Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель руководителя Руководитель
Федосеева Л.Ю./__________/ МБОУ «СОШ п. Яблочный» МБОУ «СОШ п. Яблочный»
_____________/_____________/ ______________/_____________/
Протокол№___ от «____»____________2012г. приказ №______от
«____»____________2012г.
«_____»__________2012г.
Рабочая программа педагога
второй категории Цветкова Дмитрия Александровича
по Истории Древнего мира в 5 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____от
«___»____________2012г.
2012- 2013 учебный год
Программа и учебно-методический комплекс
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свендицкая И.С. История Древнего мира. М.: «Просвещение», 2008 г.
Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 кл. Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. М.: «ВАКО», 2004 г.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г.
Тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История Древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности; пособия Н. Г. Петрова «Древний Восток», «Древний Рим. Древняя Греция».
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Мировая историческая энциклопедия».
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать/понимать:
- даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
- результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
- представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.
Владеть компетенциями:
– информационно-поисковой;
– учебно-познавательной;
– коммуникативной;
– рефлексивной;
– смыслопоисковой.
Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
№ | Раздел, тема | Кол-во час-ов | Обязательный минимум содержания образования | Элементы дополни-тельного содержания | Основные понятия | Знания, умения | Измеритель-ные формы контроля | Домашнее задание | Дата проведе-ния урока |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей ( 8 часов ) |
1 | Введение | 1 | Исторические источники и факты. Источни- ки знаний о про- шлом. | История, раскопки, Древний мир, древнейшие люди. | Объяснить смысл тер- минов урока. | Составить рассказ об источниках древности на территории нашего края. | Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края |
2 | Древнейшие люди | 1 | Предки челове-ка. Расселение древнейшего человечества. | Собирательство, стадо, хомо сапиенс. | Рассказать о расселении древнейшего человека. | Задание на описание жизни перво- бытного человека | Паргф 1. |
3 | Родовые общи- ны охотников и собирателей | 1 | Занятия и ору-дия труда | Стоянки первобытных лю-дей на террито- рии наше-го края | Родовая община, сородичи, люди разумные. | Объяснить, чем занима-ется, какими орудиями труда поль-зовался древ- ний человек | Задания на описание орудия труда | Паргф 2. составить рассказ по рисунку с. 12 |
4 | Возникновение искусства | 1 | Возникновение искусства и религиозных верований | Колдовской обряд верования душа, религия. | Объяснить причину появления верований. | Объяснение причин возникнове-ния первобытно-го искусства | Паргф 3. |
5 | Возникновение земледелия | 1 | Соседская община, переход к земледелию и скотоводству. | Представления первобытных людей о мире | Западная Азия, старейшина, совет старейшин. | Описать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. | Задания на описания предметов быта и орудий труда | Паргф 4. |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | Развитие ремесла Зарождение неравенства и знаний | Дух, жертва, знать племя, молитва | Сравнить родовую общину с соседской. | Задание на сравнение родовой и соседской общины | Паргф 5. |
7 | Счёт лет в истории | 1 | Измерение времени | Наша эра, столетие | Сравнить наше время и прошлое | Составить график | С 28-30. |
8 | Повторение пройденного | 1 | Значение первобытной эпохи в истории человечества. | Все понятия и значения темы 1. | Объяснить исторические термины | Тестирова-ние, состав-ление кроссвордов |
Раздел 2. Древний Восток ( 20 часов ) |
