образования древних тюрков | § 2 | 28.12 |
3. | Возникновение Волжской Булгарии. | 1 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Тест | Иметь представление об особенностях развития, об экономической жизни В.Б. | § 3. | 11.01 |
4. | Города, внешние отношения и культура Волжской Булгарии | 1 | Комбинированный | Работа по карте, беседа | Вопросы | Сравнивать развитие средневековых городов, характеризовать отношения булгар с соседями | § 4. | 15.01 |
5. | Волжская Булгария и монгольские завоевания | 1 | Комбинированный | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Тест | Характеризовать процесс столкновения булгар с монголами, знать последствия монгольских походов | § 5 | 18.01 |
6. | Перид расцвета Золотой Орды | 1 | Комбинированный | Решение творческих задач, работа с терминами, просмотр иллюстраций | Тест | Знать особенности развития З.О., определять причины расцвета З.О. | § 6 | 22.01 |
7. | Булгарский улус. Распад Золотой Орды | 1 | Комбинированный | Дискуссия, презентация, беседа | Тест | Иметь представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар, знать причины распада З.О. | § 7 | 25.01 |
8. | Образование Казанского ханства. Хозяйство и культура | 1 | Комбинированный | Беседа, работа по учебнику, работа с терминами | Тест | Уметь характеризовать территорию, население, хозяйство Казанского ханства | § 8-9 | 29.01 |
9. | Казанское ханство: политическая история. | 1 | Комбинированный | Беседа, самостоятельная работа по учебнику | Письменный опрос | Знать причины ослабления и падения Казанского ханства, иметь представление о последствиях завоевания | § 10 | 1.02 |
10 | Урок-обобщение: древняя и средневековая история края и татарского народа | Урок- повторение | Самостоятельная работа, тест | Тест | Обобщение и систематизация знаний учащихся по истории края в древний и средневековый периоды, провести синхронистический анализ событий края и российской истории. | 5.02 |
УМК:
Учебник: Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы–Казань: Татарское республиканское издательство «ТаРИХ».
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории средних веков (6 класс)
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»,
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»,
- Примерной программы основного общего образования по истории,
- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» ,
- Учебного плана МОУ – Коморгузинской средней общеобразовательной школы имени Ш.Марджани Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 27 августа 2012 года).
Рабочая программа рассчитана на 30 часов, при 2 часах в неделю.
Программа курса истории средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.
Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории средних веков ученик 6 класса должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории мира в средние века; выдающихся деятелей средневековья;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Наименование тем разделов программы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | I раздел - Раннее средневековье | 9 |
3 | II раздел - Вершина средневековья. | 15 |
4 | III раздел - Мир за пределами Европы. | 3 |
5 | IV раздел - Европа накануне Нового времени | 1 |
6 | Итоговое повторение | 1 |
Содержание тем.
История средних веков (не менее 30 ч)
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья – 1ч.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. –15часов.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) - 4 ч.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв. – 6 ч.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья – 4 ч.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Критерии оценки знаний и умений.
Объектом проверки знаний учащихся по истории являются:
• знание исторических дат, имен, событий, терминов;
• основные виды исторических источников;
• основные этапы и ключевые события истории России
и мира с древности до наших дней;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Критерии оценки успеваемости учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик:
• показывает усвоение всего объема программного материала;
• выделяет в нем главные положения;
• осмысленно применяет полученные знания на практике;
• не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также письменных работах и выполняет их уверенно и аккуратно;
• легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Оценка «4» ставится, если ученик:
• выявляет знание материала;
• без особых затруднений отвечает на вопросы учителя;
• умеет применять полученные знания на практике;
• в устных ответах не допускает серьезных ошибок ( даты, имена, события) и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;
• в письменных работах делает незначительные ошибки.
Оценки «5» и «4» характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
• обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;
• предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает ошибки в письменных работах.
