Страницы русской доблести (сценарий)
методическая разработка (7 класс)

Анашкина Ольга Вячеславовна

Сценарий внеклассного мероприятия по истории для 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stranizy_russkoi_doblesti.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Внеклассное мероприятие

 «Страницы русской доблести»

для 6-7 классов

Автор:

Анашкина О.В.


Звучит музыка, на ее фоне зачитывается эпиграф:

                                                        Россия!

                                                        Не сыскать иного слова,

                                                        иной судьбы на целом свете нет.

                                                        Ты вся – сплошное поле Куликово

                                                        на протяженье многих сотен лет.

                                                        Россия!

                                                        Прозвучало это слово,

                                                        вписав в бессмертье имена

                                                        от льдов Невы до поля Куликова,

                                                        от Куликова до Бородина!

Звучит марш.

Ведущий: Приветствуем вас на игре «Колесо истории», посвященной знаменитым битвам русской истории, защитникам нашего Отечества во все времена.

Представляем вам участников игры. Сегодня в знании русской военной истории соревнуются команды:

___________________________________________________________________________

Команды занимают места за игровыми столами. Оценивать их ответы будет жюри в составе:

___________________________________________________________________________

        1. Ведущий: В начале игры командам предлагается задание – разминка. За          1 минуту вспомните и запишите названия известных вам битв русской истории. Начали!

(Через 1 минуту листочки собираются и передаются в жюри).

2. Будем считать, что наша игра началась успешно. 1-ая часть ее посвящена Древней Руси. Внимание - на экран.

Видеофрагмент (сценка)  «Хазарская дань»

        Каган: Ну, послы мои верные, со всех ли народов и племен дань вы привезли?

        1 посол: Да, великий каган. С булгар и мордвы, с муромы и аланов, с касогов и мещеры.

        2 посол: Все платят дань великому хазарскому кагану.

        Каган: А с Руси вы дань привезли?

        1 посол: Да, великий каган! И такой богатой дани мы от русичей еще не видели!

        Советник: Что же это? Меха?

        2 посол: Нет, не меха.

        Советник: Мед? Хмель?

        2 посол: И не мед. И не хмель.

        Советник: Нет на Руси ни злата, ни пряностей, ни шелка. Что же такое прислали нам русичи?

        1 посол: Не поверишь, великий каган. Научились они мечи делать булатные, обоюдоострые, такие, каких мы еще нигде не видели!

        2 посол: Наши-то сабли только с одной стороны заточены, а их мечи – с обеих сторон!

        Советник: И вправду – богатая дань!

        Каган: Замолчите, глупцы! Чему вы радуетесь? Или не видите, что нам от такой русской дани беда?!

        Ведущий: Внимание, вопрос. Почему хазарский правитель не обрадовался русской дани?

        (Ответы).

        Согласно легенде, хазарский каган понял, что обоюдоострые мечи, присланные русичами, означали: очень скоро Русь освободится от дани. «Горе нам, скоро мы сами будем платить Руси дань!» - будто бы сказал каган.

        3. И действительно, так позднее и случилось.

Много врагов было у Руси. Много битв и сражений приходилось вести  нашим витязям.

Подумайте, о какой знаменитой битве рассказал в своих стихах поэт Константин Симонов:

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, громом,

к мохнатым гривам наклоняясь…

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И отступая перед князем,

ломая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты…

Внимание, вопрос. Назовите имя князя и название, под которым это сражение вошло в русскую историю.

        

        (Ответы).

В 1242 году князь Александр Невский разбил войско немецких рыцарей в Ледовом побоище.

        4. Рассмотрите изображение русского воина XIII века. Какое оружие является лишним на этом рисунке, поскольку русские витязи им не пользовались?

        (Ответы).

        Правильный ответ – алебарда.

        5. А сейчас – внимание на экран.

Видеофрагмент (сценка)   «Допрос пленного»

        Хан: Привести сюда пленного!

        Выводят пленника и бросают его на колени.

        Хан: Ну что, русский, будешь говорить?

        Пленник молчит.

        Хан: Молчишь? Ну, молчи, молчи. Люблю упрямых. Бьешь их – они молчат. Пытать велишь – молчат. Убивать буду – тоже молчать станешь?

        Пленный: Всех не перебьешь.

        Хан: Весь народ у вас упрямый. Сто лет с лишним вы у нас под игом ходите. И посмели против нас, Великой Орды, пойти?

        Пленный молчит.

        Хан: Ну, молчи. Я и так все про вас знаю. Всех союзников твоего князя знаю. Из Нижнего Новгорода дружина придет, из Владимира, из Мурома. Почти что все княжества с Москвой заодно. Да только мы-то все равно сильней. И так всегда будет. Вечно!

        Пленный: Врешь, идолище поганое! Не пировать вам больше на русских косточках. Быть Руси свободной! А вам, татарам, - смерть!

        Хан: Увести!

        Ведущий: Внимание, вопрос. О подготовке к какой битве шла речь? Кто в ней победил?

        (Ответы).

