М.И. Кутузов:методы ведения войны
материал по истории (10 класс) по теме
К 200 - летию Отечественной войны 1812 года подготовлена ученическая конференция, посвященная методам ведения войны полководцем М.И. Кутузовым. Особое внимание уделено биографии великого полководца, годам учебы, характеру и методам ведения войн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutuzov.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Великий полководец М.И. Кутузов: методы ведения войны»
Форма проведения: Ученическая конференция
Участники: обучающиеся 10-11 классов.
Оборудование: презентация «М.И. Кутузов – великий русский полководец».
Руководитель: Н.О. Холматова.
(28.11.2012год).
План работы конференции
- Вступительное слово (НО. Холматова).
- Биография М.И. Кутузова (Евсеева А., Кравчук И ученики 10а класса).
- Методы ведения войны (Маслова Е., Спиридонов Е.- ученики 10а класса).
- Заключение. Подведение итогов. ( Е.Р. Морозова).
Вступительное слово.
17 августа 1812 года произошел переворот в ходе Отечественной войны. В этот день Александр1 назначил Кутузова главнокомандующим русскими войсками. Сам М.И. Кутузов, будучи от природы довольно осторожным человеком, воспринял это назначение довольно сдержанно, сказав: «Мне предстоит ответственное предприятие».
А в разговоре с племянником, на вопрос: «Что, дядюшка, сможешь победить Наполеона?»
- ответил: «Победить – нет, а вот обмануть, да, смогу».
Лучше всех понимал, что с назначением Кутузова главнокомандующим, сильно изменился характер войны, был Наполеон. Они уже встречались под Аустерлицем. И тогда Кутузов проиграл. Наполеон, который всегда с пренебрежением относился к соперникам, всегда выделял Кутузова. Впереди будут Бородино, Переправа через Березину и страшный крик Наполеона: «Этот Русский! Он опять меня обманул!» Именно с Бородино начнется закат империи Наполеона. Какими секретами обладал наш великий полководец? Что за методы войны он использовал? На эти вопросы мы попытаемся сегодня найти ответы.
Биография М.И. Кутузова.
Евсеева Ангелина:
М.И. Кутузов родился в дворянской семье, его отец был военным инженером, генерал-поручиком и сенатором. Он оказал большое влияние на воспитание и образование сына. С детства Кутузов был одарен крепким сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с задумчивостью и добрым сердцем.
Военное образование получил в артиллерийской –инженерной школе в 1759г. В числе лучших, был оставлен при школе преподавателем. В 1761 году, по собственной просьбе, был направлен командиром роты в Астраханский пехотный полк. По причине отличного знания иностранных языков (немецкого, французского, польского, шведского и турецкого), был назначен адъютантом к Ревельскому генерал-губернатору.
В 1772 году из-за проявления веселого нрава (иногда подражал походке и речи начальников, включая командующего) Кутузов был отправлен Румянцевым во 2-ю Крымскую армию. С этого времени М.И. Кутузов резко изменился, научившись полностью контролировать свое поведение и управлять выражением мыслей. В 17774 г. в бою с крымчаками, он со знаменем в руках, вел за собой солдат в бой, при преследовании противника был тяжело ранен: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. Кутузов был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени и отправлен Екатериной II для лечения за границу. Выздоравливая, одновременно знакомился с опытом военного дела в Австрии и Пруссии, имел беседу с Фридрихом Великим.
Кравчук Иван:
При восшествии на престол Александра 1 Кутузов получил назначение на пост петербургского генерал-губернатора. Не найдя взаимопонимания с молодым императором, он в 1802 году ушел в отставку и уехал в деревню. Однако его отдых оказался непродолжительным: в августе 1805 года он был назначен главнокомандующим русской армией, направленной на помощь Австрии в войне с Наполеоном.
