Страницы русской доблести (сценарий)
методическая разработка (7 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия по истории для 6-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stranizy_russkoi_doblesti.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Внеклассное мероприятие
«Страницы русской доблести»
для 6-7 классов
Автор:
Анашкина О.В.
Звучит музыка, на ее фоне зачитывается эпиграф:
Россия!
Не сыскать иного слова,
иной судьбы на целом свете нет.
Ты вся – сплошное поле Куликово
на протяженье многих сотен лет.
Россия!
Прозвучало это слово,
вписав в бессмертье имена
от льдов Невы до поля Куликова,
от Куликова до Бородина!
Звучит марш.
Ведущий: Приветствуем вас на игре «Колесо истории», посвященной знаменитым битвам русской истории, защитникам нашего Отечества во все времена.
Представляем вам участников игры. Сегодня в знании русской военной истории соревнуются команды:
___________________________________________________________________________
Команды занимают места за игровыми столами. Оценивать их ответы будет жюри в составе:
___________________________________________________________________________
1. Ведущий: В начале игры командам предлагается задание – разминка. За 1 минуту вспомните и запишите названия известных вам битв русской истории. Начали!
(Через 1 минуту листочки собираются и передаются в жюри).
2. Будем считать, что наша игра началась успешно. 1-ая часть ее посвящена Древней Руси. Внимание - на экран.
Видеофрагмент (сценка) «Хазарская дань»
Каган: Ну, послы мои верные, со всех ли народов и племен дань вы привезли?
1 посол: Да, великий каган. С булгар и мордвы, с муромы и аланов, с касогов и мещеры.
2 посол: Все платят дань великому хазарскому кагану.
Каган: А с Руси вы дань привезли?
1 посол: Да, великий каган! И такой богатой дани мы от русичей еще не видели!
Советник: Что же это? Меха?
2 посол: Нет, не меха.
Советник: Мед? Хмель?
2 посол: И не мед. И не хмель.
Советник: Нет на Руси ни злата, ни пряностей, ни шелка. Что же такое прислали нам русичи?
1 посол: Не поверишь, великий каган. Научились они мечи делать булатные, обоюдоострые, такие, каких мы еще нигде не видели!
2 посол: Наши-то сабли только с одной стороны заточены, а их мечи – с обеих сторон!
Советник: И вправду – богатая дань!
Каган: Замолчите, глупцы! Чему вы радуетесь? Или не видите, что нам от такой русской дани беда?!
Ведущий: Внимание, вопрос. Почему хазарский правитель не обрадовался русской дани?
(Ответы).
Согласно легенде, хазарский каган понял, что обоюдоострые мечи, присланные русичами, означали: очень скоро Русь освободится от дани. «Горе нам, скоро мы сами будем платить Руси дань!» - будто бы сказал каган.
3. И действительно, так позднее и случилось.
Много врагов было у Руси. Много битв и сражений приходилось вести нашим витязям.
Подумайте, о какой знаменитой битве рассказал в своих стихах поэт Константин Симонов:
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
к мохнатым гривам наклоняясь…
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И отступая перед князем,
ломая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты…
Внимание, вопрос. Назовите имя князя и название, под которым это сражение вошло в русскую историю.
(Ответы).
В 1242 году князь Александр Невский разбил войско немецких рыцарей в Ледовом побоище.
4. Рассмотрите изображение русского воина XIII века. Какое оружие является лишним на этом рисунке, поскольку русские витязи им не пользовались?
(Ответы).
Правильный ответ – алебарда.
5. А сейчас – внимание на экран.
Видеофрагмент (сценка) «Допрос пленного»
Хан: Привести сюда пленного!
Выводят пленника и бросают его на колени.
Хан: Ну что, русский, будешь говорить?
Пленник молчит.
Хан: Молчишь? Ну, молчи, молчи. Люблю упрямых. Бьешь их – они молчат. Пытать велишь – молчат. Убивать буду – тоже молчать станешь?
Пленный: Всех не перебьешь.
Хан: Весь народ у вас упрямый. Сто лет с лишним вы у нас под игом ходите. И посмели против нас, Великой Орды, пойти?
Пленный молчит.
Хан: Ну, молчи. Я и так все про вас знаю. Всех союзников твоего князя знаю. Из Нижнего Новгорода дружина придет, из Владимира, из Мурома. Почти что все княжества с Москвой заодно. Да только мы-то все равно сильней. И так всегда будет. Вечно!
Пленный: Врешь, идолище поганое! Не пировать вам больше на русских косточках. Быть Руси свободной! А вам, татарам, - смерть!
Хан: Увести!
Ведущий: Внимание, вопрос. О подготовке к какой битве шла речь? Кто в ней победил?
