военно- патриотическая игра "Патриот"
олимпиадные задания по истории по теме

Шараева Ольга Викторовна

Игра- эстафета, посвященная Дню Победы в ВОв и 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_patriot_na_konkurs.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

Военно- историческая игра «Патриот»

Логачёва Дина Анатольевна,

Шараева Ольга Викторовна,

    учителя истории

МБОУ «Средняя

общеобразовательная

школа №50»

 г.Новокузнецк

Кемеровской области

        В нашей школе  традиционно по инициативе учителей истории в канун празднования знаменательных дат из истории нашей Родины проходит военно – историческая игра «Патриот».

        Условия игры: классы за 20 дней до назначенного дня начала игры получают секретные пакеты с заданиями; перед началом игры проходит построение, вручение маршрутных листов, затем ребята отправляются по заданному маршруту, выполняя по пути следования задания; после прохождения маршрута всеми участниками игры- общее построение, на котором подводятся итоги, награждаются победители и участники. Обязательной частью игры является проведение акции «Георгиевская ленточка».

        Для проведения игры сотрудничаем с районным советом ветеранов Великой Отечественно войны и педагогического труда, а также отрядом милиции особого назначения г. Новокузнецка.

        Участники игры: учащиеся 5-8 классов.

        Организаторы: школьное методическое объединение учителей истории и обществознания, Совет старшеклассников школы и члены совета музея «История школы» и «История ОМОН».

        Предлагаем вашему вниманию разработки игр, посвящённых 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 200- летию Отечественной войне 1812 года.

Сценарий №1.

65-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается…

        Цели и задачи.

  1. Сохранение преемственности поколений.
  2. Пропаганда базовых ценностей: уважение к памяти павших, знание событий Великой Отечественной войны и др.
  3. Воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у детей, гордости за нашу историю

Ход игры.

-Построение классов- команд в актовом зале.

-Приветственное слово начальника штаба.

- Гимн РФ.

- Напутственное слово ветерана Вов.

- Акция «Георгиевская ленточка».

-Прохождение маршрута.

Название станции

Краткое содержание заданий

Защита информационного листа

Кратко рассказать о содержании боевого листка о городе-герое (пионерах-героях)

«Это нашей истории строки…»

Ответить на вопросы «История Великой Отечественной войны»

(по билетам)

«Загляните в семейный альбом…»

Приготовить рассказ об участнике войны из семьи одноклассников (форма подачи материала свободная)

«С песней по жизни…»

Восстановить текст предложенной песни (за дополнительные баллы – спеть песню)

Военно-полевой госпиталь

Выполнить задания по оказанию первой медицинской помощи

Оформительская

За 10 минут оформить поздравительную открытку на формате А3 «С праздником Великой Победы!» (материал для оформления команда приносит с собой)

«Сильные и ловкие»

Спортивные испытания в большом спортивном зале

        Приложение 1.

Перечень песен к станции

 «С песней по жизни…»

Вставай, страна огромная,

Эх, дороги, пыль да туман…

Весна сорок пятого года…

"Смуглянка"

Бери шинель, пошли домой

На безымянной высоте

Мы, друзья, перелетные птицы

День Победы

Москвичи

Нам нужна одна победа

Приложение 2.

Вопросы к станции «История Великой Отечественной войны»

1. Когда и как началась Великая Отечественная война, каковы были планы ведения войны у немецкого командования, расскажите о первых сражениях Красной армии, подвигах советских пограничников

2. Расскажите об обороне Москвы, почему фашистским войскам не удалось взять Москву? Какой подвиг совершили при обороне Москвы В.Талалихин, политрук Клочков и 28 солдат из дивизии Панфилова, В.Полосухин.

3. Расскажите о блокаде Ленинграда и жизни ленинградцев в условиях блокады. Что такое «дорога жизни», какую роль она сыграла в судьбе Ленинграда и ленинградцев?

4. Расскажите о битве за Сталинград. Какое значение она имеет в истории Великой Отечественной войны, какие армии защищали город, кто ими командовал. О каких героях этой битвы вам известно? В чём состоит их подвиг?

5. Расскажите о сражении на Курской дуге,  какое значение имеет это сражение в истории Великой Отечественной войны, назовите решающий эпизод битвы, расскажите о её героях.