В1808г. М.И. Кутузов был направлен на русско-турецкую войну командиром корпуса Молдавской армии, вскоре стал главнокомандующим, проявил свое полководческое искусство в сражениях. Он удостоился титулов графа и светлейшего князя, но не вернул себе полного доверия императора. В 1812 году Кутузов был избран начальником петербургского, а затем и московского ополчений. Лишь после сдачи французам Смоленска, Александр1 был вынужден пойти на встречу требованиям общественности и войск и назначить Кутузова главнокомандующим над обеими армиями, которые к этому времени соединились. Восторженно встречаемый по дороге населением, Кутузов 17 августа прибыл к войскам. Солдаты тут же сложили поговорку: Пришел Кутузов бить французов. 22 августа Кутузов остановил армию у села Бородино, где началась подготовка к битве. Построив свои войска в глубокий боевой порядок , Кутузов пресекал все попытки Наполеона добиться решающего перевеса, сам постоянно контратаковал. Русская армия в этой битве потеряла 44тыс. человек, французская – 40. Кутузов не только разрушил мечту Наполеона – одним сражением выиграть войну, но и сохранил боеспособную, морально сильную армию.
Маслова Екатерина.
В начале Отечественной войны 1812 года Кутузов не был привлечен к боевым действиям. Александр1 назначил его командовать 10-тысячным Нарвским корпусом для защиты Петербурга.
6 июля был обнародован Высочайший Манифест, призывающий всех на оборону Отечества. 17 июля Дворянское собрание С-Петербурга выбрало Кутузова начальником ополчения. Полководец был растроган этой честью и принялся за создание народного ополчения, в очередной раз проявив недюжинный талант организатора.
5 августа император, очень не любивший Кутузова, все же вынужден согласиться с общественным мнением, и назначил его главнокомандующим.
Первая боевая встреча с французами состоялась 24 августа при Шевардино. 25 августа весь день обе стороны готовились к решительному сражению. Кутузов был очень настойчив и никому не докладывал свои замыслы. Он не был настроен на решительное сражение против Наполеона: «Мы Наполеона не победим. Мы его обманем».
26 августа началась грандиозная битва при Бородино. Действительно, сражение было похоже на игру в шахматы, как сказал Наполеон. Стратегические замыслы Кутузова оказались дальновиднее замыслов Наполеона: рухнул план молниеносной войны. Русская армия не только не была уничтожена, но и готовилась продолжать сражение. Битва подорвала боевой дух французской армии, её моральную стойкость. Кутузов 30 августа произведен в генерал-фельдмаршалы.
На военном совете ы Филях Кутузов принимает решение – оставить Москву, чтобы сохранить армию и дать полный отпор французам.
Спиридонов Евгений.
Находясь в Тарунтинском лагере, Кутузов принимает решение о ведении «малой войны», хорошо понимая её народный характер. Основу партизанского движения составляли крупные армейские партизанские отряды. В октябре 1812 года насчитывалось 15 таких отрядов. В результате ведения «малой войны», французская армия оказалась блокированной в Москве двойным кольцом, состоявшим из партизанских отрядов и сил ополчения.
Потерпев неудачу в своих попытках заключить мир с Россией, Наполеон 7 октября начал отход из Москвы.
Благодаря стратегии Кутузова огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена. Особенно следует отметить, что победа была достигнута ценой умеренных потерь в русской армии.
12 декабря М.И. Кутузов был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени. Он был первым в русской армии полным георгиевским кавалером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЕДЕНИЯ, ПЕРЕДАЧ МЯЧА В ДВИЖЕНИИ НА СКОРОСТЬ И БРОСКОВ ПОСЛЕ ВЕДЕНИЯ
Сценарий урока "Совершенствование ведения, передач мяча в движении на скорость и бросков после ведения"...
Конспект урока Баскетбол. Техника ведения мяча в различной стойке баскетболиста. Техника ведения мяча с изменением направления.
Задачи: 1. Обучение технике ведения мяча в различной стойке баскетболиста.2. Обучение технике ведения мяча с изменением направления. 3. Развитие скоростных способностей....
Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение техники ловли мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. Закрепление умения правильного ведения мяча с передачей и броском в кольцо"
Задачи урока: совершенствовать координационные способности, воспитывать морально-волевые качества, способность самостоятельно принимать решения в сложных игровых ситуациях, формировать адекватное пове...
Закрепление навыка ведения мяча без зрительного контроля; совершенствование раннее изученных элементов баскетбола (ведение,передачи,ловля мяча, броски мяча в корзину).
Закрепление и совершенствование изученного материала....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...