(Ответы).
Войско Дмитрия Донского разбило монголо-татар в Куликовской битве 1380 года. Это означало, что иго монголов над Русью подходило к концу.
6. Шли века. Наша страна росла и крепла. При Петре I она стала могучей державой, игравшей важную роль в Европе. Славой и гордостью страны стала ее армия. «Чудо-богатыри» - так называл русских солдат наш великий полководец. А вот еще что он говорил:
«Сам погибай, а товарища выручай».
«Смелость города берет».
«Тяжело в ученье – легко в бою».
«Мы – русские, мы победим!»
Кто автор этих слов?
(Ответы).
Правильный ответ: А.В.Суворов.
7. И снова – внимание на экран.
Видеофрагмент (сценка) «Кавалерист-девица»
Мать: Милая, ты почему не танцуешь на балу? Мы столько гостей собрали, а ты и выйти к ним не хочешь…
Надя молчит.
Мать: Дикарка, сущая дикарка! Все бы только на коне скакать да рассказы отца про походы слушать. И кем ты выросла? Пусть отец тебя образумит, а я не могу!
Уходит.
Сестра: Ну что ты здесь сидишь одна, в самом деле? Неужели тебе с нами невесело?
Надя: Скучно мне с вами. У вас все разговоры о нарядах да о балах.
Сестра: А о чем еще нам разговаривать? Вот ты о чем все время думаешь?
Надя: Я думаю, что скоро наша армия выступит в поход. Наполеон уже в Австрии! Ты понимаешь, что это значит?
Сестра: Нет. А что?
Надя: Он будет воевать с Россией! А вы о балах да о нарядах… Ведь скоро будет война!
Сестра: Да что же мы можем сделать?
Надя: Как это что? Мы можем сражаться, биться с врагом! Или голову сложить, или победить!
Сестра: Но женщины не сражаются!
Надя: А Жанна Д’Арк?
Сестра: Надя, что ты задумала?
Надя: Я решила бежать из дома. Не могу сидеть здесь, когда идет война. Я все придумала! Вот мужская одежда. Я скажу, что меня зовут Александр.
Сестра: Надя, не надо!
Надя: Прощай, сестричка! Не поминай лихом!
Ведущий: Назовите имя отважной девушки.
(Ответы).
Настоящее имя «кавалерист-девицы» - Надежда Дурова.
8. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?..
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина».
Вы, конечно, вспомнили это стихотворение М.Ю.Лермонтова. Поэт очень ярко и достоверно описал знаменитое сражение 1812 года.
«Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел…»
А что это за «булат», который «звучал», и что это за «картечь», которая «визжала»? Объясните эти слова – «булат» и «картечь».
(Ответы).
Булат, или булатная сталь – металл особой закалки, из которого в Древней Руси изготовляли мечи. Во времена Лермонтова булатом можно было назвать любое боевое холодное оружие – шпаги, сабли, палаши и т.д.
А вот картечь – изобретение XIX века. Это особый снаряд, начиненный круглыми пулями. При выстреле они широко рассеивались со свистом или визгом и поражали в бою множество людей. Итак, картечь – артиллерийский снаряд.
9. В честь победы над армией Наполеона в России был выстроен грандиозный храм. В нем были установлены мраморные плиты с именами героев, погибших в войне 1812 года. С разных концов страны стекались сюда люди и писали на стенах имена своих близких, погибших в годы войн, чтобы почтить их память.
Что это за храм? Выберите одно из изображений:
- Собор Василия Блаженного в Москве
- Храм Христа Спасителя
-
(Ответы).
Правильный ответ: в честь победы над Наполеоном был выстроен Храм Христа Спасителя в Москве. В 1931 году он был взорван, а в 2000 году – восстановлен.
10. В ХХ веке нашу Родину ждали новые испытания.
«Ранним утром граната упала в траву.
Возле Львова застава во рву залегла.
«Мессершмиты» плеснули бензин в синеву,
и не встать под огнем у шестого кола…»
В эти годы никто не мог и не хотел остаться в стороне от защиты своей Родины.
Внимание – на экран.
Видеофрагмент (сценка) «В школу юнг»
1 женщина: Мальчик, ты чей?
Мальчик: Ничей. Мамка в блокаду померла, а папку на фронте убили.
2 женщина: Ох, сиротинушка… тебе в детский дом.
Мальчик: Не хочу я в детский дом! Я фашистов бить буду!
1 женщина: А сколько лет-то тебе, боец?
Мальчик: Тринадцать.
2 женщина: Тогда ничего не выйдет. Мал ты еще на фронт.
Мальчик: А я на флот!
1 женщина: На флот – тем более. Знаешь, как на флоте трудно? Особенно тут, на Севере!