6. Кто такие партизаны? Назовите крупнейшие партизанские операции во время войны. Расскажите о подвиге героев – партизан (один)

7. Какая военная операция стала завершающей в ходе Великой Отечественной войны, расскажите о том, как она происходила, кто стал её героями?

8. Каких знаменитых полководцев Великой Отечественной войны вы знаете, расскажите об одном из них: какими военными операциями командовал, какие воинские награды имеет?

9. Расскажите о том, какой вклад внесли жители нашего города в достижение Победы

-Общее построение в актовом зале.

-Подведение итогов игры.

-Награждение участников и победителей.

Сценарий №2.

200-летию  Отечественной войны 1812 года посвящается…

        Цели и задачи.

  1. Воспитание патриотизма, уважения к ратному подвигу наших предков.
  2. Расширение и углубление знаний по военной истории России.
  3. Выявление значения Отечественной войны 1812 года для современной истории России.
  4. Формирование исследовательской компетентности у обучающихся.

1. Ведущий:     9 января 2012 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе подписал Указ "О проведении в Российской Федерации Года российской истории".

2. Ведущий:         2012 год богат на юбилейные события в российской истории. 5 апреля исполнилось 770 лет победы русского оружия в битве с немецкими рыцарями  на льду Чудского озера. В сентябре Россия и российские соотечественники за рубежом отметят такие даты: -200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года,

1 Ведущий: -в ноябре - 400-летие со дня восстания под предводительством Минина и Пожарского,

2 ведущий: -помимо 1150-летия зарождения российской государственности свои 1150-летние юбилеи отметят российские города - Ростов Великий, Белозерск, Изборск, Муром; Москва отметит свое 865-летие, 675 лет исполнится монастырю Троице-Сергиева Лавра.

Исполняется гимн РФ

1. Ведущий:     Нашей стране не раз приходилось отстаивать свою честь и свободу  на полях сражений, где звучали выстрелы, лилась кровь и клубился чёрный пороховой дым.

2. Ведущий:     Сражение на льду Чудского озера, Куликовская битва, Полтавский бой, сражение у Бородино и битва на Курской дуге.

1. Ведущий:     Заманчива наша страна для неприятеля. Много плодородных земель и могучих рек на ней, немало богатств хранятся в её каменных недрах. Поэтому, сколько веков существует Русь, столько ей и приходиться сражаться за свою свободу и независимость. Сегодня мы вспомним лишь одну из героических страниц нашей истории – 200 – летие Отечественной войны 1812 г.

2. Ведущий:   Наш противник, Наполеон Бонапарт так оценил русских солдат:  «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
1. Ведущий:  Сегодня у нас ещё есть возможность услышать живое слово  ветерана  ВОВ, которые и в 20 веке как и всегда отстояли свободу нашей Родины.

2. Ведущий:  слово предоставляется ….

__________________________________________________________

Представитель штаба игры  поздравляет участников с началом традиционной военно- исторической игры «Патриот», представляет жюри, и вручает маршрутные листы

Звучит музыка и классы отправляются на маршруты.

Приложение 1.

Перечень станций и требования.

  1. Домашнее задание: до 20 апреля каждый класс сдаёт бюллетень на заданную тему, формат А3 (вертикально) или А1, шрифт Times New Roman, использовать в оформлении три цвета: синий (заголовки), красный (выделения), черный (основной для текста), размер шрифта- читаемый минимум 14.
  2. Станция «Защита плаката». Время выступления 5-7 минут, защищается электронный вариант плаката или его частей, форма представления любая, количество участников выступления определяет каждый самостоятельно.
  3. Станция «Юбилейная открытка». За 7 минут команда должна создать  открытку, посвящённую 200- летию Отечественной войны 1812 года, техника исполнения любая, необходимый материал приносят свой, возможны домашние заготовки в виде аппликаций.
  4. Станция «Отечества достойные сыны». По описанию необходимо узнать историческую личность, участника либо Отечественной войны 1812 года, либо Ледового побоища на Чудском озере и назвать какие исторические события с участием этого героя вы знаете.
  5. Станция «Историческая». Ответить на вопросы викторины  (см. Приложение №1)
  6. Станция «Сибиряки – участники Отечественной войны 1812 года». Уметь рассказать материал и ответить на вопросы по теме станции.
  7. Станция «Спортивная». Класс принимает участие в русских народных забавах.

