Внеклассное занятие «Свет их подвига»
классный час по истории (11 класс) по теме

Радькова Лариса Степановна

Внеклассное занятие "Свет их подвига" проводилось для студентов педагогического колледжа специальность 050146 Преподавание в начальных классах. Оно направлено на  духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_vneklassnogo_meropritiya_2011_dekabr.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования   и  науки   Российской   Федерации

Департамент  общего и  профессионального  образования

 Брянской  области

ГБОУ  СПО  «Суражский  педагогический  колледж

 им.  А.С.  Пушкина»

ВНЕКЛАССНОЕ   ЗАНЯТИЕ  

«Свет их подвига»  

                                           

Преподаватель  общественных дисциплин

Радькова Лариса  Степановна

                                                   

Сураж,  2011

(На фоне    музыки  и  кадров  мирной  довоенной  жизни  СССР)

            … Воспоминания,   как  реки  

                 Текут  порой  сквозь  время  вспять

                 И  то,  что  кануло  навеки

                 К  нам  возвращается  опять

                 На  сердце  давит  смутной  болью,

                 Горит  давнишнею  виной.

                 То  вспыхнет  сказочной  любовью,

                 То  страшной  правдою -  войной …

 

(На фоне    музыки    седьмой  симфонии  Д. Шостаковича

сообщение    об  агрессии   фашистской  Германии)

Вед. 1  Самая  сильная  армия   которую  снабжали  многие  страны  покоренной   Европы,   должна  была  обеспечить   Германии  мировое господство.   Путь  к  нему   лежал  через  Советский  Союз.  

      Так  началась  для  нас   Великая  Отечественная  война  -  четыре  года   страданий,  боли,  утрат …  

      Война  во  имя  жизни.  

            Звучит  песня  Б. Окуджавы   «До свидания,  мальчики».  

Вед. 2     Гитлеровский  план  с  кодовым  названием  «Барбаросса» предусматривал   захват  и  уничтожение крупных  промышленных  центров  нашей    страны  всего   за   6 – 8  недель.   Особое  значение  придавалось  уничтожению   Москвы  и  Ленинграда  -  не только  промышленных,   но  и  культурных   столиц  Советского  Союза.   План  предусматривал  уничтожение  городов   вместе  с  жителями  и  затопление  территории.  

Вед. 1   Главный  удар  немцы  планировали  нанести  на  Москву,   поэтому  именно  здесь,  на   центральном  направлении,   сосредоточили   самую  мощную  группировку:  77  дивизий,   1млн. 800 тысяч  человек -  почти  половину   всех  войск  брошенных  против  СССР.        

 

Вед. 2    «Ударом  на  Москву  мы  поразим  голову  и  сердце  советской  системы» -  считал  гитлеровский    фельдмаршал  фон  Клюге.  

       «Захват этого  города,  -  подчеркивалось  в плане  «Барбаросса», -  означает  как  с  политической,   так  и с  экономической  стороны  решающий  успех».  

Вед. 1       Два  года  немецкая  армия  не  знала  поражений.   Ей  покорились  Варшава   и   Вена,   Прага  и  Париж,   казалась  близка   и  победа над  Советским  Союзом.    Успех   пьянил.

Вед. 2   Используя  значительный  перевес  в  силах  немцы  развивали    наступление  по  всему  фронту  и   уже  на  восьмой  день  войны   захватили  город  Минск -   в  двухстах  пятидесяти  километрах  от  западной  границы  СССР.  

        К  середине     июля  1941  года    на  московском  направлении   они  вторглись   на  территорию  Советского  Союза  на   глубину  до   шестиста  километров.    Наши  войска,   неся  большие  потери,   с  тяжелыми  боями  продолжали отступать  на  восток …

(Стихотворение  К.Симонова    «Ты  помнишь,  Алеша,  

дороги  Смоленщины)

Вед.  1   В  кровопролитных  боях   лета -  осени  1941  года  мы смогли  сорвать   гитлеровский  план    молниеносной  войны,   истребив  до  40 %   живой  силы  противника.  Немцы  не  взяли Москву,   как  планировали,   к  15  августа,   и  вынуждены  были   разработать  специальный  план  захвата  столицы  СССР  по  кодовым  названием  «Тайфун».  

