"С сей минуты Россия спасена"
материал по истории (8 класс) по теме
Изучение темы "Отечественная вона 1812 года" в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_sey_minuty_rossiya_spasena.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
«С сей минуты Россия спасена!»
Изучение темы «Отечественная война 1812 года» в школе
Уроки по этой теме призваны сформировать представление о войне с Наполеоном, как одной из самых славных вех отечественной истории. В ней особенно проявились массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов. Учитель должен подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества, акцентировать внимание на связь времён и значение традиций прошлого.
План изучения темы
1. Причины и характер войны. Соотношение сил.
2. Начальный период войны.
3. Бородинское сражение.
4. Оставление Москвы. Тарутинский манёвр.
5. «Малая война».
6. Изгнание Наполеоновской армии из России.
7. Итоги и значение войны 1812 г.
8. «Гроза 12-го года» в памяти народной.
Оборудование:
Настенная карта «Отечественная война 1812 г.», репродукции картин В.В. Верещагина, фрагменты репродукции панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва», репродукция картины А Д. Кившенко «Военный совет в Филях», портретная галерея полководцев 1812 г., презентация в Power Point.
Содержание и ход уроков
Объяснение нового материала учитель начинает с указания на то, что в июне 1812 г. в пределы России вторглась армия «двунадесяти языков», во главе которой стоял Наполеон Бонапарт. Для россиян эта война стала Отечественной, в ней решалась судьба России...
200 лет прошло в тех пор. Однако в истории войны 1812 г. еще много дискуссионных и неясных вопросов, и на уроке предстоит познакомиться с ними.
Говоря о причинах Отечественной войны 1812 г., необходимо подчеркнуть, что она явилась следствием серьёзных противоречий между Россией и Францией. По мнению современных историков, речь не шла о завоевании России — эта задача была трудноосуществимой. Главным же противником Наполеон считал не Россию, а Англию. Исходя из сказанного, Наполеон стремился нанести военное поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым Россия была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, а также принять участие в походе в Индию. Подобным устремлениям французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику. Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления Франции в войну.
По второму вопросу учитель отмечает, что уже с 1810 г. и Франция, и Россия начали подготовку к войне.
В июне 1812 г. на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигала 678 тыс. человек (включая резервы).
Перешли границу 448 тыс. воинов, которые и приняли участие в боевых действиях на российской территории с июня по декабрь 1812 г. Ядром французской армии являлась старая гвардия (10 тыс. человек).
В армию «двунадесяти языков» входили контингенты Французской империи, Итальянского королевства, королевства Неаполя и обеих Сицилии, королевства Пруссии, Австрийской империи, королевства Дании, королевств Баварии. Саксонии, Вюртемберга, Вестфалии и др.
Армии вторжения противостояли русские силы. Россию поддерживали Англия, Испания, Португалия и Швеция.
Учитель предлагает учащимся, привлекая полученные ранее знания, составить краткую сравнительную характеристику французской и русской армий, сопровождая ответы краткими комментариями.
Французов в «великой армии» было менее половины. Большинство французских полков имело значительное число новобранцев. Качество французского вооружения было выше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемы. Лафет в артиллерийских орудиях опирался на металлические оси, что позволяло французам передвигать их с большой скоростью. Командовали армией опытные маршалы: Богарне, Удино, Даву, Ней, Мюрат и др.
В отличие от французской армии русская армия комплектовалась на основе рекрутских наборов. Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Командный состав был не менее опытным, чем французский. Среди талантливых военачальников 1812 г.: М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. С. Дохтуров и др.
Учитель включает в урок работу с портретной галереей полководцев. На доске помещены портреты военачальников русской армии и под каждым — образная цитата об этом персонаже.
Если кабинет оборудован компьютером и проектором, все изображения проецируем на экран.
В 8 классе, изучая войну 1812 г., ученики, как правило, готовят сообщения об известных полководцах — героях 1812 года. Поэтому в 10 классе ограничимся некоторыми цитатами к портретному ряду.
М. Б. Барклай де Толли
«Стоическое лицо Барклая есть одно из замечательных в нашей истории».
А.С. Пушкин
«Великий муж во всех отношениях».
Д. Давыдов
П. И. Багратион
«Простой, без связей и интриг, русский солдат».
Л.И. Толстой
Когда все русское за родину стремилось,
Он двинулся с мечом — и пал — и стихнул гром.
Герой! Отечество в тебе одном
Ста тысячи сынов лишилось!
«Русский вестник», 1812
М. И. Кутузов
«Я нашел все умы настроенными за назначение старого Кутузова: это мнение было всеобщим».
А.П. Бутонов
«Кутузов, следуя предначертанным планам Барклая, имел случай спасти отечество».
А.Н. Сеславин
Посол судьбы, явился ты полкам —
И пред твоей священной сединою
Безумная гордыня пала в прах.
В. А. Жуковский
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов.
А.С. Пушкин
Н. Н. Раевский
Раевский, слава наших дней,
Хвала! Перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами.
В.А. Жуковский
Учитель, используя карту, показывает стратегическое расположение армии и характеризует начальный этап войны. Обращаем внимание школьников на характер войны со стороны России — освободительная Отечественная война. Это окажет сильнейшее влияние на моральный дух армии.
В 10 классе при изучении причин и начала Отечественной войны учитель может организовать работу с источниками. — Приказами императоров Наполеона I и Александра I в связи с началом войны 1812 г.
Документ 1
Приказ Наполеона при переходе армии через Неман (от 10 июня 1812 г.)
Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на её произвол. Россия увлечена роком. Судьбы её должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идём же вперед, перейдём Неман, внесем войну в её пределы. Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесёт с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
В нашей императорской квартире в Вилковишках, 22 июня 1812 г.
Документ 2
Приказ Александра I по русской армии (от 13 июня 1812 г.)
Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновления явных оскорблений, при всём нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовым к обороне. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. Итак, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских.
Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего Бог.
Вопросы и задания к документам 1 и 2:
1. Сравните взгляд на причины войны русского и французского императоров. В чём сходство? В чём различия?
2. Как в приказах императоров изложены цели войны? Все ли они здесь отразились? Если нет, то почему?
3. Постарайтесь определить по этим приказам характер войны для обоих государств.
1-я и 2-я русские армии соединились под Смоленском.
Учитель отмечает, что назначенный вместо М.Б.Барклая де Толли на пост главнокомандующего русской армией М.И.Кутузов придерживался прежней тактики. Армия продолжала отступать. Военные действия велись не только на центральном, но и на других стратегических направлениях. На центральном направлении армия отступала к Москве. Остановившись 22 августа у села Бородина в 110 км от Москвы, М.И.Кутузов решился на сражение. В донесении Александру I от 23 августа М.И.Кутузов отмечал, «что позиция при деревне Бородине в 12 верстах вперёд Можайска — одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно...»