1 | Государство на берегах Нила | 1 | Древний Египет: географическое местоположение и природные условия | Государство, фараон, оазис, шадуф. | Показать на карте поло-жение Древ-него Египта | Задание на работу с картой | Паргф 6. |
2 | Как жили земледельцы и ремесленники | 1 | Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев | Налог, каномы, амулет | Объяснить назначение предметов быта и труда | Составить рассказ: Жизнь и быт земледельца. | Паргф 7. |
3 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Жизнь вельможи | Приключения Синухета | Каменная гробница | Описать условия жизни египетского вельможи | Составить рассказ: Жизнь египетского вельможи | Паргф 8. |
4 | Военные походы фараонов | 1 | Судьба рядового древнеегипетского воина | Поход фараона Тутмоса | Колосницы, бронза, | Описать условия службы египетского воина | Составить рассказ: Жизнь египетского воина | Паргф 9. |
5 | Религия древних египтян | 1 | Религия древних египтян | Мифы о богах | Миф, статуи, мумия, саркофаг | Объяснить назначение пирамид, гробниц | Работа с документами | Паргф 10. |
6 | Искусство Древнего Египта | 1 | Культура Древнего Египта | Пирамида, сфинксы, обелиски | Объяснить назначение пирамид, гробниц | Задание на изложение выводов и фактов | Паргф 11. |
7 | Письменность древних египтян | 1 | Древнеегипетс-кая школа | Иероглифы, астрономия | Объяснение терминов | Определение длительности существова-ния Древнего Египта | Паргф 12. |
8 | Повторение пройденного | 1 | Повторение истории Древнего Египта | Все понятия и значения темы Древний Египет | Объяснить исторические термины | Тестирова-ние |
9 | Древнее Двуречье | 1 | Местоположе-ние Древнего Двуречья | Двуречье, клинопись | Работа с картой | Установле-ние хроно-логической последовате-льности развития стран | Паргф 13. |
10 | Вавилонский царь Хаммурапи | 1 | Законы Хаммурапи | Вавилония, законы | Работа с исторически-ми докумен-тами | Составление таблиц | Паргф 14. |
11 | Финикийские мореплаватели | 1 | Финикия и Палестина | Оливки, колонии, алфавит | Работа с картой | Сравнение письменнос-ти египтя, шумеров, финикийцев | Паргф 15. |
12 | Библейские сказания | 1 | История древнееврейских племён | Мифы | Библия, единобожие | Работа с картой | Религиозные верования | Паргф 16. |
13 | Древнееврейс-кое царство | 1 | Давид, Голиаф. | Мифы | Библия | Работа с картой | Библейские сказания | Паргф 17. |
14 | Ассирийская держава | 1 | Местоположе-ние | Железо, таран | Работа с картой | Летопись ассирийского царя | Паргф 18. |
15 | Персидская держава | 1 | Кир, Валтасар | Лидия, Мидия. | Работа с картой | Работа с источником | Паргф 19. |
16 | Древняя Индия | 2 | Природные условия | Джунгли, касты | Назвать хронологические рамки | Задание на подготовку рассказа | Паргф 20-21. |
17 | Древний Китай | 2 | Природные условия | Бамбук, гунны | Работа с картой | Особенности Китая | Паргф 22-23. |
18 | Повторение пройденного | 1 | Вклад народов Древнего Восто-ка в мировую культуру | Все понятия | Работа с картой | Раскрыть основные понятия. |
Раздел 3. Древнейшая Греция. ( 21 час ) |
19 | Греки и критяне | 1 | Микены, Минотавр | Древнег-реческие мифы | Эллины, Эллада | Природные условия | Задание на описание при родных условий | Паргф 24. |
20 | Микены и Троя | 1 | Троянский конь | Древнег- реческие мифы | Елена Прекрасная | Троя | Задание написать рассказ | Паргф 25. |
21 | Поэмы Гомера | 2 | Одиссея и Илиада | Мифы | Одиссей, Гектор | Причины войны | Анализ поэм | Паргф 26-27. |
22 | Религия древних греков | 1 | Олимп, Аид, Зевс | Мифы | Олимпийские боги | Религиозные верования | Задание на обсуждение религии дре-вних греков | Паргф 28. |
23 | Земледельцы Аттики | 1 | Местоположе-ние Аттики | Полис, колонии | Греческие полисы | Задание на выбор | Паргф 29. |
24 | Зарождение демократии | 1 | Демос и знать | Ареопаг | Борьба демоса и знати | Задание на установление последовате-льности | Паргф 30. |
25 | Древняя Спарта | 1 | Спарта-военный лагерь | Илоты, совет старейшин | Рассказать о Спарте | Воспитание в Спарте | Паргф 31. |