Приложение 2.

Темы бюллетеней.

5 А

Почему войну 1812 года современники стали называть Отечественной?

А3, вертикально

5 Б

Роль М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года

А3, вертикально

5 В

Народная война против наполеоновской армии.

А3, вертикально

Памяти Отечественной войны 1812 года посвящается….

А1, горизонтально

Награды Отечественной войны 1812 года.

А1, горизонтально

7 А

Московский пожар.

А3, вертикально

Роль М.Б. Барклая де Толли в Отечественной войне 1812 года

А3, вертикально

8 А

Герои Бородина

А3, вертикально

8 Б

Бородинское сражение

А3, вертикально

Сражение у Березины

А3, вертикально

Приложение 3.

Задания к станции «Отечества достойные сыны»

Задание: Внимательно  прочитайте текст задачи, подумайте и определите о каком историческом деятеле, участнике событий Отечественной войны 1812 г. идёт речь?

  1. После беседы А.В.Суворова с 9-летним … полководец сказал: «Этот по всем статьям будет военным. Я ещё не умру, а он выиграет три сражения». Начинал юнкером. В 1804 г. за свои политические басни переведён из столицы в Киевскую губернию, изгнан из гвардии.

Был адъютантом П.И.Багратиона. Воевал против Наполеона, персов на Кавказе, участвовал в Польской кампании 1831 г.

Эпиграмма … на Наполеона:

Сей корсиканец целый век

Гремит кровавыми делами:

Ест по сту тысяч человек

И … королями.

Резолюция Наполеона на листе с описанием примет … «При задержании – расстрелять на месте»

В.А. Жуковский о генерале и поэте:

«… пламенный боец,

Он вихрем в бой кровавый

Он в мире счастливый певец

Вина, любви и славы»


Задание: Внимательно  прочитайте текст задачи, подумайте и определите о каком историческом деятеле, участнике событий Отечественной войны 1812 г. идёт речь?

  1. Служил в полках. За отличие в Бородинском сражении (1812 г.) произведён в генерал-лейтенанты.  Во время заграничного похода русской армии был начальником артиллерии действующих армий, затем командовал корпусом.

Строил крепость Грозная (г.Грозный). Участник боевых походов в Польшу, Персию, на Кавказ.

Отбывал заключение в Петропавловской крепости, увольнялся со службы, ссылался в Кострому за резкую критику своих начальников (в письме к брату).

Чрезвычайный и полномочный посол в Персии. Член Государственного совета.

Имел 11 русских орденов, а также австрийские, прусские, баденские и персидские награды.

Накануне оставления Москвы (1812 г.) писал царю: «Государь!.. С падением столицы не разрушается всё государство. Не все Москва в себя включает».

Умер в год отмены крепостного права

Оценки:  

Константин Павлович, великий князь: «… в битве дерётся как лев, а чуть сабля в ножны, никто от него не узнает, что он участвовал в бою».

А.С.Пушкин, поэт:

«Смирись, Кавказ! Едет …!

И смолкнул ярый крик войны»

В.В.Домонтович, поэт:

«И ты, … незабвенный,

России слава, горцам страх,

Чьё имя, как завет священный,

Штыками врезано в горах»


Задание: Внимательно  прочитайте текст задачи, подумайте и определите о каком историческом деятеле, участнике событий Отечественной войны 1812 г. идёт речь?

  1. Военную службу начал 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды, казалось смертельно, ранен. После второго исцеления его врач писал: «Проведение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна».

Имел почти все русские награды.

Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине, неоднократно сопровождал короля Швеции в поездках по России.

В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) в его честь был учреждён орден трёх степеней.

Оценки:

А.В.Суворов, полководец: «Генерал … шёл у меня на левом фланге,  но был правой моей рукою».

Александр I, император: «Благодарное Отечество не забудет никогда заслуг его. Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут имя его число знаменитейших полководцев»


Задание: Внимательно  прочитайте текст задачи, подумайте и определите о каком историческом деятеле, участнике событий Отечественной войны 1812 г. идёт речь?