Знания, оцениваемые оценкой «3», находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Оценка «2» ставится, если ученик:
• имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
В устных ответах оценивается точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника и дополнительной литературе.
Более эффективной формой контроля ЗУНов учащихся является контрольная работа, контрольные срезы, творческие работы, проекты.
Письменная контрольная работа проводится как рубежный контроль по одной теме в системе ЕГЭ. Контрольный срез при текущем контроле проводится между уроками. Например: знание терминов, хронологии, постановка проблемных вопросов.
При выставлении оценок при контрольном срезе учитывается знание фактического материала, умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать свои знания, объяснять исторические названия, понятия, делать выводы.
Основным квалификационным видом проверки учебных достижений учащихся по истории служит годовая и полугодовая проверка. Оценка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащихся по предмету. Учащийся должен показать знание дат, фактов, событий, имен; «представлять» общие характеристики, понятия, идеи; «понимать» полученные знания, давая свою оценку.
Итоговая оценка учитывает все виды деятельности учащихся на протяжении учебного года. Основными элементами в оценке учащихся служат: историческое время, историческое пространство, историческое движение.
Календарно-тематическое планирование
по истории средних веков
6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Основные понятия и термины, персоналии | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
1. | Введение «История средних веков: Европа и остальной мир». | Средние века - период Всеобщей истории. Хронологические рамки Средневековья. | Стр. 3-4 | 8.02 |
Тематический раздел I. Раннее средневековье
(9 часов)
Византийская империя (2 часа)
2. | В центре ойкумены. Второй Рим. | Основание новой столицы – Константинополя. Особенности развития Византийской империи. Императорская власть. Христианская церковь. Церковная иерархия, иконоборчество, иконопочетание, устройство христианской церкви императорской власти. | Ромейская империя, икона, алтарь, мозаика, крестово-купольный храм, икона, приход, епископ, митрополит, патриарх, паства, миряне, церковный собор, монастырь. | § 1 Стр. 6-14, вопросы | 12.02 |
3. | Век Византии | Византийская торговля. Великий шелковый путь, города Византии. Взаимоотношения Византии и Ирана. Золотой век Византии – правление императора Юстиниана I | Великий шелковый путь, | § 2 Стр.15-27, даты | 15.02 |
Великое переселение народов (1 час)
4. | Великое переселение народов. Завоеватели - германцы. | Великое переселение народов, германские племена, вторжение в Европу кочевых племен аланов, сарматов, гуннов. Падение Западной Римской империи, образование варварских королевств. | Великое переселение народов, варварские королевства | § 3 Стр.28-38, опреде-ления | 19.02 |
Мир ислама (2 часа)
5. | Рождение новой силы. | Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни, основные занятия. Зарождение новой религии – ислама, пророк Мухаммад. Основные положения ислама. | Коран, ислам, хиджра, Кааба, мусульманин, хадж, мечеть, минарет, мулла , Мухаммад | § 4 Стр.38-45, вопросы | 22.02 |
6. | Мир ислама. | Арабские завоевания, образование государства мусульман – Арабского халифата, распад халифата. Культура мусульманского мира. | Медресе, каллиграфия, халиф, халифат, эмир, эмират | § 5 Стр.46-54, вопросы к главе | 26.02 |
Империя франков и её соседи (3 часа)
7. | Империя франков и её соседи. От Хлодвига к Пипину. | Правление франкского короля Хлодвига. Принятие христианства, запись законов франков. Возвышение династии Каролингов. Союз франкских королей и римских пап. | Хлодвиг, франки, «Салическая правда», Меровинги, Каролинги, помазанник Божий, майордом | § 6 Стр.55-60, доклад | 1.03 |
