Обществознание
материал по истории по теме

Познавательная игра "Мой взгляд"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой взгляд

Познавательная игра

Вступительное слово учителя. Добрый день, дорогие друзья! Приветствую вас на правовой игре «Мой взгляд». Давайте познакомимся с участниками.

Приветствия команд.

Первый тур

Команды выбирают одну карточку из шести. Учитель зачитывает задания.

Карточки

  1. 16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. А имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться по закону?

Ответ: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Статья 173 КЗОТ.

2. 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Лёша предпринимательской деятельностью занимается. Немалый доход имеет. Только не ленись! «Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

Ответ: Алексей — может, а Олег — нет. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Всё остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК.

3. Три ученика школы решили украсть видеоплеер, но их задержали и отправили в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому всё равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия для ребят может иметь эта кража?

Ответ: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления — с 14 лет. Статья 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передаётся в комиссию по делам несовершеннолетних.

4. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь! Всё равно ничего не будет». Прав ли он?

Ответ: Статья 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация может наложить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

5. На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете их действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Статья 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, — это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении — постановка на учёт в Инспекции по делам несовершеннолетних ИДН.

6. Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв и не повредив, ушли. Кто-то их видел и обратился в полицию. Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (Статья 31 УПК).

Второй тур

Командам необходимо узнать по описанию героев популярных фильмов.

1. Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за «Чёрной кошкой». Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов).

2. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него — пустяк. (Джеймс Бонд).

3. Живёт в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент — скрипка. Его любимая опера — «Волшебная флейта». (Шерлок Холмс).

4. У него аналитический склад ума. Он всегда очень аккуратен, носит котелок, жилет, трость. Очень щепетильно относится к своим усам. (Эркюль Пуаро).

Третий тур

Командам необходимо назвать сказки по их юридическому описанию.

1. В какой сказке личность, серая во всех отношениях, осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»).

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому — по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»).

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под видом милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»).

4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финалу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»).

5. Назовите сказку, где невестки царя посягают на чужое имущество, крадут одеяние невесты младшего сына и сжигают его. («Царевна-лягушка»).

6. В этой сказке птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге — богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»).

Четвёртый тур.  Конкурс капитанов

Капитанам предстоит поработать следователями. Они с помощью трёх подсказок должны определить, о ком идёт речь. Побеждает тот, кто раньше даёт ответы.

1. Ну очень отважный полицейский.

2. Его партнёр — человек.

3. Он породистый пёс. (Комиссар Рекс).

1. Он круглобокий.

2. Его очень любят дети.

3. Он ушёл от бабушки. (Колобок).

Пятый тур. Блиц-опрос
«Знаешь ли ты свой паспорт?»

1) Сколько страниц в паспорте? (19).

2) С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет).

3) Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина РФ).

4) На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На стр. 2).

5) Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения).

6) Какие сведения о владельце ещё указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте).

7) Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное положение«? (Две —13 и 15).

8) На скольких страницах паспорта поставлен номер? (На 10-ти).

9) Есть ли водяные знаки на страницах паспорта? (Да).

10) Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в полицию).

11) Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе).

12) Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет). А теперь? (14 лет).

13) Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет).

14) В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001 г.).

15) Указывается ли в паспорте национальность? (Нет).

16) Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет).

17) Сколько цифр в номере паспорта? (10).

18) Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность«? (Одна — 13-я).

19) В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии).

20) В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и т.д.).

Шестой тур.

Конкурс «Перевёртыши»

Учитель зачитывает название телевизионной передачи, каждое слово которого даётся
с «перевёрнутым», противоположным смыслом, а ученики должны определить правильное название.

1. «Доброе утро, старушки!» («Спокойной ночи, малыши»).

2. «Из войны людей» («В мире животных»).

3. «Уймись, балалайка ненавистная» («Играй гармонь любимая»).

4. «Мирная Америка» («Криминальная Россия»).

5. «Эпоха лжи» («Момент истины»).

6. «С помощью другого оператора» («Сам себе режиссёр»).

Седьмой тур.

Конкурс «Права человека»

1) Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница» отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на ... (свободное передвижение).

2) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на ... (личную неприкосновенность).

3) Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на ... (неприкосновенность жилища).

4) Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ... (труд).

5) Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и Серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на : (владение имуществом).

6) В сказке «Иван-царевич и Серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на ... (личную неприкосновенность, или жизнь).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...