  1. А.С. Пушкин: «Полководец»:

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принёс земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчании  шёл один ты с мыслию великой,

И в имени твоём звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою…


Задание: Внимательно  прочитайте текст задачи, подумайте и определите о каком историческом деятеле, участнике событий Отечественной войны 1812 г. идёт речь?

  1. Определите, о чьих действиях идёт речь:

« Сбросив с себя армяки, ратники выбегали из цепи, устремлялись в рукопашный бой, дрались прикладами и топорами, бесстрашно бросаясь под град пуль и картечи, сражаясь как разъярённые львы, а при сильном натиске неприятеля стояли как неподвижные скалы. Случалось им целыми колоннами, крикнув «ура», встречать конницу прикладами и мгновенно её опрокидывать»

из донесения генерала П.Х.Витгенштейна М.И.Кутузову

Назовите наиболее видных участников этих действий.


  1. Пословицы и поговорки о войне 1812 г.

Расставьте пословицы и поговорки в последовательности событий войны 1812 г.:

  1. Был не опален, а из Москвы вышел опалён.
  2. Голодный француз и вороне рад.
  3. На француза и вилы ружьё.
  4. От Бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
  5. Отогрелся в Москве, а замёрз на Березине.
  6. Приехал Кутузов бить французов
  7. Француз боек, да русский стоек.


Задание: Внимательно  прочитайте текст задачи, подумайте и определите о каком историческом деятеле, участнике событий Отечественной войны 1812 г. идёт речь?

7.  Партизанка времен войны 1812 г., крестьянка. … была старостой хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии. В ходе войны 1812 г. после захвата французскими войсками Смоленской губернии … организовала из подростков и женщин отряд партизан, вооруженных косами, вилами, топорами.

Отряд … уничтожал и брал в плен солдат наполеоновской армии во время ее отступления из России. За заслуги перед отечеством …была награждена медалью и денежной премией.


Задание: Внимательно  прочитайте текст задачи, подумайте и определите о каком историческом деятеле, участнике событий Отечественной войны 1812 г. идёт речь?

  1. Войсковой атаман Войска Донского, генерал от инфантерии (с 1809 г.), граф (с 1812 г.). Участник походов А. В. Суворова. В Отечественную войну 1812 г. командовал казачьим корпусом.

Задание: Внимательно  прочитайте текст задачи, подумайте и определите о каком историческом деятеле, участнике событий Отечественной войны 1812 г. идёт речь?

9.  Военный деятель, герой Отечественной войны 1812 г. Принадлежал к древнему дворянскому роду, внучатый племянник князя Г.А.  Потемкина. Службу начал в 1786 г. прапорщиком в армии Потемкина. Отличился в русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. при взятии Аккермана и Бендер. По окончании войны в 19 лет получил звание подполковника. В дальнейшем участвовал практически во всех войнах, которые вела Россия (за исключением 1797 – 1807 гг., когда он был «исключен со службы»). К началу Отечественной войны … командовал 7 пехотным корпусом во 2 армии П.И.  Багратиона.

Возглавляемые им войска от западной границы до Смоленска вели тяжелые арьергардные бои с французами и, тем самым, позволили отступить главным силам. В Бородинском сражении 7 пехотный корпус … оборонял одну из ключевых высот – Курганную батарею и отразил все атаки превосходящих сил французов.

После сражения был участников военного совета в Филях. Принимал участие в изгнании Наполеона из России (в том числе сыграл важную роль в сражениях при Малоярославце и под Красным) и в Заграничных походах, став в 1813 г. генералом от кавалерии. По окончании войны – в отставке. С 1826 г. – член Государственного совета. Был знаком с А.С. Пушкиным и многими декабристами, надеявшимися, что после их победы он станет членом Временного верховного правительства.

Задание: Внимательно  прочитайте текст задачи, подумайте и определите о каком историческом деятеле, участнике событий Отечественной войны 1812 г. идёт речь?