8. | Император Карл. | Империя Карла Великого, завоевательные походы франков, управление империей, образование и культура в державе Карла Великого. | Карл Великий, саксов, саксы, баварам, Аварский каганат, кочевники – авары, графы, маркграфы, скриптории. | § 7 Стр.63-71, вопросы к главе | 5.03 |
9. | На развалинах империи. | Распад империи, рождение из её осколков новых государств, образ жизни норманнов, их грабительские набеги и торговые походы. Завоевание германскими племенами Британии. Основание англосаксонских королевств. | Норманны, путь «из варяг в греки», альтинг, викинги, англосаксы, Альфред Великий, Вильгельм I Завоеватель. | § 8-9 Стр.72-89, повторить даты, опреде-ления | 8.03 |
10. | Повтор. – обоб. урок по теме «Раннее средневековье» | повторить даты, опреде-ления | 12.03 |
Тематический раздел II. Вершина средневековья. |
Средневековые сословия (2 часа) |
11. | Земля и власть. | 1 | Иерархичность средневекового общества. Основные сословия. Главное богатство – земля. Условный характер владения землей. Взаимоотношения сеньоров и вассалов. Феодальная лестница. | Сословие, феод, феодал, феодализм, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница, средневековая знать. | § 10 Стр.92-100, доклад | 15.03 |
12. | Крестьяне –вечные труженики | 1 | Крестьяне, положение крестьянства, крестьянские повинности, жизнь в общине, натуральный характер хозяйства. | Подати, оброк, барщина, десятина, община, натуральное хозяйство, | § 11 Стр.100-108, вопросы к главе | 19.03 |
13 | Рыцари. | 1 | Рыцарство, вооружение средневекового рыцаря, армия, образ жизни рыцаря, его воспитание. Рыцарский турнир и рыцарский замок. | Рыцарь, замок, турнир | § 12 Стр.109-119 | 22.03 |
Власть духовная и светская. Крестовые походы. (2 часа) |
14. | Наследие Каролингов. | Франция в Х – ХI вв. Основание династии Капетингов. Феодальные войны. Борьба с викингами. Германия в Х – ХI вв. Отражение набегов венгров. Приобретение королями Германии императорского титула. | Королевский домен, империя, священная Римская империя, Клюнийское движение | § 13 Стр.120-128, даты | 5.04 |
15- 16 | Ко гробу Господню! Крестовые походы | 2 | Крестовые походы и их участники. Разгром Константинополя крестоносцами. Государства крестоносцев на Востоке. Рыцарские ордены. Взаимоотношения мусульман и христиан в эпоху крестовых походов. Взаимопроникновение культур. Крестовые походы в Восточной Европе. Реконкиста. | Крестовый поход, обет, рыцарский орден, римско – католическая церковь, греко – православная церковь, Реконкиста | § 14-15 Стр.128-146, вопросы к главе, доклад | 9.04 12.04 |
Средневековые города (2 часа) |
17. | Возвращение городов. | Кризис античных городов. Оживление городской жизни в Х – ХI вв. Различные пути образования городов в средневековой Европе. Взаимоотношения городов и сеньоров. борьба городов за независимость. Коммуны. Торговые пути и союзы. Ганза. торговля в Средиземноморье. Венеция и Генуя. Ярмарки. Фландрия и Шампань – центры европейской торговли. Ремесленные специальности. Объединения ремесленников. | Коммуны, привилегии, Ганза, ярмарка, меняла, банк, ремесленник, цех, гильдия. | § 16 Стр.147-159, повторить опреде-ления | 16.04 |
18. | Рынок, ратуша, собор. В поисках знаний. | Внешний вид средневекового города. Рынок, ратуша, собор, управление городом. Роль городского патрициата. | Ратуша, городской совет, патрициат, Уставы, монастырские школы, соборные школы, университет, ваганты | § 17-18 Стр.160-164,170-177, вопросы к главе | 19.04 |
Могущество римско – католической церкви (1 час) |
19. | Во главе христианского мира. | Римская церковь при папе Иннокентии III. Еретики и борьба с ними. Учреждение инквизиции. Основные монашеские ордены. | Ересь, секта, инквизиция, монашеский орден | § 19 Стр.178-187, вопросы | 23.04 |