Вед.  2     Выполнение  этого  плана   немцы  начали  мощным  ударом   группы  армии    «Центр»    30  сентября  -  2  октября 1941 года  по  войскам  Брянского,  Западного   и  Резервного  фронтов,   оборонявших   дальние  подступы  к  столице.  

     Так  началась  великая  битва  за  Москву,  в  которой  решались  судьбы  народов  нашей  страны и  всего  мира.  

                          (На  фоне  7  симфонии   Д.Шостаковича)  

Вед.  1    Шел   октябрь   1941  года -  в  дождях, в  слякоти,  в  ранних  заморозках.

       Огненная   линия  фронта   пролегла   через  Тулу,  Можайск,  Волоколамск  к  Волжскому  водохранилищу,   взяв  Москву  в  смертельное  полукольцо.  Пространство  раскалывалось  от   рева  орудий,  рычания  танковых  моторов,   воя   пикирующих  бомбардировщиков,   леденящего  кровь  свиста  падающих  бомб …

Вед.  2   В  эти  дни  под   вой   сирен,  возвещавших   очередные  воздушные  бомбежки,   Москва  превращалась   в  огромный  вооруженный  лагерь.  Москва  готовилась  к  бою.  

Вед.  1   … Перекрытые  противотанковыми   заграждениями  улицы,  расписанные   в  маскировочные    цвета  здания,  заклеенные    крест-накрест  бумагой  окна …  

       Тысячи  москвичей  -  женщины,  подростки  ежедневно  строили  оборонительные   сооружения  там,   куда  совсем  недавно,   до  войны,   приезжали  отдохнуть  в  выходные  дни.

Вед.  2   Увязая  в  раскисшей  от  дождей  глине,   они  рыли  окопы,  глубокие  противотанковые  рвы,   вкапывали  в  землю  бетонные  колпаки  долговременных   огневых  точек,  ставили  непроходимые  линии   надолбов  и  «ежей»,   опутывали  колючей  проволокой    простор  подмосковных  полей.  

                           (Стихотворение   Родина    Е. Храмова)

Вед.  1   21  июля  1941  года,  через  месяц   после  начала  войны,   немцы    осуществили   первый  воздушный  налет  на  Москву.   В  нем  участвовало   свыше   двухсот  бомбардировщиков,   которые  шли  на  Москву  с   запада,   охватывая  ее полукольцом.   Наша противовоздушная  оборона   приняла  удар.

Вед.  2   Только  в  ту  ночь  наши  зенитчики     выпустили  по  вражеским  самолетам  29  тысяч   снарядов.   Боевой  порядок  немецкой   авиации  был   расстроен,   одиночные  самолеты,   прорвавшиеся  к  Москве,   под  огнем зениток   сбросили  бомбы  где  попало.  Позже   ночные  авианалеты  на  Москву  стали  регулярными.  

Вед. 1   Для  борьбы  с немецкой  авиацией использовались   аэростаты  заграждения,  которые  вынуждали   немецких   летчиков   подниматься  выше  -   это    снижало  точность   бомбометание.  

      Москва  была  опоясана   сплошным   кольцом  световых  прожекторных  полей,   попавшие  в  них  самолеты  обстреливались   зенитками.  

Вед.  2    225  тысяч  москвичей  составили   13  тысяч  групп   самозащиты  -  пожарные,   медико-санитарные,  аварийно-восстановительные,   дегазация   убежищ,   охраны  порядка,  наблюдение.   Из  учащихся  старших  классов  был  создан   пятитысячный    противопожарный  полк.   Все  население  Москвы включилось  в  борьбу  с  огнем.  

              (Стихотворение  Я.  Козловского    «Москва  1941  года»)

Вед.  1   Враг  упорно  рвался  к  Москве.  

         Мы  должны  были задержать  противника  во  что бы  то  ни  стало,  выиграть  время  для   организации  обороны   на  ближних  подступах   к  столице,  для переброски  резервов  из  Сибири  и  Дальнего  Востока.   Наша  промышленность    должна  была   успеть  дать  фронту   необходимое  количество  оружия и  боеприпасов.  

       Время  работало  на  нас.  