Учащимся 10 класса предлагаем объяснить, чем данная позиция представлялась Кутузову «одной из наилучших»? Привести не менее трёх доводов в подтверждение. В ответе ученикам предстоит использовать только карту-схему сражения (читать карту). Среди аргументов, как правило, называются следующие: высокий берег р. Колочи прикрывал правый фланг позиции, левый фланг упирался в Утицкий лес. Высоты позволяли выгодно разместить артиллерию. Лесной массив в тылу скрывал расположение резервов.
В дополнение к ответам приводим следующие факты: не располагая информацией о том, куда Наполеон нанесет главный удар, Кутузов стремился прикрыть Старую и Новую Смоленскую дороги, идущие на Москву. За день до битвы инженерные войска навели 4 моста через овраги, идущие перпендикулярно к позиции, и устроили 15 удобных спусков, что делало возможной быструю переброску войск с правого фланга на левый и в центр.
При обсуждении необходимо обратить внимание школьников на то, что, пока возводились укрепления, 24 августа часть русской армии героически сдерживала врага на Шевардинском редуте.
Ученикам 8 класса при изучении данного вопроса предстоит поработать с атласом и контурной картой и выполнить задание:
1. Обозначить на картах-схемах сражения (команды получают карты без каких-либо обозначений) расположение русской армии на Бородинском поле.
2. Выяснить, как была укреплена позиция и пояснить значение терминов «редут», «батарея», «флешь». (Редут — сомкнутое полевое укрепление в виде многоугольника для круговой обороны; батарея — временное сосредоточение орудий на одной позиции для решения конкретной задачи; флешь — укрепление в виде стрелы, фасы которого образуют тупой угол.)
Изучая Бородинское сражение, привлекаем карту «Наступление наполеоновской армии», схему «Бородинское сражение». Подготовленный зрительный ряд включает в себя репродукцию картины В.В.Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах», репродукцию панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва», портреты полководцев — участников сражения.
В ходе работы учащиеся уясняют стратегическую значимость Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. и окончательном разгроме наполеоновской армии.
Бородинское сражение навсегда вошло в историю как пример героизма русских воинов и их любви к своей стране, а Бородинское поле стало полем воинской славы.
План изучения Бородинского сражения
1. Цели сторон. Соотношение сил.
2. Ход сражения.
3. Итоги.
Главная цель Наполеона
Разгромить в генеральном сражении русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир
Главная цель М. И. Кутузова
Остановить наступление неприятеля и защитить Москву
Соотношение сил
Вопрос о численности войск на Бородинском поле является дискуссионным. Ряд историков при подсчёте сил русской армии принимают во внимание только численность регулярных частей. Другие прибавляют численность казаков и ополченцев. В армии Наполеона находилось 15 тыс. нестроевых солдат. Этот факт также влияет на подсчеты историками численности французской армии. Силы были примерно равны: 150–157 тыс. русских воинов и 130–134 тыс. французов.
Ход сражения
Изучение хода сражения (рассказ учителя и работа учащихся с картой, сообщения или самостоятельная работа учащихся с учебником) может сопровождаться привлечением отрывков из документальных источников и литературных произведений. В помощь учителю приводим некоторые материалы.
Офицер Н.И.Андреев нарисовал картину того, что творится на флешах в утренние часы: «В шестом часу утра раздались первые выстрелы. Бородинское сражение началось. Главный удар Наполеон обрушил на левый фланг — Багратионовы флеши. Небо горело. Наша дивизия была уничтожена. Взойдя в лес, мне встретилась картина ужаснейшая. Пехота разных полков, кавалерия, спешившаяся, без лошадей, артиллеристы без орудий. Всякий дрался чем мог: кто тесаком, саблей, дубиной, кто кулаком».
Второй акт великого столкновения разыгрался вокруг Курганной высоты. Вот как описывает его в своих воспоминаниях Л.И.Михайловский-Данилевский, который был адъютантом Кутузова во время Бородинского сражения: «Неприятельская пехота взбиралась на вал со всех строи, и опрокидывали штыками в ров, наполнившийся трупами убитых; новые колонны с новою яростью шли умирать; наши встречали их с равным ожесточением и сами падали вместе с врагами».
Для помощи войскам генерала Н.Н.Раевского М.И.Кутузов приказал казакам М.И.Платова и конному корпусу Ф.П.Уварова совершить рейд в тыл французов.
Однако результатами совершённого рейда главнокомандующий остался недоволен. В рапорте Александру I он сообщал, что войска Уварова не могли «что-либо важное предпринять... потому что казаки, кои и кавалерийским корпусом должны были действовать... так сказать, не действовали».
Из всех генералов, участвовавших в сражении, только Уваров и Платов не были представлены Кутузовым к награждению. Правда, необходимо иметь в виду, что нерешительные действия Платова во время рейда могли быть связаны с численностью корпуса в день сражения — всего 4,5 тыс. сабель.
Вопрос о потерях также является спорным и до сих пор обсуждаемым в исторической науке: от 20 до 40 тыс. убитых у французов, от 30 до 50 тыс. у русских.
В 8 классе при изучении Бородинского сражения можно использовать текст стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Лермонтов, как известно, не был участником войны 1812 года, и само стихотворение было написано им в 1837 г., спустя четверть века. Но в нём удивительно ёмко раскрыта тема народного подвига, народного богатырства, любви к Отечеству. 1812 год для всего XIX в. стал и мерой времени, и мерой человеческого достоинства.
Ученики получают задание рассказать о ходе Бородинского сражения и одновременного привести соответствующие фрагменты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Итог работы может быть следующим: восемь раз атаковали французы Багратионовы флеши. В схватке, по большей части рукопашной, были истощены силы как той, так и другой стороны.
М.Ю.Лермонтов:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Массированную атаку предприняли французы на батарею Раевского. Лишь к четырём часам дня она была захвачена.
М.Ю.Лермонтов:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть, устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Вечером Кутузов отдал приказ контратаковать французскую армию на следующий день. Однако, получив сведения о потерях в своих войсках, изменил решение.
М.Ю.Лермонтов:
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Итоги сражения
«Из 50 данных мною сражений, — говорил Наполеон, — это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов».
Историки спорят: кто победил в этой «битве гигантов»?
Для ответа на этот вопрос учащимся следует вновь обратиться к целям сторон. Очевидно, что главных целей не добились ни те ни другие. Это, однако, ничуть не принижает доблести и мужества, проявленных русскими солдатами. Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских. Кутузов считал, что «сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов...» «Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны».
«Бородинская битва... была самым торжественным, самым трагическим актом великой драмы 1812 г.» (В. Г. Белинский).
После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве.
В 10 классе итоги Бородинского сражения возможно рассмотреть по историческим документам.
