Искусство Древнего Египта
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме
Урок по истории древнего мира для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Искусство Древнего Египта
Цели урока:
- продолжить знакомство с религией древних египтян, расширить рамки учебника, познакомив учащихся с выдающимися образцами египетского искусства; охарактеризовать некоторые памятники древнеегипетского искусства с исторической и культурологической точки зрения, подвести учащихся к выводу о высоком уровне развития древнеегипетской культуры;
- развитие внимания, умения выделять главное, формулировать вопросы, составлять монологический рассказ, ориентироваться во времени, работать с новыми понятиями; закрепление данных умений;
- воспитание культурослушания, повысить уровень культуры учащихся, привить интерес к предмету.
Форма урока: комбинированный
Оборудование: учебник, презентация, нетбук, проектор
Основные понятия: пирамиды, архитектура, скульптура, живопись, Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса, обелиск, колонны.
Ход урока
Проверка Д/З:
Разминка | РДП |
Предложения по п.10: «Я знаю, что…» | 3000 г.до н.э. 1500 г.до н.э. Фараон Налоги Вельможа Религия |
Изучение нового материала.
План:
- Литература.
- Архитектура.
- Скульптура.
- Живопись.
- Литература.
- Египтяне были знамениты не только своими мифами, они сочиняли и записывали другие литературные произведения. С некоторыми жанрами учащиеся познакомились.
??А с какими именно?
- мифы;
- гимны;
- песни;
- повести.
- Были еще и сказки
Задание: прослушать сказку о «Красноречивом поселянине» и объснить, что в этой сказке вымысел, а что исторически достоверно?.
«Сказка о красноречивом поселянине»
Главные герои: автор, Хевинануп, Тхутинахт, Ренси, фараон, воины.
Автор: Был человек по имени Хевинануп. И была у него жена по имени Мерет. И вот сказал он своей жене:
Хевинануп: Пойду-ка я в город, чтобы принести оттуда еды моим детям. Приготовь мне хлеба, да буду я жив этим в дороге.
Автор: Нагрузил Хевинануп осла солью, добытой со дна Соленого озера, битой птицей и шкурами пойманных в капкан пантер. С этими товарами тронулся в путь. Узкая дорога шла вдоль Нила: с одной стороны была вода, с другой ячменное поле. Вот показалась усадьба богатого вельможи. Правитель усадьбы по имени Тхутинахт увидел осла с поклажей и подумал:
Вельможа Тхутинахт: "Ах, какому бы богу помолиться, чтобы он помог мне завладеть этим имуществом."
Тхутинахт: Эй, слуги, принеси-ка ткань, да поживее.
Автор: Ткань расстелили поперек дороги. Тот конец, что был украшен бахромой, лег на ячмень, а другой упал в воду.
Тхутинахт: « Остановись, поселянин! Разве ты наступишь на мою ткань?»
Автор: Хэвинануп замедлил шаг.
Хевинануп: «Я сделаю то, что ты пожелаешь: не наступлю!»
Автор: И он пошел выше.
Тхутинахт: Разве мой ячмень для тебя дорога?
Хевинануп: Так где же мне пройти? Ведь ты загородил дорогу тканью?
Автор: Тут осел Хевинанупа схватил пучок ячменя. Именно этого и ждал Тхутинахт.
Тхутинахт: Вот я заберу твоего осла, поселянин, потому что он ест мой ячмень. Осел пригодится мне: он будет топтать колосья при молотьбе.
Автор: Так и поступил Тхутинахт: забрал осла, да еще избил ограбленного бедняка веткой гибкого тамариска.
Тхутинахт: Не вопи, поселянин, я не люблю шума.
Автор: Горько заплакал Хевинануп и решил бороться за помощью к господину этого округа - богатому вельможе Ренси. Он заседает в судебной палате и творит правосудие.
Автор: Вот наступил час, когда Ренси вышел из дома, чтобы сесть в ладью и плыть к самому фараону. Бросился поселянин к вельможе.
Хевинануп: Начальник дома, господин мой, руководитель всего того, что есть, и чего нет! Ты - отец бедняка! Ты - защита того, у кого нет матери! Сделай так, чтобы я славил тебя! Вот я отягощен печалью, защити меня, вот я в беде.
Ренси: Воистину, поселянин, ты говоришь цветистым слогом! Но стоит ли наказывать Тху. за ничтожную горсть соли и за твоего осла.
Автор: И вот Ренси прибыл во дворец фараона.
Ренси: Мой господин, ты любишь красноречие больше всех сокровищ мира, а я знаю человека, который прекрасно говорит.
Фараон: Если ты хочешь видеть меня здоровым, доставь его сюда.
Автор: И поселянина притащили во дворец.
Воины: Сам владыка Египта желает слушать твои жалобы! Говори, не бойся - изысканная речь приятна сердцу его величества.
Хевинануп: О, великий из великих, ты уничтожаешь ложь и творишь истину! Не будь глух к тому, что ты слышишь, не будь слеп к тому, что ты видишь, накажи грабителя, защити пострадавшего!
Автор: Царь молча наслаждался красивой речью. Час за часом говорил Хевинануп.
Хевинануп: Ты - руль неба и управляется земля по приказу твоему! Ты подобен волне, ты - Нил, озеленяющий поля! Взываю к тебе по своему правому делу!
Автор: Наконец, его величество смилостивился и повелел отдать ограбленному бедняку осла с поклажей, а в придачу - все имущество Тхутинахта.
Фараон: Да свершится правосудие!
- Архитектура.
- Фараоны желали прославить свое имя на века. Они совершали военные походы, а их писцы фиксировали победы на папирусе. Фараоны также призывали строить для себя огромные сооружения.