Вед  2    Выиграть  время  -   час,  день,  неделю  -  мы могли  только   ценой   нечеловеческих   усилий,   подлинного  героизма  и  самопожертвования  наших  советских  людей  на  фронте  и  в  тылу:  воинов  Красной  Армии,   партизан,  подпольщиков,  тех  кто   ковал  оружие  и  растил  хлеб …

(Стихотворение   Р. Гамзатова   «Говорят,  что  посмертно …»)

                                         

Вед.  1   В  ходе  октябрьского наступления немецкие войска  продвинулись  на  250  километров,   но  план  Гитлера  взять   Москву  к   середине   октября  был  сорван:  немцы  понесли   значительные  непредвиденные   потери,   упустили  время   и  к  концу  октября   были   вынуждены    приостановить   наступление  для   перегруппировки   сил.  

Вед.  2   Мир,  затаив  дыхание,   следил  за  ходом   борьбы.  Удержится  ли  Москва?  Сможет  ли Советский  Союз  выстоять    в  смертельной  схватке  с  фашистской  Германией?

Вед.  1   … Приближалось   7  ноября   1941  года  -   двадцать  четвертая  годовщина   Великой Октябрьской   социалистической   революции.   В  этот  день   Гитлер  собирался праздновать  свою  победу  в  Москве:   были  отлиты памятные медали,   отобраны  войска  для   победного  марша …

Вед. 2    Но 7  ноября  1941  года   мир  узнал   о  советском  параде     на  Красной   площади!

      Традиционный  парад  продолжался  20  минут. Участники парада  с  Красной  площади   направлялись   прямо на  фронт,  который  проходил   всего  в  30 -  40  километрах  от   Кремля.  

     

Вед.  1  Это  событие   имело   огромное  значение:  оно  показало   всему  миру   нашу  несгибаемую   волю  к  победе.  В  этот  день   ни  один  вражеский  самолет   не  смог   прорваться  к  Москве.  

Вед.  2  Немецкое  командование  в  середине  ноября 941 года предприняло   второе генеральное  наступление  на  Москву. В нем  было  задействовано  больше  войск,   чем  против  всей  Франции    в   1940 году:   51 дивизия,   в  том  числе  20  танковых  и  моторизованных.        

Вед.  1  Теперь  немцы  пытались  прорваться к  Москве через  фланги,  потому  особо  ожесточенные бои шли  севернее  -  в районе  города  Калинин  и южнее  Москвы  - в  районе  Тулы.  Сюда,  по  возможности,  мы  перебрасывали  войска   с  других  участков фронта,  сюда  направлялись  новые  части   сформированные  в Сибири, Средней  Азии,  на  Урале  и  Дальнем  Востоке.  

Вед.  2   Наше  положение  осложнялось  угрозой  нападения   Японии  и Турции,  союзников  фашистской  Германии.  Только  сообщение нашего  разведчика   Рихарда  Зорге  о том,  что  в  1941  году  «Японское  правительство  решило  не  выступать   против  СССР»  позволило  часть  воск с   дальневосточных границ перебросить  к Москве.  

Вед. 1  В  районе  города  Волоколамск   путь  немцам  преградила   сибирская  дивизия  генерала  Памфилова.  На  левом фланге,  у разъезда   Дубосеково,  держало  оборону   подразделение  которому  суждено  было  войти  в историю Великой  Отечественной   войны.  

Вед.  2  16 ноября  1941  года   немцы  предприняли   здесь  первую  танковую  атаку:  20 танков  против   28  наших  гвардейцев.  Бой  шел    больше четырех часов,   14  танков  было подбито,   но  погибли  и  четверо  наших  солдат.   В сумерках -  вторая  атака, еще 30  танков, в том числе  несколько  тяжелых …

Вед. 1  Конкин,  Шадрин,  Трофимов,  Безродный,  Петренко,  политрук  Василий  Клочков …  23  фамилии  павших.  

       Ценой  своих  жизней   герои-памфиловцы  остановили  немецкие   танки.  Об  их  подвиге  рассказал    добравшийся  до  своих  раненый  боец  Натаров.  Позже  он  умер  в  госпитале.