Донесения о ходе Бородинского сражения
Документ 3
Из донесения М.И.Кутузова Александру I о сражении при Бородине
Таким образом, войска наши, удержав почти все свои места, остались на оных. По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показанию пленных, неприятель потерял убитыми — и ранеными 42 генерала, множество штаб- и обер-офицеров и за 40 тыс. рядовых; с нашей стороны потеря состоит до 25 тыс. человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.
Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое отечество.
Документ 4
Арман де Коленкур о Бородинском сражении
Коленкур Арман Огюстен Луи (1773–1827) — французский маркиз, ставший приверженцем Наполеона Бонапарта. В 1807–1811 гг. посол в Санкт-Петербурге. В походе 1812 г. неотлучно находился при Наполеоне, апологетическую оценку которому дал в своих мемуарах.
Русские проявили большую отвагу; укрепления и территория, которые они вынуждены были уступить нам эвакуировались в порядке. Их ряды не приходили в расстройство; наша артиллерия громила их, кавалерия рубила, пехота брала в штыки, но неприятельские массы трудно было сдвинуть с места; они храбро встречали смерть и лишь медленно уступали нашим отважным атакам. Ещё не было случая, чтобы неприятельские позиции подвергались таким яростным и таким планомерным атакам и чтобы их отстаивали с таким упорством.
Наши войска вступили в Можайск на следующий день на рассвете. Император прибыл туда к полудню. Он был очень озабочен. В этот момент, когда дела в России, несмотря на выигранное сражение, отнюдь нельзя было назвать удовлетворительными.
Все замечали, что император был очень озабочен.
Вопросы и задания к документам:
1. Что общего в донесении Кутузова и в записках Коленкура? Как они оценивают итоги сражения? Почему?
2. Кто, по вашему мнению, победил в этом сражении? Свой ответ аргументируйте.
3. Согласны ли вы с оценкой значения битвы, данной Кутузовым? Какова ваша оценка?
Совет в Филях и оставление Москвы
После Бородинского сражения, 1 сентября, в деревне Фили в избе крестьянина А. Фролова состоялся военный совет русского командования, на котором решалась судьба Москвы. Сражаться за Москву или оставить город неприятелю?
К теме Военного совета в Филях обращались художники и писатели XIX в.
А.К.Саврасов написал картину «Кутузовская изба», А.Д.Кившенко — «Военный совет в Филях в 1812 г.». Л.Н.Толстой описал военный совет в романе «Война и мир». Именно страницами романа навеяна картина А.Д.Кившенко. Картина ценна как исторический групповой портрет.
Художник придавал большое значение портретному сходству. Одному из художников, просившему позволения копировать его картину, Кившенко писал: «Я просил бы Вас со своей стороны отнестись добросовестно к портретам действующих лиц, т. к. они были писаны много с лучших гравюр и масляных портретов, имеющихся в Петербурге». Первоначальный вариант картины А.Д.Кившенко, созданный в 1880 г., находится в Русском музее в Петербурге. В 1882 г. по просьбе П.М.Третьякова автор сделал повторение для галереи.
Демонстрируем репродукцию картины «Военный совет в Филях в 1812 году». На картине то же расположение действующих лиц за столом, что и у Толстого (исключение — Кайсаров, который у Толстого сидит на лавке рядом с Толем, а у Кившенко — стоит за спиной у Кутузова).
Заранее подготовленный учащийся называет поимённо изображённых на картине членов Военного совета, указывая их военные звания.
Слева направо от печки: полковник Паисий Сергеевич Кайсаров (стоящий с блокнотом у печки); фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (сидящий в кресле).
Далее вокруг стола по часовой стрелке: генерал-лейтенант Пётр Петрович Коновницын (положивший ногу на ногу), генерал-лейтенант Николай Николаевич Раевский (сцепивший руки в замок), генерал-лейтенант Александр Иванович Остерман-Толстой (прислонившийся к стене), генерал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (закутавшийся в плащ), генерал-лейтенант Фёдор Петрович Уваров (держащий в руках карту), генерал Дмитрий Сергеевич Дохтуров (с циркулем в руке), генерал-майор и полковник Главного штаба Алексей Петрович Ермолов (стоящий у торца стола), генерал-квартирмейстер полковник Карл Федорович Толь (сидящий спиной к зрителям, рядом с Ермоловым), генерал Леонтий Леонтьевич Беннигсен (сидящий на плаще).
Игровая ситуация на уроке в 8 классе поспособствует акцентированию внимания учеников на изучаемом вопросе и позволит лучше разобраться в имевших место разногласиях на военном совете по поводу судьбы Москвы (несколько учеников могут быть либо заранее подготовлены, либо на уроке учитель привлекает нескольких учеников и раздаёт им роли). Каждый «член Военного совета» участвует в обсуждении хода сражения, прежде называя свою фамилию и звание.
Сценарий фрагмента игровой ситуации «Военный совет в Филях»
За столом, покрытым тёмной однотонной скатертью, расположились одиннадцать человек.
Еще один участник исторической сценки размещается несколько поодаль. Он исполняет роль очевидца событий, рассказывающего о них.
Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришёл нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем.
На этом совете нам предстоит обсудить и решить лишь один вопрос: ожидать ли неприятеля в позиции или сдать оному столицу без сражения? Прошу членов совета высказать свои мнения».
Генерал Л.Л.Беннигсен: «Хорошо ли сообразили те последствия, которые повлечёт за собой оставление Москвы? Подумали ли, что будут говорить крестьяне, общество и вообще весь народ?» Армия расположилась на позиции, выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии — перед деревней Фили, центр — между сёлами Троицким и Волынским, левый фланг — перед селом Воробьёвом. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение».
(Выступающий показывает расположение войск по развёрнутой перед ним карте. Все присутствующие в классе ученики также работают с картой).
Генерал М.Б.Барклай де Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».
Генерал-лейтенант П.П.Коновницын; «Я также нахожу позицию невыгодной. Но моё убеждение — необходимо остановить неприятеля и отстоять Москву!».
Генерал-лейтенант А.И. Остерман-Толстой: «Я разделяю предложение генерала Коновницына и настаиваю атаковать неприятеля».
Генерал-майор А.П.Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель должен быть нами атакован».
Генерал Д.С.Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем».
Генерал М.Б.Барклай де Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».
Генерал К.Ф.Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русский армии, разобщают войска. Я разделяю мнение генерала Барклая-де-Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».
Генерал М.Б.Барклай де Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».
Генерал К.Ф.Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».
Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Осмотр позиции, произведённый мною, позволяет говорить о её неприемлемости. С потерей Москвы не потеряна ещё Россия. Первой обязанностью считаю сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю. При уничтожении же армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна. Что касается направления, то мы должны помышлять теперь не о краях, продовольствующих Россию, но о тех, которые снабжают армию. Почему намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге».
Генерал Л.Л.Беннигсен: «Итак, участь Москвы решена...»
Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».
Очевидец событий: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И.Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания».
В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала Кутузова в деревне Фили решил пожертвовать Москвою, чтобы спасти армию».
Вопросы для обсуждения
1. Какая из изложенных позиций представляется вам более аргументированной?
2. Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на ваш взгляд, принимал во внимание М.И.Кутузов, считая, что, несмотря на отступление, и Москва, и вся Россия могут быть спасены?
В 10 классе при рассмотрении вопроса о военном совете в Филях можно опираться на полученные в 8 классе знания и использовать фрагмент из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Задание
Прочтите фрагмент из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и ответьте на вопросы. В ответах используйте и информацию из текста, и знания из курса истории.
...Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами... Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли ещё лавку и поставили у стола <...>
...Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова:
— Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он [Кутузов] откачнулся назад на спинку кресла) <...>
Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения <...>
...Кутузов тяжело вздохнул, как бы собираясь говорить. Все оглянулись на него... — Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки, — сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошёл к столу. — Господа, я слышал ваше мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, вручённой мне моим государем и отечеством, я — приказываю отступление.
Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон...
1) Какое событие описано в приведённом фрагменте?
2) Какой вопрос обсуждался присутствующими?
3) Назовите не менее трёх участников события.
4) Какое решение было принято?
Завершая обсуждение поставленных вопросов, следует акцентировать внимание старшеклассников на трудности выбора. Проблема выбора в жизни всегда касается не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому необходимо рассмотреть и осмыслить вопрос со всех сторон, и лишь затем принимать решение. Выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.
Учитель отмечает, что на следующий день русские войска оставили Москву.
«Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причинённую» (М.И.Кутузов).
Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине.
Используя карту, можно проследить путь отступления русской армии.
Французская армия в Москве
Изучение этого аспекта темы призвано ещё острее поставить вопрос о негуманной, разрушительной стороне войны, в ходе которой гибнут люди, разрушаются культурные памятники, и эти материальные и людские потери безвозвратны.
Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе.
Возможно, этот момент изобразил художник В.В.Верещагин на картине «Перед Москвой, в ожидании депутации бояр» (Наполеон на Поклонной горе).
Учитель предлагает классу вспомнить известные строки об этом событии, написанные А.С.Пушкиным:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был пуст. В различных частях Москвы вспыхнули пожары (репродукция картины В.В.Верещагина «Зарево Замоскворечья»). Вопрос о причине пожаров не получил однозначного ответа у современников и историков. Ещё до окончания войны правительство обвинило в сожжении Москвы Наполеона. Наполеон же объявил пожары делом рук столичного губернатора Ф.В.Ростопчина. Распространялась версия о стихийном возникновении пожаров (получила отражение у Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»).
Сам Ф.В.Ростопчин к концу жизни издал в Париже брошюру, в которой отрицал свою причастность к сожжению Москвы.
Историк Е.В.Тарле видел источник пожаров как в действиях московских патриотов, так и в действиях французов.
По мнению Н.А.Троицкого, распоряжение Кутузова и Ростопчина сжечь склады и магазины и вывезти из города «весь окончательный снаряд» уже обрекало Москву с большим количеством деревянных строений на пожар.
А.Г.Тартаковский счёл, что замысел Ростопчина предать пламени Москву противоречил планам Кутузова «выиграть время и усыпить сколько можно долее Наполеона, не тревожа его из Москвы».
Современные историки единодушны в том, что ни одно из существующих мнений с исторической точки зрения не может считаться доказанным.
Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек сгорели. Из 9151 дома огонь уничтожил 6496. Полностью выгорели Китай-город, Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Знаменка, Пречистенка, Тверская. Среди погибших памятников истории и культуры — Гостиный двор, Московский университет, в огне погибла рукопись «Слова о полку Игореве».
Убытки от пожара исчислялись суммой около 250 млн рублей. Тушить огонь было нечем, всё необходимое для тушения пожаров было вывезено московским губернатором графом Ф.В.Ростопчиным.
Когда 5 сентября пожар принял грозные масштабы, император Франции перебрался из Кремля в роскошный Петровский дворец, расположенный в то время в предместье Москвы. Наполеон вместе со своей свитой заблудился в дыму и пламени городских кварталов. Спастись удалось чудом: его случайно обнаружили солдаты, занимавшиеся грабежом в этом месте.
Для восстановления порядка в городе Наполеон предпринял попытку организовать московский муниципалитет. Подобные органы создавались в большинстве занятых французами русских городов. Жители Москвы, отказывавшиеся сотрудничать с неприятелем, принудительно были включены в правление. Но они не приступали к своим обязанностям. Планы Наполеона поправить положение, решить с помощью муниципалитета продовольственную проблему и проблему квартирного обеспечения армии потерпели неудачу.
С каждым днем пребывания в Москве терялась боеспособность наполеоновской армии, падала дисциплина, развивалось мародёрство. Москвичи гибли на улицах от рук захватчиков, в горящих госпиталях умирали русские солдаты.
В Благовещенском соборе была устроена мастерская по переплавке церковной утвари из золота, платины и серебра в слитки, которые переправлялись во Францию. С колокольни Ивана Великого сорвали крест. Архангельский собор превратили в винный склад, а в Успенском соборе устроили конюшню. Желая как-то ободрить своё воинство, Наполеон распорядился составить труппу из французских актёров, оставшихся в городе, во главе с Бюрсе. Помещение театра украсили награбленным серебром, золотом. Всего было дано 11 представлений. Для них использовался нетронутый пожаром дворец генерал-майора П.А.Позднякова, страстного театрала.
Через три недели в городе начался голод. На посланных за продовольствием французских солдат нападали крестьяне окрестных деревень. Армия, которая по существу не вела военных действий, таяла.
Находясь в Москве, Наполеон предпринял три попытки вступить в мирные переговоры с Александром I.
Первый раз ему способствовал генерал-майор И.А.Тутолмин — директор Воспитательного дома. Он, оставшись в Москве вместе со своими воспитанниками, просил французов об охране дома и его питомцев, а также о возможности отправить рапорт в Петербург о состоянии вверенного ему дела. Наполеон позволил, и при этом прибавил: «Я прошу вас при этом написании передать Александру, которого я уважаю по-прежнему, что я хочу мира».
Через три дня, 21 сентября, Наполеон отправил личное письмо Александру I с отставным капитаном гвардии И.А.Яковлевым, который обратился к французскому императору за разрешением выехать в Петербург. Однако Александр I переправил нераспечатанное письмо Наполеона Кутузову, а Яковлева посадил в Петербургскую крепость.
