Суд над Сократом.
материал по истории (5 класс) по теме

Суд над Сократом»

ролевая проблемная игра с элементами дискуссии

в рамках урока по теме « Наука и школа в древней Греции » 5 класс.

Подготовила учитель истории Шевченко С.А.

Цель занятия:

- реконструировать в игровой ситуации исто­рическое событие, бывшее, в действительности - суд над муд­рецом Сократом.

 - совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать; 
- воспитывать интерес к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям. 

 Игра строится на основе включения выступ­лений вымышленных и реальных персонажей, действия и речи, которых призваны прояснять происходящее событие с точки зрения греков и современных людей.

Урок призван воспроизве­сти суд над мудрецом, который действительно имел место, но хорошо, если он будет включать в себя и элементы дискуссии с современниками - воображаемую ситуацию.

Занятие должно способствовать развитию образных, логических и оценочных умений школьников.

Опережающее задание и подготовка. Повторить материал о Сократе и греческой философии. Заранее распределяются роли участников: самого Сократа, его судей, главных обвинителей - Милета, Анита и Ликона, а также его защитников, ученика Платона.

 Остальные ребята продумывают и формулируют мнение по поводу приго­вора суда над Сократом.

Список дополнительной литературы.

1.   Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995.

2.   Великий греческий мудрец. М., 1991.

3.   Плутарх. Великие греки. (Любое издание.)

4.   Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1984.

5.   Франкин Ю.А. Осуждение Сократа. М., 1986.

6.   Немировский А.И. Суд над Сократом. // Книга для чтения

по истории древнего мира. М., 1981.

Познавательное задание на весь урок.

 Были ли справедли­вы и обоснованны обвинения, выдвинутые против Сократа? Почему уважаемый человек в Греции предстал перед судом? Считаете ли вы справедливым смертный приговор Сократу?

Ход занятия.

Вступительное слово ведущего. Идет 399 год до н.э. Прошло всего пять лет, как закончилась поражением долгая война со Спартой. Государство с трудом приводило себя в поря­док. Греки задавали себе один и тот же вопрос: как же случилось, что при отцах и дедах Афины были самым красивым городом Эл­лады, а теперь оказались на краю гибели? Может быть, в этом ви­новаты такие, как Сократ?

 Чтобы выяснить это, мы и собрались на суд. Сократ известен не только афинянам, но и за пределами нашего города. Для начала мы послушаем Платона, его ученика.

Основная часть.

Платон: Я - ученик Сократа. Меня зовут Платон. Я немного знаю о жизни своего учителя, но больше - о его суждениях и мыслях. Сократ родился в 470 году до н.э. в бедной семье каме­нотеса Софроникса и повитухи Фенариты, в Афинах. Не знаю, кто он по профессии, он никогда не говорил об этом. Я слышал, что люди говорят, что он помогал отцу и был скульптором. Но это было не для него. Он стал ходить по городу и проповедо­вать свои идеи на площадях.  Сократ любил вести беседы о смысле жизни, о сущности знания. Он и изоб­рел особый вид беседы, которую теперь называют сократов­ской. Суть ее в том, что каждый вопрос разбивается на неско­лько мелких так,  чтобы на них можно было ответить либо да,  либо нет. Сократ строил свою беседу так,  что в конце концов до­казывал своему собеседнику, что тот ничего не знает. Но делал он это не для того, чтобы унизить и посмеяться над ним. Ведь он сам говорил про себя: «Я знаю только то, что ничего не знаю». И добавлял, что первым шагом к познанию мира явля­ется познание самого себя. Сократ был и есть сторонник афин­ской демократии, но критиковал ее. Не за это ли теперь судят его? Сам Сократ называл себя не мудрым, а любящим муд­рость, отсюда произошло само понятие «философия», которое означает «любовь к мудрости».

На доске демонстрируются афоризмы Сократа.

«Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть».

«Говорят, что боги ни в чем не нуждаются, так вот: чем ме­ньше человеку надо, тем больше он похож на бога».

«Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись».

«Если бы мы брали все, что дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мы просили».

 

Учащимся предлагается обдумать и объяснить эти выраже­ния.

Учитель обращает внимание учащихся на количество судей -500. Это было необходимо, чтобы затруднить их подкуп. Но этот суд - особый, таких не бывало уже лет двадцать. Судят филосо­фа. Посмотрите на него. (Учащимся демонстрируется портрет.) Сократу 70 лет. Это невысокий, крепкий старик в грубом бедняцком плаще, босой. Лысый череп, крутой лоб, кур­носый нос, толстые губы. Когда-то в Афины приехал ученый знахарь, умевший по чертам лица определять характер челове­ка. Его привели к Сократу, и он сразу сказал: «Жаден, гневлив, необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже собира­лись побить знахаря, потому что не было человека в Афинах добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но Сократ сам остановил их: «Он сказал зам, граждане, чистую правду: я дейст­вительно чувствовал в себе и жадность, и гнев, но сумел взять себя в руки, воспи­тать себя и вот — стал таким, каким вы меня знаете».

Учитель подчеркивает, что речь идет не о воровстве, не об обиде, не об обмане, не о государственной измене. Так за что же судят этого мудреца?

Послушаем трех его обвинителей -Милета, Анита и Ликона.

  Анит: Я, гражданин Афин, Анит, обвиняю Сократа в том, что он не признает государственных богов и поклоняется новым богам, что недо­пустимо для гражданина города ве­ликой Афины Паллады. Сократ - человек уважаемый в на­шем городе, много говорит, беседует с людьми. А что, если и другие станут вслед за ним поклоняться чужим богам или уже делают это? И, может быть, из-за того мы проиграли войну со Спартой, что некоторые граждане наши недостаточно уверен­но защищали наших богов.

Судьи: Мы признаем Сократа виновным. Теперь надо прого­лосовать за меру наказания. Закона на такие случаи нет, поэто­му обвинитель должен предложить свою меру наказания, а об­виняемый - свою.

Обвинители: Предлагаем мерой наказания избрать смерт­ную казнь.

Сократ: Граждане судьи] Как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю себя невиновным. Я даже думаю, что я полезен государству тем, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тре­вожит зажирелого коня. Поэтому я бы назначил себе не нака­зание, а награду. Ну, например, обед за казенный счет, пото­му что я человек бедный. Могу предложить штраф, но какой же штраф я могу заплатить, если всего добра и 5 мин у меня не наберется.

Учащиеся: Сколько это — 1 мина?

Ведущий: 1 мина - это 437 граммов серебра.

Учащиеся: Так это же очень много?

Ведущий: Тогда это было не очень много. На 1 мину можно было купить 1-2 быков.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Открытая рука, или сократим дистанцию»

Обучающее занятие для педагогов с элементами игры-тренинга...

"Здоровье не всё, но всё без здоровья-ничто". Сократ. Актуальность проблемы.

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья - ничто».  Сократ                     Актуальност...

Притча о Сократе

Материал подготовлен для классного часа. Т.к. я -учитель изобразительного искусства, детям было дано задание на дом найти авторов и название работ используемых в моей презентации. Поисковая работа в г...

Сократ

Презентация...

Уголок психолога: о Сократе

Краткая биография, интересные события из жизни, популярные мысли, изречения и др....

ОРКСиЭ Основы светской этики "Суд над Сократом"

Методическая разработка урока...