2 женщина: Да не возьмут его на флот. Куда такого мальца…
Мальчик: Возьмут! Я в юнги пойду.
1 женщина: В юнги? Это кто же такие? Всю жизнь у соря прожила, а такого звания не встречала!
2 женщина: Это ты, мальчик, книжек начитался. Нет сейчас на флоте никаких юнг.
1 женщина: Пошли, мы тебя к милиционеру отведем, он тебя в детский дом определит.
Мальчик: Сказано же вам: я на флот!
Убегает.
Ведущий: Внимание, вопрос. Кто же прав? Были ли юнги на флоте в годы Великой Отечественной войны?
(Ответы).
Звание «юнга» введено в советском Военно-Морском Флоте в июле 1942 года. Школа юнг располагалась на Соловецких островах в Белом море и подготовила немало геройски воевавших юных моряков.
11. «Зря надеялись фашисты
захватить Полярный быстро:
флот наш – самый молодой –
честно долг исполнил свой.
Город флотский, город-воин,
поклонись своим героям!
Их святые имена
чтит и помнит вся страна!»
Как вы знаете, наш город – это город-герой. Свято хранят здесь память об отважных воинах, защитниках Родины.
А какие памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны, вам известны? Напишите их названия и передайте в жюри.
(Пока команды работают, проводится конкурс среди болельщиков).
Ведущий: Пока команды работают, я обращаюсь к их болельщикам. Пришло время поддержать свои команды. Специально для вас, ребята, приготовлены вопросы по истории Великой Отечественной войны. Если вы знаете ответ – поднимайте руку. Помните, что ваши правильные ответы могут принести дополнительные баллы вашей любимой команде.
Вопросы для болельщиков
1. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
2. Какое самое высокое звание получали в нашей стране герои, совершавшие боевые подвиги во время войны?
3. Что такое «дорога жизни»?
4. Кем и когда были сказаны слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»?
5. В каком городе находится Мамаев курган? Чем он знаменит?
6. Кого фашисты называли «черной смертью»?
7. Кто такие пионеры-герои? Кого из них вы знаете?
8. Назовите имена героев Великой Отечественной войны, связанных с нашим городом.
12. Ведущий: История русской воинской доблести не закончена, она пишется и сейчас. Мы помним славные победы наших предков и сами готовимся к защите Отечества.
Последнее задание сегодняшней игры – творческое. Каждая команда вместе с болельщиками подготовила выступление, посвященное героям-защитникам Русской земли.
Внимание – на сцену.
(Выступления команд).
Ведущий: Наша игра завершена. Мы с вами вновь перелистали страницы русской истории, русской доблести. И мы верим, что новое поколение будет достойно великих побед наших предков.
А теперь слово предоставляется жюри.
(Выступление членов жюри, награждение).
Источники:
- В.Фирсов. Набатные колокола// Отечество: Стихи и поэмы М. "Воениздат", 1988.
- К. М. Симонов. Ледовое побоище // Симонов К. М. Собрание сочинений. Т. 1. – Москва, «Художественная литература».
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1995. – 208 с.
- Лермонтов М. Ю. Бородино ("Скажи-ка, дядя, ведь недаром...") // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. – Л.: Сов. писатель.
- Межиров а. Коммунисты, вперёд //Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы в двух томах. Том 1. Москва, издательство "Художественная литература", 1970 г. С. 520-523.
- И. Ядринцева. О городе Полярном, о флоте легендарном: Для детей сред. школ. возраста/ И. Ю. Ядринцева ; худ. С. Э. Абарина. - Североморск: Пароход, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по страницам русской старины"
Внеклассное мероприятие для 5-классников, сопровождаемое презентацией с заданиями....
Веб-квест ""По сказочным страницам русского музыкального фольклора"
Побывав в разных уголках всемирной паутины дети расширят свои представления об особенностях русской вокальной музыки, жанрах русской песни, познакомятся с музыкальн...
Интерактивная викторина по страницам русской басни.
Тема: « Русская басня» Обобщающий урок с использованием ИКТ Эпиграф«Мир, который находим в баснях, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий» В.А. Жуковский Цель урока:...
Нравственные вопросы на страницах русской классики
Статья посвящена теме нравственности...
Игра по литературе "По страницам русской классики"
В презентации - разнообразные задания по темам курса литературы 8 класса (частично 6-7 кл.). Игра может быть проведена в форме викторины или с делением на команды....
«По страницам любимых сказок». Сценарий досугового мероприятия.
Викторина для детей предшкольного и младшего школьного возраста...
Страницы русской истории в русском изобразительном искусстве
В представленной работе исследуются картины русских художников на исторические темы: В.И.Суриков "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Переход Суворова через Альпы&quo...