- Строительное искусство – архитектура. Строили для фараонов усыпальницы - гробницы – пирамиды
Задание: рассмотреть иллюстрации в учебнике (с.53, 54), прочитать п.1. ?? Почему пирамиды называют «чудом света»?
?? Сколько лет прошло с момента строительства пирамиды Хеопса до наших дней? (4612)
- Саркофаг – гроб фараона (с.58, 56)
- Сохранились не только пирамиды, но и храмы (только лишь развалины) – жилище бога, где жрец поддерживает с последним связь. (описание храма по уч-ку, ил-ция, с.56)
- Скульптура.
- А с архитектурой связаны скульптура и живопись. Внутри храмов и гробниц древние египтяне размещали скульптуры, изображавшие богов и самих себя..
?? Подумайте для чего египтяне размещали скульптуры изображавшие самих себя, причем очень достоверно? (Египтяне верили, что у человека несколько душ. Одна из них, Ка, переселяется в статую. Чтобы она не ошиблась, лицо изображали максимально похожим на человека=портретное сходство)
- Каноны в скульптуре и живописи:
Задание: прочитать п.4. I вариант выделяет каноны в скульптуре, II вариант – каноны в живописи.
Задание: рассмотреть иллюстрации на с.44-45 и выделить еще одно правило древнеегипетской живописи.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Составить кластер «Древнеегипетское искусство»
- Профессионализм, мастерство, красота, уникальное своеобразие искусства Древнего Египта.
Домашнее задание:
«Сказка о красноречивом поселянине».
Автор: Был человек по имени Хевинануп. И была у него жена по имени Мерит. И вот сказал он своей жене:
Хевинануп: Пойду-ка я в город, чтобы принести оттуда еды моим детям. Приготовь мне хлеба, да буду я жив этим в дороге.
Автор: Нагрузил Хевинануп осла солью, добытой со дна Соленого озера, битой птицей и шкурами пойманных в капкан пантер. С этими товарами тронулся в путь. Узкая дорога шла вдоль Нила: с одной стороны была вода, с другой ячменное поле. Вот показалась усадьба богатого вельможи. Правитель усадьбы по имени Тхутинахт увидел осла с поклажей и подумал:
Вельможа Тхутинахт: "Ах, какому бы богу помолиться, чтобы он помог мне завладеть этим имуществом."
Тхутинахт: Эй, слуги, принеси-ка ткань, да поживее.
Автор: Ткань расстелили поперек дороги. Тот конец, что был украшен бахромой, лег на ячмень, а другой упал в воду.
Тхутинахт: « Остановись, поселянин! Разве ты наступишь на мою ткань?»
Автор: Хэвинануп замедлил шаг.
Хевинануп: «Я сделаю то, что ты пожелаешь: не наступлю!»
Автор: И он пошел выше.
Тхутинахт: Разве мой ячмень для тебя дорога?
Хевинануп: Так где же мне пройти? Ведь ты загородил дорогу тканью?
Автор: Тут осел Хевинанупа схватил пучок ячменя. Именно этого и ждал Тхутинахт.
Тхутинахт: Вот я заберу твоего осла, поселянин, потому что он ест мой ячмень. Осел пригодится мне: он будет топтать колосья при молотьбе.
Автор: Так и поступил Тхутинахт: забрал осла, да еще избил ограбленного бедняка веткой гибкого тамариска.
Тхутинахт: Не вопи, поселянин, я не люблю шума.
Автор: Горько заплакал Хевинануп и решил бороться за помощью к господину этого округа - богатому вельможе Ренси. Он заседает в судебной палате и творит правосудие.
Автор: Вот наступил час, когда Ренси вышел из дома, чтобы сесть в ладью и плыть к самому фараону. Бросился поселянин к вельможе.
Хевинануп: Начальник дома, господин мой, руководитель всего того, что есть, и чего нет! Ты - отец бедняка! Ты - защита того, у кого нет матери! Сделай так, чтобы я славил тебя! Вот я отягощен печалью, защити меня, вот я в беде.
Ренси: Воистину, поселянин, ты говоришь цветистым слогом! Но стоит ли наказывать Тху. за ничтожную горсть соли и за твоего осла.
Автор: И вот Ренси прибыл во дворец фараона.
Ренси: Мой господин, ты любишь красноречие больше всех сокровищ мира, а я знаю человека, который прекрасно говорит.
Фараон: Если ты хочешь видеть меня здоровым, доставь его сюда.
Автор: И поселянина притащили во дворец.
Воины: Сам владыка Египта желает слушать твои жалобы! Говори, не бойся - изысканная речь приятна сердцу его величества.
Хевинануп: О, великий из великих, ты уничтожаешь ложь и творишь истину! Не будь глух к тому, что ты слышишь, не будь слеп к тому, что ты видишь, накажи грабителя, защити пострадавшего!
Автор: Царь молча наслаждался красивой речью. Час за часом говорил Хевинануп.
Хевинануп: Ты - руль неба и управляется земля по приказу твоему! Ты подобен волне, ты - Нил, озеленяющий поля! Взываю к тебе по своему правому делу!
Автор: Наконец, его величество смилостивился и повелел отдать ограбленному бедняку осла с поклажей, а в придачу - все имущество Тхутинахта.
Фараон: Да свершится правосудие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.
Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"
Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс
Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК Вигасина А.А., Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Рабочий лист "История Древнего мира" Искусство Древнего Египта
Рабочий лист "Искусство Древнего Египта" представляет собой исследование и анализ художественных произведений, характерных для древнеегипетской культуры. В ходе работы будут рассмотрены осно...