Вед.  2   «Велика  Россия,  а  отступать  некуда -  позади Москва»  -  слова   политрука - памфиловца   Василия  Клочкова,  обращенное  к  воинам  его  подразделения,   были  услышаны всей Россией,  отозвались  в  сердцах  миллионов  советских  людей.

(Стихотворение  П. Железнова  «На  подступах  к  Москве»)

(Исполняется   песня  М. Ножкина  «Под  Ржевом»)

Вед.  1    …  Ржев,  Вязьма,   Малоярославец,  Волоколамск,  Тула  -  рубежи  обороны  Москвы.   Многие  населенные  пункты  неоднократно  переходили   из  рук  в  руки.

Вед. 2  Наши  войска,   неся  большие  потери,  в  тридцати-градусный   мороз   в снегах   Подмосковья   выполняли  свой  долг:  задержать  продвижение  немцев  к Москве.  Задержать  на час,   на  день,  на  неделю.  Задержать  любой  ценой.

Вед.  1 В  критический  период  обороны  Москвы  были  сформированы  и  брошены  в бой  четыре  дивизии  народного  ополчения,  курсанты  подольских военных   училищ  и  училища имени  Верховного  Совета -  будущий  цвет  нашей армии.

Вед.  2  Необстрелянные,  плохо  вооруженные,  сознававшие,  что  первый  бой  для  многих  станет  последним,   они   полегли  под  Москвой,   но  на  несколько  дней  задержали  противника.  

               Что  гибель  нам?  Мы  даже  смерти  выше.

               В  могилах мы  построились  в  отряд

               И  ждем  приказа  нового.  И  пусть  

               Не  думают, что  мертвые  не  слышат,  

               Когда  о  них  потомки  говорят.

Вед.  2    …  К  началу  декабря  1941  года  соотношение  сил  под  Москвой  изменилось.   Превосходство  немцев   в  численности   войск,   в  количестве  танков  и  артиллерии  уже  не  было  таким  подавляющим.   В  авиации   мы впервые     с  начала  войны  имели  преимущества.  

Вед. 1  5  декабря  1941  года  немцы  начали  третье  наступление  на  Москву,  но  были  сразу  же  остановлены.   Не  позволив противнику    перейти  к обороне  и  подтянуть  свежие  силы,  наши  войска   5-6  декабря   1941  года   перешли  в  контрнаступление   по  всему  фронту  в  тысячу  километров  от  Калинина  до  Ельца.   В  наступлении  участвовали  войска  Западного,  Калининского  и  Юго-западного   фронтов  под командованием  полководцев  Жукова,  Конева,  Тимошенко.  

Вед.  2    Долгожданное  наступление!   Участник битвы  за  Москву   писатель Вадим  Кожевников  вспоминал  «Никогда  я  еще  не  видел,  что бы  наши  люди   сражались  с  таким  восторгом  и  упоением,  как  это  было  в  декабрьские  дни   разгрома  немцев  под  Москвой.  

      Говорят,  что  на  войне  нельзя  испытать   ощущение  полного  счастья.  Неправда!   Мы  тогда  чувствовали  себя  самыми  счастливыми  людьми,  потому  что  победа  -  это  счастье!   Это  была   первая  большая  победа,   значит  -  первое  ощущение  огромного, всепокоряющего  счастья»  

Вед.  1   Успех наступления советских  войск  под Москвой  во  многом  определялся работой  нашей   промышленности,  для  которой   в  период  с октября  по  декабрь  1041  года  был  самым  критическим  за  всю  войну.  

     Оборудование  многих  эвакуированных  предприятий  (всего  было  эвакуировано  около   полутора   тысяч  заводов)  еще  находилось   в пути  на  Восток  или  только  устанавливалось  на  новых   местах,   а  потребности  фронта   в  оружии  и  боеприпасах   возрастали.

Вед.  2.  Известны случаи,  когда   эвакуированное   в  Сибирь  промышленное  оборудование  устанавливалось   на  площадках  под  открытым  небом  и рабочие,    это   были    в  основном  женщины  и  подростки,  в  мороз,  на  ветру  начинали  производить   необходимую  фронту  продукцию.  Заводские  стены  возводились  потом.  

Вед. 1.   «Все  для  фронта,  все  для  победы»   -  эти  слова    стали  девизом  жизни  многих  миллионов  наших  людей  работавших  в тылу.   Единство  фронта  и  тыла.  Все  во  имя  спасения   Родины,  не  щадя  сил,  здоровья,  самой  жизни.  