        Войско Дмитрия Донского разбило монголо-татар в Куликовской битве 1380 года. Это означало, что иго монголов над Русью подходило к концу.

        6. Шли века. Наша страна росла и крепла. При Петре I она стала могучей державой, игравшей важную роль в Европе. Славой и гордостью страны стала ее армия. «Чудо-богатыри» - так называл русских солдат наш великий полководец. А вот еще что он говорил:

        «Сам погибай, а товарища выручай».

        «Смелость города берет».

        «Тяжело в ученье – легко в бою».

        «Мы – русские, мы победим!»

        Кто автор этих слов?

        (Ответы).

        Правильный ответ: А.В.Суворов.

        7. И снова – внимание на экран.

Видеофрагмент (сценка)   «Кавалерист-девица»

        Мать: Милая, ты почему не танцуешь на балу? Мы столько гостей собрали, а ты и выйти к ним не хочешь…

        Надя молчит.

        Мать: Дикарка, сущая дикарка! Все бы только на коне скакать да рассказы отца про походы слушать. И кем ты выросла? Пусть отец тебя образумит, а я не могу!

        Уходит.

        Сестра: Ну что ты здесь сидишь одна, в самом деле? Неужели тебе с нами невесело?

        Надя: Скучно мне с вами. У вас все разговоры о нарядах да о балах.

        Сестра: А о чем еще нам разговаривать? Вот ты о чем все время думаешь?

        Надя: Я думаю, что скоро наша армия выступит в поход. Наполеон уже в Австрии! Ты понимаешь, что это значит?

        Сестра: Нет. А что?

        Надя: Он будет воевать с Россией! А вы о балах да о нарядах… Ведь скоро будет война!

        Сестра: Да что же мы можем сделать?

        Надя: Как это что? Мы можем сражаться, биться с врагом! Или голову сложить, или победить!

        Сестра: Но женщины не сражаются!

        Надя: А Жанна Д’Арк?

        Сестра: Надя, что ты задумала?

        Надя: Я решила бежать из дома. Не могу сидеть здесь, когда идет война. Я все придумала! Вот мужская одежда. Я скажу, что меня зовут Александр.

        Сестра: Надя, не надо!

        Надя: Прощай, сестричка! Не поминай лихом!

        Ведущий: Назовите имя отважной девушки.

        (Ответы).

        Настоящее имя «кавалерист-девицы» - Надежда Дурова.

        8.         «Скажи-ка, дядя, ведь недаром

                Москва, спаленная пожаром,

                Французу отдана?..

                Ведь были ж схватки боевые,

                Да говорят, еще какие!

                Недаром помнит вся Россия

                Про день Бородина».

        Вы, конечно, вспомнили это стихотворение М.Ю.Лермонтова. Поэт очень ярко и достоверно описал знаменитое сражение 1812 года.

                «Звучал булат, картечь визжала,

                Рука бойцов колоть устала,

                И ядрам пролетать мешала

                Гора кровавых тел…»

        А что это за «булат», который «звучал», и что это за «картечь», которая «визжала»? Объясните эти слова – «булат» и «картечь».

        (Ответы).

        Булат, или булатная сталь – металл особой закалки, из которого в Древней Руси изготовляли мечи. Во времена Лермонтова булатом можно было назвать любое боевое холодное оружие – шпаги, сабли, палаши и т.д.

        А вот картечь – изобретение XIX века. Это особый снаряд, начиненный круглыми пулями. При выстреле они широко рассеивались со свистом или визгом и поражали в бою множество людей. Итак, картечь – артиллерийский снаряд.

        9. В честь победы над армией Наполеона в России был выстроен грандиозный храм. В нем были установлены мраморные плиты с именами героев, погибших в войне 1812 года. С разных концов страны стекались сюда люди и писали на стенах имена своих близких, погибших в годы войн, чтобы почтить их память.

        Что это за храм? Выберите одно из изображений:

        - Собор Василия Блаженного в Москве

        - Храм Христа Спасителя

        -

        (Ответы).

        Правильный ответ: в честь победы над Наполеоном был выстроен Храм Христа Спасителя в Москве. В 1931 году он был взорван, а в 2000 году – восстановлен.

        10. В ХХ веке нашу Родину ждали новые испытания.

                «Ранним утром граната упала в траву.

                Возле Львова застава во рву залегла.

                «Мессершмиты» плеснули бензин в синеву,

                и не встать под огнем у шестого кола…»

        В эти годы никто не мог и не хотел остаться в стороне от защиты своей Родины.

        Внимание – на экран.

Видеофрагмент (сценка)   «В школу юнг»

        1 женщина: Мальчик, ты чей?

        Мальчик: Ничей. Мамка в блокаду померла, а папку на фронте убили.

        2 женщина: Ох, сиротинушка… тебе в детский дом.

        Мальчик: Не хочу я в детский дом! Я фашистов бить буду!

        1 женщина: А сколько лет-то тебе, боец?

        Мальчик: Тринадцать.

        2 женщина: Тогда ничего не выйдет. Мал ты еще на фронт.