И наконец 4 октября Наполеон направил в лагерь Кутузова в село Тарутино своего генерал-адъютанта Жака Лористона за пропуском для проезда в Петербург, напутствуя его приказом: «Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь». Лористон пропуска не получил, но был принят Кутузовым, который отказался вести с ним какие бы то ни было переговоры о мире или перемирии и только обещал донести предложение Наполеона до сведения Александра I. Царь не отозвался ни на одно из предложений, ибо не забыл оскорбительного ответа Наполеона на своё единственное предложение о мире, переданное через генерала Балашова.
На события 1812 г. живо откликнулся своими баснями современник событий И.А.Крылов. В 8 классе уместно предложить ребятам в качестве дополнительного задания прочитать басни И.А.Крылова «Ворона и курица» и «Волк на псарне» и ответить на вопрос:
Какие исторические сюжеты легли в основу этих басен?
Ворона и Курица
Когда Смоленский князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиной рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу? —
Ей с возу Курица кричит. —
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат». —
«Мне что до этого за дело? —
Вещунья ей в ответ. —
Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры — как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, ещё удастся поживиться
Сырком иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Ворона подлинно осталась;
Но, вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей —
Она сама к ним в суп попалась.
Так часто человек в расчётах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься:
А как на деле с ним сочтёшься —
Попался, как ворона в суп!
Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор, —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ружьём.
«Огня! — кричат, — огня!»
Пришли с огнём.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему рассчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так:
«Друзья! К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам,
совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я...» — «Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
(Ответы: в основе басни — рассказы москвичей, которые смогли выбраться из занятой французами Москвы, о том, что голодные французские солдаты ежедневно стреляли ворон и варили «вороний суп».
В басне «Волк на псарне» Крылов высмеивает попытки Наполеона начать мирные переговоры. Под Волком подразумевается Наполеон, а под Ловчим — Кутузов.)
На рассвете 8 октября 1812 г. наполеоновская армия начинает отступление из Москвы. Исчезла последняя надежда продиктовать свою волю Александру I и добиться мира.
Маршалу Мортье было приказано взорвать Кремль, уцелевшие здания, погреба и склады. Был разрушен Арсенал, часть Кремлевской стены, Водовзводная башня, часть Никольской башни, повреждена Грановитая палата. Специально изготовленные снаряды были заложены под храм Василия Блаженного (Покровский собор), кремлевские соборы, Чудов монастырь. Эти памятники старины удалось спасти казачьим частям Ивана и Василия Дмитриевичей Иловайских. Стараниями и монахинь был спасён от взрывов Новодевичий монастырь.
Приняв рапорт об уходе французов из Москвы, Кутузов произнес: «С сей минуты Россия спасена!».
Оставив Москву, русская армия расположилась у Тарутина и заняла оборону. В то время, когда Москва, как губка (по выражению М.И.Кутузова), всасывала в себя наполеоновские войска, русская армия, прикрывая тульские заводы, использовала время для передышки. В тарутинском лагере армию перестраивали, укомплектовывали людскими резервами, решали вопросы продовольственного снабжения, вооружения.
Гибельной для захватчиков стала «малая война». Обращаем внимание учеников на то, что под «малой войной» Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов.
Инициатива в организации армейских партизанских отрядов принадлежала М.Б.Барклаю де Толли. Он же был автором первой в 1812 г. инструкции о действиях партизан в тылу врага. М.И.Кутузов поддерживал и развивал эту идею.
Первыми партизанами стали Д.В.Давыдов и Ф.Ф.Винценгероде.
Историческая справка
Давыдов Денис Васильевич (1784–1839), герой 1812 г., командир армейского партизанского отряда, во главе гусарской бригады вступил в Париж, впоследствии генерал-лейтенант, военный писатель, поэт.
Д.В.Давыдов был ярким, одарённым человеком. Он — участник антинаполеоновских войн, войны со Швецией и Русско-турецкой войны. Храбрость и отвага, организаторский талант Давыдова особенно полно проявились во время войны 1812 г. Он стал настоящим героем этой войны. Его бесстрашие, дерзские налёты на французов поражали современников. Не случайно многие деревенские избы украшали лубки с изображением Д.Давыдова. О нём слагали в народе песни и поговорки. Девизом Давыдова было: «За тебя на черта рад, наша матушка Россия!»
Слава о нём разошлась и за пределы России. Известный английский писатель В. Скотт, работавший над книгой о Наполеоне, изучая события войны 1812 г., писал, что имя Давыдова нераздельно с освободительной борьбой русского народа и что оно «останется запечатленным в веках на самых доблестных страницах русской истории».
Винценгероде Фердинанд Фёдорович (1770–1818), командир первого крупного партизанского соединения, созданного М.Б.Барклаем-де-Толли в 1812 г. Этот отряд действовал в районе Полоцка и Витебска и затем переместился на Петербургскую дорогу.
Историки отмечают, что неоднозначные суждения вызывают взаимоотношения армейских и крестьянских партизан. Армейские отряды играли не только организующую, но и подавляющую роль, удерживая в повиновении русскому правительству народные низы, находившиеся на занятой неприятелем территории.
Что касается народного ополчения, то его формирование и участие в сражениях — особенное явление. К подобным мерам Россия прибегала в самые тяжёлые периоды, когда сил для сопротивления не хватало. В 1806 г. для восполнения потерь, понесённых русской армией в войнах начала века, было собрано народное ополчение в количестве 200 тыс. человек.
Впервые о создании народного ополчения в 1812 г. заявил сам Александр I. Указ «О создании временного внутреннего ополчения» от 18 июля 1812 г. предписывал создание ополчения в 16 центральных губерниях европейской России. В ратники набирались крестьяне по специальной развёрстке и по согласованию с помещиками. Студенты, мещане, купеческие сыновья вступали в ополчение добровольно. Массовый характер приняли пожертвования деньгами и вещами. Некоторые состоятельные люди помимо оказания финансовой помощи сформировали на свои средства крупные военные соединения. Народное ополчение принимало участие в сражениях, начиная от Смоленска и заканчивая территорией Франции.
Составной частью «малой войны» было действие крестьянских партизанских отрядов.
Крестьянские выступления начались сразу после вступления армии Наполеона на русскую землю и носили активный характер. Говоря о крестьянских выступлениях против завоевателей, представляется интересным обратиться к вопросу о намерениях Наполеона отменить крепостное право в России. Находясь в Москве, Наполеон пытался оказать давление на Александра I и дворянское сословие. В этих целях была напечатана антикрепостническая прокламация. Но когда Наполеон, по его словам, «узнал грубость нравов этого многочисленного класса русского народа», до отмены крепостного права дело не дошло. Некоторые французские историки видят в отказе Наполеона отменить крепостное право в России одну из главных причин его поражения.
Рассмотрение этого вопроса может сопровождаться работой с документами.
Документ
Современник о подвиге русского солдата в 1812 году
Фёдор Потапов, по прозванию Самусь, гусар Елисаветградского полка, получа тяжёлую рану в одном из арьергардных дел на Московской дороге, искал убежища в окрестных селениях. Крестьяне приняли и укрыли его в лесах.
