Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

Цветков Дмитрий Александрович

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plany_5_klass.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                          Согласовано                                                                                          Утверждаю                                                                                                                                      

Руководитель МО                                                                 Заместитель руководителя                                                                  Руководитель                                                                                                                                    

Федосеева Л.Ю./__________/                                              МБОУ «СОШ п. Яблочный»                                                               МБОУ «СОШ п. Яблочный»                                                                                                                  

                                                                                                 _____________/_____________/                                                         ______________/_____________/

                                                                                                                                                                                               

  Протокол№___ от                                                                «____»____________2012г.                                                                приказ №______от

                                                                                                                                                                                                                «____»____________2012г.

«_____»__________2012г.

Рабочая программа педагога

второй категории Цветкова Дмитрия Александровича  

по  Истории Древнего мира в 5 классе

                                                                                                                             

                                                                                                                                                   Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                   педагогического совета

                                                                                                                                                   протокол №_____от

                                                                                                                                                   «___»____________2012г.  

2012- 2013 учебный год

Программа и учебно-методический комплекс

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свендицкая И.С. История Древнего мира. М.: «Просвещение», 2008 г.

Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 кл. Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. М.: «ВАКО», 2004 г.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г.

Тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История Древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности; пособия Н. Г. Петрова «Древний Восток», «Древний Рим. Древняя Греция».

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Мировая историческая энциклопедия».

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать/понимать: 

  1. даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
  2. результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
  3. представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.

Должны уметь: 

  1. сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  2. уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
  3. показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
  4. давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.

Владеть компетенциями: 

– информационно-поисковой;

– учебно-познавательной;

– коммуникативной;

– рефлексивной;

– смыслопоисковой.

Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Раздел, тема

Кол-во

час-ов

Обязательный минимум содержания образования

Элементы дополни-тельного содержания

Основные понятия

Знания, умения

Измеритель-ные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведе-ния урока

Раздел 1. Жизнь первобытных людей ( 8 часов )

1

Введение

1

Исторические источники и факты. Источни- ки знаний о про- шлом.  

История, раскопки, Древний мир, древнейшие люди.

Объяснить смысл тер- минов урока.

Составить рассказ об источниках древности на территории нашего края.

Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края

2

Древнейшие люди

1

Предки челове-ка. Расселение древнейшего человечества.


Собирательство, стадо, хомо сапиенс.

Рассказать о расселении древнейшего человека.

Задание на описание жизни перво- бытного человека

Паргф 1.

3

Родовые общи- ны охотников и собирателей

1

Занятия и ору-дия труда

Стоянки первобытных лю-дей на террито- рии наше-го края

Родовая община, сородичи, люди разумные.

Объяснить, чем занима-ется, какими орудиями труда поль-зовался древ- ний человек

Задания на описание орудия труда

Паргф 2. составить рассказ по рисунку с. 12

4

Возникновение искусства

1

Возникновение искусства и религиозных верований



Колдовской обряд верования душа, религия.

Объяснить причину появления верований.

Объяснение причин возникнове-ния первобытно-го искусства

Паргф 3.

5

Возникновение земледелия

1

Соседская община, переход к земледелию и скотоводству.

Представления первобытных людей о мире

Западная Азия, старейшина, совет старейшин.

Описать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов.

Задания на описания предметов быта и орудий труда

Паргф 4.

6

Появление неравенства и знати

1

Развитие ремесла Зарождение неравенства и знаний

Дух, жертва, знать племя, молитва

Сравнить родовую общину с соседской.

Задание на сравнение родовой и соседской общины

Паргф 5.

7

Счёт лет в истории

1

Измерение времени

Наша эра, столетие

Сравнить наше время и прошлое

Составить график

С 28-30.

8

Повторение пройденного

1

Значение первобытной эпохи в истории человечества.

Все понятия и значения темы 1.

Объяснить исторические термины

Тестирова-ние, состав-ление кроссвордов

Раздел 2. Древний Восток ( 20 часов )

1

Государство на берегах Нила

1

Древний Египет: географическое местоположение и природные условия

Государство, фараон, оазис, шадуф.