Европейские государства в ХII – ХIV вв. (1 час) |
20. | Страны и государи. | Священная Римская империя: слабый государь, но сильные князья. Французское королевство: собирание земель. Людовик IХ Святой. Борьба Филиппа IV Красивого с папой римским. Упрочение королевской власти в Англии при Генрихе II Плантагенете. Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей. Образование сословных монархий. создание органов сословного представительства , Великая хартия вольностей. | Централизация, парламент, органы сословного представительства, великая хартия вольностей. Людовик IX Святой, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Филипп IV Красивый. | § 20 Стр.190-197, вопросы | 26.04 |
Кризис европейского средневекового общества (2 час) |
21-22. | Тяжкие времена. Столетняя война. | 2 | Кризис XIV столетия: неурожаи и голод, чума, крестьянские восстания. Жакерия, Уот Тайлер. Изменения в хозяйственной жизни, формирование товарного хозяйства. Кризисные явления в римской церкви, «Авиньонское пленение римских пап», Ян Гус, Столетняя война, Жанна д Арк. Людовик XI, война Алой и Белой розы в Англии. Основание династии Тюдоров. | Товарное хозяйство, «Авиньонское пленение», «великая схизма», Уот Тайлер, Ян Гус, Жанна д Арк, | § 21-22 Стр.200-216, вопросы и задания к главе | 30.04 3.05 |
23 | На востоке Европы. | 1 | Складывание христианских государств в Восточной и Южной Европе. Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием. православие и католицизм в Восточной Европе. | Славяне Кирилл и Мефодий | § 23,стр.217-226 | 7.05 |
Средневековая культура (1 час) |
24. | Средневековая культура. | Романский и готический стили в архитектуре. Культура и образование. Монастырские и соборные школы. «Семь свободных искусств». Городские школы, университеты, роль университетов в жизни городов. Познания людей средневековья. Представления о мире. | Романский стиль, готический стиль, портал, витраж, монастырская школа, скрипторий, «семь свободных искусств», университет, диспут. | Стр.163-16817.05 Записи в тетрадях, повторить даты, опреде-ления | 10.05 |
25. | Повтор. – обоб. урок по теме «Вершина средневековья». | повторить даты, опреде-ления | 14.05 |
Тематический раздел III. Мир за пределами Европы. |
Страны Азии, Африки и Америки в Средние века (3 часа) |
26. | Во владениях Великого хана. | Путешествие Марко Поло на Восток и изменение представлений о мире. Завоевания монголов. Вторжение монголов в Западную Европу. Устройство монгольской державы. Последствия монгольских завоеваний. Китайская империя и ее управление. открытия и изобретения китайцев. Последствия завоевания Китая монголами. | § 24, 26 Стр.228-234, 243-249, доклад | 17.05 |
27. | Индия: раджи и султаны. | Индия во времена Гуптов. Торговля и торговые пути. Культура Индии: искусство, научные изобретения и открытия. религиозные верования индейцев. Внутренние усобицы. Завоевание индии мусульманами. Делийский султанат. | § 25,27 Стр.235-241,251-257, доклад | 21.05 |
28. | Африка. | 1 | Страны и народы Африки в Средневековье. | § 28-29 Стр.260-278 | 24.05 |
Тематический раздел IV. Европа накануне Нового времени |
29. | Европа накануне нового времени. Османская империя. | 1 | Рождение Испании. Гибель Византии под ударами турок – османов. | Реконкиста, идальго. | § 30,279-290, повторить даты, опреде-ления | 28.05 |
30. | Урок итогового повторения по курсу «Всеобщая история. История Средних веков» | 1 | 31.05 |
УМК: Учебник: М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров «Всеобщая история. История средних веков»- К.: Магариф, 2008.
- Атлас и контурные карты
- Учебное электронное издание «Всеобщая история. История средних веков» 6 класс
Дополнительная литература
- Школьная энцеклопедия «История средних веков», Москва «Руссика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...