Через несколько времени, чувствуя небольшое облегчение от ран и жалея, как он сам говорил, о ранах своего отечества и бедственной участи поселян, а более всего кипя негодованием на злочестивых врагов за оскорбление святыни, он сообщает чувства и намерения свои усердным крестьянам.
Многие пристают к нему. День ото дня число товарищей умножается, и, наконец, все они вместе, ополчась чем можно было, единодушно общим голосом избирают в начальники над собою храброго Самуся. Сия верная дружина дает присягу биться до смерти... и быть во всем послушною избранному начальнику. Таким образом составился отряд, который несмотря на то, что ходил почти всякий день на сшибки с неприятелем, повседневно увеличивался и, наконец, простирался уже до трёх и более тысяч. Сии храбрые крестьяне более всего дорожили всякого рода оружием, которое старались доставать от убитых ими неприятелей.
В скором времени более 200 человек оделись в латы французских кирасиров. Они достали даже и пушку! По справкам оказалось, что ополчение сие истребило более 3 тысяч французов.
Благоразумный Самусь ввел удивительный во всех подчинённых ему деревнях порядок. У него все исполнялось по знакам, которые подавались посредством колокольного звона и других условных примет. Часто с приближением неприятеля в превосходных силах по первому знаку все деревни становились пусты, другой знак вызывал опять поселян из лесов в дома. Различные маяки и звон в колокола разной величины возвещали, когда и в каком количестве, на лошадях или пешими идти на бой. Сими средствами, причиняя величайший урон неприятелю, всегда неустрашимый и всегда бескорыстный Самусь сохранил почти все имущество храбрых своих крестьян, которые любили его, как отца, и боялись, как самого строгого начальника.
Генералы Милорадович и Ермолов, проходя с авангардом через селения, которых крестьяне подчинили себя храброму Потапову, отдали полную ему справедливость. Тогда же произведён он был в унтер-офицеры, и в то же время о дальнейшем награждении его сделано представление высшему начальству...
Вопросы и задания к документу:
1. О каком явлении в ходе Отечественной войны 1812 г. идёт речь в документе?
2. Как формировался крестьянский партизанский отряд? Чем были вооружены крестьяне?
3. В чём заключалась борьба крестьян с неприятелем?
4. Используя знания по истории, сравните действия крестьянских партизанских отрядов и летучих армейских отрядов.
Завершающий этап войны изучается с использованием карты «Изгнание наполеоновской армии из России». Следует обратить внимание школьников на применение М.И.Кутузовым тактики параллельного преследования, которая, нанося урон противнику, берегла солдат.
Сражение при переправе через реку Березину довершило разгром наполеоновской армии.
Завершение Отечественной войны было ознаменовано Приказом М. И. Кутузова по армии 21 декабря 1812 г. и Манифестом Александра I от 25 декабря 1812 г.
Для определения причин победы россиян в 1812 году учитель может использовать документ.
Документ
Денис Давыдов о причинах гибели французской армии
… Подведя к одному знаменателю все три причины гибели французской армии, мы видим, что гибель произошла, как я выше сказал, из отстранения неприятельских сил Кутузовым от изобильного края, по которому хотели они следовать; от обращения их на путь опустошенный; от успешного действия легкой нашей конницы, отнявшей у ней обозы с пищею и не позволявшей ни одному солдату уклоняться с большой дороги для отыскания пищи и убежища; наконец, от флангового марша нашей армии, который угрожал Наполеону пресечением единственного пути отступления.
Но неужели можно ограничить гибель французской армии этими причинами? Если б было так, то ни одно ружьё, ни одна пушка в русской армии не закоптились бы порохом; ни одна сабля, ни одна пика не облились бы кровью неприятельской, — а мы помним кровопролитные битвы под Тарутиным 6 октября, под Малоярославцем 12 октября и под Красным 5 и 6 ноября; я не говорю уже о каждодневных сшибках неприятеля с отдельными отрядами и даже с корпусами нашими...
Доказано уже, что в течение двадцати шести дней, составляющих первую эпоху, мороз от двенадцати до семнадцати градусов продолжался не более трех или пяти суток, а во второй — мороз достиг от двадцати до двадцати пяти градусов и продолжался двадцать два дня, почти беспрерывно.
Так, в первой эпохе влияние холода было весьма слабо на неприятельскую армию; во второй — истинно для нее губительно.
Но дело в том, что уже в конце первой эпохи, то есть уже у берегов Березины, армии не существовало: я говорю об армии в смысле военном, об армии, вооружённой, устроенной, твёрдой чинопослушанием и, следственно, способной к стройным движениям и битвам. Единая часть её, ещё находившаяся в этом положении, состояла из корпусов Удино и Виктора, пришедших от Полоцка, совершивших свой переход в одно время с главною армиею, которая бежала от Москвы к Березине подобно ей, перенесших трёх- или пятисуточный мороз и нимало не потерявших от этого ни своего устройства, ни числительной силы, потому что причины, разрушившие и устройство, и числительную силу главной армии, не существовали при отступлении корпусов Удино и Виктора. Когда подошла вторая эпоха, то есть когда все эти войска перешли за Березину и настала смертоносная стужа, тогда, как я сказал, армии, в смысле военном, уже не существовало, и ужасное явление природы губило уже не армию, способную маневрировать и сражаться, а одну сволочь, толпы людей, скитавшихся без начальства, без послушания, без устройства, даже без оружия; или губило армию, приведённую в такое положение не стужею и морозами, а причинами, которые здесь представлены...
Вопросы и задания к документу :
1. Определите главную идею фрагмента.
2. Что, на ваш взгляд, заставило автора обратиться к этой теме?
3. Какие причины поражения наполеоновской армии называет Д. Давыдов? Какие из них он считает главными? Дополните этот перечень.
4. В чём значение воспоминаний Д. Давыдова о войне 1812 года?
Предлагаем ребятам на выбор одно из заданий, продолжая обсуждать причины победы россиян.
Задание 1
Известными фактами подтвердите каждую из перечисленных Н.Г. Чернышевским причин победы россиян в Отечественной войне 1812 г.: «Главными причинами нашего торжества в 1812 г. должны быть признаваемы патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев».
Задание 2
Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
— размышляет А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».
Выскажите своё мнение о причинах победы русского народа в 1812 г. Какие из перечисленных вами факторов не раз «выручали» русский народ в борьбе с внешними захватчиками?
Расположите перечисленные вами причины по степени важности и прокомментируйте свой выбор.
В 8 классе, обсуждая вопрос о роли полководцев и их вкладе в победу над врагом, учитель может привести известные слова А.С.Пушкина, что Барклай де Толли был зачинателем, а Кутузов — совершителем, и предложить школьникам пояснить это высказывание.