26 | Греческие колонии | 1 | Скифы | Основание колоний | Греческие колонии на берегах Чёрного моря | Торговые отношения | Паргф 32. |
27 | Олимпийские игры | 1 | Олимпийские игры в древности | Олимпийские игры | Соревнова-ния атлетов | Работа с учебником | Паргф 33. |
28 | Персидское нашествие | 2 | Греко-персидские войны | Стратег, триера | Раскрыть причины войн | Задание на определение участников войн | Паргф 34-35. |
29 | Гавани порта Пирея и Афины | 2 | В гаванях афинского порта Пирея | Морской союз | Торговля и ремесло | Задание на поиск информации | Паргф 36-37. |
30 | В афинских школах. Театр Диониса. | 2 | Образование афинян | Театр, орхестра | Рассказать о театре | Составить рассказ | Паргф 38-39. |
31 | Афинская демократия | 1 | Народное собрание | Тайное голосование | Рассказать о Перикле | Работа с учебником | Паргф 40. |
32 | Македонское завоевание | 3 | Возвышение Македонии | Фаланга, осадная башня | Причины возвышения | Задание на выбор | Паргф 41-43 |
33 | Повторение пройденного | 1 | Политическая система Древней Греции | Все термины | Сопоставить факты | Тестирова-ние |
Раздел 4. Древний Рим. ( 19 часов ) |
34 | Древнейший Рим | 1 | Природа и население | Востама, ликторы | Назвать дату основания Рима | Задание на выбор | Паргф 44. |
35 | Завоевание Римом Италии | 1 | Религиозные верования | Сенат, консул | Описать условия жиз-ни латинян | Работа с учебником | Паргф 45. |
36 | Устройство Римской республики | 1 | Возникновение республики | Римское право | Республика, консулы | Провести анализ фактов | Работа с учебником | Паргф 46. |
37 | Рим-сильнейшая держава | 3 | Рабство в Древнем Риме | Гладиаторы, амфитеатр | Характеризо-вать войны Рима с Карфагеном | Задание на группировку событий | Паргф 47-49. |
38 | 1.Земельный закон. 2.Восстание Спартака | 2 | Земельный закон братьев Гракхов | Закон, гладиаторы | Работа с учебником | Выявить причины восстания рабов | Паргф 50-51. |
39 | 1.Единовластие Цезаря. 2.Установление империи | 2 | Кризис правления | Гражданская война | Объяснить причины гражданских войн | Работа с учебником | Паргф 52-53. |
40 | Римская империя | 5 | Территория Римской империи | Рим и варвары | Император, варвары | Диктатура Цезаря | Работа с учебником | Паргф 54-58. |
41 | Римская империя при Константине | 1 | Разделение Римской империи | Иисус, апостолы | Императорс-кая власть | Работа с учебником | Паргф 59. |
42 | Взятие Рим варварами | 1 | Готы, Аларих | Античная культура | Падение «Вечного города» | Работа с учебником | Паргф 60. |
43 | Проверочная работа | 1 | Особенности Римской цивилизации | Сравнить цивилизации | Работа с документами | Тестирова-ние |
44 | Заключение | 1 | Средние века | Общее повторение |
Ключевые и базовые компетенции
Задачи курса:
Формировать историческое мышление:
- дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ.
- чем отличается Древний мир от мира современного.
Цели курса:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природой средой, экономическое развитие древних обществ;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;
- раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человека;
Умения:
- пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
- сравнивать исторические явления в разных странах, выделять сходство и различия;
- умения оперировать историческими датами;
- умение читать карту;
- умение анализировать исторические источники.
Дополнительная литература
Библия для детей. М.: «Российское Библейское общество», 1995 г.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Калуга, 1993 г.
Джованьоли Р. Спартак. М., 1986 г.
Смирнов, Г. Задачник по истории древнего мира / Г. Смирнов. – М.: Просвещение, 1998;
Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. – М., 1999;
Литвинов, А. В. История становится ближе / А. В. Литвинов. – М., 1998;
Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. – М., 1998;
Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. – М., 1987;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной про...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...