Вед.  2.  Наш  народ   оказался  духовно  сильнее  противника,  мы  верили  в  свою  правоту,  верили  в  победу.  Это  одна  из  главных  причин  того,  что  победа  пришла.  Вслушайтесь  в  голоса  защитников  Москвы.  

( Зачитываются  выдержки  из    писем  воинов

 Красной  Армии,  оборонявших  Москву)

Вед.  1  Наше  наступление   продолжалось  до  апреля   1942 года.  Но  уже  к началу  января  1942  года  на разных  участках  фронта   немцев  отбросили   на   100 – 300  км  от  Москвы,   освободив   более  одиннадцати   тысяч  населенных  пунктов.  Впервые  с  1939  года   немцы  потерпели серьезное  поражение, потеряв  при  этом  38  дивизий  и много  техники.  Под  Москвой  был развеян  миф  о  непобедимости  гитлеровской  армии.   План    «Барбаросса»,  -  план   молниеносной   войны  против  Советского  Союза  полностью  провалился

Вед. 2   По  свидетельству  западно-германского  историка   К. Рейнгардта,   «После поражения  под  Москвой  Германия  уже  не  могла  восполнить   всевозрастающий   недостаток  в  людских  ресурсах,  что  все  больше  и  больше   ограничивало   ее   военно-экономический   потенциал».   В  битве  за  Москву  закладывался  фундамент   нашей  будущей  великой  победы.  

Вед. 1   … Год  отступлений,  крови  и  утрат.

                 Потерь  не  счесть,

                                              страданий  не  измерить.

                 Припомни  все   и  оглянись  назад  -

                 И  разум  твой  откажется поверить.

           

Вед. 2       Как  многих  нет,  

                                           и  не  сыскать  могил,

                  и  памятников   славы  не   поставить.

                  Но  мы  живем,   и  нам  хватило  сил.

                  Всех  сил  своих   мы не  могли  представить.

Вед. 1       Выходит,   мы  сильней  самих  себя,

                 Сильнее  камня  и   сильнее  стали.

                 Всей   кровью ненавидя   и   любя,

                 Мы  вынесли,

                                         дожили,

                                                       достояли.

                           

(Исполняется  песня   А.Пахмутовай  

 «Ты -  моя надежда,   ты  -  моя  отрада»)

Вед.  2   Течет  река   времени …  Идут  годы,  сменяются  десятилетия.  Но   подвигу   нашего   народа   в  Великой  Отечественной   войне   жить  в  веках  …

(Исполняется    песня   Я. Френкеля   «Журавли»)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное военным подвигам русских солдат

Мероприятие построено на основе синтеза литературы и истории....

Внеклассное мероприятие "Иван Сусанин. Подвиг простого крестьянина"

Проводя данное мероприятие я поставила перед собой следующие задачи:1.Воспитывать чувство патриотизма.2.Привить любовь к Родине.3. Доказать, что на ход истории могут повлиять не только знаменитости, н...

Конспект внеклассного занятия « Мама – первое слово на свете".

Воспитание чувства любви, нежности, уважения и  чуткости к матери;сплочение коллектива учащихся и родителей;развитие творческих способностей детей.Поддержать традиции бережного отношения к женщин...

Внеклассное мероприятие "Песни великого подвига"

Песни военных лет…Цели мероприятия: расширить   представление   учащихся   об   истории   возникновения военных песен; воспитывать  чувство...

внеклассное занятие для 5-9 классов "Подвиги во имя Победы"

Материал способствует более полному изучению страниц истории Родины, учит понимать и ценить заслуги старшего поколения в Великой Отечественной войне, воспитывает уважение к подвигам людей, подарившим ...

Внеклассное занятие «Подвиг Алексея Маресьева»

Внеклассное занятие "Подвиг Алексея Маресьева"...

Методическая разработка мероприятия внеклассного занятия «Подвигу жить в веках»

Внеклассное мероприятие, посвященное  Победе советского народа  в Великой Отечественной войне  1941-1945 гг. Содержит краеведческий материал. Данное мероприятие рассчитано на школ...