  1. Военачальник, князь, генерал от инфантерии (1809 г.). Из рода грузинских царей … Участник Русско-турецкой войны 1787–1791 гг., польской кампании 1793–1794 гг., Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова. В войнах с Францией в 1805 г. и 1806–1807 гг. командовал арьергардом русской армии, особенно отличился в сражениях при Шенграбене и Аустерлице (1805), Прейсиш-Эйлау и Фридланде (1807). Командовал дивизией в Русско-шведской войне 1808–1809 гг. В 1809–1810 гг. в войне с Турцией командовал Молдавской армией. В Отечественную войну 1812 г. командовал 2-й армией, сумел вывести армию к Смоленску и соединиться с 1-й армией. В Бородинском сражении возглавлял войска левого фланга, был смертельно ранен, скончался, получив известие об оставлении Москвы. Похоронен на Бородинском поле.

ОТВЕТЫ:

  1. Д.Давыдов;
  2. А.П. Ермолов;
  3. М.И. Кутузов;
  4. М.Б. Барклай-де-Толли;
  5. партизанское движение, В.Кожина, Д.Давыдов, А.С.Фигнер;
  6. 7 – 6 – 4 – 1 – 3 – 2 – 5;
  7. В.Кожина;
  8. М.И. Платов;
  9.  Н.Н.Раевский;
  10.  П.И.Багратион

Приложение 4.

Вопросы для станции «Историческая»

  1. Чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона?
  2. Сравните и проанализируйте военные планы сторон.
  3. Какие планы вынашивал Наполеон в отношении будущего России?
  4. Дайте оценку военно- организаторской деятельности Барклая де Толли в первые месяцы войны.
  5. В чем состояло значение Смоленского сражения?
  6. Чем объяснить популярность Кутузова в народе?
  7. Расскажите о ходе Бородинской битвы.
  8. На конкретных примерах покажите роль партизанского движения в достижении победы над противником.
  9. В чем вы видите причины поражения французской армии и победы армии русский в Отечественно войне 1812 года?
  10. Какого значение войны 1812 года (социальные, политические и другие последствия войны)

  1. ЗНАТЬ, что обозначают слова: АДЪЮТАНТ, ОПОЛЧЕНИЕ, ФЛЕШИ,ФУРАЖ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. (построение классов в актовом зале)

1 ведущий: Слово предоставляется членам жюри (2-3 человека с впечатлениями, замечаниями, пожеланиями, поздравлениями)

2 ведущий: Штаб готов огласить итоги игры: (значение игры, вручение кубков)

1 ведущий:

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей,

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

2 ведущий:

Ждёт тебя за труд награда –

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути что мы прошли

1 ведущий:

Ничего нет лучше, краше

Милой Родине твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

2 ведущий:

Вспоминай их добрым словом –

Слава им борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Песня вокальной группы «Моя Россия»

Звучит музыка, участники покидают зал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка военно-патриотической игры "Военная призывная комиссия"

Общие положения.Игра  школьной военной призывной комиссии, посвященной Дню защитника Отечества, проводится в соответствии с государственной программой «патриотическое воспитание граждан Российско...

К вопросу особенностей военно-патриотического воспитания в Нахимовском военно-морском училище

    В Нахимовское военно-морское училище дети поступают после окончания начальной школы в возрасте 10-11-ти лет. Здесь реализуются образовательные программы основного общего и...

Изучение древнерусских фортификационных сооружений (крепостей и монастырей) на территории Москвы и Московской области, как неотъемлемая часть военно-патриотического воспитания в ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» МО РФ

О значении изучения древнерусского наследия - фортификационных сооружений и монастырей  Москвы и Московской области для военно-патриотического воспитания воспитанников Московского суворовского во...

Военно-мемориальный аспект военно-патриотического воспитания в кадетской школе-интернате

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии ...

Занятие военно-патриотического клуба ЩИТ - УТЛ «Комплексная подготовка к практическим этапам военно-спортивных игр»

Лицеисты, члены военно-патриотического клуба ЩИТ – УТЛ, являются постоянными участниками ежегодных различных мероприятий военно-патриотической направленности:-...

Сценарий Конкурса военно-патриотической песни «По военным дорогам», посвящённого Дню Победы

Сценарий конкурса «По военным дорогам» включает в себя песни, рожденные войнами. Рассказ пойдет о песнях, которые шли рядом с солдатами по грозным фронтовым дорогам. Шли в бой, на смерть и… - шагал...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...