Показать на карте поло-жение Древ-него Египта

Задание на работу с картой

Паргф 6.

2

Как жили земледельцы и ремесленники

1

Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев

Налог, каномы, амулет

Объяснить назначение предметов быта и труда

Составить рассказ: Жизнь и быт земледельца.

Паргф 7.

3

Жизнь египетского вельможи

1

Жизнь вельможи

Приключения Синухета

Каменная гробница

Описать условия жизни египетского вельможи

Составить рассказ: Жизнь египетского вельможи

Паргф 8.

4

Военные походы фараонов

1

Судьба рядового древнеегипетского воина

Поход фараона Тутмоса

Колосницы, бронза,

Описать условия службы египетского воина

Составить рассказ: Жизнь египетского воина

Паргф 9.

5

Религия древних египтян

1

Религия древних египтян

Мифы о богах

Миф, статуи, мумия, саркофаг

Объяснить назначение пирамид, гробниц

Работа с документами

Паргф 10.

6

Искусство Древнего Египта

1

Культура Древнего Египта

Пирамида, сфинксы, обелиски

Объяснить назначение пирамид, гробниц

Задание на изложение выводов и фактов

Паргф 11.

7

Письменность  древних египтян

1

Древнеегипетс-кая школа

Иероглифы, астрономия

Объяснение терминов

Определение длительности существова-ния Древнего Египта

Паргф 12.

8

Повторение пройденного

1

Повторение истории Древнего Египта

Все понятия и значения темы Древний Египет

Объяснить исторические термины

Тестирова-ние

9

Древнее Двуречье

1

Местоположе-ние Древнего Двуречья

Двуречье, клинопись

Работа с картой

Установле-ние хроно-логической последовате-льности развития стран

Паргф 13.

10




Вавилонский царь Хаммурапи

1

Законы Хаммурапи

Вавилония, законы

Работа с исторически-ми докумен-тами

Составление таблиц

Паргф 14.

11

Финикийские мореплаватели

1

Финикия и Палестина

Оливки, колонии, алфавит

Работа с картой

Сравнение письменнос-ти египтя, шумеров, финикийцев

Паргф 15.

12

Библейские сказания

1

История древнееврейских племён

Мифы

Библия, единобожие

Работа с картой

Религиозные верования

Паргф 16.

13

Древнееврейс-кое царство

1

Давид, Голиаф.

Мифы

Библия

Работа с картой

Библейские сказания

Паргф 17.

14

Ассирийская держава

1

Местоположе-ние

Железо, таран

Работа с картой

Летопись ассирийского царя

Паргф 18.

15

Персидская держава

1

Кир, Валтасар

Лидия, Мидия.

Работа с картой

Работа с источником

Паргф 19.

16

Древняя Индия

2

Природные условия

Джунгли, касты

Назвать хронологические рамки

Задание на подготовку рассказа

Паргф 20-21.

17

Древний Китай

2

Природные условия

Бамбук, гунны

Работа с картой

Особенности Китая

Паргф 22-23.

18

Повторение пройденного

1

Вклад народов Древнего Восто-ка в мировую культуру

Все понятия

Работа с картой

Раскрыть основные понятия.

Раздел 3. Древнейшая Греция. ( 21 час )

19

Греки и критяне

1

Микены, Минотавр

Древнег-реческие мифы

Эллины, Эллада

Природные условия

Задание на описание при родных условий

Паргф 24.

20

Микены и Троя

1

Троянский конь

Древнег- реческие мифы

Елена Прекрасная

Троя

Задание написать рассказ

Паргф 25.

21

Поэмы Гомера

2

Одиссея и Илиада

Мифы

Одиссей, Гектор

Причины войны

Анализ поэм

Паргф 26-27.

22

Религия древних греков

1

Олимп, Аид, Зевс

Мифы

Олимпийские боги

Религиозные верования

Задание на обсуждение религии дре-вних греков

Паргф 28.

23

Земледельцы Аттики

1

Местоположе-ние Аттики

Полис, колонии

Греческие полисы

Задание на выбор

Паргф 29.