В 10 классе даём школьникам задание: прочитать фрагменты стихотворений А.С.Пушкина «Полководец» и «Перед гробницею святой...» и определить, кому посвящён каждый из фрагментов и проиллюстрировать известными фактами данные поэтом характеристики.
Учитель подчёркивает, что 1812 г. был отмечен высочайшим подъёмом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 г. во многом определили на целое столетие развитие российской истории.
Следует обратить внимание ребят на то, что участники событий 1812 г. — это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 г. не должна и не может быть предана забвению.
Домашнее задание
Для домашней работы предлагаем вопросы и задания, расширяющие кругозор учащихся.
Особое внимание уделим формированию исторической памяти.
Ученикам 8 классов предлагаем задания на выбор.
Задание 1
Приведите примеры отражения изученных событий в пословицах и поговорках.
(Ответы:
- Шумел, горел пожар московский.
- Приехал Кутузов бить французов.
- За нами Москва!
- Сам себя сжёг француз, сам себя и поморозил: отогрелся в Москве, да замёрз на Березине.
- Француз вступил в Москву в гости, да оставил там свои кости.
- Голодный француз и вороне рад.
- Придётся батюшке-Парижу расплатиться за матушку-Москву.
Задание 2
Прочтите фрагмент стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» и ответьте на вопрос: о какой портретной галерее упоминает Пушкин? Кто её автор? Выясните, сколько портретов включает галерея?
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
(Ответ: это Военная галерея Зимнего дворца в Петербурге, насчитывающая 332 портрета. Их автор — английский художник Джордж Доу.)
Задание 3
Осенью 1941 г., когда немецко-фашистские войска рвались к Москве, у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе герои-панфиловцы сдерживали натиск немецких танков. Бессмертным стал призыв политрука В.Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»
Выясните, какой русский генерал в Бородинском сражении обратился к солдатам с аналогичным призывом?
(Ответ: генерал Д.С.Дохтуров. После ранения Багратиона Кутузов направил Дохтурова на Семёновские редуты с приказом «держаться до последней крайности». Тогда Дохтуров обратился к солдатам со словами: «За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад!»)
Задание 4
Определите, какие памятники, архитектурные сооружения вашего города посвящены событиям 1812 г.? Какие музеи вашего города рассказывают об Отечественной войне?
Задание 5
Выясните, названия каких улиц и переулков вашего города хранят память о войне 1812 г. Составьте электронный каталог этих названий в алфавитном порядке с комментариями.
Для 10 класса задания следующие (также на выбор).
Задание 1
Обратитесь к творчеству художника В.В.Верещагина. Подготовьте в хронологической последовательности рассказ по теме «Отечественная война 1812 года на полотнах художника В.В.Верещагина» и презентацию по заданной теме.
Задание 2
Соберите материал о творчестве художника-баталиста Ф.А.Рубо и созданных им панорамах. Подготовьте презентацию и выступите с нею перед одноклассниками и учениками 7–8 классов.
Задание 3
Выясните, в каких архитектурных сооружениях Петербурга и Москвы отразились события 1812 года?
Подготовьте презентацию собранного вами материала и выступите с ней перед учащимися.
Задание 4
Напишите эссе по теме «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» (А. С. Пушкин).
Задание 5
Разработайте экскурсионный маршрут по местам вашего города, связанным с событиями 1812 г., и подготовьте заочную экскурсию. Выступите с ней перед учащимися 7–8 классов.
Приложение
Дополнительный материал в помощь учителю
Отечественная война 1812 года в памяти поколений
Медали в честь войны 1812 года и Заграничного похода
- Медаль за 1812 год (боевая). Серебряная, на Андреевской ленте. Ею награждались все участники кампании 1812 года на территории России от нижнего чина до фельдмаршала.
- Медаль за взятие Парижа (боевая). Серебряная, на Андреевско-Георгиевской ленте. Медаль выдавалась всем участникам боев за Париж.
- Дворянская медаль за 1812 г. (сословная). Бронзовая, на Владимирской ленте. Выдавалась всем главам дворянских семей, включая женщин, владеющих недвижимостью . В том числе, при живом отце награждались и сыновья, имеющие свои семьи и недвижимость. В 1912-м право ношения этой медали было дано прямым потомкам по мужской линии, являющимся старшими в роде.
- Купеческая медаль за 1812 г. (сословная). Бронзовая, на Анненской ленте. Ею награждались все купцы, пожертвовавшие на военные надобности не менее десятой части своего капитала. В 1912 г. право ношения этой медали получили их потомки, а также дворяне.
- Наперсный крест для духовенства за 1812 г. (сословный). Бронзовый, на Владимирской ленте. Крестом награждалось все духовенство, служившее в 1812 г. Право ношения также предоставлялось их потомкам в 1912 г.
- Юбилейная медаль 1912 г.. Светло-бронзовая, на Владимирской ленте. Вручалась прямым потомкам по мужской линии генералов и офицеров — участников Отечественной войны 1812 г., а также всем — от генерала до рядового, которые служили в тех полках, войсковых соединениях, чья родословная идёт от войны 1812 года.
Память об Отечественной войне 1812 г. оставила заметный след в русской архитектуре. Памятником русской воинской славы стал Казанский собор в Петербурге, построенный архитектором А.Н.Воронихиным. Собор возвели на Невском проспекте вместо обветшавшей деревянной церкви, в которой хранилась чудотворная Казанская икона Богоматери. Незадолго до вторжения наполеоновской армии в Россию работы по строительству храма были завершены. В сентябре 1811 г. Казанский собор был освящён. А летом 1812 г. после торжественного молебна из Петербурга в действующую армию выехал назначенный главнокомандующим М.И.Кутузов. После разгрома неприятеля в собор свозились военные трофеи. Здесь в 1813 г. было погребено тело М.И.Кутузова и серебряный сосуд с забальзамированным сердцем полководца. Перед собором в 1837 г. были установлены памятники полководцам М.Б.Барклаю де Толли и М.И.Кутузову работы скульптора Б.И.Орловского.
В 1842 г., к тридцатилетию Отечественной войны, император Николай I приказал на Дворцовой площади в Петербурге поставить грандиозный памятник. Работа была поручена архитектору Огюсту Монферрану — автору величественного Исаакиевского собора. По замыслу архитектора, памятник представлял собой колонну, установленную на огромном постаменте. В отличие от Вандомской колонны в Париже, сложенной из пустотелых круглых блоков, колонна в Петербурге задумывалась из цельного камня.
На карельских каменоломнях откололи глыбу толщиной семь метров и размерами метров тридцать на тридцать. Каменотёсы работали днем и ночью, одни держали ломы, другие били по ним кувалдами. Тем временем на площади перед Зимним дворцом готовили фундамент. Сначала была вырыта огромная яма, в которую забили 1250 сосновых свай. Глыбу весом 704 тонны на трёх соединенных вместе кораблях доставили в столицу. Вскоре глыба превратилась в отёсанную и отшлифованную колонну.