        Мальчик: А я на флот!

        1 женщина: На флот – тем более. Знаешь, как на флоте трудно? Особенно тут, на Севере!

        2 женщина: Да не возьмут его на флот. Куда такого мальца…

        Мальчик: Возьмут! Я в юнги пойду.

        1 женщина: В юнги? Это кто же такие? Всю жизнь у соря прожила, а такого звания не встречала!

        2 женщина: Это ты, мальчик, книжек начитался. Нет сейчас на флоте никаких юнг.

        1 женщина: Пошли, мы тебя к милиционеру отведем, он тебя в детский дом определит.

        Мальчик: Сказано же вам: я на флот!

        Убегает.

        Ведущий: Внимание, вопрос. Кто же прав? Были ли юнги на флоте в годы Великой Отечественной войны?

        (Ответы).

        Звание «юнга» введено в советском Военно-Морском Флоте в июле 1942 года. Школа юнг располагалась на Соловецких островах в Белом море и подготовила немало геройски воевавших юных моряков.

        11.         «Зря надеялись фашисты                            

                захватить Полярный быстро:

                флот наш – самый молодой –

                честно долг исполнил свой.

                Город флотский, город-воин,

                поклонись своим героям!

                Их святые имена

                чтит и помнит вся страна!»

        Как вы знаете, наш город – это город-герой. Свято хранят здесь память об отважных воинах, защитниках Родины.

А какие памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны, вам известны? Напишите их названия и передайте в жюри.

(Пока команды работают, проводится конкурс среди болельщиков).

Ведущий: Пока команды работают, я обращаюсь к их болельщикам. Пришло время поддержать свои команды. Специально для вас, ребята, приготовлены вопросы по истории Великой Отечественной войны. Если вы знаете ответ – поднимайте руку. Помните, что ваши правильные ответы могут принести дополнительные баллы вашей любимой команде.

Вопросы для болельщиков

        1. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?

        2. Какое самое высокое звание получали в нашей стране герои, совершавшие боевые подвиги во время войны?

        3. Что такое «дорога жизни»?

        4. Кем и когда были сказаны слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»?

        5. В каком городе находится Мамаев курган? Чем он знаменит?

        6. Кого фашисты называли «черной смертью»?

        7. Кто такие пионеры-герои? Кого из них вы знаете?

        8. Назовите имена героев Великой Отечественной войны, связанных с нашим городом.

        12. Ведущий: История русской воинской доблести не закончена, она пишется и сейчас. Мы помним славные победы наших предков и сами готовимся к защите Отечества.

Последнее задание сегодняшней игры – творческое. Каждая команда вместе с болельщиками подготовила выступление, посвященное героям-защитникам Русской земли.

Внимание – на сцену.

(Выступления команд).

Ведущий: Наша игра завершена. Мы с вами вновь перелистали страницы русской истории, русской доблести. И мы верим, что новое поколение будет достойно великих побед наших предков.

А теперь слово предоставляется жюри.

(Выступление членов жюри, награждение).                                             

                 

Источники:

  1. В.Фирсов. Набатные колокола// Отечество: Стихи и поэмы М. "Воениздат", 1988.
  2. К. М. Симонов. Ледовое побоище  // Симонов К. М. Собрание сочинений. Т. 1.  – Москва,  «Художественная литература».
  3. Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1995. – 208 с.
  4. Лермонтов М. Ю. Бородино ("Скажи-ка, дядя, ведь недаром...") // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. – Л.: Сов. писатель.
  5. Межиров а. Коммунисты, вперёд //Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы в двух томах. Том 1. Москва, издательство "Художественная литература", 1970 г. С. 520-523.
  6. И. Ядринцева. О городе Полярном, о флоте легендарном: Для детей сред. школ. возраста/ И. Ю. Ядринцева ; худ. С. Э. Абарина. - Североморск: Пароход, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по страницам русской старины"

Внеклассное мероприятие для 5-классников, сопровождаемое презентацией с заданиями....

Веб-квест ""По сказочным страницам русского музыкального фольклора"

Побывав  в разных уголках всемирной паутины дети  расширят  свои представления об особенностях русской вокальной музыки,  жанрах русской песни,  познакомятся  с музыкальн...

Интерактивная викторина по страницам русской басни.

Тема: « Русская басня» Обобщающий урок с использованием ИКТ Эпиграф«Мир, который находим в баснях, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий» В.А. Жуковский Цель урока:...

Нравственные вопросы на страницах русской классики

Статья посвящена теме нравственности...

Игра по литературе "По страницам русской классики"

В презентации - разнообразные задания по темам курса литературы 8 класса (частично 6-7 кл.). Игра может быть проведена в форме викторины или с делением на команды....

«По страницам любимых сказок». Сценарий досугового мероприятия.

Викторина для детей предшкольного и младшего школьного возраста...

Страницы русской истории в русском изобразительном искусстве

В представленной работе исследуются картины русских художников на исторические темы: В.И.Суриков "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Переход Суворова через Альпы&quo...