24

Зарождение демократии

1

Демос и знать

Ареопаг

Борьба демоса и знати

Задание на установление последовате-льности

Паргф 30.

25

Древняя Спарта

1

Спарта-военный лагерь

Илоты, совет старейшин

Рассказать о Спарте

Воспитание в Спарте

Паргф 31.

26

Греческие колонии

1

Скифы

Основание колоний

Греческие колонии на берегах Чёрного моря

Торговые отношения

Паргф 32.

27

Олимпийские игры

1

Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры

Соревнова-ния атлетов

Работа с учебником

Паргф 33.

28

Персидское нашествие

2

Греко-персидские войны

Стратег, триера

Раскрыть причины войн

Задание на определение участников войн

Паргф 34-35.

29

Гавани порта Пирея и Афины

2

В гаванях афинского порта Пирея

Морской союз

Торговля и ремесло

Задание на поиск информации

Паргф 36-37.

30

В афинских школах. Театр Диониса.

2

Образование афинян

Театр, орхестра

Рассказать о театре

Составить рассказ

Паргф 38-39.

31

Афинская демократия

1

Народное собрание

Тайное голосование

Рассказать о Перикле

Работа с учебником

Паргф 40.

32

Македонское завоевание

3

Возвышение Македонии

Фаланга, осадная башня

Причины возвышения

Задание на выбор

Паргф 41-43

33

Повторение пройденного

1

Политическая система Древней Греции

Все термины

Сопоставить факты

Тестирова-ние

Раздел 4. Древний Рим. ( 19 часов )

34

Древнейший Рим

1

Природа и население

Востама, ликторы

Назвать дату основания Рима

Задание на выбор

Паргф 44.

35

Завоевание Римом Италии

1

Религиозные верования

Сенат, консул

Описать условия жиз-ни латинян

Работа с учебником

Паргф 45.

36

Устройство Римской республики

1

Возникновение республики

Римское право

Республика, консулы

Провести анализ фактов

Работа с учебником

Паргф 46.

37

Рим-сильнейшая держава

3

Рабство в Древнем Риме

Гладиаторы, амфитеатр

Характеризо-вать войны Рима с Карфагеном

Задание на группировку событий

Паргф 47-49.

38

1.Земельный закон. 2.Восстание Спартака

2

Земельный закон братьев Гракхов

Закон, гладиаторы

Работа с учебником

Выявить причины восстания рабов

Паргф 50-51.

39

1.Единовластие Цезаря.

2.Установление империи

2

Кризис правления

Гражданская война

Объяснить причины гражданских войн

Работа с учебником

Паргф 52-53.

40

Римская империя

5

Территория Римской империи

Рим и варвары

Император, варвары

Диктатура Цезаря

Работа с учебником

Паргф 54-58.

41

Римская империя при Константине

1

Разделение Римской империи

Иисус, апостолы

Императорс-кая власть

Работа с учебником

Паргф 59.

42

Взятие Рим варварами

1

Готы, Аларих

Античная культура

Падение «Вечного города»

Работа с учебником

Паргф 60.

43

Проверочная работа

1

Особенности Римской цивилизации

Сравнить цивилизации

Работа с документами

Тестирова-ние

44

Заключение

1

Средние века

Общее повторение

Ключевые и базовые компетенции

Задачи курса:

Формировать историческое мышление:

- дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ.

- чем отличается Древний мир от мира современного.

Цели курса:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природой средой, экономическое развитие древних обществ;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

- раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человека;

Умения:

- пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

- сравнивать исторические явления в разных странах, выделять сходство и различия;

- умения оперировать историческими датами;

- умение читать карту;

- умение анализировать исторические источники.

Дополнительная литература

Библия для детей. М.: «Российское Библейское общество», 1995 г.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Калуга, 1993 г.

Джованьоли Р. Спартак. М., 1986 г.

Смирнов, Г. Задачник по истории древнего мира / Г. Смирнов. – М.: Просвещение, 1998;

Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. – М., 1999;

Литвинов, А. В. История становится ближе / А. В. Литвинов. – М., 1998;

Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. – М., 1998;

Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. – М., 1987;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...