Тем временем готовились десятки больших лебедок для подъёма колонны. Были сплетены сверхпрочные канаты — каждый состоял из 522 волокон лучшей пеньки. Установка колонны была назначена на 30 августа 1832 г. Колонну устанавливали 400 строителей и 2 тысячи солдат — ветеранов войны с Наполеоном. Руководили установкой О. Монферран и мастер-самоучка Василий Яковлев.
Немногим больше часа ушло на установку, и вот гигантский монолит занял своё место в истории. Венчает колонну скульптура ангела с лицом Александра I работы скульптора Б.И.Орловского.
Высота воспетого А.С.Пушкиным Александрийского столпа — 25,58 м; пьедестал — 17 м. Общая высота памятника, включая пьедестал и бронзовую статую ангела — 47,5 м. Это самая высокая в мире Триумфальная колонна.
Гранитная колонна держится вертикально только своей тяжестью — она не вкопана и ни к чему не прикреплена.
В декабре 1812 г. в сохранение вечной памяти подвигов россиян во имя Отечества и в благодарность Господу Богу император Александр I дал обет воздвигнуть в Москве Храм Христа Спасителя. Спустя пять лет после оставления французами Москвы, в октябре 1817 г., на Воробьевых горах состоялась закладка Храма по проекту архитектора К.Витберга.
Однако из-за непрочности почвы и невозможности закрепить фундамент работы пришлось прекратить. В 1832 г. император Николай I выбрал новое место для Храма — в центре Москвы, недалеко от Кремля. Был утверждён и новый проект здания, разработанный архитектором К.А.Тоном. 10 сентября 1839 г. состоялась торжественная закладка Храма. Строился он почти 40 лет. Росписи его стен и иконы были выполнены известными художниками: Брюлловым, Суриковым, Маковским, Верещагиным и др. Храм включал летопись Отечественной войны 1812 г.: имена героев были выбиты золотом на огромных беломраморных досках.
Внешне Храм производил впечатление огромного архитектурного чуда: его высота от основания до высшей точки креста на главном куполе составляла более 100 м.
Внутри в нём могло одновременно находиться до 10 тысяч верующих. Откуда бы ни подходили люди к Храму, уже издали видны были его золотые главы. Храм стал своего рода мерилом нравственности нескольких поколений. В 1883 г., в год коронации Александра III , Храм Христа Спасителя был освящён. На этом торжестве присутствовали те, кто отстоял в 1812 г. независимость России — ветераны Отечественной войны. Их оставалось совсем немного. Каждый из рук монарха получил Георгиевский крест.
Спустя полвека в декабрьский день 1931 г. главный храм России был взорван. Великолепное творение превратилось в руины, а вместе с этим разлетелась осколками попранная историческая память.
В начале XXI в. Храм Христа Спасителя был восстановлен в точном соответствии с первоначальным замыслом и в том же самом месте, как бы символизируя своим возрождением надежду на возрождение России и ее духовности и нравственности.
18 октября 1962 г. в Москве на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама «Бородинская битва». Открытие было приурочено к 150-летию Отечественной войны 1812 г. Прежде на этом месте располагалась деревня Фили, где состоялся военный совет, решивший судьбу Москвы. Изба крепостного крестьянина Андрея Фролова не сохранилась. В построенной новой избе была воссоздана историческая обстановка, и в настоящее время здесь располагается музей «Кутузовская изба».
Музей-панорама «Бородинская битва» посвящена самому значительному сражению 1812 г. Автор панорамы — художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856–1928). В историю русского искусства он вошёл как создатель первых отечественных панорам «Штурм аула Ахульго» (1896 г.), «Оборона Севастополя» (1904 г.). Панорама «Бородинская битва» стала вершиной творчества Рубо. Художник трудился над ней с 1910 по 1912 г. и завершил её к 100-летию великого сражения. Полотно панорамы «Бородинская битва» имеет в длину по окружности 115 м, в высоту 15 м. В полном соответствии со спецификой этого вида изобразительного искусства, живописное полотно в панораме сочетается с предметным планом — макетом местности и реальными предметами.
На полотне воспроизведен один из кульминационных моментов сражения, связанный со второй попыткой Наполеона разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. С 1910 по 1918 г. панорама демонстрировалась в деревянном павильоне на Чистых прудах, специально отстроенном. Затем была демонтирована и до 1962 г. не экспонировалась.
Литература
Вартаньян Э.А. Словарь крылатых слов и выражений. М.: Русское слово, 2001.
Васильева Е.К., Пернатьев Ю.С. 100 знаменитых памятников архитектуры. Харьков: ФОЛИО, 2005.
Кириллов В.В, Чернова М.Н. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX–XX веков (10–11 классы): пособие для учителей. М.: ЦГО, 2000.
Крылов И.А. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. М.: Правда, 1969.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х т. Т. 1. М.: Правда, 1969.
Муравьев В.Б. Московские слова и словечки. Происхождение московских пословиц, поговорок, речений; топонимика московских улиц, площадей и переулков. М.: Изограф, 2005.
Недаром помнит вся Россия. Отечественная война 1812 года. М.: Советская Россия, 1986.
Отечественная война 1812 года. Демонстрационный материал для средней школы. Автор-составитель Чернова М.Н. М., Айрис-пресс, 2012
Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М.: Правда, 1968.
Румянцев В.Я., Чернова М.Н. Работа с документом на уроках истории. 10 класс. М.: Айрис-пресс, 2008.
Русский фольклор. М.: Московский рабочий, 1986.
Чернова М.Н. История. Внеклассные мероприятия (5–11 классы). М.: Айрис-пресс, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на повесть Е.Носова "Яблочный Спас"
Материал содержит примерную рейензию на повесть Е.Носова "Яблочный Спас"...
Минута СЛАВЫ на уроке химии.
Данная презентация - игра предназначена для повторения учебного материала по предмету.При необходимости можно заменить данные задания на свои, которые считаете нужными....
45 минут с синтаксисом и пунктуацией
Модульный урок в 5 классе...
внеклассное мероприятие "Спаси компьютер от вируса"
Внеклассное мероприятие проводилось в 9 классе, как закрепление текстового и графического редактора Paint, Word. Предоставлена презентация и бланки для обучающихся. Расчитано на 40-45 минут....
Турнир, посвященный победе России в Отечественной войне 1812 года «Бессмертен тот, Отечество кто спас»
Данная работа предполагает проведение тематического мероприятия (турнира), состоящего из ряда этапов:тестирование и блицтурнир;изготовление мини-репортажей с мест Санкт-Петербурга, связанных с Отечест...
Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со
Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...
Сценарий постановки «Спасена Россия!»
Данный материал используется для подготовки к спектаклю (постановке) к Дню народного единства...